Поиск авторов по алфавиту

Автор:Духанина А. В.

Духанина А. В. Жизнь и творчество Пахомия Серба

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
ПАХОМИЯ СЕРБА

 

1. Биографические сведения о Пахомии Сербе (Логофете)

Пахомий Серб (Логофет) (ум. после 1484) — известный древнерусский книжник, серб по происхождению (отсюда прозвище Серб 1), составитель и редактор большого количества сочинений — житий, похвальных слов, служб и канонов, переводчик, писец, возможно, летописец (этим, очевидно, объясняется его прозвище Логофет 2). Как отмечает В. О. Ключевский, «Серб Пахомий имел громкое имя между древнерусскими книжниками, а по размерам и количеству своих литературных произведений едва ли не самый плодовитый писатель древней России» [Ключевский 2003, с. 96].

Сведения о его жизни во многом отрывочны и восстанавливаются на основе его сочинений и переписанных им рукописей 3.

Пахомий прибыл в Новгород при новгородском архиепископе Евфимии II (1429—1458 гг.) с Афона в звании иеромонаха 4 в возрасте не

1 Сам Пахомий называет себя сербином (ср., например, приписку к переписанной им рукописи Толковой Псалтыри Афанасия Александрийского (МДА 23, л. 225 об.) — см. ниже, п. 4; это прозвище встречается также в некоторых его сочинениях (см.: [Яблонский 1908, с. 11; Ключевский 2003, с. 106—107] и др.).

2 Это прозвище впервые отмечено в одном из ранних сочинений Пахомия — в Службе Знамению Богородицы в Новгороде — см. ниже, примеч. 5.

3 Наиболее полная научная биография Пахомия Серба принадлежит В. Яблонскому [Яблонский 1908]. Многие детали, связанные с жизнью и творчеством книжника, за прошедшее столетие были уточнены, однако остается нерешенным еще целый ряд вопросов. Ниже приводится краткий обзор известных к настоящему времени, в том числе дискуссионных, сведений о Пахомии.

4 В ряде памятников Пахомий именуется иеромонахом или священноиноком Святой Горы, ср., например, в одном из старших списков 4-й Пахомиевской редакции ЖСР: житїе и жизнь прпдбнаго и бг҃оноснаго ѡц҃а нашего сергеа. въ немже имат и ѿ бжcтвных чюдесъ его. съписасѧ ѿ сщ҃нноинѡка пахомїа ст҃ыа гѡры (Троиц. 116. л. 355).

571

 

 

моложе 30 лет. Сохранилась рукопись с творениями «священноинока Пахомия Логофета» (Соф. 191, пергаменная Минея на ноябрь месяц), датированная 1438 г. 5, значит, он прибыл в Новгород до 1438 г. (но не ранее 1429 г. — времени поставления Евфимия в архиепископы). В Новгороде Пахомий пробыл до начала 40-х гг. XV в. Считается, что в этот период своей деятельности по поручению архиепископа Евфимия II он создал комплекс произведений, посвященных Варлааму Хутынскому, — новую редакцию Жития Варлаама Хутынского, Похвальное слово и Службу, а также Похвальное слово и Службу празднику Знамения Богородицы в Новгороде в 1170 г. 6 (см.: [Яблонский 1908, с. 12—16]).

В 1440—1443 гг. Пахомий поселился в Троице-Сергиевом монастыре и прожил там до 1459 г.: Чудо о пресвитере Семионе в составе ЖСР («О прозвитере и о муже, бывших в Латинских странах»), в котором повествуется о бегстве Симеона с Ферраро-Флорентийского собора и отправке его в Троицкий монастырь к игумену Зиновию, было написано Пахомием между 1441 г. (когда митрополит Исидор бежал из Москвы) и 1443 г. (когда умер игумен Зиновий); 1459 г. датируется переписанная Пахомием Псалтырь (МДА 23) (см.: [Ключевский 2003, с. 100-101; Яблонский 1908, с. 16-17]). В это время Пахомий работал над Житием Сергия Радонежского, создав несколько редакций произведения (их число и последовательность остаются пока спорными вопросами — см. подробнее ниже, п. 2.1.1), а также Проложную редакцию ЖСР и Службу Сергию. Тогда же им были созданы Жития Никона Радонежского и митрополита Алексия и Службы этим святым, а также Сказание об обретении мощей митрополита Алексия и Похвальное слово святителю. В это время Пахомий занимался и перепиской книг (некоторые рукописи сохранились, см. ниже, п. 4).

5 В Службе Знамению Богородицы в Новгороде ирмосу 1-й песни канона «Волною морскою» в самом тексте предшествуют слова: «творение священноинока Пахомия Логофета»; на левом поле л. 259 об., перед ирмосом 8-й песни канона «Сеченый и несекомый», находится лигатура «ЛГѠѲ» [Гордиенко 2010, с. 130].

6 Э. А. Гордиенко высказывает сомнение в том, что приписываемый Пахомию комплекс произведений (Похвальное слово и Служба Варлааму Хутынскому. Служба празднику Знамения Богородицы в Новгороде) в составе упомянутой выше ноябрьской минеи (Соф. 191) действительно был написан Пахомием; кроме того, по мнению Э. А. Гордиенко, Пахомий написал свою редакцию Жития Варлаама Хутынского не во время пребывания в Новгороде, а немного позднее [Гордиенко 2010, с. 130—134].

572

 

 

Существует предположение, что в 1459—1461 гг., в начале архиепископства Ионы (1459-1470 гг.), Пахомий был во второй раз в Новгороде, где по заказу Ионы дополнял свои старые произведения и писал новые. Об этом сообщается в Житии архиепископа Новгородского Ионы. Считается, что в этот период им были написаны Житие прежнего его заказчика, новгородского архиепископа Евфимия II, Похвальное слово на Покров Богородицы и Служба Антонию Печерскому. Архиепископ Иона наградил Пахомия за его литературные труды множеством серебра, золотом и соболями. (См. подробнее: [Яблонский 1908, с. 17-18].)

В конце 1461 - начале 1462 г. Пахомий вернулся из Новгорода в Москву, откуда почти сразу же по поручению великого князя Василия II Васильевича († 1462) и митрополита Феодосия (1461—1464 гг.) отправился в Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы собрать там материалы для Жития его основателя Кирилла Белозерского. Первая Пространная редакция Жития была закончена Пахомием до 13 мая 1462 г., возможно, уже по возвращении в Троице-Сергиев монастырь (см.: [Яблонский 1908, с. 92; Прохоров 1994, с. 9]).

В начале 1460-х гг. Пахомий вернулся, по-видимому, в Троице- Сергиев монастырь, однако между 1464 и 1470 гг. вновь должен был быть в Новгороде, где по поручению архиепископа Ионы написал или отредактировал Житие Саввы Вишерского и, вероятно, создал Службу святому Онуфрию, которому был посвящен храм в Отней пустыни, месте пострижения Ионы [Прохоров 1989, с. 167]. А. Г. Бобров предполагает, что Пахомий участвовал в это время в новгородском владычном летописании, будучи автором статей Летописи Авраамки за 1458— 1469 гг. [Бобров 2001а, с. 233, примеч. 56].

В 1472 г. в связи с открытием и первым перенесением мощей митрополита Петра по причине перестройки Московского Успенского собора Пахомию было поручено великим князем Иваном III и митрополитом Филиппом I написать слово об этом событии и службу в его память. Пахомием были написаны Слово на перенесение мощей митрополита Петра, Служба и два канона в честь этого события (см.: [Ключевский 2003, с. 105; Яблонский 1908, с. 19, 138—140]).

В 1473 г. в Москве по просьбе пермского епископа Филофея (1472-1501 гг.) Пахомий составил Службу Стефану Пермскому (см.: [Яблонский 1908, с. 19, 189-190]).

