13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Сила святых мучеников
Поражаешься, когда читаешь житие святой великомученицы Екатерины, особенно сопоставляя его с жизнью многих современных молодых людей. Ей было около двадцати лет от роду, когда император Максимин уже на излете эпохи гонений на Церковь посетил Александрию, где жила Екатерина — дочь его наместника. Уже много христиан было тогда среди жителей Александрии — даже мать Екатерины, жена этого наместника, язычника, который должен был проводить политику римского языческого императора, была тайной христианкой. Она воспитала в христианской вере и свою дочь. И святая Екатерина имела такое сильное религиозное чувство, такую крепкую веру, что, когда сам император приехал в Александрию и в его честь стали приносить жертвы языческим богам, и весь город наполнился дымом от принесения в жертву животных, эта хрупкая, красивая, очень образованная девушка перед лицом императора исповедала свою веру. Перепуганный властитель мира был потрясен тем, что услышал. Слова Екатерины были очень мудрыми, сильными, она была человеком высокообразованным и от Бога обладала огромными способностями. И тогда император стал обольщать ее богатством и славой. Он был готов забрать ее с собой в Рим, настолько он был поражен ее красотой и умом. Но великомученица
91
отказалась, с гневом отвергнув все предложения императора и смело засвидетельствовав свою веру в Господа.
Что двигало этой молодой девушкой? Зачем ей надо было идти к императору? Зачем ей нужно было говорить, что она христианка? Зачем нужно было переубеждать этого человека, который ни по образу жизни, ни по положению своему никогда не согласился бы с ней? Но она сделала этот шаг. А затем последовали страшные мучения, пытки, но хрупкая девушка выдержала все эти пытки, страшные истязания, а затем была усечена мечом.
С точки зрения прагматической логики жизни современных людей все, что совершила Екатерина, — это безумие. Молодость, красота, образование, карьера, наслаждение жизнью, счастье, деньги — все было доступно ей! Но она отвергла все это и избрала смерть. Почему она исповедала Христа? Какая сила двигала святой великомученицей? Ведь никакая сила убеждений здесь помочь не может, перед лицом физической боли исчезают все убеждения. Святая Екатерина поступила так, потому что у нее были не только христианские взгляды на жизнь, но у нее был реальный опыт общения с Богом. Она чувствовала присутствие Христа в своей жизни так же реально, как мы ощущаем присутствие друг друга в нашей жизни. Именно Христос был для нее единственной высочайшей ценностью, Он давал ей мир, радость, счастье, которые превыше всякого человеческого благополучия. И потому не могло быть и речи о том, чтобы отказаться от Христа или изменить Ему и разрушить тот внутренний богатый мир и подлинное счастье, которое Бог даровал Екатерине. И она, ис-
92
полненная великой силы, обличив языческие заблуждения императора, кровью своей засвидетельствовала присутствие в ее жизни силы Божественной благодати.
Жизнь святой великомученицы является для нас великим примером. Ведь и сегодняшняя жизнь так часто обольщает нас различного рода соблазнами: деньгами, карьерой, властью, положением, приобретением новых вещей, которые выгодно отличали бы нас от других, неким мнимым пониманием престижа. Какое множество соблазнов! И ведь мы соблазняемся, правда, не отрекаясь от своей веры, а совмещая ее с принятием соблазна. Но ведь и святая Екатерина могла так поступить, оставаясь тайной христианкой и улыбаясь язычнику императору. Она жила не в семье нищих, но в семье богатого человека, наместника императора. Значит, богатство, которым она была окружена, не мешало ей иметь реальный опыт общения с Богом. И когда встал вопрос, где ее сердце, она ответила на него. В Священном Писании сказано: Где сокровище ваше, там… и сердце ваше (Мф. 6, 21). Сокровищем святой Екатерины был Господь, а не те блага, которыми она была окружена. И Сам Бог дал ей великую силу — силу духа. Вот почему и в XXI веке мы вспоминаем эти события начала IV века, вспоминаем святую великомученицу Екатерину как гения духа, как великую героиню, как святую Божию угодницу.
Святая Екатерина всегда почиталась на Руси. Неслучайно ее имя давалось императрицам, которые были рождены не в России и до своего крещения носили другие имена. Они с радостью воспринимали имя Екатерины именно для того, чтобы привлечь
93
к себе помощь этой святой и хоть в малом походить на нее силой духа.
В честь святой Екатерины назывались города на Руси — не в честь цариц, а в честь святой, — дабы под ее молитвенным покровом протекала жизнь людей, дабы был у них ориентир, идеал, был пример, следуя которому и простой человек, и богатый, и бедный, и знатный, и обычный мог обрести величайшую силу духа, способную соделать из обычного человека святого.
Нельзя не вспомнить и пример другой мученицы — Варвары. У них много общего — они были современницами, однако в истории святой великомученицы Варвары есть нечто, что особенно потрясает сознание. Варвара была удивительно красивой девушкой, и отец ее, некий Диоскор, человек богатый и знатный, хотел воспитать свою дочь так, чтобы она была примером для других, чтобы она отличалась особым образованием, умела правильно себя вести, чтобы была человеком выдающимся. Поэтому он окружил свою дочь особой заботой, приставив к ней многих учителей, которые воспитывали Варвару в традициях языческого общества. Но, взирая на мир Божий из высокой башни (по воле отца Варвара была отделена от мира, чтобы ничто плохое ее не коснулось), Варвара видела красоту этого мира и в какой-то момент почувствовала сердцем и разумом, что эта красота не могла возникнуть по воле рукотворных идолов, что какая-то другая великая сила сотворила окружавший ее мир.
