Поиск авторов по алфавиту

Автор:Воронов Ливерий, протоиерей

5. Образ и подобие Божие

Часто обращали и обращают внимание на то, что в 26-м стихе 1-й главы Книги Бытия говорится о намерении Бога сотворить человека по образу и подобию Божию, тогда как в стихе 27-м той же главы сказано лишь о сотворении по образу Божию:

1, 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему («бецалмену») и по подобию Нашему («бидмутену»)...»

1, 27: «И сотворил Бог человека по образу Своему («бецалмо»), по образу Божию («бецелем Элогим») сотворил его...»

_______________________

1 Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы, сказанное в 1822 году // Митрополит Филарет (Дроздов). Сочинения. Слова и речи. Т. 2: 1821–1826 гг.– С. 64–65.

22

 

 

Так, святитель Василий Великий рассуждает: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию»... Это волеизъявление содержит два элемента: «по образу» и «по подобию». Но созидание содержит только один элемент... ведь здесь (то есть в стихе 27-м) Он сказал «по образу», но не сказал «по подобию»...

Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волей приобретаем мы бытие по подобию Божиему...

Если бы Господь, создавая нас, не сказал предопределительно: «Сотворим» и «по подобию», если бы нам не была дарована возможность стать «по подобию», то своими собственными силами мы бы не стяжали подобия Божия. Но в том-то и дело, что Он сотворил нас способными уподобляться Богу. Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за (этот) труд вознаграждение...

«По образу» я обладаю бытием существа разумного, «по подобию» же я делаюсь, становясь христианином...

Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же, как Бог относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу...

Что такое христианство?

Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа»1.

Подобно святителю Василию, отличает «образ» от «подобия» святой Иоанн Дамаскин: «Выражение «по обра-

____________________

1 Св.Василий Кесарийский. Беседа первая о сотворении человека по образу // ЖМП. – 1972, № l. – C. 36–37.

23

 

 

зу», – пишет он, – обозначает разум и свободу воли; выражение же «по подобию» – уподобление Богу чрез доброделание, насколько это возможно»1.

Однако такое различение не является общим для святых Отцов. «Святой Афанасий, – замечает профессор архимандрит Киприан (Керн), – по-видимому, не делает различия между образом и подобием»2. Кирилл Александрийский не одобряет этого различия, считая оба слова имеющими одно значение3.

По мнению митрополита Филарета (Дроздова), «образ и подобие Божие не нужно изъяснять как две различные между собой вещи: потому что в слове Божием часто употребляется одно из этих слов в том же значении, как и оба вместе»4. Митрополит Филарет ссылается на следующие места Священного Писания: Быт. 1, 26, 27; 5, 1; 9, 6; Иак. 3, 9; Кол. 3, 10.

Быт. 5, 1: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию («бидмут Элогим») Божию создал его...» Однако 70 толковников перевели это место так: κατ᾽ εἰκόνα Θεοῦ ἐποίησεν ἀυτόν. В соответствии с этим сделан и славянский перевод: по образу Божию сотвори его.

Быт. 9, 6: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию («бецелем Элогим»)» – ὅτι ἐν εἰκόνι Θεοῦ ἐποίησα τὸν ἅνθρωπον. В славянском переводе: «Во образ Божий сотворих человека».

Иак. 3, 9: «им (языком) благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (καθ῏ ὁμοίωσιν Θεοῦ).

______________________

1 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 12.

2 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – Париж. – С. 142.

3 Бронзов A. Примечание // Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. – СПб, 1894. – C. 68.

4 Филарет (Дроздов), митрополит. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие. Ч. 1. – М., 1867. – С. 21.

24

 

 

Кол. 3, 10: «...облекшись в новаго, который обновляется в познании по образу Создавшаго его»τὸν ἀνακαινούμενον εἰς ἐπίγνωριν κατ᾽ ἐικόνα τοῦ κτίσαντὸς αὐτόν. В славянском переводе: «По образу Создавшаго его».

