Поиск авторов по алфавиту

Поучение в неделю 20‑ю (Лк. 7. 11—16) О воскрешении сына Наинской вдовы

Поучение
в неделю 20‑ю (Лк. 7. 11—16)

О воскрешении сына Наинской вдовы

Юноша, тебе говорю, встань (Лк. 7. 14).

О воскрешении мертвых

Сегодняшнее Евангельское чтение, благочестивые слушатели, кратко сообщает об одном из величайших чудес, совершенных Спасителем в дни Его земной жизни: о чуде воскрешения сына Наинской вдовы. Воскрешение произошло при следующих обстоятельствах. Однажды через городские ворота города Наина при большом стечении народа несли одр (гроб) с умершим юношей — единственным сыном вдовы, горько плачущей о его смерти. В это время подошел к воротам со Своими учениками Иисус Христос. Увидев плачущую вдову, Он сжалился над ней и сказал: не плачь;. Прикоснувшись же к одру, произнес: Юноша, тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить. И отдал его Иисус матери его. Всех присутствующих объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой (Лк. 7. 11—16).

 

 

128

Такова краткая история чуда воскрешения юноши. Слушая ее, все мы мысленно представили себе образ убитой горем вдовицы, еле-еле влачащей ноги за гробом. Потеряв раньше мужа, она теряла теперь последнюю опору, последнюю надежду и радость в своей жизни.

Все мы знаем, какое несчастье, какую скорбь несет с собой смерть, ибо кто из нас не терял в своей жизни своих сыновей или дочерей, своих мужей или жен, своих отцов или матерей, своих родных или близких. Кто не пережил этой потери, не пролил моря слез, не носил или не носит и сейчас в своем сердце раны от того горя? Кажется, нет большего несчастья на земле, как несчастье лишения своих дорогих, близких, незабвенных. Поэтому нам понятны переживания вдовицы при гробе сына, равно как и сочувствие окружающего этот гроб народа.

Но вот происходит встреча печальной погребальной процессии ворот города с Владыкой жизни и смерти, со Спасителем мира, все вдруг около гроба и в самом гробе резко меняется. Повинуясь голосу Господа (юноша, тебе говорю, встань!), мертвец в гробе оживает, поднимает голову, разгибает спину, садится и начинает говорить. Какое потрясающее зрелище для всех присутствующих! С каким страхом и ужасом смотрели они на вдруг поднявшегося и заговоривро во гробе юношу! А мать? — Она замерла от неожиданности и радости, а потом, очнувшись, бросилась к сыну. И отдал его, — говорится в святом Евангелии, — Иисус матери.

 

 

129

Неудивительно, что все прославили Бога, что Он посетил народ Свой (Лк. 7. 11).

Благочестивые слушатели! Евангельский рассказ воскрешения сына Наинской вдовы напоминает нам о двух великих тайнах человеческой жизни: тайне смерти и тайне воскресения. Смерть мы постоянно видим или о ней слышим, ибо не проходит и дня, чтобы кто либо и где либо не умер. Воскресения же человека в опыте своей жизни мы не видим, и не знаем, ибо никто из умерших людей сейчас не воскресает. Поэтому воскресение и кажется нам чудом, т. е. чем-то противоестественным и невозможным.

А между тем как все мы умираем и умрем, так все в свое время (при втором пришествии Сына Божия) Силой Божией и воскреснем.

Если мы веруем, — говорит апостол Павел, — что Иисус Христос умер и воскрес, то и умерших во Иисусе Бог приведет с Ним. Сам Господь при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут (1 Сол. 4. 4, 16), воскреснут в этот судный, последний день (Ин. 6. 39).

Что мы действительно воскреснем, это доказывается и тем, что Сам Христос, умерев на Голгофе, в третий день воскрес, и тем, что и люди не раз уже воскрешены были Силою Божией. Так, например, этой силой Божией пророк Илия еще в Ветхозаветные времена воскресил умершего. Сам Христос не раз воскрешал умерших (Лк. 7. 22). Подробно описываются в Евангелии три воскрешения: дочери

 

 

130

Иаира (Мк. 5. 41), сына Наинской вдовы (Лк. 7. 14) и четырехдневного Лазаря (Ин. 11. 43). Все эти воскрешения являются доказательством и нашего воскресения Силою Божией при втором славном пришествии Спасителя.