573

 

 

По мнению В. О. Ключевского, не позднее 1473 г. Пахомий создал редакцию Жития князя Михаила Черниговского и боярина Феодора (см.: [Ключевский 2003, с. 108-109]), однако А. А. Горский отодвигает начало работы Пахомия над этим сочинением к 1477 г., полагая, что первая, летописная, редакция Жития была написана в числе других сочинений при работе Пахомия над летописным сводом 1477 г. [Горский 2003).

Есть предположение, что во второй половине 1470-х гг. Пахомий участвовал в великокняжеском летописании, создав целый ряд произведений для великокняжеского свода 1477 г. (см.: [Клосс 2001, с. 94: Горский 2003]).

В конце 1470-х - 1480-е гг. Пахомий еще раз побывал в Новгороде. Предполагают, что. проживая в новгородском Николо-Островском монастыре, он написал, в частности, цикл новгородских повестей [Бобров 20031.

Пахомий написал Житие новгородского архиепископа Моисея не ранее 1484 г. а также, возможно, Житие новгородского архиепископа Иоанна (см.: [Ключевский 2003, с. 107—108; Яблонский 1908, с. 19-20]).

К 1484 г. Пахомию было уже не менее 76 лет, если придерживаться расчетов В. Яблонского, полагавшего, что к 1438 г. Пахомию было около 30 лет. Очевидно, вскоре после 1484 г. Пахомий скончался. Точное время и место его смерти неизвестны.

 

2. Сочинения Пахомия Серба

Пахомий Серб — один из самых плодовитых писателей Древней Руси, из-под пера которого вышло несколько десятков произведений: житий, сказаний, похвальных слов, служб и канонов, вероятнее всего он был и летописцем. Он профессионально работал на заказ, выступая как официальный агиобиограф, и получал за свою работу плату (в Житии архиепископа Новгородского Ионы сообщается, что владыка наградил «искуснаго в книжных слогнях» Пахомия «множеством серебра, куны же и соболми» [Памятники, вып. IV, с. 31]). Пахомий хорошо владел стилем славянской богослужебной литературы, при этом для него характерно активное использование источников: он много заимствует из чужих произведений, как переводных, так и оригинальных, а также из своих собственных (прибегает к самоповторам во всту-

574

 

 

плениях кряду житий и других фрагментах текста). Многие сочинения Пахомия представляют собой редакции уже существующих произведений, созданные путем небольшой переработки (сокращения одних мест и расширения других), мозаичного соединения или просто дополнений предисловием и заключением чужих произведений. Однако целый ряд сочинений был написан самим Пахомием, который, в частности, при работе над житиями пользовался записанными им устными источниками — рассказами современников-очевидцев. Кроме того, он нередко создавал по нескольку редакций одного сочинения.

При характеристике творчества Пахомия Серба исследователи в основном сходятся во мнении о его творческой заурядности, отсутствии авторской самобытности, неяркости художественного мышления 7. При этом его творчество имело огромное значение для древнерусской книжности. О художественной стороне и значении сочинений Пахомия Серба, пожалуй, наиболее емко сказал В. О. Ключевский: «В... стилистической переработке русского материала и состоит все литературное значение Пахомия. Он нигде не обнаружил значительного литературного таланта; мысль его менее гибка и изобретательна, чем у Епифания; но он прочно установил постоянные, однообразные приемы для жизнеописания святого и для его прославления в церкви и дал русской агиобиографии много образцов того ровного, несколько холодного и монотонного стиля, которому было легко подражать при самой ограниченной степени начитанности» [Ключевский 2003, с. 139]. Процитированный пассаж относится к агиографическим сочинениям Пахомия, справедливость этих слов применительно к литургическим и панегирическим сочинениям была показана позднее другими учеными (см.: [Спасский 2008, с. 92-127; Кириллин 2012а]).

На сегодняшний день Пахомию Сербу надежно атрибутируют 9 житий, 3 похвальных слова, 4 сказания, 13 служб и 20 канонов (как оригинальных, так и созданных на основе уже существовавших произведений; к работе над некоторыми сочинениями Пахомий обращался неоднократно, причем точное число созданных им редакций не всегда известно). Еще целый ряд сочинений приписывают перу Пахомия.

В целом, творческое наследие Пахомия Серба исследовано довольно слабо: не разработаны история создания и текстология мно-

7 Обзор существующих точек зрения см. в работе: [Кириллин 2012а].

575

 

 

гих его сочинений, в связи с чем, с одной стороны, периодически появляются предположения об атрибуции ему новых произведений, а с другой — ставится под сомнение атрибуция тех, автором которых он традиционно считался.

 

2.1. Жития и редакции житий

Пахомием Сербом написаны жития: Никона Радонежского (в 2, возможно в 3, редакциях), Кирилла Белозерского (в 2 редакциях), Саввы Вишерского (в 2 редакциях), архиепископов Новгородских Евфимия II и Моисея (последнее — в 2 редакциях), а также созданы новые редакции житий: Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского (число редакций остается под вопросом), митрополита Алексия (число редакций остается под вопросом), Михаила Черниговского и боярина его Феодора (2 или 3 редакции). Некоторые из указанных сочинений известны в автографах книжника (см. ниже, и. 4).

Есть мнение, что Пахомием Сербом были также написаны Жития архиепископов Новгородских Иоанна и Ионы.

 

2.1.1. Надежно атрибутируемые Пахомию жития

Ниже жития рассматриваются в хронологическом порядке.

 

Житие Варлаама Хутынского

К Житию Варлаама Хутынского († 1193), чтимого в Новгороде основателя Хутынского монастыря, Пахомий обращался неоднократно, начиная с первого своего приезда в Новгород (до начала 1440-х гг.). Как сообщает он сам в тексте Жития, он написал его по поручению архиепископа Новгородского Евфимия II по рассказам очевидцев.

Пахомиевская редакция является 3-й редакцией Жития Варлаама Хутынского. При ее создании наряду с устными рассказами Пахомий использовал текст 2-й редакции Жития Варлаама, опирающейся, в свою очередь, на краткую проложную, существовавшую, по крайней мере, с первой четверти XIV в. От первоначальной краткой редакции 2-я, созданная в период между 1408 и 1438 гг. (см.: [Дмитриев 1973, с. 21]), отличается добавлением ряда чудес и очевидной зависимостью двух фрагментов от принадлежащей Епифанию Премудрому редакции Жития Сергия Радонежского 8. Пахомий предварил текст 2-й редакции

8 В связи с этим Н. С. Тихонравов считал, что автором 2-й редакции Жития Варлаама Хутынского был сам Пахомий [Тихонравов 1892, отд. II, с. 177—185], однако

576

 

 

своим вступлением, подверг его незначительной стилистической обработке и дополнил рассказами о чудесах. (См.: [Ключевский 2003, с. 118—121; Яблонский 1908, с. 28—31; Дмитриев 1973, с. 17—33].)

Есть мнение, что Пахомию принадлежит также вставка в Житие рассказа о спасении Варлаамом на новгородском мосту осужденного на казнь преступника и о его отказе спасти от смерти невинно осужденного, добавленная книжником к Житию в 1470-х гг. одновременно с новой редакцией Сказания о чуде Варлаама Хутынского 1460 г. [Дмитриев 1973, с. 33—34; Бобров 2003, с. 144—145]. По мнению других исследователей, этот рассказ является позднейшим наслоением [Ключевский 2003, с. 121-123; Яблонский 1908, с. 33].

 

Житие Сергия Радонежского

В начале 1440-х гг. Пахомий Серб обращается к редактированию Жития Сергия Радонежского, созданного Епифанием Премудрым в 1418—1419 гг. Пахомием были написаны также Проложная редакция ЖСР и Служба Сергию. Создание этого комплекса произведений связано с канонизацией святого в середине XV в. Пахомий значительно сократил сочинение Епифания, приспособив его к литургическим нуждам и удалив места, позволяющие судить об антимосковских настроениях автора, дополнил Житие чудесами, случившимися после открытия мощей Сергия в 1422 г. (при этом Пахомий был свидетелем некоторых из них).

