13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Испытание скорбями
Сегодня на Церковь Божию возлагается особая ответственность не только за спасение человеческих душ — хотя это ее самая главная ответственность, — но и за устроение земной жизни людей, потому что земная жизнь есть некое преддверие жизни вечной. И если в земной жизни много беспорядка, несправедливости, человеческого горя, человеческого бесчувствия по отношению к горю ближних и много другого, что отягощает жизнь людей, то это преддверие к вечной жизни становится очень и очень тяжелым, нередко побуждающим людей не к тому, чтобы совершенствоваться, но чтобы умаляться.
Говоря так, я совсем не имею в виду возможности полного отсутствия человеческих скорбей. Скорби, человеческое горе будут всегда, пока жив человек и пока существует род человеческий, потому что источниками скорби и горя, сопровождающих человеческое бытие, являются не наши с вами прегрешения, а то великое злодеяние, которое было совершено на заре человеческой истории, когда грех как явление через грехопадение прародителей вошел в человеческую историю, вошел в жизнь людей, а значит, и в жизнь каждого из нас. Грех всегда сопровождается болью. Зараженное грехом человеческое общество несет в себе страдания как некую данность. И, может быть, самый важный вопрос,
85
который должен стоять перед верующим человеком и на который он должен знать ясный ответ, заключается в следующем: как же воспринимать эти страдания, эту скорбь, которые являются данностью человеческой жизни и которые нельзя из этой жизни исключить?
В Евангелии от Марка приводится поучительный рассказ. Два близких Спасителю ученика, Иаков и Иоанн, обращаются к Нему после того, как Он рассказал, какая страшная скорбь ждет Его в Иерусалиме: что Он будет схвачен, предан избиению, оплеванию, мучениям, затем распят и в третий день воскреснет. Он, может быть, впервые так ясно говорил ученикам о Своих страданиях, — и, казалось бы, ответ учеников должен был быть соответствующим: они должны были явить любовь, может быть, стремление и желание разделить с Учителем Его страдания или иначе выразить свою солидарность, попытавшись оградить Спасителя от мучений. Но ничего такого не произошло, — напротив, ближайшие ученики, Иаков и Иоанн, подошли к Нему и попросили: «Господи, когда Ты будешь в славе Своей, посади нас по правую и по левую стороны от Себя». Господь ответил: «Вы не понимаете, что говорите. Можете ли вы креститься крещением, которым Я буду креститься, и пить ту чашу, которую Я должен испить?», — имея в виду чашу страданий Своих. И отвечают Иаков и Иоанн: Можем. И тогда говорит Господь: Чашу, которую Я буду пить, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, вы будете креститься, — предвидя их мученическую кончину, — А дать сесть… по правую сторону и по левую не в Моей власти (Мк. 10, 32–45).
86
Как нам понимать эти слова? Преподобный Симеон Новый Богослов, поздневизантийский церковный писатель, святой отец Церкви, говорит замечательные слова: «Бог сделает того первым, как обещал, кто с терпением и благодарностью примет поругание и заушение». Вот почему Господь, отвечая апостолам о посаждении их по правую и по левую стороны, связал это первенство с испитием Его чаши, чаши Его страданий. Может быть, непросто людям современным, живущим в повседневной круговерти событий, понять смысл того, что сказал Господь. Но смысл этот велик и спасителен: первым в очах Божиих становится тот, кто достойно переносит скорбь и страдания, являющиеся данностью этого мира.
Действительно, всегда будут болезни, всегда будет смерть, всегда будет человеческая несправедливость, всегда будут страдания людей, — много чего будет всегда, до скончания века (Мф. 28, 20). На протяжении истории не было такого, чтобы страдания уходили из человеческой жизни. Да, конечно, люди всегда мечтали о рае на земле, создавали политические утопии о построении некоего общества, где все будет справедливо, где все будут наслаждаться равенством. Но даже эти утопии пытались избегать темы страданий, потому что их творцы сознавали, что страдание будет всегда и оно не зависит ни от общественного устройства, ни от государственного строя, ни от того, как устроены экономика или политика, ни от того, насколько развита благотворительность в обществе. Страдание — это то, что принадлежит человеческой природе. Более того, именно с этим состоянием человека Бог и связывает его первенство
87
в Своих очах, как замечательно говорят нам об этом и приведенный выше евангельский рассказ, и изречение Симеона Нового Богослова.
