Поиск авторов по алфавиту

Конспективный обзор главнейших моментов истории философии

КОНСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР

ГЛАВНЕЙШИХ МОМЕНТОВ

ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

(6-й и 5-й в. до P. X ).
Космологический период.

A. Учение о единичности основоначала.

Основоначало — материя.

Фалес (около 624—548). Основоначало — вода, жидкое.

Анаксимандр (611—547). Осповоначало— безграничное (άπειρον).

Анансимен (588—524). Всякая материя возникла из сгущения и разрежения воздуха.

 

Основоначало — форма.

Пифагор (580 — 500). Число есть сущность вещей. Числа суть творческие силы.

 

Основоначало — изменяющееся бывание.

 

Гераклит (535 — 475). Все находится в постоянно изменяющемся состоянии. Основа вещей — огонь.

 

Основоначало — неизменное бытие.

Элеаты. Бывание невозможно. Бывание видимость. Истинное бытие неизменно, безначально, бесконечно, всеобъемлюще, неделимо, без движения и множественности.

Ксенофан (576—480).

Парменид (544—

Зенон (519

 

B. Учение о множественности основоначал.

 

Эмпедокл (495—435). Четыре элемента, качественно различных. Смешение их движущей силой любви и вражды созидает бывание.

Анаксагор (500—428). Бесчисленное множество качественно различных, до бесконечности делимых, семян вещей (гомеомерии). Их движение и соединение производит разум (νοῦς).

Левкипп и Демокрит (470). Нет абсолютного бытия. Есть только относительное возникновение и уничтожение, множественность, движение и изменение. Бесчисленное множество атомов, качественно однородных.

 

Антропологический период.

C. Софистика. Не существует общеобязательного ни в области теоретической, ни практической, ни религиозной. Нет общеобязательной науки, нет общеобязательного морального закона.

 

Протагор (480—410). Из основ гераклитовского учения выводит невозможность какого бы то ни было познания, потому что субъект и объект находятся в постоянном изменении.

Горгий (485 —385). Выводит из основ элейского учения невозможность дознания

542

 

 

ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

(5-й и 4-й в. до P. X.).

Систематический период.

A. Сократ (470—399). Отрицательное отношение к софистике. Цель познания — общеобязательные понятия. Предметом сократовского учения является нравственное действие — согласование познания и действия (καλοκαγαθἰα).

Последователи Сократа

а) Мегарская школа (Евклид).

b) Киническая школа (Антисфен †371). Добродетель состоит в отсутствии потребностей.

c) Киренская школа (Аристипп). Гедонизм. Свобода духа — в разумном наслаждении.

 

B. Платон (427—347). Критика обычного сознания и софистики. Критика софистического положения, что человек есть мера всех вещей. Отрицательное отношение к утверждению, что благо и удовольствие одно и то же.

Истинно сущим являются идеи, неизменные прообразы вещей. Чувственные вещи суть отображения идей.

Тело преходяще —т емница души. Душа состоит из трех частей. Разумная душа бессмертна. Предсуществование души. Всякое познание есть воспоминание (ἀνάμνησις).

Высшая идея есть высшее бытие. Это есть идея блага, божество.

С. Аристотель (384—322). Для борьбы с софистикой он развивает в своей логике учение о правильном мышлении и исследует процесс доказательства и умозаключения.

Идея и материя нераздельны друг от друга, но соединены в одно. Материя в возможности (δύναμις) превращается в ἐνέργεια, благодаря движению.

Предметом физики является движущееся и телесное — природа (φύσις). Вечность материи и формы. Безначальность и безконечность движения. Вечность видов. Земные вещи уничтожимы, состоят из 4 элементов — противоположностей: тяжелого и легкого, теплого и холодного, сухого и влажного.

Цель человеческого действия есть благо, добродетель — самое полное удовлетворение жизнью (εὐδαιμονία).

543

 

 

ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

(от 3 в. до P. X. по 3 в. после P. X.)·

Этический период.

А. Стоицизм. Стоики в физике примыкают к Гераклиту. Монистически-материалистический пантеизм. Ничто не действительно кроме тел. Бог и мир одно и то же. Причинная связь всех вещей в мире. Абсолютный детерминизм.

Цель человеческого деяния — подчинение воли божескому мировому закону. Нужно жить сообразно природе. Добродетель заключается в разумном познании и действии.

 

Зенон (342—270).

Сенека († 65 после P. X.).

Епиктет (около 100 но P. X.).

Марк Аврелий (121—180 по Р. X.).

 

В. Эпикуреизм. Учение эпикурейцев — демокритовский материализм и атомистика. Атомы и пустота. Душа — тончайшие атомы.

