13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Первоверховные апостолы Петр и Павел. Что такое истина
ПЕРВОВЕРХОВНЫЕ АПОСТОЛЫ ПЕТР и ПАВЕЛ
Празднуя память каждого из апостолов Христовых по отдельности, а также их общую, соборную память, Церковь отмечает как особый день и великий праздник воспоминание о двух из них — всехвальных первоверховных апостолах Петре и Павле.
Этот праздник имеет большое значение для Церкви — для понимания ее предназначения, смысла ее служения. Вот почему день памяти апостолов Петра и Павла с глубокой древности окружался особым литургическим почитанием, в частности подготовка к нему связывалась с соблюдением поста. Церковь вступает в этот пост, чтобы достойным образом приготовить себя к прославлению имени святых первоверховных апостолов. И это не случайно. Эти два апостола сделали так много для христианской веры, для Церкви, что мы называем их первоверховными.
Получив благую весть от Господа (Петр — непосредственно, а Павел — через особое видение воскресшего Спасителя), они заложили основы христианской жизни. В их судьбе и подвиге как бы сконцентрированы все подвиги и судьбы других апостолов, имена которых мы знаем, но обстоятельства жизни которых не так известны, как обстоятельства жизни первоверховных апостолов.
Святой Петр, вместе с братом своим апостолом Андреем в числе первых призванный на служение Господом, был свидетелем и участником важнейших событий земного подвига Иисуса Христа. Называясь прежде Симоном, после призвания он получил имя Петр, что значит «камень». На сем камени
20
созижду Церковь Мою (Мф. 16, 18),— сказал Господь. Омыв слезами покаяния свое отречение от Учителя при взятии Его под стражу, в дальнейшем Петр проявил несокрушимую твердость в исповедании Господа воскресшего. Рыбак, сделавшийся ловцом человеков (см.: Мк. 1,17), возглавил первую христианскую общину Иерусалима, а затем отправился в Великую Антиохию, столицу Востока, где основал общину христиан. Именно там, в Антиохии, недалеко от Средиземного моря, последователи Господа и Спасителя впервые стали именоваться христианами. Затем Петр перебрался в Рим, столицу Римской империи, где стал первым Римским епископом. В царствование императора Нерона апостол Петр пострадал во время гонений на христиан, запечатлев свою веру мученической смертью. Почитая себя недостойным быть распятым так же, как Спаситель, он попросил, чтобы его распяли «стремглав», то есть головой вниз.
Святой Павел, до призвания на апостольское служение прозывавшийся Савлом, принадлежал к элите израильского общества, входил в секту фарисеев. Он был ученым мужем, римским гражданином, можно сказать, аристократом, который верно хранил предание своей веры и воспринял появление христианства как некой враждебной по отношению к иудеям силы. Вместе с фарисеями, книжниками, первосвященниками он включился в борьбу с христианской Церковью. Савл был жестоким гонителем христиан, в частности одобрял убиение первомученика Стефана (см.: Деян. 22, 20). Но чудесным образом он был обращен в веру Христову Самим Господом, Который явился ему во время путешествия в Дамаск, куда Павел направлялся для того, чтобы и там преследовать христиан. После своего обращения Павел более всех потрудился в благовестии Христовом, сделавшись для мира «апостолом языков» и светочем христианства. Он стал на путь особого служения Господу, неся свет истины Христовой за пределы иудейской общины — язычникам, обращая тех, кто не знал Единого Бога
21
и находился во мраке идолопоклонства. По слову святителя Иоанна Златоуста, бесчестия и оскорбления за Христа Павел искал больше, нежели мы — чести; смерти больше, нежели мы — жизни; бедности больше, нежели мы — покоя; печали больше, нежели другие — радости; и молился за врагов больше, нежели другие молятся против врагов1. Ибо любовь ко Христу он ставил выше всего. Подобно апостолу Петру, святой Павел окончил свои дни в Риме, с той только разницей, что, как римский гражданин, он был не распят, но усечен мечом.
Принято считать, что апостолы Петр и Павел приняли мученические венцы в один день и в один год.
Верные Господу даже до смерти (Откр. 12, 11), они всей силой своей веры, всем образом жизни, подвигом проповедничества явили последующим поколениям христиан великую силу апостольского служения.