Пахомий переделывал Житие Сергия несколько раз: разные исследователи называют разное число принадлежащих ему пространных редакций — от двух (В. О. Ключевский) до шести (В. Яблонский, Б. М. Клосс), не решен вопрос и о взаимоотношениях и последовательности редакций (см. таблицу 1). Переработки Пахомия были обусловлены, как полагают, с одной стороны, различными практическими целями и потребностями, с другой — цензурными соображениями в связи с такими политическими событиями, как борьба великого князя Василия Васильевича в 40-х гг. XV в. с Дмитрием Шемякой, Ферраро-Флорентийский собор (1438-1439 гг.), где была заключена уния церк-

другие исследователи эту точку зрения не разделяют, несмотря на то, что время создания редакции частично совпадает с первым периодом пребывания Пахомия в Новгороде. Вопрос о том, какое из произведений было создано ранее, а какое испытало его влияние — епифаниевское Житие Сергия или 2-я редакция Жития Варлаама, пока остается нерешенным (см.: [Дмитриев 1973, с. 24—25]).

577

 

 

вей, падение Константинополя (1453 г.) и обретение московскими митрополитами независимости от константинопольского патриарха 9.

 

Таблица I

Пахомиевские редакции в существующих классификациях 10

 

В. О. Ключевский

Н. С. Тихонравов

В. Яблонский

Б. М. Клосс

Первый пересмотр, или сокращение, Епифаниевского оригинала

Епифаниевская редакция

Редакция Б

Первая

Пахомиевская

редакция

Епифаниевская редакция с изменениями, приписываемыми Пахомию

Редакция А

Вторая

Пахомиевская

редакция

Третья

Пахомиевская

редакция

Второй пересмотр, или сокращение

Первая

Пахомиевская

редакция

Редакция В

Четвертая

Пахомиевская

редакция

9 Последнее объяснение причин редактирования ЖСР в связи с политическими событиями середины XV в., основанное на классификации редакций Б. М. Клосса, предложено К. А. Аверьяновым [Аверьянов 2014).

10 См.: [Ключевский 2003, с. 97-98], [Тихонравов 1892], [Яблонский 1908, с. 37—66], [Клосс 1998]. Что касается классификации Л. Мюллера [Мюллер 1973], то она представляет собой расширенную классификацию В. Яблонского, с выделением в рамках редакции Е трех редакций: Е (ВМЧ), Е (Л) и F (то есть с выделением в отдельные редакции Минейного, Основного и Вяземского видов по терминологии Б. М. Клосса), а также с добавлением нескольких летописных редакций XVI в.

578

 

 

 

Второй пересмотр в сопровождении чудес 1449 г.

Вторая Пахомиевская редакция

Редакция Г

Пахомиевская редакция с записью чудес 1449 г.

не упоминается как отдельная редакция; отмечено наличие пространной редакции чудес после Епифаниевской редакции (= Пятая Пахомиевская редакция по Б. М. Клоссу)

Вторая Пахомиевская редакция

Редакция Д

Пятая Пахомиевская редакция

Епифаниевская редакция с прибавлением пространной Пахомиевской редакции чудес

Пространное Житие Преподобного Сергия (атрибуция не указана)

Редакция Е (принадлежит Пахомию)

Пространная редакция (не принадлежит Пахомию)

 

Некоторые Пахомиевские редакции ЖСР дошли до нас в нескольких вариантах, причем какие-то из них, вероятно, были созданы самим Пахомием (ср. список Соф. 1248, содержащий текст Жития, переписанный Пахомием и характеризующийся рядом отличий от 4-й Пахомиевской редакции, к которой он может быть отнесен по классификации Б. М. Клосса [Шибаев 2006, с. 56; Шибаев 2007, с. 293]).

Предложенная Б. М. Клоссом последняя классификация списков ЖСР основана на весьма обширном материале 11 и представляет собой

11 Более 400 списков, причем, по утверждению автора, «списки ХV-ХVІ веков изучены с исчерпывающей полнотой» [Клосс 1998, с. 12], что, к сожалению, не соответствует действительности: после выхода работы Б. М. Клосса было выявлено немало новых списков (в том числе и XV—XVI вв.), например: РГАДА, ф. 381, № 86, л. 218-222 об. [Кучкин 20036, с. 117, примеч. 5]; РГИА, ф. 834, оп. 2, № 1257; РНБ, Q.1.1135 [Бобров, Прохоров, Семячко 2003, с. 439]; Соф. 1248 [Шибаев 2007]; Арханг. Д. 141, Егор. 196, Егор. 354, Лих. 122, Пог. 755, Пог. 756, Пог. 824, F.1.869 [Духанина 2015, примеч. 14].

579

 

 

первую попытку распределения списков по видам внутри редакций, в ней также указаны промежуточные варианты (соединение 4-й и 5-й Пахомиевских редакций, компиляции 1-й и 4-й, 3-й и 4-й Пахомиевских редакций и др.). Однако в основе своей эта классификация во многом повторяет выводы предшественников и не снимает целого ряда нерешенных вопросов, связанных с взаимоотношениями редакций ЖСР и их вариантов. В целом, эта классификация может быть охарактеризована как предварительная и нуждающаяся в пересмотре.

Взаимоотношения некоторых редакций уточнены.

Так, В. А. Кучкин показал, что список Троиц. 746 представляет собой особую Пахомиевскую редакцию ЖСР, которая имела общий протограф с редакцией А (по В. Яблонскому) [Кучкин 2002 в]. Ранее считалось, что список Троиц. 746 относится к той же редакции, что и список Троиц. 771 и другие списки (первый пересмотр по В. О. Ключевскому, редакция Б по В. Яблонскому), или является источником редакции, представленной списком Троиц. 771 и др. (1-я Пахомиевской редакции по Б. М. Клоссу).

В. П. Зубов высказал предположение, что редакция Д не могла возникнуть из редакции Г (по В. Яблонскому), так как эти редакции имеют общий протограф [Зубов 1953, с. 152—153].

М. А. Шибаев указал, что 3-я Пахомиевская редакция не является протографичной по отношению к 4-й, как утверждает Б. М. Клосс [Шибаев 2006, с. 56-57].

Кроме того, Е. А. Хегай на основе изучения текстов редакций и житийных икон Сергия Радонежского высказано предположение о существовании «промежуточной» редакции ЖСР, созданной неким неизвестным книжником между 1427/1428 и 1434 гг., возможно, в 1433 г. в связи с посещением Троицкого монастыря князем Юрием Дмитриевичем, и представляющей собой Епифаниевскую редакцию, дополненную главой об обретении мощей Сергия и некоторыми посмертными чудесами [Хегай 2008].

На данный момент известны два списка-автографа 4-й Пахомиевской редакции ЖСР: Соф. 1248 и Син. 637 (см. ниже, п. 4).

 

Житие Никона Радонежского

Житие Никона Радонежского († 1427) было написано Пахомием в тот же период, что и Житие Сергия (старший список Краткой редакции - Троиц. 116, л. 415—421 об., 1443-1445 гг.). В основу Жития были

580

 

 

положены собранные самим автором устные рассказы, при этом Пахомий использовал и созданные им редакции Жития Сергия.

Житие Никона Радонежского известно в трех редакциях — Краткой, Пространной и Особой.

Краткая редакция несомненно принадлежит перу Пахомия (старший список содержится в сборнике Троиц. 116, одним из писцов которого был сам Пахомий; в некоторых списках этой редакции Пахомий указан как автор).