Святая Церковь, имея в виду воскрешение четырехдневного Лазаря, так говорит в тропаре об этом: «Общее воскресение прежде Своея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже», т. е. Христос воскресил Лазаря для того, чтобы нас уверить, что и мы воскреснем.

А в покаянном каноне Иисусу Христу святая Церковь говорит, что по воскресении настанет день судный, «когда поставлены будут престолы на судилище, и обличатся дела всех человеков». И тогда на суде Божием, нам воочию откроется, что все, что мы творили в нашей земной жизни, не прошло для нас даром, не осталось незамеченным и безнаказанным, что пришло время отвечать за содеянное нами худое и злое. С болью в сердце мы поймем тогда, что наша посмертная участь предуготовлялась еще здесь, на земле, когда в книге нашей жизни записывалось все, что мы творили — доброе и злое.

О том, что мы дадим ответ после смерти, в той или иной степени мы уже и теперь знаем. Однако, по беспечности о своем спасении, рассуждаем обычно так: ну, когда-то этот суд над нами еще будет! Бог милостив, перед смертью еще успеем покаяться. Может быть, среди нас находятся и такие люди, которые думают, что вот де, если бы кто из умерших пришел с того света и рассказал о загробной жизни, тогда мы поверили бы ему и переменились бы в ожидании будущей жизни.

 

 

131

Но рассуждающие так забывают, что такие рассуждения уже были, и был дан ответ на них. Из притчи о богатом и лазаре мы знаем, что умерший богач, мучаясь в загробной жизни, взмолился Аврааму, чтобы он послал с неба Лазаря в дом отца «засвидетельствовать о своем страдании пяти братьям (богача), чтобы и они не пришли потом на это место мучения» (Лк. 17. 27—28). На это Авраам сказал, что у них есть Моисей и пророки. Если же их не слушают, то, кто бы из мертвых ни пришел, все равно не послушают (31 ст.) Вот как отвечает на наши лукавые рассуждения Слово Божие!

Благочестивые слушатели! Только тот не хочет верить в загробную жизнь и будущий ответ наш перед Богом, кто сейчас, будучи еще здесь, на земле, не хочет исправляться, не хочет заботиться о смягчении и чистоте своего сердца, не думает о примирении с людьми и Богом. Только тот не страшится будущего суда Божия, кто не хочет видеть в окружающих людях своих братьев и сестер во Христе, не хочет принять их в свое сердце, не хочет, когда нужно, потерпеть их, смириться перед ними, помолиться за них, не хочет помочь им даже стаканом воды, хотя и знает, что за такую милость получит награду свою (Мк. 9. 41), т. е. получит во сто крат больше, чем сам сделал ближнему своему.

При втором пришествии Иисус Христос нас, воскресших Силою Божиею с телом своим и явившихся на суд, спросит: Был Я наг (в лице меньших Моих братьев), вы одели ли Меня, был болен — посетили ли Меня, алкал и жаждал — накормили ли Меня? (Мф. 25. 42—45).

 

 

132

Что мы ответим тогда Господу? Неужели мы все еще не верим в эти слова Спасителя, не верим, что все это произойдет, ее это будет с нами?

Благочестивые слушатели! Слово Божие убедительно говорит не только о том, как нам следует жить в этой земной жизни, но и о том, что нас ждет после смерти. Мы уже говорили, что нас ждет воскрешение с телом Силою Божией и милость Божия за все доброе и богоугодное, что мы делаем в этой жизни. Нас ждут страдания и муки, если мы в этой жизни сами причиняли страдания и муки людям и не любили Господа.

Будем же молить нашего Спасителя, чтобы Он просветил наш ум, смягчил сердце и укрепил волю творить дела благие, чтобы нам еще здесь, на земле, положить начало вечной жизни в Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.