Что это означает для нас? Это означает следующее: когда Господь посещает нас скорбью, а нередко и страданием, мы не должны быть малодушными, мы не должны терять веры, — но более всего мы никогда не должны роптать на Бога. Мы должны воспринимать страдания как данность и никогда в этот момент не сравнивать себя с другими, — мол, вот этот вроде как хуже меня, а не страдает! Ведь мы не знаем, что́ происходит в жизни и в душах других людей. Наша задача — встретить собственную скорбь достойно и не дать ей разрушить целостности нашей личности, ослабить нас, сделать несчастными. Мы должны с преданностью воле Божией нести свой крест, помня, что достойное несение креста и является необходимым условием подлинного первенства, — не того суетного, которое формируется человеческими обычаями, политической конъюнктурой или количеством денег, а подлинного первенства пред Богом, которое только и имеет непреходящую ценность.
Вспомним преподобную Марию Египетскую — удивительную женщину, жизнь которой в молодости не была отмечена никакими особенными скорбями. Она жила веселой, распутной жизнью, но в какой-то момент Господь помог ей осознать опасность такой жизни. И что же она делает? — Она сама себе создает условия, которые приводят ее ко многим скорбям и тяжким физическим страданиям: она уходит в пустыню, где претерпевает и жар, и холод; она остается без воды и без еды, питаясь только травами и колюч-
88
ками, — и так живет многие годы, полностью посвятив себя общению с Богом. И что же с ней происходит? — Она преодолевает и скорбь, и страдания. Она становится ангелоподобным существом. Зосима, монах из монастыря преподобного Герасима на берегу Иордана, встретившись с этой женщиной в пустыне, своими глазами видел, как во время молитвы она поднималась от земли, как она перешла Иордан словно посуху, достигнув действительно ангелоподобного жития, первенства у Бога. Мария прошла через несомненные скорби и страдания, о которых сама рассказала Зосиме, — прошла так достойно, с такой верой и с такой благодарностью Богу, что обрела это первенство.
Многие люди, живя в нашем мире, сознательно возлагают на себя особые «вериги», то есть некую тяжесть, — чтобы пройти через испытания, чтобы обрести благодать пред Богом. Такой «веригой», таким испытанием является монашеская жизнь, строгое монашеское житие. Монах добровольно помещает себя в ситуацию, которая для обычного человека была бы невыносимой. Это отказ от всего: и от материальных благ, и от сытной еды, и от комфортной жизни; это отказ от своей воли. Но, проходя достойно через эти испытания, человек обретает первенство пред Богом, а проще говоря, спасение, наследуя жизнь вечную.
Но не только в вечной жизни человек получает ответ от Бога, но и здесь, на земле, — и тогда наша жизнь наполняется глубоким смыслом, радостью, подлинным счастьем. Вся эта суета, которая дает нам видимое, такое скоропреходящее счастье, уходит куда-то за горизонты зрения, — и человек обретает
89
в общении с Богом подлинное счастье, непреходящую радость и Царство Небесное.
Мы, конечно, далеки от подвига Марии Египетской, да и, может быть, не требуется в условиях большого города такой подвиг повторять, но мы должны помнить, что когда Господь попустит нам скорбь и проведет через страдания и испытания, мы должны воспринимать эти скорби с терпением и благодарением Богу, и тогда, может быть, мы во многом сравняемся с теми, кто добровольно принимает на себя скорбь, чтобы быть ближе к Господу и обрести Его благоволение. Молитвами святой преподобной Марии Египетской да поможет Господь каждому из нас на том месте, на котором он находится, жить по Его заповедям, дабы обрести Его благоволение!
90
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.