Мы называем нашу Церковь Апостольской потому, что у ее истоков стояли апостолы, потому, что именно они передали первым общинам верующих основы православной веры.
Пример жизни и мученическая кончина апостолов Петра и Павла глубоко и ярко раскрывают перед нами смысл евангельской проповеди, подлинный смысл того, что есть церковное служение.
Что же свершили эти святые? В чем заключается смысл их миссии?
Само слово «апостол» означает «свидетель», «посланник». Апостолы были свидетелями жизни Спасителя, свидетелями Его слов. Его чудес, наконец, свидетелями Его Воскресения. Господь послал их в мир с тем, чтобы они, как свидетели, говорили правду — о Нем, о Его миссии, о Его слове. Вот это свидетельство они и несли людям.
1 См.: Иоанн Златоуст, сет. Беседа 2-я о святом апостоле Павле.
22
Евангелие (см.: Мф. 16,13-19) помогает нам понять самую сердцевину апостольского свидетельства, самое главное, что они сказали миру. На вопрос Господа: За кого люди почитают Меня? — ученики Его сказали: Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, явившегося на землю, кто-то за Иеремию, или за одного из пророков. И тогда Спаситель, обращаясь к ним, спросил: А вы за кого почитаете Меня? И это был самый главный вопрос. Они уже были некоторое время вместе со Спасителем, слышали Его слова, видели Его чудеса, были свидетелями Его огромной духовной силы. Вопрос заключался в том, приняли ли они Спасителя, поняли ли они Его миссию или, как тысячи тех, кто видел чудеса и слышал проповедь Христа, так и не осознали, Кто является чудотворцем, целителем и проповедником. И Петр отвечает: Ты — Христос, Сын Бога живого. Тогда Господь говорит ему: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах.
Действительно, никаким напряжением ума, никаким образованием (а его у Петра и не было), никаким положением в обществе, никакой человеческой силой и могуществом («плотью и кровью») не мог Петр прозреть то, о чем он открыто свидетельствовал перед Самим Спасителем и собратьями-учениками: Ты — Христос, Сын Бога живого. Это ведение, это знание было за пределами его знаний человеческих, его опыта, его разумения, и только внушение свыше дало Симону Петру силу сказать то, что он сказал.
Совершенно особым образом апостольское свидетельство стало воздействовать на сознание людей тогда, когда ученики Христовы возгласили весть о Его Воскресении. Собственно говоря, все служение апостолов и сводилось к этому свидетельству о Воскресении, потому что если бы не Воскресение Спасителя, то вся евангельская проповедь превратилась бы в еще одну попытку рационального устроения человеческой жизни.
23
Почему же требовалось свидетельство о Воскресении? Потому, что с самого начала все силы зла были брошены на то, чтобы люди не поверили в Воскресение. В Самого Спасителя нельзя было не верить, ведь Он ходил по земле вместе с теми, к кому позже была обращена апостольская проповедь. Многие Его помнили и знали, знали Его Мать, Его родных, Его апостолов. Невозможно было отрицать Его существование, как невозможно было отрицать чудеса, которые Он совершил. Но вот что удивительно: даже когда Спаситель жил и творил чудеса, Его спрашивали: «Какой силой Ты это делаешь?» И чтобы люди не приняли Его чудес, некоторые говорили: «Он совершает чудеса силою веельзевула, князя бесовского» (см.: Мф. 12, 24).
Чудеса не всех убеждали, но факт Воскресения не мог не поразить сознание людей и не стать свидетельством того, что слова Спасителя — это Божественные слова. Его учение — это подлинное Божественное откровение, а Он Сам — Сын Божий, Христос, Избавитель мира, как свидетельствовал о том в Кесарии Филипповой первоверховный апостол Петр (см.: Мф. 16, 16). И для того чтобы люди не поверили в Воскресение, стал распространяться слух о том, что ученики украли Его тело. Наверное, мало кто поверил этой совершенно фантастической гипотезе: как могла украсть тело группа испуганных, измученных людей, которые в страхе бежали с Голгофы? Даже самый верный апостол Петр — и тот отрекся. Как могла эта небольшая группа растерянных людей извлечь тело, которое охранялось стражей? А законы Римской империи были суровы: тот, кто нарушал приказ правителя, тут же умерщвлялся. Нельзя было на глазах стражи украсть тело, отвалив тяжелейший камень. Люди, говорившие, что тело украли, конечно, сознавали, что это неосуществимо, да и видели, что их лживые слова никого не убеждают. И тогда для того, чтобы весть о Воскресении не распространялась, на свидетелей Воскресения — апостолов — было обращено гонение.