Все больше и больше Варвара стала задумываться о том, кто же является Творцом вселенной, и сердце ее стало располагаться к принятию иного учения.
94
А когда ей удалось выйти из затвора, в котором проходило ее обучение, и вступить в общение со многими людьми, то она познакомилась с христианами, которые научили ее тому, что Бог Великий, Триединый создал этот прекрасный мир. Девушка всем сердцем восприняла христианское учение и тайно приняла Крещение от священника, который прибыл в ее город под видом купца.
Очень скоро отец узнал, что его дочь стала христианкой. То, что произошло далее, не поддается никакому воображению. Отец воспылал страшной злобой к своей дочери. Первым его желанием было умертвить ее собственными руками. Она едва спаслась бегством, спрятавшись в одной из пещер на склоне горы, но местные жители выдали отцу место, где она скрывалась. Тогда отец отдал дочь местному правителю, который получил приказ от императора мучить, пытать и казнить христиан. На глазах отца его любимая дочь, с его согласия и по его воле, стала подвергаться страшным мучениям. Ее тело рвали металлическими когтями, резали на куски, избивали воловьими жилами, растирали истерзанные места шерстью. Варвара проходила через невыносимые страдания. Наконец, для того чтобы сломить ее не только физически, но и морально, правитель приказал, чтобы Варвару провели по всему городу обнаженной.
Но ничто не могло сломить дух и силу веры Варвары. Более того, те, кто видел ее, начинали открыто исповедовать веру. Среди них была молодая девушка по имени Иулиания, которая, увидев духовный и физический подвиг Варвары, исповедовала свою веру и была подвергнута истязаниям вместе
95
с той, которая силой своего духа открыла ей глаза души и сердца для познания Бога. В завершение всех мучений Варвара и Иулиания были умерщвлены. Но Господь покарал и отца Варвары Диоскора, и злого правителя того града — вскоре они были убиты молнией.
Когда читаешь древние тексты, в которых описываются духовные подвиги святых мучеников и мучениц, то невольно задаешься вопросом: откуда они черпали силу? Как могла юная девушка вынести то, что было бы не под силу самым физически сильным и мужественным людям? И понимаешь, что никакая физическая сила, никакая человеческая воля не способны дать такое терпение человеку, — то была воля Божия, то была сила Божия, которая поддерживала и одухотворяла Варвару и весь сонм мучеников.
Сказанное весьма поучительно для современных людей, многие из которых непременно хотят быть сильными. Это хорошее желание, но нужно помнить, что подлинная сила есть сила человеческого духа. Без Бога эта сила в человеке сокрыта — в этом случае он может опираться лишь на свои возможности и свои силы, которые несоизмеримы с силой Божией. Той силы, которой обладали святые мученики, своими усилиями достичь невозможно. И каждый, кто сегодня хочет быть сильным, хочет побеждать, хочет достигать многого в своей жизни, должен помнить, что все человеческие победы возможны, когда силен наш дух, одухотворяемый силой Божией.
Кто-то из умных людей рассказал такую притчу. Человек прислонил лестницу к стене и полез. Лестница длинная, местами соскальзывает, и человек напрягает все силы для того, чтобы достичь цели, потому
96
что там, наверху, он видит свою цель. Поднимается на самый верх — и вдруг понимает, что не к той стене лестницу приставил. И состояние у него такое, что готов броситься с этой лестницы вниз, — ведь потрачено столько сил, столько энергии, столько времени… Вот что такое молодежь. Это тот возраст, когда человек приставляет к стене лестницу и по ней поднимается вверх. Это будет непростое восхождение, и как важно, чтобы, достигнув вершины, он сказал: «Я в свое время избрал правильный путь».
Мне кажется, что очень многие молодые люди сегодня не туда ставят лестницу. Они даже и трети пути не пройдут — сорвутся. Вот почему мне хочется встречаться с молодежью, хочется поделиться своим собственным опытом, вернее, не столько собственным, сколько поведать о тысячелетнем опыте Церкви; но передать это в словах, понятных молодым людям, чтобы возбудить у них некую ревность позаботиться о самих себе, не сделать роковых ошибок.
Один рождается с талантом математика, другой — с талантом врача, третий — еще с какими-то талантами. Один может быть ученым, дипломатом или бизнесменом, другой не может; а верующим человеком может быть каждый. Вера и дает человеку внутреннюю опору и способность строить свое счастье. В сознании современной молодежи понятия счастья и веры сочетаются, может быть, с большим трудом. Да, люди приходят в храм, им нравится наше литургическое искусство; кроме того, у многих верующие родители, родственники или знакомые. У большинства людей уважительное отношение к Церкви. Но ту картину, которую они видят в храме,
97
им невероятно тяжело актуализировать и применить к своей жизни, потому что у них нет собственного религиозного опыта. Для такого человека существуют как бы две реальности: реальность в храме — одна картинка, а на улице — другая. Другая картинка — это его жизнь.
На самом деле, когда человек погружается в жизнь Церкви, в реальный духовный опыт, он начинает понимать, какая огромная сила его питает. Божия благодать, которую мы почерпаем в Церкви, в сочетании, конечно, с человеческими усилиями дает целостность человеческой личности, наделяет человека внутренней силой. Никакие слова не могут помочь человеку понять то, что открывается только в глубине религиозного опыта. Можно лишь призвать людей познать этот опыт, пройти через него, и тогда они, вероятно, скажут лучше, чем кто-либо, о том, что произошло в их душах и почему нужны вера и Церковь. Но это открывается лишь в глубине религиозного опыта.
98
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.