Несмотря на кажущееся противоречие между точками зрения святителя Василия Великого и святого Иоанна Дамаскина, с одной стороны, и святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, с другой, в действительности они вовсе не исключают друг друга.

«Образ Божий», данный человеку от начала, является врожденным. Однако, как замечает профессор архимандрит Киприан, «в учении святителя Василия видно, что образ не есть что-то уже готовое в душевном складе человека. Это есть задача, необходимость раскрыть в себе свое творческое начало»1. Ведь кроме разума и воли, то есть тех духовных сил, в которых святитель Василий и святой Иоанн Дамаскин видят черты врожденного образа Божия, человеку врождена и «способность уподобляться Богу», без которой, как говорит святитель Василий, «своими собственными силами мы не стяжали бы подобия Божия». Человеку не только что-то дано, но и очень многое задано, и от того, как он употребляет свою способность богоуподобления, во многом зависит степень его богообразности.

Данный человеку образ Божий может или тускнеть или просветляться. Приобретению богоподобия (у которого есть свои степени) соответствует просияние образа Божия; утрате богоподобия (которая также имеет свои степени) отвечает омрачение или изъязвление образа Божия. Об этой взаимосвязи между «образом» и «подобием» ясно говорят слова известных тропарей по непорочных:

«Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений...» «Древле убо от не сущих создавый мя и образом Твоим божественным почтый, преступлением же заповеди паки мя возвративый в землю, от не-

__________________________

1 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – С. 147.

25

 

 

яже взят бых, на еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися».

Итак, между понятиями «образ» (εἰκών, imago) и «подобие» (ὁμοίωσις, similitudo) существует тесная связь, благодаря которой в целом ряде текстов как Ветхого, так и Нового Завета можно заменять одно слово другим, не нарушая смысла.

Неупоминание же о подобии Божием в Быт. 1, 27, на которое, в целях нравственного назидания и побуждения к усовершенствованию, обращает внимание слушателей святитель Василий Великий, имеет свое значение для подчеркивания оттенков смысла двуединого понятия: «богообразность – богоподобие». «Образ» напоминает преимущественно о даре Божием человеку, «подобие» – о духовно-нравственной обязанности человека хранить этот дар и содействовать его просиянию.

* * *

Нет возможности из самого библейского текста со всей бесспорностью определить, что именно в книгах Священного Писания подразумевается под образом Божиим в человеке. Поэтому отцы и учители Церкви по-разному отвечали на этот вопрос. «Следует напомнить, что в древнейшее время усматривали образ Божий в одной какой-то способности человека, тогда как со временем церковные писатели готовы под образом Божиим понимать совокупность духовных дарований или способностей, да и вообще в это библейское выражение вкладывали все больший и больший объем содержания»1.

В большинстве случаев они относили понятие образа Божия к человеческой душе с ее духовной природой и отличающими ее свойствами: разумностью, нравственной свободой и бессмертием. Некоторые же из отцов Церкви, например, святитель Григорий Богослов и святой Иоанн Дамаскин, «образом Божиим прямо называли душу чело-

_______________________

1 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – С. 353.

26

 

 

веческую, и, наоборот, душой – образ Божий, чем ясно высказывали убеждение, что образ Божий составляет самую природу души человеческой»1.

 «Ряд писателей Церкви усматривали образ Божий в способности творить. Бог-Творец отпечатлел на Своем создании и богоподобную способность творчества. Блаженный феодорит говорит: «Человек, по подобию сотворившего его Бога, строит дома, города, корабли, делает изображения и изваяния... Бог создает и из не сущего, притом без труда и мгновенно, а человеку для его творчества нужны: вещество, орудия, и размышление, и время, и труд... Но и так создавая, человек уподобляется несколько Творцу, как образ Первообразу»2. Те же мысли встречаем у святителя Анастасия Синаита, святого Иоанна Дамаскина и святителя Фотия, патриарха Константинопольского.