Цель человеческой жизни — индивидуальное счастье. Цель всякого действия не положительное удовольствие, но свобода от страданий. Духовные удовольствия стоят выше, чем телесные.

 

Эпикур (342-270).

Лукреций (около 94 — 54).

 

С. Скептицизм. Нет никакой истины. Знание и доказательство невозможны. Необходимо воздерживаться от высказывания суждений. Счастье заключается в невозмутимости духа (ἀταραξία).

 

Пиррон (320—270).

Аркезилай (315—241).

Карнеад (213—129).

 

D. Эклектизм. Абсолютное сомнение отвергается. Меньше подчеркивается различие, чем общность между философскими школами.

 

Цицерон (106—43 до P. X.).

544

 

 

ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

(от 3 в. до P. X. по 6 в. после P. X).

Религиозный период.

А. Неопифагореизм. Слияние платоновского учения об идеях с пифагорейским учением о числах и восточными религиозными учениями.

 

Аполлоний Тианский (50 до P. X).

В. Александрийско-иудейская религиозная философия. Слияние платонизма, неопифагореизма, аристотелизма, стоицизма и иудейской религии.

 

Филон Александрийский (30 до P. X. —50 по P. X.). Его учение представляет слияние греческой философии и иудейской теологии. Бог, тождественный с могуществом, благом, совершенно трансцендентен. Мир есть материя, злой принцип, μὴ ὄν. Посредство между миром и Богом происходит через посредство сил (δονάμεις), совокупность которых есть Логос.

 

С. Неоплатонизм. Слияние платонизма с пифагорейскими, перипатетическими, стоическими учениями и восточными верованиями. Совершенная трансцендентность Бога. Выведение мира из Бога и возвращение к Богу. Система эманации (динамического пантеизма). Необходимость опосредствования. Мир идей, как посредник. Слияние монотеизма и политеизма. Сознательная борьба с христианством.

 

Плотин (204—270). Бог бесконечен, един, сверхмировой. Божество порождает из себя все многообразие вещей, не разделяясь вследствие этого и ничего не отдавая от своего существа. Эманация мира из Божества есть излияние, происходящее вследствие переполнения, при чем Божество остается неизменным, подобно свету, бросающему свой блеск в глубину мрака.

Ямблих (330).

545

 

 

РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

A. Первоначальное христианство (около 35—150 г.).

B. Развитие церкви и догмы (150—450 г.).

Противники единой церкви и догмы.

Гностики(гностицизм). Обращение веры в познание через посредство познания (γνῶσις).

Монтанисты.

Неоплатоники.

Манихейцы.

Образование христианской догмы. Отцы церкви. Апологеты христианства. Защитники веры от языческой мудрости. Сближение содержания веры с результатами древней науки.

 

Юстин Мученик (103—167).

Климент Александрийский(217).

Ориген (185—254) положил начало христианскому богословию, как научной системе.

Тертуллиан (160—220). Евангельская истина прямо подтверждается противоречием человеческому разуму. Credo quia absurdum.

 

1)      Теологическая догма (учение о Троице).

2)      Христологическая догма (учение о двух природах Христа).

3)      Антропологическая догма (о природе человека и мира).

 

Августин (354—430). Против всякого сомнения верным исходным пунктом философствования является непоколебимая достоверность самосознания, от которой человек доходит до понимания Логоса и Божества.

Как относится мир к Богу? Пи дуалистически самостоятельно на ряду с Богом, ни пантеистически в Боге, но скорее per Deum de nihilo (через посредство Бога из ничего).

Осужденные и избранные = civitas terrena и civitas dei.

Полный разрыв христианства и церкви от их первоначальных основ.

546

 

 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.

A. Предшественники схоластики.

 

Скот Эригена (800—877). рассудок и догма занимают равноправное положение. Всякое сомнение по отношению к религии может быть опровергнуто разумом.

B. Начальный период схоластики. Платоновский реализм. (12 век).

 

Ансельм Кентерберийский (1035—1109). Знание подчиняется вере. Понимание следует за верой. Онтологическое доказательство бытия Бога.

Номинализм.

 

Росцеллин (1100). Одни лишь индивидуумы обладают действительностью. В Боге он считает действительно существующим только отдельные три лица, а единая сущность, объединяющая их в единого Бога, не более, как название.

Концептуализм.

 

Абеляр (1079—1142).

C. Блестящий период схоластики (13-й век.) (Аристотелевский реализм).

 

Альберт Великий (1193—1280). Верит в согласие Аристотеля с учением церкви. Допускает учение о двойной истине.