24
Жизнь святых Петра и Павла была исполнена скорбей, страданий. В Послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Пять раз я был подвержен бичеванию и получил по сорока ударов без одного» (см.: 2 Кор. 11, 24). Сто девяносто пять раз страшный бич опускался на спину апостола! Трижды он был побиваем палками; трудно себе представить, чем было в то время избиение палками и как после этого избиения апостол оставался живым. Единожды он был побит камнями (см.: Деян. 14,19), а побиение камнями являлось распространенным и узаконенным средством умерщвления людей в израильском обществе. Но он не погиб, чудом остался жив.
И далее апостол говорит, что ему еще пришлось претерпеть: он был в опасностях на море, трижды терпел кораблекрушение, был в опасностях от разбойников, от единоплеменников, от язычников и даже от лжебратьев (см.: 2 Кор. 11, 25-26). В жизни апостола Павла словно не было ничего светлого, ничего такого, к чему стремится сознание любого человека. Не было никакой радости земной, лишь пот и кровь, страдания и муки, отсутствие и крыши над головой, и средств к существованию, не считая того, что приносила работа, совершаемая апостолом: он кормился, делая палатки. Но, несмотря на эти страдания, он нес миру свидетельство о Воскресении — как и первоверховный апостол Петр.
Казалось бы, что это за жизнь? Жизнь неудачников, несчастных: ничего не имели — ни богатства, ни славы, ни денег, ни власти. Даже братья, которых апостол называет лжебратьями, и те не понимали их свидетельства. И наконец, как спросил бы сегодня испытующий, критический разум современника: «Где же Бог? В ответ на такое страдание — не лавры, не почет, а мученическая смерть...»
Мы не знаем имен тех, кто распинал Петра, кто побивал палками и камнями и обезглавил апостола Павла. Но мы знаем имена учеников Христа и постимся перед днем их памяти,
25
готовя себя к встрече со святыми первоверховными апостолами, потому что они совершили великое чудо — они победили страдания, победили саму смерть, донесли до нас, людей XXI века, весть о Христе воскресшем. И мы собираемся в храмах, потому что верим в Воскресение — оно было, и никакие попытки уверить нас, что это не так, не убеждают человека, который через апостольскую проповедь и разумом, и сердцем воспринимает весть о воскресшем Христе. А если Христос воскрес, значит, все то, чему Он учил нас, — это не человеческая мудрость, не результат человеческого рассуждения или жизненного опыта, но слово Божие, прямой канал связи с вечностью, это то, что возвышает человека над его физическим бытием и превращает в небожителя.
Апостолы заложили основы церковной жизни, но сформировали этот фундамент не «от ветра главы своея»1, не от человеческой мудрости, не от фантазии, не от больного воображения, не из корыстных целей, как это иногда пытаются объяснить лжеименные исследователи истории. Они заложили фундамент церковного бытия на основании всего того, чему они были научены от Спасителя. Многие слова Христа, Господа нашего, были самими же апостолами записаны и сохранились до наших дней как евангельское повествование. Но не все вошло в это повествование, было и устное предание, столь важное для формирования Церкви.
Благовествование Христовой истины, спасительной веры, всегда сопровождалось огромным риском. Апостолы отправлялись в тяжелейшие путешествия, вступали в реальную смертельную конфронтацию с теми, кто не желал слышать их слов. И, наверное, самым убедительным свидетельством того, что проповедь о Спасителе была делом крайне опасным,
1 Это выражение впервые использовано в 21 -м правиле Деяний Большого Московского Собора 1666-1667 гг.
