Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. По вере вашей да будет вам

Господь передает нам Свое откровение в тех категориях мысли, в той системе понятий и тем языком, которые нам понятны. Но, наверное, невозможно человеческим языком, используя человеческие понятия, передать людям, что́ означают новое небо и новая земля (см. Ис. 66, 22), будущая вечная жизнь. У каждого поколения людей на основе общих знаний складываются какие-то собственные представления, но все они ущербны и, конечно, не соответствуют тому, что есть на самом деле, потому что полная правда о будущей жизни сокрыта от нас, — может быть, просто потому, что мы своим умом, исходя из своих знаний, своей культуры, своего опыта, неспособны понять это откровение.

Вот и в притче о богатом и Лазаре (см. Лк. 16, 19– 31) Господь и умным, и неразумным, и образованным, и необразованным, и жившим две тысячи лет назад, и живущим в XXI веке замечательными, трогательными, волнующими до глубины души óбразами передает некую весть, скрытое послание о том, что нас ждет после смерти. В словах притчи заключена тайна, которую нам сегодня невозможно расшифровать, но когда каждый из нас переступит черту, отделяющую жизнь физическую от новой жизни, наши очи откроются, и мы в одно мгновение всё поймем. Из притчи о богатом и Лазаре мы должны сделать

99

 

 

для себя одно, самое важное заключение: жизнь за гробом существует. Это не миф, не сказка — это то, что на самом деле существует, и, может быть, еще более реально, чем та действительность, в которой мы сейчас находимся.

Эта притча содержит также указание на то, что в иной реальности разные люди пребывают словно в разных мирах, каждый из которых соответствует внутреннему состоянию человека. Не может злой пребывать среди добрых: тогда ни он, ни добрые не будут счастливы, не будут иметь полноты жизни. Не может и добрый пребывать среди злых: это было бы несправедливым. Известно, как страдают невинные люди, которых помещают в тюремную камеру вместе с преступниками: их жизнь становится адом, потому что их внутренний мир несовместим с миром тех, кто их окружает.

После земной жизни человек окажется в том окружении, которое соответствует его духовному и нравственному состоянию. Но Господь учит нас, что даже падший грешник, внутри которого обман, коварство, злоба, ложь, предательство, лицемерие, стремление к богатству и наслаждениям, для которого не существуют нравственные ценности, который для достижения своих целей способен переступить через любые принципы и идеалы и в котором все отягощено страстями, гнетущими и разрушающими его душу, — даже он по милости Божией, через Крест Христов, Его страдания и Его Воскресение имеет надежду на жизнь будущего века, если в какой-то момент сможет разобраться в себе, скажет: «Недостоин я милости Божией», принесет искреннее покаяние и явит глубокую веру.

100

 

 

Притча о богатом и Лазаре позволяет нам понять, что между мирами по ту сторону земного бытия может существовать связь. Ведь взирал богач, находившийся в аду, на лоно Авраамово и увидел там Лазаря, того самого несчастного, который когда-то лежал у его дверей. Больше того, богачу была дана возможность обратиться к Аврааму. Значит, хотя граница между теми мирами непроницаема, ибо невозможно перейти из одного состояния в другое, но не настолько, чтобы нельзя было видеть и сообщаться, и, может быть, эта возможность и будет самым страшным мучением для тех, кто лишится Царствия Божия.

В конце притчи богач просит Авраама послать Лазаря к своим братьям, которые жили так же безрассудно, как и он: упивались богатством, наслаждались временным, не задумывались о подлинном смысле жизни, не замечали нищих, убогих, несчастных. Богач хотел, чтобы Лазарь рассказал им о том, что их ждет. И какие же проникновенные, заключающие в себе правду слова говорит Авраам: У них есть Моисей и пророки… если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16, 29–31).

 Все это применимо и к нашему сегодняшнему дню, к сознанию современных людей, которые часто не видят Божиих чудес, больших и малых, в своей жизни, в истории народов, когда Господь по молитвам людей входит в нашу жизнь: исцеляет болящих, умудряет в юности, помогает избежать искушений, дает силы в старости и нередко содействует решению даже наших бытовых проблем! Для огромного количества людей не существует никакого Божественного следа в истории, никакой руки Божией в жизни, и если такой человек встретится с тем, кто из мертвых воскрес, — все

101

 

 

равно не поверит. В этом нет ничего нового: когда Господь Иисус Христос воскресил Лазаря Четверодневного, люди были поражены — они увидели в Нем могущественного и сильного Человека, Которому следовало поклоняться, Которого нужно было немедленно избрать в цари, ведь Он мог возглавить борьбу с римлянами. Но стоило только этому могущественному Человеку, воскресившему четверодневный труп, явить «слабость»: подвергнуться пыткам, взойти на Крест, — как те же люди, которые приветствовали Его криком «Осанна!», стали требовать: «Распни Его!»

Ничего нового не произошло за две тысячи лет, и никакие воскресшие покойники никого в вере сегодня не укрепят. Одни скажут, что это обман, другие — что это манипуляция с целью наживы, третьи даже думать об этом не будут.

Все это свидетельствует о том, что жизнь вечная зарождается в глубине нашего сердца, в глубине нашего сознания, что мысль о вечной жизни вплетается в ткань нашей человеческой жизни. Если она сопутствует нам и в радостях, и в скорбях, если мы знаем, что́ нас ждет, если мы знаем и верим в те слова, которые Господь нам передал, то одна только мысль о вечности способна в корне изменить нашу человеческую жизнь, наполнить ее подлинным смыслом и подлинными ценностями.

Притча именно об этом — о целях и ценностях человеческого бытия. И да поможет нам Господь никогда не упускать из своего мысленного взора те подлинные ценности и цели, которые и приводят нас в жизнь вечную.

102


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.