Атрибуция Пространной редакции Пахомию на данный момент остается под вопросом (точку зрения об авторстве Пахомия и о том, что Пространная редакция была создана первой, а Краткая — на ее основе, подробно обосновал В. Яблонский [Яблонский 1908, с. 67-74], тем не менее некоторые ученые связывают появление Пространной редакции с общерусской канонизацией преподобного Никона на Соборе 1547 г. (см.: [Ключевский 2003, с. 205—206; Клосс 1998, с. 239] и др.).

Б. М. Клосс выделяет также Особую редакцию Жития Никона Радонежского, известную в двух списках, старший из которых (Троиц. 763) переписан в Троицком монастыре самим Пахомием Сербом в 1450-х гг. и является оригиналом редакции [Клосс 1998, с. 238—239] (см. ниже, п. 4).

 

Житие митрополита Алексия

Новая редакция Жития митрополита Алексия была создана Пахомием Сербом в 1459 г. 12 по поручению великого князя Василия Васильевича и по благословению митрополита Ионы.

При работе над своей редакцией Жития Пахомий использовал редакцию архимандрита Питирима, а также устные рассказы очевидцев и созданное им ранее Житие Сергия Радонежского.

По словам В. А. Кучкина, Пахомий создал несколько редакций Жития митрополита Алексия, старшая из которых дошла до нас в рукописи 1470-х гг. Син. 948 и была переписана самим Пахомием [Кучкин 1967] (в работах других исследователей Пахомию приписывается только одна самостоятельная редакция). По мнению Б. М. Клосса, перу Пахомия также принадлежит «переработанный вариант» Краткой редакции Жития митрополита Алексия, помещенный под 6885 г. в Своде 1477 г., предшествовавшем Московскому великокняжескому

12 Дата указана в списке Син. 556 (см.: [Ключевский 2003, с. 102, примеч. 2]).

581

 

 

своду 1479 г. [Клосс 2001, с. 49], с чем не согласен А. А. Горский (см.: [Горский 2003, с. 90, примеч. 16]).

 

Житие новгородского архиепископа Евфимия II

Житие новгородского архиепископа Евфимия II († 1458) Пахомий, лично знавший его и создавший по его заказу целый ряд произведений, написал по просьбе преемника Евфимия Ионы, вероятно, во второй свой приезд в Новгород, в начале архиепископства последнего, то есть не позднее 1461 г. [Яблонский 1908, с. 83; Лурье 1993, с. 193]. В данном случае Пахомий не пользовался письменными источниками, опираясь на собственные воспоминания и рассказы других знавших Евфимия людей. Пахомиевская редакция содержала 5 посмертных чудес, к которым вскоре после ее создания было добавлено другим книжником еще одно, то есть Пахомий после создания Жития больше к нему не возвращался (см.: [Яблонский 1908, с. 80—83]).

 

Житие Кирилла Белозерского

Житие было написано Пахомием на основе собранных им лично рассказов очевидцев. Единственным письменным источником послужила в данном случае духовная грамота Кирилла, включенная в Житие с некоторыми пропусками и поправками (она дошла до нас и в подлиннике). Это Житие представляет собой самое большое из произведений Пахомия, является ценным историческим источником и, будучи оригинальным произведением, более других сочинений интересно с точки зрения языка и стилистики.

Для создания Жития Кирилла Белозерского по поручению великого князя Василия II Васильевича и митрополита Феодосия Пахомий побывал в Кирилло-Белозерском монастыре.

Существуют две редакции произведения: Пространная и Краткая. Пространная редакция, как полагает В. Яблонский, была закончена Пахомием после марта 1462 г. (смерть великого князя Василия Васильевича) и до 13 мая 1462 г. (хиротония игумена Трифона, третьего преемника Кирилла, во архиепископа Ростовского), возможно, уже по возвращении Пахомия в Троице-Сергиев монастырь [Яблонский 1908, с. 92]. Краткая редакция, представляющая собой механическое сокращение Пространной, была создана, по всей вероятности, самим Пахомием в литургических целях не позже 1475 г. [Яблонский 1908, с. 91], по мнению ЕМ. Прохорова, в 1464—1465 гг. [Прохоров 1994, с. 9].

582

 

 

Житие Саввы Вишерского

Житие Саввы Вишерского († 1460) было написано Пахомием по повелению новгородского архиепископа Ионы, вероятно, на основе записей, сделанных не позднее 1464 г. преемником Саввы священно- иноком Геласием. Поскольку оно упоминается в Житии архиепископа Ионы, первоначальная редакция которого была написана, видимо, в 1472 г. (см. ниже, п. 2.1.2), дата его создания приходится на период между 1464 и 1472 гг. [Яблонский 1908, с. 99; Федотова 2001, с. 550].

Считается, что к этому сочинению Пахомий обращался дважды, создав две его редакции: первая, Краткая, целиком основана на работе Геласия, вторая, Пространная, дополнена пятью новыми чудесами, сведения о которых почерпнуты из рассказов современников [Яблонский 1908, с. 95—100; Янковска 1979; Федотова 2001].

 

Житие Михаила Черниговского и боярина Феодора

Житие князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора известно в целом ряде редакций, из которых, согласно последним данным, перу Пахомия Серба принадлежат, по-видимому, две.

Высказывались разные точки зрения на количество и источники редакций Пахомия,

В. Яблонский полагал, что в основу Пахомиевской редакции была положена 2-я редакция Жития, автором которой является некий отец Андрей или епископ Иоанн. Пахомий стилистически переработал и распространил эту редакцию, добавив к ней Повесть «Об убиении злочестивого царя Батыя» в Венгрии, основанную на народной южнославянской песне о Батые. Это было сделано, по-видимому, до 1473 г., так как в жизнеописании ярославского князя Феодора, написанном в 1473 г., заметно знание Повести об убиении Батыя [Яблонский 1908, с. 100—104], Н. И. Серебрянский полагал, что Пахомий создал свою редакцию на основе Распространенной редакции отца Андрея (старшие списки которой датируются XIV в.) [Серебрянский 1915, с. 118, 129]. По мнению Н. И. Серебрянского, из трех редакций Пахомиева сочинения (Минейной, Соловецкой и Архивской) Пахомию принадлежит только Минейная [Серебрянский 1915, с. 120—128]. Н. И. Пак сделан вывод, что Пахомием были созданы две редакции: Минейная (М) и Соловецкая (С), причем Пахомий пользовался и проложной редакцией (ПП), и редакцией отца Иоанна (И) [Пак 1988]. А. А. Гор-

583

 

 

ский приписывает Пахомию две редакции: одну пространную, вслед за Н. И. Серебрянским, а также предшествующую ей редакцию в составе Московского великокняжеского свода 1479 г., которая была создана на основе Распространенной редакции отца Андрея и, наряду с последней, послужила источником пространной редакции Жития [Горский 2003, с. 87-89].

 

Житие новгородского архиепископа Моисея

Житие новгородского архиепископа Моисея († 1363) было создано Пахомием не ранее 1484 г., поскольку в нем рассказывается о случившемся в это время чуде с архиепископом Сергием. Это свидетельствует о том, что Пахомий был еще жив в 1484 г.

Житие основано на летописном сказании о Моисее.

Известны две редакции Жития — Пространная и Краткая, последняя встречается всегда в сопровождении Похвального слова Моисею, созданного, по мнению В. Яблонского, гораздо позднее другим автором. Обе редакции В. Яблонский приписывает Пахомию, полагая, что первичной была Пространная редакция [Яблонский 1908, с. 107].

 

2.1.2. Приписываемые Пахомию жития

Помимо указанных выше редакций, предположительно принадлежащих, по мнению некоторых ученых, перу Пахомия, ему приписывают Жития архиепископов Новгородских Иоанна и Ионы.

