Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Истинная вера хранится в Церкви

В IX веке в Византии в честь победы над ересью иконоборчества — лжеучения, которое отрицало почитание икон — был установлен церковный праздник Торжества Православия. Еще в VIII веке появились ложные учители, утверждавшие, что иконопочитание равнозначно идолопоклонству. Ересь иконоборчества была не только мировоззренческим вызовом Православию, не только несла в себе ложный интеллектуальный посыл, но и опиралась на мощную поддержку государства. Три императора, сменяя друг друга, проводили политику иконоборчества, употребляя власть и силу, и это было гонением на Церковь не со стороны язычников, а со стороны христиан, которые уклонились от истины и делали всё возможное, чтобы увлечь за собой других верующих. Даже когда по велению благочестивой императрицы Ирины в Софийском храме Константинополя собрался VII Вселенский Собор, чтобы под предводительством святого Патриарха Тарасия осудить ересь иконоборчества, то и здесь враг рода человеческого в самый последний момент возжелал употребить силу, чтобы не допустить торжества Православия: в величественный храм ворвались воины-иконоборцы и не позволили открыть Собор. Только покинув Константинополь и собравшись в Никее, святые иерархи смогли совершить великое

127

 

 

дело защиты Православия. Отцы Собора утвердили православное учение о почитании икон и низложили ересь иконоборчества. И столь велика была радость этого события, что многим тогда казалось: никакая ересь более не поколеблет учения Церкви и церковного единства.

Полвека спустя в честь победы над опасным лжеучением было постановлено в каждое первое воскресенье Великого поста прославлять это событие, а вместе с тем и торжество «Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви» над всякой ересью и над всяким разделением. Учреждая этот праздник, благочестивые отцы и святители надеялись на то, что истина, дарованная Богом, всегда будет сохраняться Церковью, какие бы силы на эту истину ни ополчались. Однако из истории мы знаем, что и после IX века Церковь Божию не раз сотрясали разделения и расколы и многие еретики восставали на нее, пытаясь поколебать церковное единство. И чтобы успешно противостоять таким попыткам, следует уяснить себе причины появления в церковной ограде учений, отличающихся от канонического, общецерковного учения.

Размышляя о путях духовной жизни, мы говорим о природе греха и о том, что грех есть отказ от Божиего закона, Божией воли и в каком-то смысле — отказ от Самого Бога. Происходит это тогда, когда человек вытесняет Бога из своей жизни. Умом он может верить в существование Творца, однако фактически Бога в его жизни нет, Он оттеснен на далекую периферию внутреннего мира. Такой человек вспоминает о Господе изредка, чаще всего в связи с большими праздниками или важными жизненны-

128

 

 

ми событиями; в повседневных же обстоятельствах поступает так, словно Бога не существует. Но если в центре бытия человека Бога нет, то на Его месте оказывается маленькое эгоистичное «я» самого индивидуума. Оно и становится целью жизни, объектом поклонения и высшим судьей, поскольку человек живет только во имя самого себя и для самого себя. А кроме того, оно становится для него единственным источником мудрости, единственным источником истины.

Именно такое состояние человеческого духа святые отцы называют гордыней. В гордости прикровенно являет себя вся природа греха. Мы знаем, что диавол есть воплощение абсолютной гордыни, ибо в его жизни нет Бога, хотя он знает, что Бог есть. В жизни диавола есть только он сам, а также уловленные им люди, поступающие по его внушению, поставляющие самих себя в центр бытия. Для таких людей чаще всего не существует никаких высоких авторитетов, они убеждены, что сами являются источником норм, правил и критериев жизни.

И если такие люди — а они есть повсюду — появляются в церковной ограде и к тому же получают учительную власть, то зачастую начинают понимать веру иначе, чем научает нас Мать-Церковь, и создают к соблазну ближних ложные и опасные учения. Но как же распознать такого человека, ведь и сам сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11, 14)? К тому же подобный человек внешне может быть благообразным и духоносным, он может носить священнические и даже архиерейские одежды, убедительно и складно говорить, он может воспламенять доверчивые сердца и увлекать за собой народ.

