13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Семья и любовь в прошлом и настоящем
БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬ ПЕТР И КНЯГИНЯ ФЕВРОНИЯ
Пример этих благочестивых супругов как некий образец семейной жизни. И замечательно, что день памяти муромских святых стал по воле Божией (ибо без воли Божией такие свершения не происходят) народным праздником семьи, любви и верности.
День святых благоверных Петра и Февронии стал народным праздником тогда, когда Россия, пройдя через страшные испытания XX века, начала обретать свой путь духовного развития, свой путь в будущее. Эта замечательная инициатива, обращенная к современным людям, очень актуальна, потому что в переживаемое нами время, как никогда, испытывается на прочность сам институт семьи, само понятие брака.
Сегодня наши семьи, особенно молодые супружеские пары, помимо испытания бытом, материальными проблемами подвергаются другой, еще более серьезной опасности: современный мир предлагает нам совсем иную модель поведения, иной образ жизни, отличный от того, к которому призывает нас Христос и которому последовали благоверные муромские князь и княгиня. Вступление в брак — законный союз мужчины и женщины — зачастую уже не рассматривается в качестве необходимой нормы, регулирующей отношения между полами. Единственной нормой, которая предлагается секулярным сознанием, игнорирующим Божественные установления, является сиюминутная прихоть, жажда новизны, поиск порочных удовольствий. Жизнь такого человека, порабощенного инстинктами, находящегося в плену у своих страстей, в конечном итоге оказывается пустой и безрадостной, одинокой и несчастной. Подлинную же радость, полноту бытия мы обретаем, только когда живем в соответствии с непреложными нравственными законами, установленными Творцом, когда всем сердцем стремимся быть со Христом и любить своих ближних.
Опасная тенденция, направленная на разрушение семейных отношений, началась во второй половине XX века.
128
Ее окрестили странным наименованием — «сексуальная революция». На самом деле то была не революция (а если и революция, то в самом плохом смысле этого слова), а попытка — удавшаяся попытка — раскрепостить человеческий инстинкт, поставить его над разумом, над человеческой свободой, над человеческим достоинством, создать культуру поклонения этому инстинкту, ввести его в обиход как некую норму жизни, как некое правило общения между мужчиной и женщиной.
Если бы еще сто лет назад кому-то сказали, что люди сами, своими руками, в том числе и опираясь на государственную поддержку, поддержку общества, могущественных средств массовой информации, будут разрушать семью, то никто в это не поверил бы, как еще совсем недавно никто не поверил бы в то, что во многих странах будет законодательно закрепляться возможность устраивать «семью» на основе греховных отношений между людьми одного пола. Никакой «продвинутостью», никаким интеллектуальным развитием невозможно объяснить движение людей в бездну. А ведь там, где разрушаются основополагающие принципы человеческого бытия, там бездна, там гибель.
Почему так? А потому что человека и этот мир создал Бог. Кто-то в это верит как в непреложную истину, кто-то сомневается, а кто-то эту истину отвергает. Но от этого сама истина не исчезает. Богу было угодно положить в основу бытия этого мира законы и правила. Именно так функционирует физический мир — по законам и правилам. Некогда эти законы были скрыты от человеческого разума, но затем человек проник в их смысл, и нередко это проникновение приводило людей к отрицанию Самого Законотворца, Бога, Творца мира. Однако проникновение в законы бытия, физические законы, ни перед кем не ставит задачи отменить эти законы, разрушить их хотя бы потому, что нет такой силы в мире, которая могла бы
129
это сделать. А если бы это удалось, то мир разрушился бы, и все это хорошо понимают. Никому ведь в голову не придет испытать закон тяготения на собственном опыте, спрыгнув с десятого этажа, разве что только человеку в состоянии умопомрачения или разрушительного стресса.
