Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Благоверный великий князь Александр Невский. Власть и спасение

БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

 

Среди русских святых благоверный князь Александр Невский, этот великий Божий угодник, занимает особое место. Он — строитель и охранитель Святой Руси, покровитель нашей страны, ее воинства, покровитель законной власти, пример жертвенного служения народу.

Святой князь соединил в своей личности множество добродетелей. Мы знаем его как выдающегося политического деятеля средневековой Руси, человека огромного управленческого и дипломатического таланта, которому удалось оградить землю Русскую от нашествий грозных завоевателей с востока. Но он умел не только убеждать словом; князь умел также извлечь меч из ножен и прогнать врага, посягнувшего на наше Отечество, и делал это дважды, будучи еще совсем молодым человеком, остановив более чем опасную — катастрофическую для Руси — оккупацию с запада.

Но если бы князь Александр вошел в историю только этой стороной своего служения, если бы мы знали только о его государственном уме и воинском героизме, то не прославляли бы его сегодня, не молились бы ему по всей Руси, ведь Церковь не канонизирует людей за хорошо исполняемые профессиональные обязанности.

Самый, может быть, главный и важный вопрос, связанный с личностью благоверного князя: почему мы молимся ему как святому, почему мы прославляем его? Почему память о нем сохраняется не только среди политиков и историков, не только среди военачальников, изучающих в академиях талант полководца Александра Невского? Почему его имя

108

 

 

особым образом запечатлелось в истории не только страны, но и Церкви? Он не творил чудес, не был церковным учителем — и все же мы почитаем его как святого Божьего угодника. В чем же проявилась его святость?

Нужно представлять себе эпоху, в которую жил Александр Невский. Тогда было много князей, и каждый стремился показать другому свою силу, мощь, власть, способность быть первым; а тем временем враги наступали с запада и востока, теснили наше Отечество, утратившее независимость в результате татаро-монгольского нашествия и чудом еще сохранявшее себя. Но Александр Невский, будучи великим князем, нес ответственность за всю Русь, разделенную, однако еще сохранявшую национальное самосознание великого единого православного Русского государства. Прекрасно понимая, какие опасности грозят стране, он делал все для того, чтобы оградить свой народ от погибели.

Князь — это глава народа, высшее должностное лицо, причем в те времена, в отличие от нынешних, князь совмещал высшую исполнительную, законодательную и судебную власть. Все было в его руках, и от того, как он правил, как осуществлял свою власть, зависело, процветают народ и Отечество или погибают, подвергаясь внешним нападениям и внутренним междоусобицам.

В апостольском (см.: Гал. 5, 22-6, 2) и евангельском (см.: Мф. 11, 27-30) чтениях есть слова, которые прямо относятся к жизни и подвигу святого князя Александра Невского. Апостол Павел, обращаясь к галатам, говорит: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. А в Евангелии от Матфея Господь говорит Своим ученикам: ...иго... Мое благо, и бремя Мое легко есть. И в одном, и в другом отрывке речь идет о бремени, об ответственности.

Князь Александр Невский стал святым не потому, что был мудрым правителем, талантливым полководцем,

109

 

 

мужественным воином и блестящим дипломатом. Он стал святым именно потому, что, будучи главой народа и государства, принял на себя, в свое сердце тяготы других людей, тяготу всей Руси. Он поставил себе задачей освободить Русь от этой тяготы и выполнил ее настолько, насколько хватило ему жизни и сил.

Смысл своей власти он видел в служении.

Пребывание на высших должностях, связанных с широкими властными полномочиями, от реализации которых зависит судьба народа, нельзя называть работой. Это не работа, это именно служение. Работа от служения отличается тем, что человек работающий имеет право и возможность заниматься еще многими другими делами. А человек служащий не имеет такого права — все, что он делает, все, о чем он думает, к чему направляет волю, должно быть связано с благом народа, над которым он поставлен.

Святой благоверный князь Александр Невский был именно таким правителем, и Господь споспешествовал ему.

