Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Без веры нет спасения

В известном евангельском повествовании об уверении Фомы (см. Ин. 20, 19–31) — того самого апостола, который не поверил другим ученикам, что они видели воскресшего Христа, — говорится, может быть, о самом главном: о том, что превращает обычную жизнь человека в непреходящую ценность в глазах Божиих и в его собственных глазах. Отрывок завершается замечательными словами о том, что всякий, кто верует, что Иисус есть Христос и Сын Божий, будет иметь жизнь в Нем. Другими словами, через веру в Господа Иисуса Христа, через веру в Бога человек обретает возможность жить в Боге, то есть жить вечно. Через общение с Господом он обретает возможность быть с Ним всегда.

Господь не сказал, что для того, чтобы иметь жизнь в Нем, нужно выполнить какие-то конкретные дела, например, построить что-то, что потрясло бы сознание людей, совершить научное открытие, сподобиться невероятных прозрений в области мысли, создать замечательные произведения искусства… Он не сказал, что для того, чтобы иметь жизнь в Нем, нужно иметь человеческую власть и использовать ее во благо, или что нужно быть могущественным, сильным, богатым, преуспевающим человеком. Он сказал только одно: тот, кто верит, что Иисус есть Христос, то есть Спаситель, и Сын Божий, тот будет

15

 

 

иметь жизнь во Христе, жизнь в Боге. Значит, вера является той самой силой, которая способна нас ввести в вечность, и никакой другой силы, никакой другой добродетели недостаточно для того, чтобы обрести вечность в Боге, — имеет значение только вера.

Сколько существует мир, столько существует и вера. Даже те люди, которые сбивались с пути истинного богопознания под воздействием разных ложных философий или неправильно понятого человеческого опыта, которые обожествляли то, что Богом не являлось, имели в сердце веру. Но такой веры недостаточно. Нужно верить в то, что Иисус есть Христос и Сын Божий.

Верить всегда непросто. Как замечательно сказал Василий Великий, всякое слово Божие — это истина, исполненная силы, хотя природа нередко уверяет нас в обратном. Потому вера есть великий подвиг1. Эти слова Василия Великого, исключительно просвещенного, ученого человека, который прекрасно знал античную философию и постиг высоты существовавшей в то время этической мысли, ясно выражают, что́ означает верить. Верить означает нередко идти против здравого смысла, против человеческого опыта, против законов природы. Почему Фома не поверил словам апостолов? Да потому что природа уверяла в обратном: не может воскреснуть человек! Ведь когда он умирает, его тело разлагается, распадается, исчезает. Как может воскреснуть человек? Это противоречило опыту Фомы, противоречило опыту абсолютного большинства людей, живу

_____________________

1 См. Василий Великий, свт. Нравственные правила. Правило 8. О вере и несомненности глаголов Господних.

16

 

 

щих и живших на земле. И потому он говорит страшные слова: пока не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25); мне нужны доказательства, которые убедили бы меня в том, что Христос воскрес. И когда Спаситель является снова, Он просто говорит Фоме: осяжи Мое Тело; и не будь неверующим, но верующим… блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 27, 29).

Восхождение к Богу невозможно без сильной веры. Читая евангельский отрывок, где говорится о вере как непременном условии совершения чуда (см. Мк. 9, 17–29), мы не можем не задуматься о путях духовного восхождения. Обращаясь к человеку, просившему об исцелении своего несчастного, одержимого злым духом сына, который был нем, часто падал на землю и бился в судорогах, Господь говорит: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему, — удивительные слова, исполненные Божественной мудрости.

А если вера сопровождается постоянным обращением взора вспять, если мы постоянно отвлекаемся направо и налево и, подвергаясь соблазнам окружающего нас мира, испытываем сомнения, если считаем, что вера заключается лишь в том, чтобы исполнять внешние предписания? — В таком случае нельзя сказать, что мы имеем хоть сколько-нибудь веры, а если так — как же можем надеяться на чудо Божие?

А разве не чудом будет спасение нас, грешников? Разве не чудом будет открытие перед нами дверей Царствия Небесного — несмотря на наш грех, нашу неправду, несовершенство? Ведь только силой Божией

17

 

 

те двери и откроются перед нами. Неужели можно всерьез думать, что наши добродетели могут открыть нам врата рая? — Да никогда. Никогда не наберется у нас столько добродетелей. Бог открывает перед нами врата вечности в ответ на нашу веру, и если вера искренняя, то и делам нашим поверят, ибо вера без дел мертва есть (Иак. 2, 17, 20, 26).

Бог не возжелал спасти нас без нашего участия, поэтому и требует от нас веры. Но как замечательно сказал Иоанн Златоуст, «одна вера не может ввести нас в Царство Небесное»1. Даже она не открывает врата рая — их открывает только Бог, подобно тому, как Он совершил великое чудо, когда воздвиг от болезни несчастного глухого юношу, падавшего в обмороки, когда его родитель со смирением в ответ на слова Спасителя сказал: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24).

Именно так, в ответ на нашу веру, точнее на искреннее исповедание ее слабости, в ответ на наши скромные усилия жить по вере Бог и с нами совершит чудо, открыв врата Своего Царства.