Но Бог положил в основу человеческой жизни и нравственные законы, нарушение которых так же опасно, как и игнорирование законов физических. Один из этих законов связан с созданием человеческой семьи: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. И то, что Бог соединил, человек да не разлучает. Это не человеческие слова, не человеческая мудрость, — это слова Божественные.
И если, опираясь на человеческие знания, человеческий опыт, люди пытаются эту истину и эту мудрость отменить, то результатом будет гибель, потому что в них — один из основополагающих законов человеческого общежития. Потому что именно в жизни двух людей, соединяющихся в одну плоть, как ни в чем ином, проявляется любовь одного человека к другому до полного единения, до жертвенного служения друг другу. И если разрушить семью — ту самую, где проявляется сила Божественной любви, — то и сама любовь исчезнет. Она будет заменена некими эрзацами, которые уже сегодня нам пытаются предложить в качестве опасной подмены семейных отношений.
Господу было так угодно, и именно поэтому семейные отношения, брак, с апостольских времен благословляются Церковью. Первое свидетельство о благословении брака мы находим в письмах святого Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, жившего во второй половине I — самом начале II века. Он пишет, что желающие соединить свои жизни должны прийти и получить благословение епископа. Зачем же это нужно? На этот вопрос замечательно ответил Григорий Богослов.
130
Размышляя о браке и вспоминая то, что произошло в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино, чтобы порадовать участников брачной трапезы (см.: Ин. 2, 1-11), Григорий Богослов говорит: «Где Христос, там все обретает достоинство, и вода претворяется в вино, и все изменяется к лучшему».
Эти замечательные слова отца Церкви, проникновенного богослова и духовного учителя, помогают нам многое понять. И на вопрос, почему нужно благословение Церкви на семейные отношения, мы отвечаем: там, где Христос, там все обретает достоинство. Там особое достоинство обретают личности мужа и жены. Там особое достоинство обретает сам брачный союз и все меняется к лучшему, подобно тому как вода в Кане Галилейской преложилась в вино.
Пример святых Петра и Февронии учит нас тому, что такое семья и что такое любовь. Сейчас люди много говорят о любви, поют песни, слагают стихи, пишут книги; каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Но у очень многих людей, особенно молодых, нет понимания того, что есть любовь; она ассоциируется у них с такими явлениями, как грех и распутство. Но в грехе и в распутстве нет любви — любовь может явить себя только в семейной жизни. Почему? Потому что любовь — главная отличительная черта, присущая человеку, — проявляет себя в способности одного человека отдавать себя другому человеку. Не может быть любви без жертвенности, без радостного служения другому.
В Послании к Галатам апостола Павла мы находим замечательные слова: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). А где же мы научимся носить тяготы друг друга? Где же человек может раскрыть свою душу, самые прекрасные качества своей души? Где он может взять на себя тяготы другого человека и так исполнить закон Христов? Да только там, где любовь, — в семье. Семья
131
есть школа любви, школа благочестия, школа человеческого счастья. Если разрушается семья — уходит любовь. А уходит любовь — Христос уходит, потому что закон любви для жизни всего рода человеческого — это Его закон.
Я очень надеюсь, что память святых Петра и Февронии Муромских, которая стала нашим народным праздником, поможет многим людям вступить в брак, освятить его таинством Венчания, а в браке — испытать себя на прочность, потому что непросто любить и непросто нести тяготы другого человека. Но Бог восхотел, чтобы именно через эту школу мужества и испытания люди обретали счастье.
Не надо от брака ждать того, чего нередко ждут молодые люди — удовольствий и наслаждений. Если человек только ради этого вступает в брачные отношения, то очень скоро он осознает, что не получил того, что хотел. Мы знаем, какой трагедией для нашего народа являются разводы, особенно распад первых браков, заключаемых в молодости. Но тот, кто вступает в брак с любовью, кто проносит это чувство через годы и научается носить тяготы другого человека, становится действительно счастливым в своей жизни, в жизни своих детей и внуков.