Главная его задача заключалась именно в сохранении народа, в сохранении страны. Хотя Русская земля и находилась под татаро-монгольским игом, под внешним управлением, она сохраняла, как мы сейчас сказали бы, высокий уровень автономии. Князья, которые должны были получать от хана ярлык, то есть разрешение на княжение, были свободны во внутренних делах в масштабах своих княжеств. Но тем не менее над Русью все-таки довлела чужая власть, которая отнимала все, что зарабатывал народ. Страна наша была тогда ограбленной, нищей, потому что нужно было платить огромную дань хану.

И в это тяжелое время, когда великий княжеский престол переместился во Владимир, но большую роль стал играть также Новгород, сделавшийся как бы северной столицей Руси, молодой князь Александр столкнулся с двумя смертельными

110

 

 

опасностями для страны: натиском рыцарей с запада и угрозами степняков с востока.

Закованные в броню ливонские рыцари двинулись крестовым походом на Русь, желая изменить нашу веру, наше национальное самосознание, подчинить себе и таким образом разрушить Русь. Александру надо было выбирать, что делать, с кем бороться — с рыцарями или со степняками. И он отдает предпочтение связям с татаро-монголами, потому что им нужен был всего лишь наш кошелек, а тем, кто наступал с запада, — наша душа, наше сознание. Двадцатилетний князь понял это и всю силу своего таланта — и полководческого, и управленческого — употребил на то, чтобы победить злейшего врага.

Имея горячую веру и твердую надежду на помощь Божию, он не побоялся возглавить дружину, которая должна была остановить шведское войско, вошедшее в устье реки Невы и угрожавшее всей Новгородской земле. Он не побоялся встретить грозного врага, во много раз превосходившего по силе, на льду Чудского озера — ливонских рыцарей, закованных в броню. И на Неве, и на Чудском озере он одержал победу, хотя было мало надежд и никто не верил, что этот совсем молодой человек, неопытный, не владеющий полководческим искусством, не имеющий надежного войска, сумеет победить.

Отправляясь на рать, князь Александр при выходе из Софийского собора Новгорода сказал слова, вошедшие в историю: «Не в силе Бог, а в правде. Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем» (Пс. 19, 8). Защищая правду своего народа, он победил; он не только управлял войском, но и сам, взяв в руки меч, шел впереди своих воинов и в единоборстве, в открытом бою одолел предводителя шведского воинства. Две агрессии — шведская и ливонская — были остановлены, враг был разбит. Не удались крестовые походы на Русь.

111

 

 

Какие же нужны были таланты, какая сила духа, сила разума, сила воли, какая мудрость не по годам, чтобы ровесник наших нынешних молодых людей взял на себя ответственность за страну и победил!

Затем великий князь Александр должен был решить другую задачу: не допустить нового вторжения монгольских завоевателей на Русскую землю, особенно на север Руси, который оставался свободным от них. Князь, несомненно, понимал всю стратегическую важность этих территорий, куда устремился народ из центральной, южной, юго-западной и западной Руси — из тех мест, которые мы сейчас называем Беларусью, Украиной, югом России. Люди уходили на север, зная, что там безопасно. Именно там созревала мощь нашего народа и нашего государства, и нужно было всеми силами предотвратить нашествие туда врага.

И Александр смиренно идет в Орду, склоняется перед ханом, принимает его волю и, возвратившись, продолжает ему служить, вызывая нарекания и обвинения со стороны своего народа. Многие называли его предателем, считая, что уже настало время дать бой завоевателям. Но Александр, зная военное и экономическое состояние Руси, понимал, что этого делать нельзя: нужно было время для накопления материальных средств, для создания войска, для воспитания новых поколений русских людей, которые не были бы деморализованы татаро-монгольским завоеванием, гибелью множества городов страны.

Он нашел правильные слова, чтобы, не теряя своего княжеского достоинства, не посрамляя земли своей, склониться перед теми, кто был гораздо сильнее и в чьих руках оказалась судьба Руси.