Фома Аквинский (1227—1274). Приспособление аристотелевской философии к церковному учению. Разум не может доказать церковного учения о временности творения, о первородном грехе, о вочеловечении Логоса, но может отвергнуть возражение против этого. Эти истины суть сверхразумны, а не противоразумны. При признании принципа откровения они понятны сами собою. Вследствие невозможности доказать эти учения, вера приобретает особое значение.

D. Период упадка схоластики (14-й век).

 

Дунс Скот (1274—1308). Теология и философия не согласуются друг с другом; подчеркивается двоякая истина.

Вильгельм Оккамский (1347). Обосновывает номинализм. Universalia suat termini (nomina) post rem.

Рожер Бэкон (1274—1308). Вопросы теологии перестают привлекать внимание. Начинается изучение математики и естествознания.

547

 

 

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

(15-й и 16-й век).

А. Гуманизм в Италии.

 

Данте (1265—1321).

Петрарка (1304—1374).

B. Начала естествознания. Фантастическое рассмотрение природы, натурфилософия, магия. Эмпирическое изучение природы, начала математического естествознания.

 

Парацельз (1431—1541).

Фан-Гельмонт (1577—1644),

Людовик Вивес (1494—1540).

Леонардо да Винчи (1452—1519).

Николай Кузанский (1401—1464).

Карданус (1501—1576).

Коперник (1473—1543).

Галилей (1564—1642).

C. Мистика.

 

Экгарт (1250—1329).

Рюисбрук (1293—1381).

D. Преобразование правовых понятий. Выведение нрава не из церковных сверхъестественных положений, но из исторических и естественных причин.

 

Николай Макиавели (1469—1527).

Томас Морус (1480—1535).

Гуго Гроций (1583—1645). Различие между исторически возникнувшим, переменным jus civile и неизменным, вытекающим из природы человека, jus naturale. Потребности общества суть источник права. Содержанием естественного нрава является все то, что необходимо для существования человеческого общества.

E. Италианская натурфилософия.

 

Джордано Бруно (1548—1600). Пантеизм в сознательной противоположности к христианству. Субстанция мира есть единичное бесконечное Божество.

Кампанелла (1568—1639).

 

F. Протестантская мистика.

 

Якоб Бёме (1575—1624). Откуда происходит зло? Все от Бога. Противоположность добра и зла уже первоначально находится в Божестве.

548

 

 

ФИЛОСОФИЯ ВО3РОЖДЕНИЯ.

Эмпиристическая философия в Англии в 17 веке.

Бэкон (1561—1626). Цель жизни — достижение счастья человечества посредством истинной культуры и гуманности. Средством для этого является открытие законов природы посредством методического опыта для господства над природой.

Гоббес (1588—1679). Его учение — чистый натурализм. Отрицание влияния религии на философские исследования, целью которых является усмотрение причинной связи вещей.

Крайний номинализм и сенсуализм.

Так как все совершается в пространстве, то все телесно. Чистый материализм. Механика атомов. Не признает никакой свободы воли.

В естественном состоянии bellum omnium contra omnes в интересах самосохранения. Уничтожение естественного состояния посредством основания государства, основанного на договоре. Абсолютизм государственной власти происходит от человеческого произвола. Защита абсолютизма. Всемогущество государства по отношению к религии.

Противники эмпиризма.

A.      Платоновский мистицизм. Кэмбриджская школа.

 

Кэдворт (1617—1688). Оспаривает механический натурализм в пользу телеологии.

Генри Мор (1614—1687).

B.      Скептицизм.

 

Глэнвиль (1636—1680). Оспаривание аристотелевского и картезианского догматизма. Причинность не испытывается, но умозаключается (предшественник Юма).

559

 

 

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Рационализм во Франции и Нидерландах в 17 веке.

A.      Дуализм.

 

Декарт (1596—1650). Исходный пункт философского исследования не опыт, а самосознание. Метод исследования не индуктивный и эмпирический, а дедуктивный и рационалистический. Признает две субстанции: бесконечная субстанция, Бог; конечная субстанция; души, материальные тела.

B.      Окказионализм.

 

Арнольд Гейлинкс (1625—1669). Influxus physicus между материальным телом и нематериальной душой невозможно.

C.      Окказионалистический панентеизм.

 

Мальбранш (1638—1715). Связь между душой и телом происходит окказионалистически. Божественная субстанция есть единственная причина всякой деятельности как душ, так и тел. Так как души и тела не действуют друг на друга, человеческий же дух имеет представление о телах, то что представление возникает из божественного внушения. Первоначально человеческий дух имеет представление только о самом себе (самопознание) и о Боге (богопознание). Но только через познание Бога человек приходит к самопознанию, так что в конце концов все в человеческом духе вызывается Богом: мы видим все вещи в Боге. Все вещи суть в Боге, но только, как платоновския идеи, в Божеском духе.