26
является тот факт, что все апостолы, кроме одного — Иоанна Богослова, — жизнь свою закончили мученически. Почему их убили? Они что, проповедовали что-то плохое, греховное, опасное для людей? Нет, они проповедовали то, что открывало людям двери в Царствие Божие, — великие духовные и нравственные ценности, без которых не может существовать человек. Они проповедовали истины, которые помогают обретать полноту жизни. За что же их убили? Ответ на этот вопрос лежит вне человеческой логики. Если представить себе, что все в мире должно развиваться логически, в соответствии с разумом, то смерть апостолов представляется неким безумием. Но это безумие объясняется злой волей, в первую очередь волей диавольской. Диавол — противник Бога, он возводит всяческие препятствия и препоны тому, чтобы спасительная вера во Христа распространялась. Это он принудил людей не принимать слова апостолов, отвергать спасительную веру, преследовать всех тех, кто эту веру принял в сердце, и даже умерщвлять их. Но мы знаем великие слова Господа: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). И как ни могущественны были силы зла, они не смогли остановить апостольской проповеди.
Апостолы основали общины, давшие начало бытия Вселенской Христовой Церкви. Они разнесли по тогдашнему греко-римскому миру весть о Спасителе. Люди не узнали бы о Христе, если бы апостолы остались в Иерусалиме, а тем более в уютной, с хорошим климатом Галилее. Если бы первая апостольская община после страданий, смерти и Воскресения Господа ушла в Галилею и осталась там навсегда — о, как бы им было хорошо! Как бы они замечательно завершили свою жизнь — в радости, в мире, в спокойствии, окруженные единомышленниками!
Но не того требовал от Своих учеников Спаситель. Он потребовал, чтобы они пошли даже до края земли (Деян. 1,8),—
27
и они пошли... И не было у них покоя, не было мира, не было отпусков или выходных дней — вся жизнь была отдана апостольскому служению, свидетельству о Христе, исповеданию веры.
Апостолы шли до самых пределов земли, насколько хватало их физических и духовных сил, сталкивались с трудностями, гонениями, но, конечно, за свою короткую человеческую жизнь они не могли обратить ко Христу множество народов. Благую весть подхватили их ученики, их последователи и преемники, которые стали называться епископами — архиереями, священниками — иереями и благочестивыми мирянами. Слово Христовой истины было сохранено, несмотря на гибель святых апостолов, на мученичество тысяч и тысяч верных, на угрозы и жестокость, которую применяли по отношению к христианам власть и тогдашнее общество.
Именно исповедание веры лежит в сердцевине апостольского служения. Но это не только публичная артикуляция неких вероучительных истин. Если бы апостолы свидетельствовали одними лишь словами о Христе, о евангельских ценностях, рассказывая людям то, что сообщил им Спаситель, то это не было бы исповедничеством. Требовалось, чтобы они не только словом, но и всей жизнью своей свидетельствовали истину слов о Спасителе. Вся жизнь апостолов, и в первую очередь первоверховных апостолов Петра и Павла, была таким исповедничеством, сопровождавшимся, как уже было сказано, скорбями, болезнями, гонениями и завершившимся насильственной смертью.
Вот почему об исповедничестве святитель Иоанн Златоуст говорит, что больше этой добродетели нет ничего, что исповедничество нельзя сравнить ни с чем другим. И в подтверждение приводит слова из Евангелия: Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32). А значит, всякого, кто исповедует
28
Христа — словом, делом, жизнью, страданием и даже смертью, — Сын Божий будет исповедовать пред лицем Отца Своего Небесного. Какая же еще добродетель заслуживает такой награды? Прав святитель Иоанн Златоуст: нет выше добродетели. А потому нет в этом мире ничего выше и значимее апостольского служения.
Почему мы называем нашу Церковь Апостольской? Да именно потому, что в основе ее бытия — подвиг апостолов, их вера, их проповедь, их учение; потому, что она проповедует слово Божие, полученное через апостолов. От их последователей и преемников мы научены тому, чему Сам Господь научил Своих учеников.
Церковь не призвана отражать в своем послании людям мудрость мира сего. Она должна проповедовать не свое учение, но то, что проповедовал Спаситель, что проповедовали святые апостолы; она призвана открывать людям Божию правду, замысел Бога о мире и о человеке.