Когда новгородцы восстали против сборщиков дани, посланных ханом, Александр, сознавая, что это может стать предлогом к новому сокрушительному для Руси нашествию,

112

 

 

словно бы поднялся против собственного народа и наказал тех, кто убил ханских посланцев. Трудно представить себе, что было тогда в душе Александра. Каким холодом, каким непониманием пахнуло на него со стороны новгородцев! Но святой благоверный князь знал, что делал, — он спасал свой народ и страну и, обезопасив западные границы Руси, стремился так же надежно обезопасить Русь с востока.

Такое самоотверженное служение народу не может не иметь под собой мировоззренческих основ, оно не может направляться лишь прагматическими соображениями. Ведь человеку всегда хочется иметь свое личное пространство, наполнить его богатством, роскошью, комфортом, благоденствием... Святой князь Александр не имел никакого личного пространства. Вся его жизнь была посвящена Богу и людям. В основу всего он полагал свою веру в Бога. «Не в силе Бог, а в правде» — какие потрясающие слова, какой в них колоссальный духовный заряд! В этих словах — весь Александр.

Он умер еще молодым человеком, сорока с небольшим лет. Князь Александр вынужден был снова ехать в Орду и снова вести непростые переговоры с ханом, а возвращаясь домой, скоропостижно умер. Многие историки считают, что он был отравлен. В этом нет ничего невероятного, потому что ханы, не имея видимого повода воевать с Александром, конечно, прозревали его стратегию, и есть все основания думать, что он умер не своей смертью. И моментально весь народ объединился в почитании святого князя — никаких разногласий, никакой подозрительности, только горячая любовь. Все осознали великую роль благоверного князя Александра Невского не только в истории северо-запада нашей страны, но и в истории всей Святой Руси. Церковь же в лице тогдашнего митрополита всея Руси Кирилла, духовного наставника князя, всегда прозревала смысл его жертвенного подвижнического служения. Дивные слова святителя Кирилла в память о князе Александре

113

 

 

сохранили для нас летописи: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». То были слова, лишенные всякой лести, — они шли от сердца. Народ подхватил слова митрополита — они вошли в сознание, в плоть и кровь нашего народа.

Благоверному князю Александру Невскому были даны многие таланты; за короткую жизнь он принес Богу великий плод и потому стал святым. Такой подвиг не мог быть не замечен людьми, и народ прославил его святое имя.

Несколько веков спустя царь Петр I перенес мощи святого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Это перенесение освятило нашу Северную столицу, наполнив ее духовной силой, и, несмотря ни на какие веяния близлежащего иноверного мира, Петербург всегда оставался оплотом Православия — именно потому, что в его сердце почивали мощи Александра Невского...

Прошли столетия, но память о святом благоверном князе не исчезает в нашем народе. Особенно сильной и живой она стала в годы Великой Отечественной войны. Тогдашним руководителям Советского Союза пришлось вспомнить прежде намеренно вычеркнутое из истории имя князя Александра Невского. Они понимали: для сокрушения страшного врага нужно вдохновить людей на борьбу так, чтобы все без исключения принимали в ней участие. Имя святого благоверного князя связало годы Великой Отечественной войны с далеким XIII веком и дало действительно великую энергию тем, кто должен был идти и отдавать свою жизнь за Родину.

Удивительно житие святого благоверного князя. В нем повествуется о том, что Александр Невский, этот грозный для врагов полководец, правитель, проявлявший, когда нужно, жесткость, был любвеобильным человеком — он умел любить людей, умел радоваться. Про такого сказали бы: у него хороший характер. Мы знаем, что характер, особенно с возрастом,

114

 

 

нередко портится. Но великий князь Александр жил с радостью в сердце и в молодости, и в зрелые годы. Он старался пребывать в мире со всеми, с кем только возможно, — и с ханами, и со своим народом, который не всегда его понимал. Он не был в мире только с теми, кто являл смертельную опасность для Отечества.

Александр имел долготерпение, ведь надо было претерпевать и тяжелые военные походы, и смертельно опасные посещения Золотой Орды. Терпение — это большая добродетель, которая свидетельствует о внутренней силе человека. Какое же требовалось терпение, какая кротость, чтобы склонять голову перед ханом ради безопасности своего Отечества!