 

Житие новгородского архиепископа Иоанна

Житие новгородского архиепископа Иоанна († 1185), написанное, по-видимому, в 70-е гг. XV в., в некоторых списках XVII в. содержит в заглавии имя Пахомия Серба. Однако В. О. Ключевский не был уверен в авторстве Пахомия [Ключевский 2003, с. 135]. Житие имеет своеобразную композицию, нехарактерную для книжника, — состоит из трех самостоятельных «слов». При этом, по наблюдениям В. Яблонского, в произведении имеется целый ряд параллелей с сочинениями Пахомия (Похвальным словом празднику Знамения Богородицы в Новгороде, Житием Сергия Радонежского, Житием Варлаама Хутынского), что позволяет приписать его перу Пахомия [Яблонский 1908, с. 109-113].

Впоследствии Л. А. Дмитриев обосновал точку зрения, согласно которой Пахомий Серб не может быть автором этого Жития [Дмитриев 1973, с. 162-169].

584

 

 

Житие новгородского архиепископа Ионы

Сомнения существуют также относительно Жития новгородского архиепископа Ионы († 1470), заказчика ряда работ Пахомия. С одной стороны, в Житии содержатся подробности о взаимоотношениях Ионы как заказчика и Пахомия Серба (в частности, приводится список заказов Ионы, многие из которых остались не выполненными Пахомием; сообщается о плате Пахомию за труды), кроме того, сам Пахомий в Слове о перенесении мощей митрополита Петра обещает описать посмертные чудеса новгородского архиепископа. С другой стороны, считается, что все три известные редакции этого Жития возникли после соборов 1547 и 1549 гг. [Ключевский 2003, с. 199—201; Яблонский 1908, с. 200] (ср.; [Лурье 1993]). Однако некоторые конкретные детали повествования свидетельствуют о том, что в основе известных редакций Жития новгородского архиепископа Ионы лежит произведение современника, которое было написано в 1472 г. [Прохоров 1989, с. 175—176].

 

2.2. Сказания

Перу Пахомия Серба принадлежат или приписываются несколько повествовательных сочинений.

 

Воспоминание о Знамении Богородицы в Новгороде

Чуду от иконы Богородицы в Новгороде в 1170 г. посвящен целый комплекс произведений, в создании и редактировании которых принимал активное участие Пахомий Серб. Помимо редактирования Службы и создания для нее канонов, а также Похвального слова (см. ниже, пп. 2.3, 2.4), Пахомий переработал «Слово о знамении», известное уже в списках XIV в. 13, назвав свою редакцию «Воспоминание знамения, бывшаго иконою пречистые владычицы нашей Богородицы в Великом Новгороде» [Дмитриев 1973, с. 122—128].

 

Сказание об обретении мощей митрополита Алексия

Сказание известно в нескольких редакциях, первые две из которых принадлежат перу Пахомия и являются оригинальными. Обе Пахомиевские редакции Сказания следуют в рукописях за Житием и включают рассказ об обретении и перенесении мощей митрополита Алексия в 1431 г., а также о 8 его посмертных чудесах. Предполагают, что впервые к работе над Сказанием Пахомий обратился в конце

13 По последним данным, старшие списки «Слова» датируются первой четвертью и 30-ми гг. XV в. [Лосева 2009, с. 202].

585

 

 

40-х гг. XV в., до работы над Житием (см. выше, п. 2.1.1), сразу после собора 1448 г., когда митрополитом Ионой было установлено всецерковное празднование памяти святителя. (См.: [Ключевский 2003, с. 112, 118; Яблонский 1908, с. 129—130].) Однако, согласно В. А. Кучкину, Сказание было написано одновременно с Житием и Похвальным словом митрополиту Алексию в 1459 г. [Кучкин 1967, с. 242].

 

Сказание о чуде Варлаама Хутынского 1460 г.

По инициативе архиепископа Новгородского Ионы написанная Пахомием редакция Жития Варлаама Хутынского была дополнена рассказом о чудесном воскресении у гроба Варлаама в 1460 г. Григория Тумгана, постельничего московского великого князя.

Согласно Л. А. Дмитриеву, этот рассказ представляет собой 2-ю редакцию чуда, созданную на основе уже существовавшего произведения, написанного московским митрополичьим дьяком Родионом Кожухом не ранее 1467 г.; Пахомиевская редакция чуда, следовательно, была создана уже в 1470-х гг. [Дмитриев 1973, с. 26—27, 30—31]. Однако Э. А. Гордиенко высказывает мнение, что Пахомий сначала написал летописный рассказ о чуде (это мнение опирается на предположение А. Г. Боброва (см.: [Бобров 2001а, с. 233, примеч. 56]), а уже потом на его основе самостоятельное произведение [Гордиенко 2010, с. 141].

 

Сказание о гибели Батыя

Сказание о гибели Батыя (Повесть о убиении Батыя) известно в 2 редакциях; старшей, встречающейся в составе летописей, и внелетописной, встречающейся в рукописях в качестве дополнения к Пахомиевской редакции Жития Михаила Черниговского и боярина Феодора. По последним данным, автором обеих редакций был Пахомий Серб, хотя высказывались и сомнения в его авторстве (историографию вопроса см. в работе: [Горский 2001]). По мнению А. А. Горского, Пахомий создал летописную редакцию Сказания для свода 1477 г., протографа Московского великокняжеского свода 1479 г., а впоследствии на ее основе — внелетописную редакцию [Там же].

 

Циклы новгородских и афонских повестей

А. Г. Бобров полагает, что после прекращения владычного летописания в Новгороде, в конце 1470-х — 1480-е гг., Пахомий Серб, проживая в новгородском Николо-Островском монастыре, создал цикл из 6 новгородских повестей (Повесть о варяжской божнице (о посадни-

586

 

 

ке Добрыне), Повесть о построении Благовещенской церкви, Повесть о Михалицком монастыре, Видение пономаря Аарона, Предсказание архиепископу Ионе, Чудо Варлаама Хутынского о двух осужденных), назвав его «Повести древних лет, яже сдеяшася в Великом Новегороде», и присоединил к нему 5 сказаний, посвященных Афону (Сказание о иконе Богоматери Иверской, Повесть о Ватопедском монастыре, О некоем старце, О старце Павле, «Воспоминание отчасти святыя горы Афонския...») [Бобров 2003].

 

Повесть о Темир-Аксаке

Б. М. Клосс предполагает, что среди сохранившихся редакций Повести о Темир-Аксаке две принадлежат перу Пахомия. Первая Пахомиевская редакция, летописная, была написана книжником для Московского великокняжеского свода 1477 г., Вторая Пахомиевская редакция, известная как самостоятельное произведение, представляет собой переработку Первой самим Пахомием, предпринятую между 1477 и началом 1480 г. [Клосс 2001, с. 91—97].

 

Повесть о латинах

В. Яблонский называет среди приписываемых Пахомию сочинений «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню, и сказание о составлении Осмаго собора латыньскаго...», написанное в Москве в 1461—1462 гг. [Яблонский 1908, с. 200—202]. Данное сочинение пока не имеет надежной атрибуции.

 

2.3. Похвальные слова

Пахомием Сербом написаны 5 Похвальных слов, еще несколько Похвальных слов или их редакций приписываются книжнику некоторыми учеными.

По наблюдениям В. М. Кириллина, предпринявшего комплексный анализ панегирических сочинений Пахомия Серба, они в художественном отношении сопоставимы с его сочинениями других жанров (см.: [Кириллин 2012а]).

 

Похвальное слово Варлааму Хутынскому

Похвальное слово Варлааму Хутынскому, по мнению В. О. Ключевского, было написано Пахомием после 1460 г. [Ключевский 2003, с. 103]; по мнению В. Яблонского — не позднее 1438 г. (так как оно известно в рукописи 1438 г., где следует за 2-й редакцией Жития Варлаама), после того, как Пахомий создал 3-ю редакцию Жития Вар-

587

 

 

лаама [Яблонский 1908, с. 117]. Однако Л. А. Дмитриев полагает, что Похвальное слово было написано Пахомием не позднее 1438 г. на материале 2-й редакции Жития Варлаама до того, как он создал свою редакцию Жития [Дмитриев 1973, с. 30]. Э. А. Гордиенко высказывает сомнение, что это сочинение принадлежит перу Пахомия [Гордиенко 2010, с. 133, см. также с. 151 — 152].