Вера есть непременное условие спасения и блаженной вечности. Вера дает нам огромную жизненную силу. Если внимательно посмотреть на историю рода человеческого, историю страны нашей, то станет вполне очевидно: всегда там, где была вера, была и победа. Человек, поставляющий себя под десницу Божию, обретает частицу Божественной силы, способной преобразовать его жизнь, укрепить его настолько, чтобы он смог изменить к лучшему и окру

___________________

1 Иоанн Златоуст, свт. Беседы на святого апостола и евангелиста Иоанна. Беседа 84.

18

 

 

жающий мир. А в ответ на силу веры Бог дает Свою благодать.

Вера есть некая особая сила, присущая человеку. Это и сила ума, и сила воли, и сила чувств. Вера вбирает в себя все возможности человеческой личности, все, на что способен человек, потому что увидеть то, что лежит вне человеческого опыта, прозреть то, что недоступно нашим земным очам, можно лишь при огромном внутреннем напряжении, концентрации сил, ибо это великий подвиг, говорит Василий Великий.

Почему же именно вера определяет спасение человека, почему от веры зависит его спасение? Да именно потому, что вера — такое состояние человека, которое требует отдачи всех сил. Каждый, кто крепко молился хотя бы один раз в жизни, например, перед страхом собственной смерти, или вымаливая жизнь несчастным, безнадежно больным близким родственникам, своим родителям и детям, знает, что́ означает подвиг истинной молитвы. Христос, молившийся в Гефсимании, проливал кровавый пот (см. Лк. 22, 44). Можно себе представить, как напряжены были Его человеческие силы, когда Он молился с такой отдачей!

Сколько существует мир, столько существует вера, и столько же существует неверие. Причины неверия очень понятны. Предельно ясно, почему человек не верит: если он опирается только на знания и опыт, то все, что превышает их, он отрицает. Иногда говорят: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!» Произнося или даже не произнося эти слова, человек нередко отрицает саму возможность существования того, что лежит за пределами его опыта, точь-в-точь следуя Фоме.

19

 

 

Воскресение лежало вне опыта Фомы, и он не поверил. Может быть, не поверили бы и другие апостолы на его месте. Неизвестно, как они повели бы себя, получив весть о том, что воскресший Христос пришел к апостолам, — столь неожиданной, столь поразительной она была.

Иногда, оправдывая свое неверие и неверие своих детей, молодежи, мы говорим: «Да, в наше время, знаете ли, трудно верить». А почему в наше время трудно верить? Человечество в каждую эпоху создавало многое, что можно отнести к результатам цивилизационного развития. Разве египетские пирамиды не поражали воображение? А разве не завораживала умы людей ирригационная система Нижнего Нила? Сложнейшая система оросительных каналов, которую мир не знал! А появление бумаги? письма? А познания в астрономии, в медицине? Разве не поражали они воображение людей? Никогда не следует ссылаться на эпоху, подчеркивая, что достижения современной эпохи, мол, особым образом препятствуют вере человека в Бога. Это абсолютное заблуждение.

То, что происходит в мире, что является производным человеческой деятельности, никак не может повлиять на мировоззренческий выбор человека, если только это настоящий выбор, если человек не «плывет в общем потоке, по воле волн». Если он сознательно прокладывает свой жизненный путь, то все достижения цивилизации никак не могут повлиять ни на его веру, ни на его безверие.

Мы должны помнить, что вера — там, где присутствует внутреннее напряжение, концентрация, где есть мысль и где начинается реальный опыт сопри-

20

 

 

косновения человека с иным миром. Этот опыт бывает разным. Фома физически прикоснулся к воскресшему телу Спасителя. Нам недоступен такой опыт, но у нас есть опыт молитвы, когда в ответ на нашу просьбу Бог посылает то, о чем мы Его просим.

Невероятно сильный опыт можно извлечь и из нашей человеческой жизни. Если внимательно проанализировать свой жизненный путь, если вспомнить, что происходило в детстве, в юности, в зрелые годы, то каждый сможет увидеть действие руки Божией в своей жизни, и не только в достижениях и победах, но и в поражениях и страданиях. Нужно только научиться взирать на свою жизнь, так сказать, с высоты птичьего полета, постараться видеть причинно-следственные связи, приведшие к тем или иным событиям. И тогда мы ясно увидим, как действует рука Божия на нашу личную жизнь, как действует она и в истории народов и, конкретно, в истории нашего многострадального Отечества.

Нужно, действительно, почти ничего не понимать и не видеть, чтобы отрицать, что десница Божия, несомненно, простирается над нашим народом. Она проводила его через радости, через скорби, через трагедии, через очистительную силу страданий, для того чтобы в XXI веке наш народ, народ святой Руси, являл всему миру пример духовного возрождения и сильной веры, на которую никак не влияют достижения современной цивилизации.

Дай Бог, чтобы благодать Божия, которая снисходит на нас в нашей жизни, укрепляла нас и на путях богопознания, укрепляла нашу веру, а через веру давала надежду на жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

21


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.