Главная проблема, с которой сразу столкнулись апостолы и продолжает ныне сталкиваться Церковь, — это отличие Божией правды от тех идеалов — моральных, философских, политических, — которые становятся идеалами того или иного общества. Апостолы обращали свое свидетельство к людям, к обществам, в которых не было Божественного идеала. Идеалом того времени была благоустроенная жизнь Римской империи. Великая цивилизация, великая языческая культура, римское право, могучее войско, прекрасные дороги, обустроенный быт, богатая жизнь... Римляне были очень богатыми людьми и наслаждались всем, что давало богатство. Наслаждение было смыслом жизни людей — им хотелось как можно больше иметь, больше потреблять, тешить свои страсти; и делали они это изысканно, со вкусом. Вся эта жизнь римского общества, все его пороки превозносились поэтами, писателями, философами, учеными.
29
Но апостолы Петр и Павел пошли против общего течения. Они бросили вызов всему этому могуществу, говоря о том, что правда жизни совсем не там, где ее искали римляне. Правда жизни не в силе денег, не в силе власти, не в наслаждениях, не в богатстве. Правда жизни только там, где Бог, и эту Божию правду можно обрести только через общение с Господом.
Языческое общество не готово было принять слова Божественного откровения, и потому Церковь столкнулась с прямыми гонениями. Враг рода человеческого понимал, что невозможно произнести слово мудрее, чем слово Божие; невозможно сформулировать ни одну философскую идею, которая была бы сильнее слова Божия. Теперь мы это отчетливо понимаем: где те философии, где идеологии, где идеи, которые будоражили мир, мобилизовывали массы, полагались в основу строительства целых цивилизаций? Их нет! А слово Божие и в XXI веке с таким же благоговением читают и слушают, как и двадцать столетий назад.
Если взглянуть внимательно на 2000-летнюю историю Церкви, то можно увидеть, что, наверное, не было такого времени, когда бы диавол не восставал на Церковь, не пытался уничтожить или разделить наследие Христово. Уже апостолы столкнулись с неприятием христианского идеала жизни, системы нравственных ценностей — римская языческая цивилизация пыталась исторгнуть из себя их свидетельство. Но никакое гонение не было способно остановить проповедь апостолов.
Во второй раз с подобным мощным и организованным насильственным неприятием своего слова Церковь столкнулась в нашей стране. XX век вошел в историю Церкви как век жесточайших гонений, которые по своей изощренности и силе не могут сравниться даже с гонениями в Римской империи. А в основе всего — то же расхождение в принципах, в идеях, в основополагающих и наиважнейших для человека умственных заключениях. Церковь проповедовала то, чего
30
не принимало безбожное общество. И сама эта проповедь, даже многократно ослабленная гонениями, все равно была страшна гонителям, страшна не силой проповедников, не их организованностью или высоким образованием, потому что часто ни того, ни другого не было, но только тем, что даже самый слабый проповедник, если он проповедует о Христе в соответствии с апостольской верой, делает то, что делали апостолы, и никто не способен конкурировать с этим словом. И получалось так, что если нельзя конкурировать, то надо уничтожить.
Но есть и другой соблазн, другая трудность для проповеди Церкви: когда христианские истины никем вроде бы не оспариваются, более того, они включаются в общественную мораль и даже в право. Иногда и государство проявляет уважение к этим принципам, поддерживает христианское восприятие жизни. Так было в древней Византии, в Российской империи. Но формальное согласие очень легко превращается в лицемерие — когда формально все согласны, а живут так, как будто ни Бога, ни Сына Божия вообще нет и не было; не было послания Спасителя, не было проповеди святых апостолов. И тогда христианская истина становится некой частью культурного слоя того или иного общества, той или иной цивилизации. Но, не будучи поддержанным реальными человеческими поступками, этот слой отмирает, угасает вера.
Сегодня мы стоим, скорее всего, перед второй опасностью. Конечно, есть люди, которые еще оспаривают ценность христианского послания; есть и те, кто отнюдь не приветствует укрепления христианской морали в жизни народа, но тем не менее большинство людей принципиально не возражает против того, чтобы именно высокая христианская мораль включалась в жизнь общества, семьи, полагалась в основу законодательства. Но как важно, чтобы это согласие общества, я бы даже сказал, симпатия общества к христианским
31
ценностям и Церкви не превратилась в очередное лицемерие, чтобы эта симпатия жила и приносила плод! Как важно, чтобы и Церковь приносила плод!..