 

Похвальное слово празднику Знамения Богородицы в Новгороде

Похвальное слово празднику Знамения Богородицы в Новгороде было написано Пахомием, по-видимому, после созданной им Службы на этот праздник в первый период пребывания в Новгороде, то есть до начала 1440-х гг., возможно, около 1438 г., которым датируется старший список Службы [Яблонский 1908, с. 120—123; Дмитриев 1973, с. 127—128; Кириллин 20126, с. 79]. По последним данным, Похвальное слово обнаруживает очевидную взаимосвязь с «Воспоминанием знамения, бывшаго иконою пречистые владычицы нашей Богородицы в Великом Новгороде», которое было создано Пахомием чуть ранее на основе уже существовавшего к тому времени сказания [Дмитриев 1973, с. 126-128; Кириллин 20126, с. 79].

 

Похвальное слово митрополиту Алексию

Это сочинение Пахомия следует в рукописях после Пахомиевской редакции Жития митрополита Алексия и Сказания об обретении мощей митрополита Алексия. По мнению В. А. Кучкина, оно было написано одновременно с ними в 1459 г. [Кучкин 1967, с. 242].

 

Похвальное слово на Покров Богородицы

Похвальное слово на Покров Богородицы было написано Пахомием Сербом, по-видимому, во второй период пребывания в Новгороде; источником для книжника послужило более краткое слово, известное уже в списках XIV в. [Яблонский 1908, с. 126—128].

 

Слово на перенесение мощей митрополита Петра

В 1472 г. состоялось открытие и первое перенесение мощей митрополита Петра в связи с перестройкой Московского Успенского собора. Великим князем Иваном Ш и митрополитом Филиппом I Пахомию Сербу было поручено написать слово и службу в честь этого события. Пахомием были написаны Слово на перенесение мощей митрополита Петра, Служба и два канона (см.: [Ключевский 2003, с. 105; Яблонский 1908, с. 19, 138-140; Седова 1993, с. 126-128]).

588

 

 

Так как в 1474 г. Успенский собор рухнул, в 1479 г., при следующей его перестройке, состоялось новое перенесение мощей Петра, что нашло отражение в сказании, представляющем собой переработанное и дополненное Слово Пахомия. Видимо, тогда же были созданы два похвальных слова (на память митрополита Петра и на перенесение его мощей), следующие за ним в рукописях. Эти три сочинения хотя и приписываются иногда Пахомию [Филарет (Гумилевский) 1859, с. 144; Клосс 2001, с. 34, 93], едва ли принадлежат ему [Ключевский 2003, с. 105—106; Яблонский 1908, с. 202—205; Седова 1993, с. 128—129].

 

2.4. Службы и каноны

Пахомий Серб является автором более десятка служб и редакций служб (точное число пока остается под вопросом). Ф. Г. Спасский надежно атрибутирует Пахомию Сербу 13 служб [Спасский 2008, с. 94— 95]:

• Служба Варлааму Хутынскому (не позднее 1438 г., скорее всего совместно с Житием);

• Служба Знамению Богородицы в Новгороде (не позднее 1438 г.);

• Служба Сергию Радонежскому (около 1440 г.);

• Служба Никону Радонежскому (не ранее 1440 г.);

• Служба митрополиту Алексию (возможно, около 1450 г.);

• Служба Евфимию, архиепископу Новгородскому (вскоре после 1460 г.);

• Служба Антонию Печерскому (не ранее 1460 г.);

• Служба Кириллу Белозерскому (между 1463 и 1474 гг.);

• Служба Савве Вишерскому (в последний период пребывания в Новгороде);

• Служба Ионе, митрополиту Московскому (после 1472 г.);

• Служба Михаилу Черниговскому и боярину Феодору (после 1472 г.);

• Служба на перенесение мощей митрополита Петра (после 1472 г.);

• Служба Стефану Пермскому (в 1473 г.).

В последнее время Э. А. Гордиенко высказано сомнение в том, что автором Служб Варлааму Хутынскому и Знамению Богородицы в Новгороде является Пахомий Серб (см.: [Гордиенко 2010, с. 130—133]), однако специальной аргументации эта точка зрения пока не получила.

589

 

 

Большинство служб было написано самим Пахомием (Службы Варлааму Хутынскому, Никону Радонежскому, Евфимию Новгородскому, Антонию Печерскому, Савве Вишерскому, митрополиту Ионе, Стефану Пермскому, на перенесение мощей митрополита Петра), остальные являются редакциями уже существовавших к тому времени служб (см.: [Яблонский 1908, с. 144—194; Спасский 2008, с. 98—125): о Службе Знамению Богородицы в Новгороде см. также: [Дмитриев 1973, с. 123-125], о Службе Кириллу Белозерскому см. также: [Лихачева, Чуркина 1989, с. 353—354]; о Службе на перенесение мощей митрополита Петра см. также: [Седова 1993, с. 129—132]; о Службе Сергию Радонежскому см. также: [Елесиевич 2004]).

В составе надежно атрибутируемых Пахомию 13 служб содержатся 20 канонов (в некоторых службах — по два канона), которые, согласно В. Яблонскому, принадлежат перу Пахомия [Яблонский 1908, с. 144-194] 14.

Еще ряд служб и канонов или их редакций с большей или меньшей степенью уверенности приписывается Пахомию.

Указанный В. Яблонским как предположительно приписываемый Пахомию канон пророку Илии (второй в составе Службы) [Яблонский 1908, с. 209-2101, по мнению Ф. Г. Спасского, вполне мог быть написан Пахомием [Спасский 2008, с. 125-127].

Возможно, Пахомий является автором несохранившейся Службы преподобному Онуфрию (см.: [Спасский 2008, с. 95, 125]).

В. Яблонский называет среди ошибочно приписываемых Пахомию сочинений редакции канона св. Ольге 15 и Службы св. Владимиру [Яблонский 1908, с. 210-213]. Ф. Г. Спасский отмечает следы редактуры в этих сочинениях и высказывает предположение, что Пахомий правил канон св. Ольге, а также канон св. Владимиру для новгородских церквей [Спасский 2008, с. 83—84].

К ошибочно приписываемым Пахомию (например, митрополитом Макарием (Булгаковым), В. О. Ключевским [Макарий (Булгаков)

14 В СККДР Г. М. Прохоров приводит другой список из 21 канона, в число которых включены не упоминаемые В. Яблонским и Ф. Г. Спасским каноны Покрову и русским святым [Прохоров 1989, с. 1681.

15 Ср. мнение митрополита Макария (Булгакова) о том, что канон св. Ольге был написан самим Пахомием в дополнение к существовавшим стихирам [Макарий (Булгаков) 1996, с. 41].

590

 

 

1996, с. 41; Ключевский 2003, с. 108)) В. Яблонский относит и первый канон в Службе святым Борису и Глебу [Яблонский 1908, с. 213—215]. Есть также мнение, что Пахомий участвовал в редактировании этой Службы [Соболева 1979, с. 11 — 12].

Г. С. Дебольский и В. Яблонский, вслед за Π. М. Строевым, полагали, что Пахомием Сербом была написана Служба Петру и Февронии Муромским, перед первым из канонов которой стоит имя Пахомий [Дебольский 1894, с. 473; Яблонский 1908, с. 195—197], но, по замечанию Ф. Г. Спасского, в данном случае произошло смешение имен и автором Службы является другой Пахомий, живший в XVI в. [Спасский 2008, с. 95, 156-1591.