129

 

 

Как же отличить правду от лжи? — А отличие заключается в способности или неспособности каждого члена церковной общины со смирением принять соборную веру Церкви и всецело подчинить этой вере свои разум и волю. Каждый, кто свою мысль соединяет с учением Святой Церкви, данным нам от Бога, является православным человеком, признающим источником разума не самого себя, но Господа. Такой человек с подобающим истинно верующему смирением оценивает самого себя, свои возможности и способности. Он верует с легкостью и радостью, потому что твердо знает, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого. Он верит в то, что через Церковь глаголет Сам Господь, а потому, по Слову Божию, Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15).

О людях, твердых в вере и верности, в особом чине Торжества Православия, говорится: «Пленяющие разум свой в послушание Божественному Откровению».

Вспоминая о давно прошедших временах борьбы с иконоборчеством, стоит и нам, современным людям, задуматься о том, что же такое вера, за которую так подвизались отцы. Действительно, если окинуть взором всю историю человечества после Христа, то можно увидеть, что никакое другое человеческое убеждение, никакое другое мировоззрение не испытало на себе стольких попыток исказить или разрушить его. Эти попытки предпринимались на разных уровнях: на уровне мысли, философии, практики и, наконец, как было отмечено выше, на уровне государственной политики. И мы знаем, что стояние за истину никогда не было делом простым, — оно

130

 

 

требовало мужества, твердости духа, силы веры, силы убеждений. Именно об этом пишет апостол Павел в Послании к Евреям, приводя примеры веры из Ветхого Завета: Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой… Верою духовные вожди Древнего Израиля, судии и богодухновенные пророки побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, творили чудеса. И далее апостол призывает: и мы, имея… такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех… взирая на начальника и совершителя веры Иисуса Христа, Господа нашего (Евр. 11, 24–26, 32–40; 12, 1–2).

Чем же была вера для Моисея, для судей, пророков, апостолов, мучеников, подвижников, для святых иерархов, богоносных мужей, для новомучеников и исповедников Российских? Для них всех вера была не только убеждением, хотя и убеждением также, и не только состоянием души, хотя также и состоянием души. Вера для них всех была жизнью в Боге. Великий богослов святитель Филарет, митрополит Московский, сказал, рассуждая о вере, удивительные слова: «Вера начинается в уме, хотя принадлежит сердцу»1. А под сердцем святоотеческая традиция всегда понимала совокупность всех духовных сил человека. Да, действительно, вера начинается в сознании как убеждение, а затем покоряет все естество человека, преобразуя его жизнь. А если этого не происходит, то вера вырождается в интеллектуальный

__________________

1 Филарет, митр. Московский, свт. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Введение: предварительные понятия. 7.

131

 

 

изыск, в некое мудрствование, перестает быть жизненной и нужной людям.

Вот почему многие попытки ослабить веру, изъять ее из жизни людей начинались с воздействия на сознание, на ум. Ереси и были интеллектуальным вызовом Православию: ссылаясь на пастырскую целесообразность, на логику, здравый смысл, даже на необходимость поддерживать благочестие, еретики пытались внедрить в сознание Церкви ложные истины, разрушающие истину подлинную. Такого рода интеллектуальные попытки чаще всего заканчивались бескомпромиссной борьбой, когда всеми силами Церковь должна была защищать православную веру, и милостью Божией она ее защищала.

Ничто не изменилось с тех стародавних лет. И сегодня окружающий мир, обрушивая на наше сознание огромный информационный поток, пытается разрушить православную веру. Но как в прошлом, так и сейчас все попытки ослабить или изменить веру, подвергнуть ее сомнению, осмеять, показать ее нежизнеспособность, ненужность для современного человека никогда не увенчаются успехом, потому что веру дал людям Сам Бог и Он помогает каждому верующему хранить эту истину. А свойство истины, как замечательно сказал об этом святитель Иоанн Златоуст, таково, что она утверждается и тогда, когда против нее восстают 1.

А для чего же нам нужно хранить веру? Зачем она нужна современному человеку, когда у него такая сила — сила разума, технологий, денег, сила организации? Быть может, опираясь на все эти силы,

_______________

1 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 4-я об апостоле Павле.

132

 

 

человеку удастся и без Бога обрести счастье, построить Царство Небесное на земле? Но вся история человечества показывает, что человеческими средствами эта цель недостижима, — Царство Божие, которое есть торжество жизни, правды, мира, любви, радости, созидается силой Господней в ответ на нашу веру. Это Царство и есть то, что человек сознательно или неосознанно воспринимает как цель своего бытия, как высшее счастье. И вера дает людям возможность достигать этой цели уже здесь, на земле, создавая Царство Небесное, по слову Божиему, в своем сердце (см. Лк. 17, 21). Через веру люди обретают такой опыт жизни с Богом, который превышает все радости земного мира, и потому вера православная несокрушима. Именно опыт жизни в общении с Богом и наполняет наши сердца убежденностью в правоте веры и дает силы строить на этом убеждении свою жизнь.