Сегодня перед людьми стоит и другая проблема. Безбожный XX век с его страшными гражданскими конфликтами и войнами утвердил в сознании людей греховную мысль о том, что законно и возможно проливать кровь неродившихся младенцев. Ничего более чудовищного люди придумать не могли — чтобы во имя каких-то прагматических целей, чаще всего связанных с обеспечением более комфортной жизни, идти на то, чтобы убивать порождения свои.
Великая Россия — страна от океана до океана — сегодня слабо заселена. По подсчетам ученых, к нынешнему времени нас должно быть более 300 миллионов, а нас в два раза меньше. Конечно, к такому резкому сокращению населения
132
страны привели тяжкие обстоятельства — внешние и внутренние. В результате тяжелейших испытаний, выпавших на долю нашего народа, мы потеряли миллионы и миллионы людей. Революция, Гражданская война, другие войны, включая самую кровопролитную Великую Отечественную, все те огромные перемены в народной жизни, в политическом и экономическом укладах, которые пришлось вынести нашему народу, — за все заплачено миллионами человеческих жизней.
Но и во времена благополучные или сравнительно благополучные по злой человеческой воле, по диавольскому наущению наш народ начали приучать к мысли о том, что не нужно иметь много детей, что достаточно иметь одного ребенка. Стали всячески поощрять такое страшное злодеяние, как аборт; дело дошло до того, что врачи начали склонять молодых женщин к совершению абортов. Нация, которая выиграла Великую Отечественную войну, которая 27 миллионов жизней положила только на то, чтобы спасти мир от страшного врага, — эта нация победителей оказалась подточенной страшной жизненной философией, безбожной и злодейской, нацеленной на то, чтобы ограничить рождаемость в нашей стране.
Именно в браке должны рождаться дети. Размышляя на эту тему, святитель Иоанн Златоуст сказал удивительные, проникновенные слова: «Человеколюбивый Бог, чтобы исцелить человека от страха смерти, даровал деторождение, в котором является нам образ воскресения»1.
Действительно, деторождение, по слову Златоуста, являет нам образ воскресения, потому что уходящие в неведомое будущее поколения людей как бы переносят каждого, кто им предшествовал, в это будущее, навстречу грядущему Спасителю. Великое таинство брака и деторождения не может быть отменено злой человеческой волей и человеческой мыслью,
1 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 18-я на Книгу Бытия, 4.
133
потому что эта отмена означала бы прекращение жизни рода человеческого. Как бы ни были соблазнительны тот образ жизни, та модель поведения, которые предлагают нам сегодня средства массовой информации, художественная литература, кинематограф, раскрепощая инстинкт человека, поставляя его не на службу, не на созидание, не во образ воскресения, а в гибель человеческую, брак и деторождение, несомненно, всегда сохранятся в роде человеческом, потому что так восхотел Господь. И те, кто будет склонять главу свою в послушании перед этой великой тайной единства двух людей в одну плоть, кто со смирением и надеждой будет принимать благословение Божие на эту жизнь, всегда, даже в скорбях, будут обретать радость и силу и продолжать род человеческий.
Почитание святых Петра и Февронии не может не разрушить страшной тенденции сокращения рождаемости. Уже сейчас мы чувствуем перемены, совсем небольшие, но они пробиваются, подобно подснежникам, сквозь толщу снега; уже сейчас видны эти ростки жизни. И я призываю всех задуматься о том великом предназначении, которое имеет каждый взрослый человек, создающий семью, — о том, чтобы рождались дети — столько, сколько Бог посылает.
Наши предки были не богаче, чем мы. Вспоминаю свое собственное детство: в 19-метровой комнате нас проживало пять человек, но никому и в голову не приходило сказать, что мы несчастны. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Конечно, внешние условия жизни могут влиять и влияют на самоощущение людей, и задача государства и общества заключается в том, чтобы жизнь нашего народа благоустраивалась, чтобы решались многие экономические вопросы. Но нужно помнить, что даже самый успешный и богатый человек, живущий в хоромах, может чувствовать себя одиноким и несчастным, считая свою жизнь несостоявшейся и не зная, что такое счастье и что такое любовь.