Александр Невский был и очень воздержанным человеком. Как великий князь он мог позволить себе все, и, хотя нравы в то время были разные, Александр жил доброй и светлой жизнью. И этот опыт его личной жизни — светлой, мирной, радостной — проецировался и на его общественное служение. Он воздерживался от многих вещей, от которых не воздерживались люди во власти, был строг к себе.

Почему же Александр Невский стяжал все эти добродетели, став святым, в то время как многие иные князья, в том числе и выдающиеся политики, не имели этого и Церковь не прославляет их как святых? Откуда все эти добродетели у князя Александра Невского? От книг, от мудрости, от встреч с умными людьми, то есть, если говорить по-современному, от образования или от опыта? Вовсе нет. Ведь такой же опыт, как у Александра, имели многие — и князья, и не князья.

Ответить на этот вопрос помогает отрывок из Послания апостола Павла к Галатам: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Все эти добродетели не могут возникнуть на пустом месте. Сколько бы дипломов у человека ни было, какие бы блестящие успехи он ни являл в течение

115

 

 

всех лет своего обучения, не произрастут из этого добродетели, и от напряжения воли ничего не получится!

Терпеть можно, напрягая волю, но терпеть долго или всю жизнь не получится. А полюбить на всю жизнь получится? Вот встречаются молодые люди, бросаются друг другу в объятия, демонстрируя огромную силу чувств. А что происходит потом? Через несколько лет — никакой силы чувств и вместо любящих людей — два человека, которые ненавидят друг друга и жить вместе не могут. Где же любовь, ведь Бог дал им это чувство? Что с ним произошло? Где оно? Его нет! И семья разрушается, дети становятся сиротами при живых родителях. А радость? Как можно обрести радость? Современный человек пытается делать это, просто включая телевизор, — уж больно мы любим развлекаться, думая, что развлечение — это радость. Но развлечение дает лишь мимолетный эффект, а радость — это понятие вечное, неизменное. А если говорить о кротости? Великий князь — и кротость... У нас настоящим начальником считается тот, кто умеет хмурить брови. Как же кротость сочетается с начальством?! А великий князь сочетал.

Если мы хотим быть счастливыми людьми, достигать успехов в труде, иметь мир в сердце, радость, любовь, быть долготерпеливыми, милосердными — а милосердие меняет природу человеческих отношений, и не только в семье, но и в обществе, — мы должны получить этот дар Святого Духа. Где же обрести его? Бог дает этот дар в Церкви, через Крещение, через принятие Святых Христовых Таин. Все эти великие добродетели, которые идут словно бы против нашей человеческой природы, могут только от Бога войти в человеческую душу. Это плод Духа, а не наши усилия — хоть голову разбей, ничего не получится, и никогда без Бога любовь в сердце не сохранится, и кротости не будет, и долготерпения, и милосердия.

В евангельском чтении (см.: Мф. 11, 27-30), которое приурочено ко дню памяти святого благоверного князя,

116

 

 

указывается на самое главное, чем обладал Александр Невский, на ту причину, по которой он стал святым. Слова эти удивительны: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 28-29). Это говорит людям Бог — Творец мира, в деснице Которого вся человеческая история. И Он говорит о Себе не как о мудром правителе или грозном полководце, исполненном абсолютного разума и абсолютной силы. Он говорит о Себе, что Он кроток и смирен сердцем. Бог кроток... Величайшая Сила имеет своей наиважнейшей характеристикой кротость и смирение. И князь Александр стал святым, потому что был кротким и смиренным.