Господу было угодно, чтобы дело спасения, совершенное Единородным Его Сыном Иисусом Христом, и правда, которую Он проповедовал людям во дни Своей земной жизни, никогда не пресекались в нашем мире. И с этой целью Бог на Своей крови создал Церковь, общину верных, исповедующих единую веру и остающихся приверженными ей даже до смерти (Флп. 2, 8). Богу было благоугодно, чтобы именно в этой общине продолжалось в веках присутствие на земле Его Возлюбленного Сына. Спаситель невидимо, но реально силой Святого Духа пребывает в Церкви как общине веры. Поэтому апостол Павел именует Церковь Телом Самого Господа и Спасителя (см. Еф. 1, 22–23). В этом мистическом Теле Сам Спаситель таинственно присутствует как глава Церкви,

133

 

 

а вместе с Ним пребывают Его Божественная правда и истина.

Для верующего человека очень важно знать и понимать, что есть на земле место, где провозглашается Божия правда. Ведь мы живем в таком страшном мире, где было, есть и будет столько учителей и толкователей — один другого умнее и самоувереннее, столько взаимоисключающих учений, столько соблазненных и обманутых людей. Мы говорим с такой уверенностью об этом, потому что на пространствах человеческой истории из века в век оправдывает себя пророчество Спасителя, предостерегавшего верных перед лицом нашествия полчищ лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15).

Порой нелегко отделить истину от заблуждения, свет от тьмы, когда в нашем мире все так сложно перепутано и переплетено, а ложь с легкостью облекается в одежды истины и сам диавол иногда говорит в своих целях словами правды. И здесь самое опасное — когда человек убежден, будто он сам способен быть источником мудрости. Если люди таким образом определяют смысл собственной жизни и свое значение в жизни ближних, то они становятся легкой добычей диавола, ибо последний может вложить в человека любые мысли. И если над таким человеком нет высшего закона, нет Божественного правила веры, заповеданной нормы жизни, то он способен измыслить для себя любые законы, правила и нормы. Эти самочинные правила и законы могут быть диавольским внушением, направленным на погубление не только отдельных душ, но и всего рода человеческого, ибо конечная цель сатаны — уничтожение

134

 

 

всего сотворенного и одушевленного Богом, всеобщая гибель, тотальное небытие.

Вот почему мы должны почаще вспоминать о том, что Церковь есть столп и утверждение истины, что в ней с нами говорит Сам Бог. Он глаголет не великим гласом с небес, сопровождающимся раскатами грома и блеском молний, но тихим голосом, который звучит в каждой душе, побуждая ее к совершению добра и обличая в делах неправды. Легкое дыхание истины и красоты, проникающее в человеческое сердце, несет нам правду Божию. А мы должны сопрягать свой разум с этой Божественной истиной, до конца времен пребывающей в Церкви, и пленять его в послушание Откровению Божию.

Нам следует помнить, что слово церковное есть истина и правда. Это нам нужно не только для того, чтобы иметь возможность умом отличить правду от лжи, но и для того, чтобы жить по Божией правде, а не по сатанинской лжи, чтобы не пленяться греховным обольщением, но утверждаться в истине Христовой; чтобы правая вера, которую выражает, провозглашает и утверждает Православная Церковь, осуществлялась в нашей личной, семейной, общественной жизни, чтобы фундаментальной основой всякого человеческого общежития был Божий закон, а не лукавый человеческий обычай.

Вот тогда сила диавольская окажется неспособной поколебать наши разум, волю и чувства, сбить с единого истинного и спасительного пути. Но, благословляя на этот жизненный подвиг, Господь словами Своего апостола одновременно остерегает нас: Итак, смотрúте, поступайте осторожно, не как

135

 

 

неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, чтó есть воля Божия (Еф. 5, 15–17).

Да, действительно непросты и подчас непрямы стези человеческой жизни. И дай Бог, чтобы для каждого из нас Свет Христов, сияющий в жизни Церкви, был путеводной звездой, помогающей не сбиться с единого спасительного пути.

136

 


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.