134
Сегодня Церковь призывает законодателей, на чьих столах в Государственной думе лежат поправки, которые могут хотя бы символически сократить количество невинно убиенных детей, проникнуться сознанием ответственности пред Богом, а уж если этого не дано, то сознанием ответственности перед народом своим. Для чего нам экономика, для чего модернизация, продвинутая инфраструктура, социальное обеспечение, если народа не будет?! Какое освоение сибирских пространств и Дальнего Востока, Севера и морей, когда не будет людей, или их будет недостаточно, или они будут больны?! И потому Церковь возвышает свой голос не как политическая сила, не как участник политической борьбы, а как община, сохраняющая веру в Бога-Творца, заложившего нравственный закон в природу человеческой жизни.
Церковь обращается и к нашему народу, молодым мужчинам и женщинам, с призывом принять на себя ответственность за рождение детей, возможно принимая вместе с тем и скорби, и лишения. Но разве от этих скорбей кто-то становился несчастным? Разве от этих лишений кто-то становился слишком ограниченным в своих возможностях? Вся история нашего народа свидетельствует о том, что это не так; и даже при невысоком жизненном уровне люди, имея большие семьи, радовались каждому рождаемому младенцу. Величие страны нашей, величие всей исторической Руси невозможно в условиях резкого сокращения рождаемости и опасности вымирания нации.
Да вразумит всех нас Господь: верующих людей укрепит в страхе Божием, в желании исполнять заповеди, а неверующим поможет развить хотя бы инстинкт самосохранения, потому что состояние семьи и рождение детей есть непременный залог успеха национальной жизни и государственного развития.
Размышляя на тему любви, семьи и верности, мы должны также сказать и о тех, у кого нет семьи или детей. Это
135
не означает, что такие люди являются Богом обиженными. Бог каждому определяет путь в жизни и каждому дает свое призвание. Люди, лишенные семьи и детей, не лишены любви Божией. И на них изливается милость Божия, и чаще всего эти люди становятся способными нести жертвенное служение ради ближних, исполняя слова апостола Павла: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов.
У Бога нет детей первого и второго сорта. Бог каждого призывает к служению, каждого призывает к жизни по Его заповедям. Нам же остается лишь откликнуться на этот призыв и идти навстречу Богу, утверждая любовь, мир и правду в своей жизни и в жизни окружающего нас мира.
Празднуя память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, мы почитаем их и как исповедников веры. Явив удивительный пример чистоты супружеских отношений, искренней любви, готовности пронести любовь свою через самые тяжкие жизненные испытания, они тем самым исповедовали свою веру в Господа, в Бога любви и правды. Скольких людей до сих пор приводит ко Христу дивный пример жизни святых Петра и Февронии! Он учит нас тому, что исповедание веры есть не только произнесение нужных, правильных и мужественных слов, но и сама жизнь в соответствии с этими словами.
Церковь возносит к благоверным Петру и Февронии Муромским молитвы о православных семьях, об умножении любви, об укреплении мира, согласия и взаимопонимания среди супругов, о даровании им детей, об их благополучии и долгоденствии. Но также она молится и о том, чтобы каждый, кто верует во Христа Иисуса, имел силу исповедовать эту веру и добрыми словами, и добрыми делами.
Пусть пример святой жизни князя Петра и княгини Февронии поможет всем, состоящим в браке, соблюдать свою домашнюю церковь (см.: Флм. 1, 2) в мире, любви, благочестии,
136
целомудрии и чистоте. Молитвенно желаю всем щедрых милостей от Приснотекущего Источника благодати — Господа. Прославляя Триединого Бога, попечение о людях Своих имущего, обращаюсь ко всем с апостольским призывом: Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью (1 Кор. 16,13-14).
137
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.