Кротость — это способность потеснить свое собственное «я», которое у каждого из нас, в размер всей нашей жизни. Чаще всего, кроме своего «я», мы ничего не видим и мир воспринимаем через это «я». А если это «я» кто-то попирает, то это хуже, чем война с Отечеством, ведь это нас обидели, наше «я» урезонили, наше «я» ограничили! И, защищая собственную самость, мы готовы на многое — на войну, на пролитие крови. Александр Невский не был таким. С детства воспитанный в православной вере, впитавший в себя идеалы Святой Руси, он сердце свое уступил Богу, по Богу сверял свои мысли, поступки и дела, перед Богом отчитывался в своих мыслях и чувствах. А если ты поставляешь себя под суд Божий, то не будешь надувать щеки, не будешь использовать атрибуты власти для того, чтобы доказать свою значимость, не будешь опираться на мишурные человеческие представления о власти, связанные с ложным пониманием величия и силы.

Эти кротость и смирение не помешали святому благоверному князю силой своего ума отстоять Русь в Золотой Орде и защитить Отечество с мечом в руках на Чудском озере и на Неве. Того человека, который вступил в единоборство

117

 

 

со шведским предводителем и поразил его копьем в голову, нельзя назвать человеком слабым, трусливым, а это означает, что смирение не есть синоним слабости и трусости. Смирение позволяет видеть в человеке его истинные, не показные качества, они становятся очевидными в нем именно тогда, когда он уступает в себе главное место Богу. Они и привлекают людей, что особенно важно для тех, кто является носителем власти. Если же нет смирения, тогда и требуется внешняя мишура, которая создает только видимость силы, видимость умения решать сложнейшие задачи, видимость мужества — а на деле нет ни того, ни другого, ни третьего. Такие люди не одерживают побед...

Образ святого благоверного князя Александра учит нас, что есть подлинное христианское смирение. Это смирение перед Богом, но не смирение перед врагом. Это сознание собственного греха, но не насмешка над грехами других людей. Это способность уступить центральное место в своей жизни Богу. Александр Невский явил нам удивительный пример святости при осуществлении государственного и воинского служения — в тех областях человеческой деятельности, где, казалось бы, трудно стяжать внутреннего, по Богу преображенного человека. Потому Церковь наша уже в древности причислила князя к лику святых. И нет в нашей истории иного имени, которое бы так соединило служение Отечеству со служением Богу.

Самый главный подвиг жизни князя Александра состоял в том, что и военные, и дипломатические задачи ему нужно было решать через самоуничижение. Надо было заручаться согласием новгородцев, которые вначале критически относились к Александру, дабы иметь возможность противостоять западным крестоносцам. А чтобы предотвратить агрессию с востока, нужно было доказать хану, что князь ему не враг. Наверное, многие тогда говорили: «Ради своей выгоды, чтобы

118

 

 

удержаться на княжеском престоле, он предает свою землю, свой народ». Тяжелейшие моральные испытания выпали на долю святого Александра Невского!

Кстати, в истории подобные испытания выдержали и другие, повторив и продолжив подвиг святого благоверного князя Александра. В XX веке это и царь-страстотерпец Николай II, и Святейший Патриарх Тихон, и особенно Святейший Патриарх Сергий, которого обвиняли в предательстве Церкви, но который делал все для того, чтобы Церковь сохранилась. Для него безразлично было, как о нем будут впоследствии вспоминать. Для него было главным сохранить Церковь от полного уничтожения, что и было сделано.

Примеры такого жизненного подвига открывают нам смысл того, что значит служить Богу. Служение Богу предполагает чистоту совести. Если человек живет по совести, по совести поступает, если молится Господу и призывает Его силу и Его помощь, то он, даже совершая дела непопулярные и непонятные для других, является орудием Божьего Промысла.

Вот таким и был святой благоверный князь Александр Невский. Ради спасения народа и страны он добровольно принял на себя поношение, как принимали поношение юродивые, которых пинали ногами, на которых плевали и которых называли сумасшедшими. Они свой ум, свою честь, свою человеческую гордость распинали Христа ради. Вот так же и святой благоверный князь распял свою гордость. В Орде он принимает на себя уничижение, а вернувшись на Русь, и там не встречает ни любви, ни поддержки.