Апостольская Церковь провозглашает веру святых апостолов всему миру. И делают это не только преемники апостолов — епископы, не только рукополагаемые епископами священнослужители, но и весь народ Божий, который через Крещение и Миропомазание вступает также в священство, которое апостол Петр именует царским. Обращаясь ко всем верующим, первоверховный апостол говорит дивные слова: «Вы — род избранный, царственное священство... люди, взятые в удел... (1 Пет. 2,9). Вы призваны для того, чтобы провозглашать Божию правду». Потому апостольское служение есть наше общее служение. Мы все как единая христианская община призваны хранить апостольскую веру и провозглашать ее, несмотря ни на какие трудности, с которыми Церковь постоянно сталкивается на своем историческом пути.
Продолжать апостольское служение — значит жить по- апостольски, соединять слово с делом, чтобы никогда не было опасного расслоения, греховного болезненного отделения слова от дела, мысли — от поступков, идеи — от практики. На основании трагического опыта нашего народа, который прошел и через одни, и через другие искушения, мы сегодня должны сопрягать наше слово с делом. Мы должны возродить дух апостолов, дух жертвенного служения Церкви своему народу.
Наше свидетельство ни при каких обстоятельствах не будет простым, ибо оно никогда не бывало простым.
Что такое свидетельство? Человек может прожить всю жизнь и никогда не быть свидетелем. У каждого есть свои знания, свое образование, своя жизненная мудрость, свой опыт — положительный или отрицательный. Но человека можно назвать свидетелем только тогда, когда он разделяет с другими свои знания, свой опыт, когда он другим говорит о том,
32
чему был очевидцем. Свидетельство — это передача другим людям того, чем обладает человек.
Не каждое свидетельство окружающий нас мир воспринимает с готовностью слушать и слышать его. Нередко свидетельство вызывает протест, даже если оно в точности отображает действительность или адекватно передает мысли и знания человека. Нередко свидетельства встречают борьбой, конфронтацией и даже гонениями на того, кто свидетельствует.
Разве сегодня быть верующим человеком просто? Разве сегодня Церковь не бросает вызов всем тем ценностям, которые становятся господствующими ценностями современного общества? К чему сегодня устремляются люди? В первую очередь к деньгам и власти — вот ради чего живет большинство: чтобы больше иметь и большим наслаждаться. Разницы с той, римской, цивилизацией никакой нет: то же самое языческое и безбожное восприятие мира. И кто сегодня говорит людям, что так жить нельзя? Кто свидетельствует о том, что жизнь вне Бога и правды Его — это страшная жизнь, бессмысленная, это жизнь во власти диавола? Об этом свидетельствует Церковь Божия. Как и в апостольское время, она идет против течения. Ибо именно это движение Сам Господь назвал узким путем, ведущим в Царствие Божие (см.: Мф. 7, 13-14). Очень важно, чтобы этим узким путем шло как можно больше людей. Особенно важно, чтобы сегодня в нашем многострадальном народе вера апостольская укрепилась так, чтобы уже никогда невозможно было ее поколебать, чтобы правда Божия стала великой истиной и абсолютной ценностью для людей и чтобы в соответствии с этой правдой строилась наша жизнь.
Но для того чтобы сказать: «Иисус Христос есть Сын Божий, Спаситель мира», нужно иметь в первую очередь те убеждения, источником которых является Сам Господь. И потому, неся свидетельство миру, мы совершаем не наше человеческое дело, руководствуемся не политическими, экономическими
33
или какими-то иными соображениями, но со смирением делаем то, что делали апостолы и их преемники, движимые силой благодати Божией, получившие ведение не от человеков, а от Самого Иисуса Христа через Его слово. Мы все как Церковь — и архиереи, и духовенство, и верующий народ — призваны словом и жизнью своей свидетельствовать о том, что Иисус Христос есть Сын Божий и Спаситель мира.
Для всех нас, православных христиан, с одной стороны, радостно, что мы принадлежим к Церкви, а с другой — ответственно, потому что мы призваны хранить истину, православную веру, передавать ее следующим поколениям — тем, кто придет после нас, нашим детям и внукам. Мы должны разделять эту истину с теми, кто нас окружает, помня, что, если хотя бы одного человека приведем ко Господу, Он многие грехи нам простит. Именно поэтому и называется еще Церковь Апостольской, что каждый член Церкви призван к совершению апостольского служения, к проповеди Христа и словом, и делом. Дай Бог всем нам иметь силу сохранять веру православную, нести людям истину и жить в соответствии с ней!