D.      Пантеизм.

 

Спиноза (1632—1677). Спинозизм, по своему содержанию, — мистический пантеизм, стремление в богопознашю из любвн к Богу. Неадекватное познание — это господство аффектов и страстей. Адэкватное дознание - освобождение от аффектов при помощи ясного мышления. Адэкватное дознание—дознание необходимой связи всех вещей и ничтожества единичных вещей; это — познание Бога. Высшее познание есть любовь к Богу. Богопознание, избавляя человека от зол конечного мира, возвышает его до соучастия в вечном совершенстве безконечного Божества. (Amor dei intellectualis).

550

 

 

ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ В АНГЛИИ.

(17-й и 18-й век).

A. Локк (1632—1704). Основной вопрос теории познании Локка: каковы границы человеческого познания? Б религиозной философии попытка примирения между верой в откровение и требованиями разума. Всякое откровение разумно. То разумное, что человек, ограниченный чувственным опытом, не мог найти, есть продукт откровения. Возможность естественной теологии и необходимость откровенной религии.

B. Деизм. Признание естественной философской, разумной абстрактной религии в противоположность вере в откровение. Допущение одинакового религиозного предрасположения у всех людей.

 

Чербюри (1581—1648).

Толэид (1670—1722).

Ньютон (1642—1727). Связь деизма с механической натурфилософией.

C.      Спиритуализм Беркли (1685—1753). Вещи и их свойства суть только субъективные представления — это идеи в представляющих душах. Это есть спиритуализм в противоположность материализму. Реальный мир — это представления в духе Божества.

D.      Скептицизм Юма (1711—1776). Критика доказательства бытия Бога и чудес. Согласие между разумом и верой невозможно. В моральной философии Юм является утилитаристомъ.

E.      Шотландская школа.

 

Рид (1710—1796). Здравый человеческий рассудок (common sense) опровергает учения Локка, Беркли, Юма.

Признание врожденных первоначальных. суждений, посредством которых подтверждается обыкновенное, общечеловеческое миропонимание.

Такие первоначальные способы суждения признаются в теории дознания, эстетике, этике.

551

 

ббдюдб

ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ.

(18-й век).

A.      Мистицизм. Мистицизм вырос из религиозной потребности, которая не удовлетворялась картезианством, направленным на математическия и механическия проблемы. Скептическое отношение к рациональному мышлению. Ограничение значения научного и математического изследования.

 

Паскаль (1623—1662). Ни практическая деятельность, ни математическое исследование не удовлетворяют религиозного чувства сердца, борющегося за избавление от грехов. В религиозном чувстве возникает познание Бога, любовь к Богу и к человеку.

B.      Скептицизм.

 

Пьер Бэйль (1647—1706). Автор словаря Dictionnaire historique et critique (1695). Несоединимость разумного познания с верой в откровение. Сомнение направляется против всякой теории. Нравственность совершенно независима от религии.

C.     Деизм.

 

Вольтер (1694—1778). Необходимость разумной религии. Разумная религия — основа морали.

D.      Материализм.

 

Ламеттри (1709—1751).

Гольбах (1723—1789). Système de la nature представляет систематическое изложение материализма.

E.      Сенсуализм.

 

Кондильяк (1715—1780). Все духовные явления возникают из преобразования ощущений. Из ощущений выводятся внимание, воспоминание, различение, умозаключение и т. д.

F.       Эгоистическая моральная философия. Эгоизм — корень нравственности и культуры.

 

Лабрюйер (1639—1696).

Ларошфуко (1613—1680).

Гельвеций (1715—1771).

G.      Энциклопедисты. В 1751—1780 году появляется Encyclopédie ou dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers. Обнимает все знание своего времени, обработанное в эмпнристически-сенсуалистическом духе.

 

Даламбер (1717—1783).

Дидро (1713-1784).

Н. Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Восстает против рационалистического характера эпохи просвещения. Евангелие, которое он проповедовал, было евангелием чувства.

552

 

 

ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ГЕРМАНИИ.

(17-й и 18-й век).

A.      Лейбниц (1646—1716). В религиозной философии допускает возможность разумного познания Божества. Знание и вера соединимы. Необходима разумная религия (онтологическое, космологическое, физико-теологическое доказательство бытия Бога). Откровение и чудо не суть факты, выводимые из разума, они не противны разуму, но выше разума.