Можно себе представить, как страдал Александр! Будучи полностью предан своему народу, своей вере, Церкви, своей земле, он принимал поношение от своих же, совершая дела, которые только и могли тогда спасти наш народ. Может быть, поэтому такой любовью он был окружен в последние годы своего земного служения...

119

 

 

В жизни святого благоверного князя Александра Невского отобразился духовный смысл евангельской притчи о неразумном богаче (см.: Лк. 12, 16-21). Этот человек собрал большой урожай и стал размышлять, что же ему с ним сделать. И решил он разрушить свои старые амбары и вместо них построить новые, чтобы сберечь это огромное количество зерна. А затем, простираясь все дальше в своих мечтаниях, решил: «Скажу своей душе: покойся, ешь, пей, веселись, потому что много добра у тебя». И сказал ему Господь: «Безумный! В эту ночь душу твою возьмут и кому же достанется сокровище твое?» Замечательные слова завершают эту притчу: «Так будет со всеми, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

Князь Александр Невский своей жизнью в полной мере осуществил то, к чему Господь призывает нас в этой замечательной притче. Ведь он был богат и мог собирать еще большие богатства, строить новые «амбары» и душе своей говорить: Ешь, пей, веселись, покойся. Что еще надо? Ты на вершине богатства и власти — живи в покое и довольстве. Но вся жизнь святого благоверного князя была отрицанием богатства, собираемого ради сытого, спокойного существования. Все силы и средства были направлены им на сохранение веры, народа, Отечества...

Как глава государства, святой Александр Невский, конечно, приумножал материальное могущество народа и страны. Разве можно было без денег собрать войско, вооружить людей, обучить их? Нужны были большие средства и для строительства городов, крепостей, храмов; нужны они были и для того, чтобы народ, находившийся под властью Орды, мог сознавать себя относительно свободным. Святой благоверный князь собирал это богатство в Боге. И в историю нашего Отечества он вошел как избавитель Руси, как созидатель ее национальной жизни, как правитель, который приблизил ее свободу и становление в будущем могучего, великого Русского государства...

120

 

 

Иной ответ на вопрос, что же было внутренней движущей силой для князя Александра Невского, что предопределяло успех его служения, мы находим в Послании апостола Павла к Коринфянам. Апостол говорит: Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо наше служение (2 Кор. 6, 3).

Мне особенно хотелось бы сказать об этом. Всякое служение обязательно будет порицаться — никаких иллюзий не следует строить, и апостол Павел в этом же Послании говорит, через какие страдания он проходил. Но у него всегда была правда в правой и левой руке (см.: 2 Кор. 6, 7), и он победил своих гонителей, хотя и был умучен за веру и проповедь Христову. Апостол Павел не был ни пререканием, ни преткновением, а потому и служение его никем не порицалось, кроме прямых врагов. Точно так же и чистота намерений, сила духа князя Александра Невского, его личная жизнь ни для кого не были ни преткновением, ни соблазном. А потому и служение его, хотя и вызывало, по обычаю человеческому, у одних согласие, у других — недоумение, не оставило в истории никакого порицания, но лишь благоговейную и благодарную память.

Мы должны брать пример с живых людей. Святые не умерли — они живы, живы в исторической памяти Церкви, живы в тех молитвословиях, которые мы к ним обращаем. Мы должны представлять себе этих людей — и апостола Павла, и святого Александра Невского — нашими современниками: как бы они трудились сегодня, как жизни свои полагали за Господа и Спасителя, не будучи ни для кого пререканием, дабы не порицалось их служение. И наша молитва обращена к ним, дабы они научили нас тому, чтобы никогда и ни для кого мы не были в преткновение, дабы и наше служение не порицалось...

Князь Александр Невский дает нам великий пример такого служения, которое окружалось доверием, уважением

121

 

 

и любовью, потому что совершалось человеком светлым, жившим по Божиему закону. Да поможет всем нам Господь осознать великую истину, что успех дела, которое мы совершаем, находится в прямой зависимости от того, какие мы, от наших мыслей, наших чувств, нашего отношения к ближним. И если жизнь наша худа, то и дела наши не могут быть добрыми — этой великой истине учит нас пример святого благоверного князя...