Современные люди не знают, что такое истина. Многие вообще подвергают сомнению возможность существования истины. Вместо истины и правды теперь больше говорят о различных мнениях, которые имеют право на существование. Само понятие истины исторгается из жизни человеческого общества. Но Церковь как носительница истины призвана свидетельствовать и ближним, и дальним даже до смерти, что есть истина. Истина вручена роду человеческому Самим Богом через Его возлюбленного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Она проповедована святыми апостолами. И тот, кто принимает эту истину, обретает великую способность и возможность устраивать свою жизнь по Божией воле, по закону Божию. А жизнь в соответствии с Божиим законом — это та жизнь, которую мы называем блаженством, счастьем, спасением.
34
В годы моей молодости, когда мы приходили в храмы, нас окружали в основном пожилые люди. Молодых лиц почти не было. И некоторым казалось, что под натиском организованной атеистической пропаганды, административного давления всей мощи государства Русская Православная Церковь не устоит и что те пожилые люди — представители последнего поколения верующих, они уйдут и на их месте никого более не будет.
Но так думали только те, кто не знал и даже не догадывался о подлинной природе Церкви, которая не есть дело рук человеческих. Это дело Божественное, воплощение воли Самого Бога в человеческой истории. И хотя эту волю осуществляют люди, ограниченные и подверженные греху и соблазнам в силу самой ограниченности человеческой природы, историческое существование Церкви Христовой поддерживают Божия сила и Божие могущество.
История и опыт жизни во Христе апостолов Петра и Павла научают нас, что любовью к Иисусу Христу искупается человеческая немощь и подается великая сила служить Ему своей жизнью и своей смертью.
Церковь продолжает служение апостолов, утверждаясь в человеческой истории и культуре. Мы знаем из той же истории, что, когда люди не отказывались от Бога и от Его нравственного закона, когда они устрояли свою жизнь по заповедям Христа воскресшего, эта жизнь наполнялась глубочайшим смыслом и внутренней силой, которая делала человека действительно могущественным, способным побеждать все внешние обстоятельства, как побеждали их святые апостолы, как побеждал апостол Павел, оставивший нам свидетельство о муках своей жизни. Божественная сила, входя в разум и сердце человека, преобразует этот разум и это сердце, возвышает человеческую личность и наполняет жизнь — временную, земную, ограниченную — вневременным и бесконечным смыслом.
35
Когда люди полагали христианство в основу своей личной и общественной жизни, когда на нравственном основании христианского послания созидали культуру, то эта культура преобразовывала общество. Божественный закон не может не реализовываться и внешне — в прекрасных образах, в творчестве, в рукозданной человеческой красоте, — потому что Божественная красота является основанием и движущей силой любой красоты, которую создает человек, — и красоты внутренней жизни, и красоты человеческих отношений, и красоты окружающего мира, который под влиянием нравственной силы художника становится фактором огромного воздействия на духовную жизнь человека.
В центре апостольского свидетельства была и остается весть о том, что Иисус, родившийся в Вифлееме, не просто великий проповедник и пророк, но Он — Сын Божий, Спаситель мира, Мессия, обетованный Богом еще первым людям, совершившим грех в райской жизни. Это величайшее свидетельство сопровождалось и сопровождается многими очень важными духовными и интеллектуальными идеями, проникая в которые людям легче понять, что же на самом деле совершил Господь Иисус Христос. Целый комплекс этих идей, корпус Божественных истин был достаточно кратко и убедительно передан апостолам Самим Господом. На основе этого духовного, нравственного послания стала созидаться новая цивилизация, которой было суждено стать самой мощной за всю человеческую историю, — цивилизация, основанная на христианском нравственном идеале.
Мы знаем, что многие поколения людей стремились воплотить этот духовный, нравственный идеал в своей личной, семейной, общественной и государственной жизни. Что-то получалось, а что-то нет — такова юдоль человека. Боримый страстями и искушаемый извне, он нередко отказывался — если не умственно, то на практике — от этого идеала, и мы
36
знаем, что в течение двух тысяч лет этот идеал, содержавшийся в апостольской проповеди и усвоенный многими и многими, на практике не всегда приносил добрые плоды. И тем не менее если бы его не было, то мрак язычества, который уже две тысячи лет назад надламывал жизнь людей, подталкивал их к поискам живого и истинного Бога, обрушил бы сегодня духовную жизнь человечества, давно исчерпав свой потенциал. Евангельское же послание, которое жило в истории и которое усваивалось каждым последующим поколением людей, становилось основой культуры.