Митрополит Макарий (Булгаков) и А. П. Доброклонский считали, что Служба Димитрию Прилуцкому могла быть написана Пахомием [Макарий (Булгаков) 1996, с. 41—42; Доброклонский 1889, с. 299], однако это мнение другими учеными не поддерживается (см.: [Спасский 2008, с. 191-192]).

Кроме того, В. Яблонский указывает, что архиепископ Филарет (Гумилевский) приписывает Пахомию Службу Мирской иконе Божией матери [Филарет (Гумилевский) 1859, с. 113], хотя эта Служба была создана на основе пахомиевской Службы Знамению Богородицы в Новгороде (см.: [Яблонский 1908, с. 205—207]).

В. Яблонский приводит еще несколько канонов, служб и молитв, которые, скорее всего ошибочно, приписывают Пахомию: канон Божией Матери в Службе Сергию Радонежскому; канон Предтече; акафист и молитва Сергию Радонежскому [Яблонский 1908, с. 205, 207— 209, 215-217].

В своих литургических сочинениях Пахомий Серб проявил себя как новатор: многие его каноны содержат акростихи из слов (краесловие). Этот прием, не встречающийся в более ранних древнерусских литургических произведениях, не получил распространения, хотя в остальном литургическое творчество Пахомия Серба стало образцом для подражания (см. подробнее: [Спасский 2008, с. 97—127, 415— 417]).

 

2.5. Пахомий Серб как летописец

Б. М. Клосс утверждает, что «Пахомий имел вероятное отношение к составлению Свода 1477 г.», протографа Московского великокняжеского свода 1479 г. [Клосс 2001, с. 94, 49]. Для этого свода книжником,

591

 

 

в частности, были написаны редакции Жития митрополита Алексия и Повести о Темир-Аксаке [Клосс 2001, с. 49, 91-92].

А. А. Горский разделяет эту точку зрения, полагая, что целый ряд произведений, вошедших в состав Московского великокняжеского свода 1479 г. в особых редакциях (Житие Михаила Черниговского; Повесть о убиении Батыя; рассказ о митрополите Алексие (под 6805/1357 г.); Повесть о Темир-Аксаке; Слово избрано от святых писаний, еже на латыню; Слово на перенесение мощей митрополита Петра), был написан Пахомием Сербом, причем некоторые из них представлены в своде первоначальными редакциями, предшествующими редакциям Пахомия, известным как самостоятельные произведения. По мнению ученого, эти сочинения объединены «антиордынской тенденцией» и были созданы Пахомием для летописного свода 1477 г., протографа свода 1479 г. [Горский 2003]. При этом А. А. Горский не согласен с предположением Б. М. Клосса о том, что Пахомий переработал для этого свода еще и Краткую редакцию Жития митрополита Алексия, помещенную под 6885 г. (см.: [Клосс 2001, с. 49; Горский 2003, с. 90, примеч. 16]).

A. Г. Бобров считает, что автором статей Летописи Авраамки за период 1458—1469 гг., отражающих текст владычной летописи за это время, может быть Пахомий Серб [Бобров 2001а, с. 233, примеч. 56].

Таким образом, согласно выдвинутым в последнее время предположениям, Пахомий Серб был не только агиографом, но и летописцем, причем работал и в Новгороде, и в Москве.

B. Яблонский упоминает о некоторых явно ошибочно приписанных Пахомию исторических памятниках, в числе которых Степенная книга, Хронограф Русский и Общерусский летописный свод [Яблонский 1908, с. 217].

 

3. Пахомий Серб как переводчик

Будучи выходцем с Афона, Пахомий Серб знал греческий язык. Помимо сочинения и редактирования он также переводил с греческого: именно ему принадлежит перевод так называемого Пророчества о судьбах «Семихолмного», полное название которого: «Стиси хризизмии. Надписание, начертано от некиих святых прозорливыих отец, изображено еллинска художьства знамении и на мармори ископано над гробом святого Костянтина, пръваго царя христианскаго, во граде

592

 

 

Никомидийстем. Преведеся на рускый язык от священноинока Пахомиа Святыя горы» (см.: [Яцимирский 1908, с. 151-152]).

 

4. Автографы Пахомия Серба

Сохранилось несколько рукописей, в работе над которыми Пахомий Серб участвовал как писец. Некоторые из них были известны уже в XIX в.:

■ книга Симеона Богослова, переписанная в 1443 г. (в составе рукописи Троиц. 180);

■ Поучения аввы Дорофея и Историческая Палея, переписанные в 1445 г. (в составе рукописи Троиц. 180);

■ Толковая псалтырь Афанасия Александрийского, переписанная в 1459 г. (в составе рукописи МДА 23) (см. об этих рукописях, например: [Ключевский 2003, с. 101; Яблонский 1908, с. 16—17]);

■ Апостол толковый с прибавлениями (в составе рукописи Троиц. 116) [Некрасов 1871, с. 55; Описание ркп. ТСЛ 1878, с. 86]16;

■ Сборник смешанного состава Син. 637 [Некрасов 1871, с. 38— 39].

Кроме того, были высказаны предположения о работе Пахомия над кирилло-белозерскими минеями (см.: [Некрасов 1871, с. 54—55, 97]) 17, а также над сборником Троиц. 753 ([Яцимирский 1904, с. 248, 452], см. ниже).

Впоследствии выяснилось, что Пахомий участвовал в переписке еще нескольких рукописей.

На данный момент список автографов Пахомия, действительных и предполагаемых, выглядит так.

Сборник-конволют Троиц. 180 - РГБ, ф. 304/1, Главное собр. библиотеки Троице-Сергиевой лавры, № 180, сборник-конволют, состоящий из 3 частей: 1) первая часть: л. 1 — 103 об. — Симеон Новый Богослов, переписана Пахомием Сербом в 1443 г. (запись киноварью на л. 103 об.: мншгbгрѣшни(ного) и пbслѣdнего пахомїе въ лѣт ҂ѕ҃ц҃на (6951));

16 В печатном описании собрания 1878 г. указано, что рукопись принадлежала Пахомию Сербу.

17 В частности, И. С. Некрасов отмечает, что в октябрьской минее Кирилло- Белозерской библиотеки № 1258 есть собственноручная запись Пахомия Серба [Некрасов 1871, с. 55), однако в современных работах, где эта рукопись привлекается, данный факт не отмечен (см.: [Творогов 1998; Шибаев 2014]).

593

 

 

2) вторая часть: л. 104—355 об. — Поучения аввы Дорофея и историческая Палея, переписана Пахомием Сербом в 1445 г. (запись киноварью нал. 355 об. рукой Пахомия: въ лѣто, ҂ѕц҃нг (6953) крꙋ> лꙋ= з҃ӏ (17)»);

3) третья часть: л. 356—425 об. — Слова Иоанна Златоуста, Григория Цамблака, Андрея, архиепископа Критского, Житие пророка Илии и др. (см. названия произведений и инципиты: [Описание ркп. ТСЛ 1878, с. 170—173]), Б. М. Клосс полагает, что эта часть также переписана Пахомием и, поскольку некоторые филиграни совпадают с филигранями второй части и употреблена такая же киноварь, датируется около 1445 г. [Клосс 19906, с. 108; Клосс 1998, с. 170—171].

Толковая псалтырь Афанасия Александрийского МДА 23 находится в составе сборника-конволюта РГБ, ф. 173/1, Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной академии, № 23, содержащего две разновременные части. Первая часть — Толковая псалтырь Афанасия Александрийского (л. I + 1—225 + I) — переписана в 1458/ 1459 г. Пахомием Сербом (запись киноварью на л. 225 об.: съписана быc сиꙗ бжcтвенаꙗ книга ѱа^лми дв҃дви. повелѣнием^ сергїа старца сергїева монастьра казначїи. рꙋкою послѣднѧго вь сщ҃ноиноцѣхъ таха їермонаха пахомиꙗ сербина вь лѣт^ ҂ѕ҃цx҃з (6967)); вторая часть (л. 11 + 226-397 + IIII) — Евангелие от Иоанна с толкованиями Феофилакта Болгарского — переписана в 1455/1456 г. Алексеем Переяславцем и еще одним писцом [Клосс 1998, с. 172].