Александр Невский является покровителем нашей страны. Не случайно в старые времена во многих городах воздвигались храмы в его честь, особенно там, где была опасность внешнего нашествия, были угрозы конфликтов. Там эти храмы строились с твердым упованием на то, что святой Александр Невский защитит Русскую землю, как защищал он ее при жизни силой оружия, силой своего ума, талантом полководца и государственного деятеля, силой своей молитвы.

Сегодня некоторые историки склонны скептически воспринимать героические страницы нашей истории, утверждая, что не такие уж и большие битвы давал врагу князь Александр Невский. Смотря с чем сравнивать... Ведь огромных битв, в которые были бы вовлечены миллионы людей, вообще в то время не было. Но те небольшие по современным меркам сражения иногда определяли дальнейшее историческое и цивилизационное развитие народов. Битвы, в которых, может быть, не сражались сотни тысяч людей, были решающими с точки зрения определения исторического пути Руси.

Как верили наши предки, так верим и мы, что сегодня святой князь по-прежнему защищает нашу страну. И потому мы с такой верой взываем к нему, прося об Отечестве, дабы Господь приклонил милость ко всем нам, укрепил рубежи России, сохранил в безопасности страну, дал ей возможность всегда и при любых обстоятельствах оставаться свободной, суверенной, самой определять свой исторический путь.

122

 

 

Святой Александр Невский является и покровителем тех, кто посвящает свою жизнь защите Отечества. Их служение — важный жизненный выбор — связано с присягой, а присяга — это клятва и перед Богом, и перед народом защищать братьев и сестер своих, защищать страну, не щадя своей жизни. Это огромная ответственность, исполнить которую только человеческими силами невозможно. Нет ни одного человека, который не боялся бы смерти. Отсутствие страха смерти не соответствует человеческой природе. Но воин, во имя присяги и любви к Отечеству идущий навстречу смерти, совершает великий духовный подвиг. Никакая выучка и тем более никакая зарплата не могут побудить человека встать навстречу смерти. Только долг, а долг — это понятие и нравственное, и духовное.

Сегодня мы особенно молимся этому святому о властях наших, о воинстве, о наших государственных и общественных лидерах, о тех, кто представляет Россию, чтобы пример святого благоверного князя Александра помогал им доблестно служить Отечеству в простоте и смирении сердца, основывая свои дела на глубокой и сильной вере.

Мы молимся святому Александру Невскому и о Церкви нашей, о епископате, чтобы те, кому вверено духовное попечение о народе, в его дивном лике также видели живой и притягательный пример.

И мы верим, что молитвами таких святых, как благоверный князь Александр, Господь сохраняет под Покровом Богоматери наше Отечество, несмотря на все исторические перипетии, конфликты, войны, трагедии.

123

 

 

 

Пример подлинно христианской семьи явили нам святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Исполняя евангельские заповеди, возрастая в вере, надежде и любви, они достигли святости, благочестиво живя в браке. Супруги хранили верность друг другу до последнего дня, выдержав с помощью Божией все испытания, отвергнув все соблазны. И жизнью своей, и смертью они явили нам пример любви. По особой милости Господней они перешли в мир иной в одно и то же время и были погребены вместе. Так Премудрый Создатель самой смертью прославил Своих верных угодников, исполнивших Его повеление: Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19,5-6).

Житие святых Петра и Февронии являет нам пример красоты семейной жизни и счастья от общения двух любящих сердец. В их жизни было все: и сильная любовь, и чистота взаимных отношений, и судьбоносная помощь жены мужу, и испытания, и даже гонения — все то, о чем говорят заповеди блаженства. И не случайно в день их памяти, 8 июля, нашему вниманию предлагается Евангелие от Матфея (см.: Мф. 4, 25-5, 12) — именно в той части, где повествуется о заповедях блаженства. Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские в жизни своей осуществили тот возвышенный христианский идеал, который раскрывается нам именно в заповедях блаженства.

126

 

 


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.