B.      Лейбнице-Вольфовская школа.

 

Вольф (1679—1754). Выведение всякой философской истины из положения противоречия. Крайний рационализм.

Баумгартен (1714—1762).

C.      Деизм.

 

Реймарус (1694—1768). Деистически-телеологическая критика положительной религии и всякой материалистической, механической и пантеистической философии. Единственное откровение Бога — это целесообразное устройство мира. Невозможность положительного откровения.

D.      Популярная философия.

 

Базедов (1723—1790).

Мендельсон (1729—1786).

Эбергард (1739—1809).

Гарве (1742—1798).

E.      Философия чувства. Чувство есть высшее познание. Религиозный мистицизм. Противодействие рационализму.

 

Гаманн (1730—1788).

Якоби (1743-1819).

Гердер (1744—1803).

В борьбе с схоластикой Вольфа возникают новые направления, именно:

F.       Методологи.

 

Крузиус (1712-1775).

Ламберт (1728—1777). Стремится к соединению рационализма с эмпиризмом.

G.      Эмпирические психологи.

 

Тидеман (1748—1803).

Тетенс (1736—1805).

Н.      Лессинг (1729—1781).

553

 

 

КАНТ И ФИЛОСОФИЯ ИДЕАЛИЗМА.

A.      Кант (1724—1804).

Ход развития Канта в докритический период:

I. От догматизма к скептическому эмпиризму (1768).

II. От эмпиризма к гносеологическому критицизму (1770).

Система критической философии:

I. Критика чистого разума.

1-е изд. 1781; 2-е изд. 1787.

Пролегомены (1783).

II. Моральная философия. «Критика практического разума». 1788.

III. Религиозная философия.

IV. Философия чувства. «Критика силы суждения». 1790.

B. Этический идеализм.

И. Г. Фихте (1762-1814).

C. Этико-эстетический идеализм.

Шиллер (1759-1805).

D. Эстетико-религиозный идеализм.

Шлейермахер (1768—1834).

E. Идеализм.

Шеллинг (1775—1854).

F. Логический идеализм (панлогизм).

Гегель (1770—1831).

G. Первые противники философии Канта.

Гарве (1742—1798).

Мендельсон (1729—1786).

Гаманн (1730—1788).

Якоби (1743—1819).

H. Первые сторонники.

Иоган Шульце (1739—1805).

Рейнгольд (1758—1823).

554

 

 

АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В 19 ВЕКЪ.

I. Эмпиристы и реалисты.

A. Философия здравого смысла.

Гамильтон (1788—1856).

B. Этика утилитаризма.

Бэнтам (1748—1832).

Д. С. Милль (1806-1873).

C. Позитивизм.

Льюис (1817—1878).

D. Эволюционизм .

Дарвин (1809—1882).

Спенсер (1820—1903).

Гексли (1825—1895).

II. Идеалисты.

Годгсон.

Грин (1836-1882).

Кэрд.

Брэдли.

 

ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В 19 ВЕКЕ.

A. Спиритуализм.

Кузэн (1792-1867).

B. Позитивизм.

Огюст Конт (1798-1857).

C. Агностицизм.

Тэн (1828-93).

Ренан (1823-92).

D. Идеалистический эволюционизм.

Фульф (1838).

Гюйо (1854—1888).

Е. Неокритицизм.

Ренувье (1818—1903).

Пиллон.

F. Метафизические системы.

Лашфлье (1832).

Бутру (1845).

Бергсон.

555

 

 

НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ В 19 ВЕКЕ.

А. Психологизм и реализм.

Фриз (1773—1843).

Гербарт (1776-1841).

Бенеке (1798—1854).

B. Идеалистические системы.

Лотце (1817—1881).

Фехнер (1801—1887).

Вундт (1832).

Паульсен (1846—1907).

C. Пессимизм.

Шопенгауэр (1788—1860).

Гартманн (1842—1905).

D. Материализм.

Фейербах (1804—1872).

Бюкнер (1829—1899).

Молешотт (1822—93).

Чолбе.

Гэккель.

E. Неокантианизм.

Ланге (1828—1875).

Либман (1840).

Коэн (1842).

Риккерт.

Виндельбанд (1848).

F. Позитивизм.

Гёринг (1841—79).

Лаас (1837—85).

Риль (1844).

G. Имманентная философия.

Шуппе (1836).

Ремке (1848).

Мах (1838).

Шуберт-Зольдерн.

H. Эмпириокритицизм.

Авенариус (1813—1899).

I. Индивидуализм.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.