Поиск авторов по алфавиту

Поучение в неделю 29‑ю по Пятидесятнице Об исцелении десяти прокаженных (Лк. 17. 12—19)

Поучение
в неделю 29‑ю по Пятидесятнице

Об исцелении десяти прокаженных (Лк. 17. 12—19)

За все благодарите (1 Сол. 5. 19), и всегда благодарите (2 Сол. 2. 13).

О благодарении Бога

Сегодняшнее Евангельское чтение, братие и сестры, посвящено исцелению десяти прокаженных.

Проказа — тяжкая, заразительная болезнь, требующая изоляции от здоровых людей. Среди древних евреев она имела значительное распространение. И только священник, по закону Моисееву, мог определить, выздоровел ли человек от этой болезни и можно ли ему явиться в общество людей и жить с ними.

 

 

205

Поэтому каждый выздоравливающий должен был явиться к священнику. Это и имел в виду Христос, когда на просьбу прокаженных помиловать их (Лк. 7. 18), сказал им: пойдите, покажитесь священникам (14 ст.). Больные пошли и дорогой очистились, т. е. выздоровели от своей болезни. Все они (все 10 человек) просили об этом исцелении у Христа, а вот поблагодарить Его за выздоровление пришел только один. Какую черную неблагодарность проявили неявившиеся и как много от этого потеряли. Получив исцеление от кожной болезни, они не получили главного: не получили исцеления внутреннего, духовного. Ибо только явившемуся и возблагодарившему Христос оказал: вера твоя спасла тебя (19 ст.), т. е. спасла не только от внешней, наружной проказы, но и внутренней болезни — греховности, сделала духовно возрожденным человеком. Если бы и остальные пришли возблагодарить Господа и тем самым вторично подпали бы под воздействие Его благодатной Божественной силы, то еще более оживились бы в них вера, и они также получили бы исцеление и от греховных недугов, т. е. исцелены были бы и духовно.

Братие сестры! Мало мы молимся Богу и еще меньше благодарим Господа. И все это происходит от скудности нашей веры и нашей надежды на Бога, от равнодушия, теплопрохладности и сомнений, лишающих нас благодатной помощи Божией. Мы вспоминаем о Боге лишь тогда, когда тяжелые обстоятельства нашей жизни заставляют нас обращаться к Нему за помощью, просить и молить Его. А когда гроза проходит, когда мы получаем помощь и облегчение, то сразу и Бога забываем, и о

 

 

206

благодарении не вспоминаем. В редких случаях благодарим Господа и прославляем благодарственным молебном или своей домашней молитвой. И мы, как и девять неблагодарных исцеленных Господом, много, очень много от этого духовно теряли и теряем.

Благодарить и прославлять Господа надо за все: за дарованную жизнь, за все ее блага, за красоту и мудрость в устройстве Божьего мира, за своих близких, за прошедшую ночь, за наступивший день. Слава Богу за все, за все те условия, в которых мы сейчас живем, так как они могли быть и хуже, ибо по своим грехам мы заслуживаем и более худших условий жизни. Поэтому не будем все только просить и просить Господа, все только требовать и требовать от Него помощи, как будто не мы, а Он является нашим вечным должником. Господь знает наши нужды. Он лишь ждет движения нашего сердца к Нему (Откр. 3. 20), чтобы оказать нам помощь.

Прежде чем просить Бога о чем либо, следует, покаявшись, попросить сначала прощение в грехах своих и простить обидчиков своих. И уж после этого обращаться к Нему за помощью и заступлением. Получив же помощь или облегчение, не забывать благодарить и прославлять Его.

Всякая духовно-живая, любящая и преданная Богу душа только так и живет пред Богом. Во всякой ее молитве слышится и покаяние, и прошение, и благодарение. Все это содержится, например, в молитве мытаря: Боже, милостив буди мне, грешному, или в молитве: Боже, очисти меня, грешного, или «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», или «Благодарю Тебя, Господи, за все, еже

 

 

207

воздаде ми». Здесь — в этих молитвах, — и вера, и любовь, и покаяние, и надежда, и прошение, и благодарение, т. е. все, чем благодатно живет, духовно дышит и крепнет всякая утвержденная в Боге душа человеческая.

Спаситель указал нам на необходимость благодарения Бога, когда Сам благодарил Отца Небесного даже прежде, чем получил просимое от Него. Желая воскресить Лазаря, Он сначала возвел очи к небу и сказал: «Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (Ин. 11. 41). Смотрите, Христос еще не воскресил умершего, а уже благодарит Отца Своего Небесного за это воскрешение.

Братие и сестры! И за малые услуги мы обычно благодарим людей, так как не хотим быть в их глазах плохими и неблагодарными. Но такое благодарение часто бывает или своекорыстно, или неискренне, не чистосердечно. А между тем нам полажено благодарить друг друга доброжелательно, сердечно и искренно.

Научиться такому благодарению людей можно только научившись благодарить Господа. Самая простая и насущная обязанность нашей жизни заключается в том, чтобы всегда и за все благодарить Бога. Утро каждого дня мы обязаны начинать с благодарения Бога за прошедшую ночь и за то, что Он дает нам еще день потрудиться во славу Божию, во благо себе и людям. Нужно поставить себе за правило; перед каждым делом просить благословения Божия, а по завершении его — благодарить Господа.

 

 

208

И особенно следует благодарить Его перед отходом ко сну за истекший день, за все то богоугодное, что удалось совершить в этот день при Его помощи.

Не будем забывать завещания апостола Павла: за все благодарить (1 Сол. 5. 18) и всегда благодарить (1 Сол. 2. 13).

Господи! Не отринь нас от любви Твоей, вложи в сердце наше дар благодарения и прославления Тебя во всякий день и час нашей жизни. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.14 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.