Удивительным образом именно на апостольских словах, на христианской вере возникла самая мощная за всю человеческую историю культура и цивилизация. Мы ее называем христианской культурой и цивилизацией. Она легла в основу развития науки, искусства, просвещения. Она помогла людям настолько усовершенствовать свои знания, что мир изменился до неузнаваемости.
И насколько же печально, что сегодня в тех странах, на историю которых более всего повлияла апостольская проповедь, которые более других стяжали блага христианской культуры, христианство перестает восприниматься как основополагающая духовная и культурная сила и его упоминают наравне с другими — но не для того, чтобы подчеркнуть значимость других, а чтобы умалить значение христианства. Мы являемся свидетелями такого мышления, таких действий, которые свидетельствуют о полном разрыве с христианскими истоками европейской жизни. Возникает вопрос: сможет ли эта европейская дехристианизированная цивилизация продолжить свое историческое развитие? И у многих возникают большие сомнения по этому поводу...
В наше время многие не верят в Воскресение. Не верят просто потому, что не думают, потому что заняты другим, ведь так много дел — мы с утра до вечера думаем о том, как больше
37
заработать, как получить лучшее место, как провести свободное время, какие вещи купить... Наше сознание сдвинуто, наш взор обращен куда-то в сторону, на периферию. Мы не видим главного перед собой, потому что не верим или не знаем о Христе воскресшем. Подвиг святых апостолов помогает нам многое понять и о многом задуматься. И важно знать, что в ответ на наши размышления и наше желание жить по Божиим заповедям Господь изменит нашу жизнь, наполнив ее смыслом, Божественной правдой, Своим светом.
Мы должны помнить великое предназначение Церкви Апостольской — свидетельствовать о Христе воскресшем. Если мы будем жить по-христиански, если слова Евангелия будут не только сохраняться в нашей памяти, но и осуществляться в нашей жизни, тогда мы поистине будем продолжать дело святых апостолов, преображая свои сердца, свою жизнь, жизнь своих семей, жизнь нашего народа, оказывая величайшее духовное воздействие даже на тех, кто пока далек от того, чтобы назвать себя православным христианином.
Все мы — и епископ, и священник, и диакон, и мирянин — Апостольская Церковь, и Господь от каждого из нас ждет и требует исповедничества. И чтобы быть готовыми исповедовать свою веру — словом, делом, а если нужно, то и страданиями, — мы должны быть внутренне духовно сильными, сосредоточенными на апостольском подвиге. Вот потому Церковь и предлагает нам поститься перед святыми днями празднования памяти святых апостолов Петра и Павла, размышлять о своей великой ответственности за сохранение веры в роде человеческом. Верим, что и сегодня, как и в прошлом, многие и многие люди воспринимают как дело своей жизни свидетельство о Господе и в меру своих сил продолжают апостольское служение Церкви.
Знаем, что за нами победа, потому что Христос воскрес и Воскресением Своим победил диавола, потому что, пройдя
38
через пытки и саму смерть, апостолы посеяли такие семена веры, которые никакие диавольские плевелы не способны погубить. И мы сугубо молимся святым апостолам Петру и Павлу, чтобы они помогли нам сохранять веру православную, чтобы научили нас, полагая эту веру в основу жизни, правильно устроять свои отношения с теми, кто нас окружает. Верим, что Церковь Христова по обетованию никогда не потеряет этой истины, но всегда будет способна передавать ее из поколения в поколение, ибо она есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Верим, что слово Божие до конца будет проповедоваться миру, потому что без этого слова мир не может существовать.
Мы обращаемся к апостолам с молитвой утвердить всех нас в верности Господу, дабы их дивный пример укрепил каждого в его следовании за Христом. И да благословит Господь молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла землю нашу, народы наши, Церковь нашу и дарует всем нам разум твердый, веру несокрушимую, любовь сердечную, дабы прославлялось в нас и во всем народе нашем имя Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа!
39
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.