 

Толковый Апостол и Служба святым князьям Борису и Глебу Троиц. 116 находятся в составе сборника (Апостол толковый с прибавлениями) РГБ, ф. 304/1, Главное собр. библиотеки Троице-Сергиевой лавры, № 116, переписанного в 1443—1445 гг., по мнению Б. М. Клосса, 10 писцами, причем Пахомием Сербом переписаны л. 1-176 (на л. 167 приписка киноварью: мох^ пахомїѡ), а также л. 424—439 об. — как утверждает Б. М. Клосс, собственное сочинение Пахомия Служба святым князьям Борису и Глебу [Клосс 1998, с. 172—173] 18. В числе приложений к Деяниям апостолов и их толкованиям в этой рукописи находятся сочинения Пахомия: л. 355—396 об. — Житие Сергия Радонежского (по Б. М. Клоссу, Основной вид 4-й Пахомиевской редакции), л. 397 об,—411 об. — Служба Сергию Радонежскому (на поле л. 401 об.

18 Б. М. Клосс не указывает, на основе какого источника им делается утверждение об авторстве Пахомия Серба (об атрибуции этого сочинения см. выше, п. 2.4).

594

 

 

приписка: творенїе сщ҃ноинока пахмїа), л. 412—414 об. — Проложное Житие Сергия Радонежского, л. 415-421 об. - Житие Никона Радонежского (Краткая редакция, старший список).

Сборник Син. 637 - ГИМ, Синодальное собрание, № 637, на 312 листах. В сборник включены две редакции ЖСР: 4-я Пахомиевская (л. 2—56) и Проложная (л. 81—87 об.), а также Служба (л. 56—79 об.) и Тропарь (л. 80 об.—81) Сергию Радонежскому. И. С. Некрасов предположил, что сборник составлен и переписан Пахомием Сербом [Некрасов 1871, с. 38—39]. Рукопись на основании писцовых записей датировалась 1459 г. (см.: [Протасьева 1973, с. 59]). Л. М. Костюхина на основе анализа филиграней и почерков пришла к выводу, что сборник был начат Пахомием Сербом в 1459 г. в Троице-Сергиевом монастыре, а дописан в конце 70-х — начале 80-х гг. XV в.; Пахомию принадлежат первые два и, возможно, пятый почерк рукописи; список ЖСР (л. 2—56) и, видимо, частично другие произведения, посвященные Сергию, были переписаны самим Пахомием в конце 70-х — начале 80-х гг. XV в. [Костюхина 2000].

Житие Сергия Радонежского Соф. 1248 находится в составе Сборника патриотического PHБ, Софийское собр., № 1248. Это конволют, включающий несколько разновременных частей. Нал. 329—375 содержится Житие Сергия Радонежского в автографе Пахомия (на нижнем поле л. 329 запись: съписано сщ҃ноиноком^ пахомїем ст҃їа горы) (данный список-автограф обнаружен М. А. Шибаевым). ЖСР написано на бумаге с филигранью, которая не встречается в других частях сборника, причем одна из форм филиграни тождественна филиграни Лихачев № 962 — 1442 г., которая извлечена Η. П. Лихачевым из рукописи Симеона Богослова Троиц. 180, переписанной Пахомием. Эта часть имеет свою нумерацию тетрадей (с первой по шестую) и, судя по загрязненности оборота последнего листа (л. 375), какое-то время бытовала как отдельная рукопись [Шибаев 2006, с. 53—54; Шибаев 2007, с. 290—293]. Текст Жития, по наблюдениям М. А. Шибаева, относится к 4-й Пахомиевской редакции (по классификации Б. М. Клосса), но при этом содержит ряд отличий; М. А. Шибаев предполагает, что, возможно, «данный список отражает еще незавершенную редакторскую работу над текстом житийного памятника» [Шибаев 2007, с. 293].

Житие Никона Радонежского Троиц. 763 находится в составе Сборника РГБ, ф. 304/1, Главное собр. библиотеки Троице-Сергиевой лав-

595

 

 

ры, № 763, переписанного, по мнению Б. М. Клосса, в 50-х гг. XV в. в Троицком монастыре. Житие, занимающее л. 407-414 об., согласно Б. М. Клоссу, переписано Пахомием Сербом и представляет собой оригинал Особой редакции (Клосс 19906, с. 109—110; Клосс 1998, с. 238].

Слова Григория Цамблака Троиц. 753 — в составе Сборника РГБ, ф. 304/1, Главное собр. библиотеки Троице-Сергиевой лавры, № 753, XV в., нал. 396—441 об. находятся 4 Слова Григория Цамблака, которые, как указывает А. И. Яцимирский, переписаны Пахомием Сербом [Яцимирский 1904, с. 248, 452]. (Насколько нам известно, сборник не имеет подробного палеографического описания. Работа Пахомия как писца над сборником другими учеными не рассматривалась.)

Сборник Син. 948 — ГИМ, Синодальное собрание, № 948; рукопись датируется по филиграням 70-ми гг. XV в. и содержит следующие сочинения Пахомия: л. 118 об.—130 об. — старшая редакция Жития митрополита Алексия; л. 131—138 об. — Обретение, перенесение мощей и чудеса митрополита Алексия; л. 138 об,—144 — Похвальное слово митрополиту Алексию; л. 144—154 — Житие Варлаама Хутынского; л. 154 об.— 164 — Похвальное слово Варлааму Хутынскому; л. 164-175 — Сказание о чуде Варлаама Хутынского 1460 г. [Кучкин 1967, с. 243—244]. При этом, как пишет В. А. Кучкин, сборник включает единственный известный в настоящее время «список старшей редакции Жития митрополита Алексея, написанный Пахомием Сербом» [Кучкин 1967, с. 243]. Отсюда можно сделать вывод, что, согласно В. А. Кучкину, это автограф Пахомия (ср.: [Прохоров 1989, с. 172]), а поскольку этим почерком (первым из трех почерков основной части рукописи) переписаны л. 4-175, получается, что это почерк Пахомия, который, таким образом, переписал и остальные свои сочинения в этой рукописи. Интересно, что сам В. А. Кучкин в указанной статье ни один из почерков не атрибутирует Пахомию. По-видимому, в данном случае предположение об автографе Пахомия обязано своим появлением ошибке: в результате неверного согласования («написанный» вместо «написанной» или «написанного») Пахомию оказался приписанным список, а не редакция или житие, что, вероятно, имелось в виду в действительности. Сопоставление почерков рукописи Син. 948 и рукописей - автографов Пахомия, содержащих его приписки, убеждает в этом: первый почерк сборника Син. 948 не может принадлежать Пахомию Сербу.

596

 

 

Таким образом, некоторые сочинения и редакции Пахомия Серба, надежно или предположительно атрибутируемые книжнику, дошли до нас в его автографах: 4-я редакция ЖСР (Соф. 1248, Син. 637); Особая редакция Жития Никона Радонежского (Троиц. 763), а также (частично?) проложное ЖСР и Служба Сергию (Син. 637), Служба Борису и Глебу (?) (Троиц. 116).

Известные сегодня рукописи, частично или полностью переписанные Пахомием Сербом, охватывают значительный период времени, позволяя составить представление о почерке книжника и его изменениях на протяжении 1440-х, 1450-х и конца 1470-х — начала 1480-х гг., хотя задача эта пока не ставилась исследователями.

Помимо рукописей, несомненно являющихся автографами Пахомия, выявлен еще ряд рукописей, которые, по наблюдениям отдельных ученых, содержат части, переписанные Пахомием. Однако комплексное исследование почерка Пахомия Серба и выявление всех его автографов остается делом будущего.

597


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.