Подытоживая размышления многих святых Отцов о богообразности души человеческой (о ее духовности, бессмертии, способности к совершенствованию и богоуподоблению, к стяжанию святости, о ее разумности и призванию к творчеству), митрополит Николай (Ярушевич) говорит: «Бог наш, в которого мы веруем, – вечен. Он не знает ни начала, ни конца Своему бытию. И хотя наша душа имеет свое начало, но она не знает смерти, она бессмертна. Бог наш есть Бог всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества: человек – хозяин природы, он владеет многими из тайн природы, он покоряет себе воздух и другие стихии. Бог есть Дух вездесущий, а человеку дана мысль, способная в мгновение переносить его в самые отдаленные концы земли. Духом мы бываем со своими близкими, разделенными от нас далеким пространством. Бог есть Дух всеведущий. Разум человека имеет печать этого Божия свойства. Он может охватывать неисчислимые массы знаний; память

__________________________

1 Епископ Сильвестр. Опыт Православного догматического богословия. Т. 3. – Киев, 1885. – С. 258.

2 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – С. 355.

27

 

 

человека хранит в нем эти знания. Бог есть Дух всесвятой. И человек с помощью благодати Божией имеет силу достигать вершин святости»1.

* * *

В Новом Завете понятие об образе Божием ставится в прямую связь с христологией и сотериологией. Истинный Образ Божий есть Христос. Он есть «образ Бога невидимого» ὅς ἐστιν εἰκων τοῦ Θεοῦ τοῦ ἀοράτου (2 Кор. 4, 4; Кол. 1, 15); сияние славы и образ ипостаси Его ὄς ὣν ὅπαύγασμα τῦς δόξης καὶ χαρακτὴρ τῆς ὐποστάσεως αὑτοῦ (Евр. 1, 3). Имея это в виду, можно сказать, что богообразность есть христообразность.

В общении со Христом человек восстанавливает в себе образ Божий, помраченный грехом. «Отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие... совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании, по образу Создавшего его» (Кол. 3, 8–10). «Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15, 49). «Возлюбленные, – говорит святой апостол Иоанн Богослов, – мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» ὅμοιοι αὑτῷ ἑσόμεθα (1 Ин. 3, 2).

В духе этих апостольских наставлений говорит о богообразности и богоподобии человека святитель Ириней, епископ Лионский: «Слово Божие сделалось человеком, уподобляя Себя человеку и человека Себе Самому, дабы чрез подобие с Сыном человек стал драгоценен для Отца. Ибо, хотя в прежние времена было сказано, что человек создан по образу Божию, но это не было показано (самым делом), ибо еще было невидимо Слово, по образу Которого создан человек. Поэтому он и легко утратил подобие. Когда же Слово Божие сделалось плотию, Оно подтвердило то и другое, ибо и истинно показало образ, Само сделавшись тем, что было Его образом, и прочно

________________________

1 Митрополит Николай (Ярушевич). Слово «Душа» // Слова, речи, послания: 1941–1946. – С. 47–48.

28

 

 

восстановило подобие, делая человека чрез видимое Слово соподобным невидимому Отцу»1.

Наконец, некоторые святые Отцы усматривали в богообразности человека отображение всей Живоначальной Троицы. Блаженный феодорит писал: «Иной найдет в душе человеческой и другое еще, более точное подобие... умрождает слово; со словом же исходит дыхание, не рождаемое подобно слову, но всегда сопровождающее слово, исходящее вместе с рождаемым словом. Впрочем, в человеке это бывает только в образе, а потому слово и дыхание его не самостоятельны. Во Святой же Троице разумеем Три Ипостаси, и неслитно соединенные и самостоятельные»2.

О том, что человек в своей духовной структуре и жизни отображает внутритроичную жизнь Божества, говорили также святой Иоанн Дамаскин и святой Патриарх фотий3.


Страница сгенерирована за 0.08 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.