Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Письмо 233. К Евсевию, Епископу Самосатскому

232. К ЕВСЕВИЮ, ЕПИСКОПУ САМОСАТСКОМУ (241).

Объясняет, почему в письмах извещает Евсевия чаще о чем-либо горестном, а именно, чтобы и себя тем облегчить, и Евсевия побудить к ревностнейшей молитве за Церковь. (Писано в 376 году).

В письмах к твоей досточестности не скуплюсь я часто на горестные известия не для того, чтобы произвести большее уныние, но чтобы себе самому доставить некоторое облегчение сими воздыханиями, которые, как скоро дашь им свободу, сами собою, обыкновенно, истощают несколько таившуюся во глубине скорбь, а вместе чтобы и твой высокий ум возбудить к ревностнейшей молитве. Ибо и Моисей, хотя, конечно, всегда молился за народ, однако же, когда происходило у него сражение с Амаликом, не опускал рук с утра до вечера, и воздеяние рук святого прекратилось с окончанием битвы.

 

 

161

234. К ЗАПАДНЫМ (242).

После напрасного ожидания помощи с Запада в продолжение тринадцатилетних бедствий на Востоке, снова изображением сих бедствий убеждает Западных прислать от себя способных людей, которые бы уврачевали болезнующих, и поощрили к терпению здравых к вере. (Писано в 376 году).

Поелику святой Бог уповающим на Него обещал избавление от всякой скорби, то, хотя и застигнуты мы среди моря зол, и обуреваемся треволнениями, какие воздвигают на нас духи злобы, однако же твердо держимся о укрепляющем нас Христе, и не ослабили ревности своей о Церквах, не ждем себе погибели, как отчаявшиеся в спасении от усилившегося в бурю волнения, но прилагаем еще, сколько можно, свое старание, зная, что и поглощенный китом удостоен спасения, потому что не отчаялся в себе, но возопил ко Господу. Так и мы, хотя дошли до крайнего предела бедствий, не оставляем надежды своей на Бога, но везде ищем Его помощи. Почему обращаем теперь взоры и на вас, досточестнейшие для нас братия, от которых многократно ожидали, что явитесь нам во время скорбей; теряя же эту надежду, и мы говорили сами в себе: ждах соскорбящего, и не бе, и утешающих, и не обретох (Псал. 68, 21). Ибо таковы наши страдания, что достигли до пределов и обитаемой вами страны. И если когда страждет един уд, с ним страждут вси уди (1 Кор. 12, 26); то, конечно, и вашему сердоболию прилично поскорбеть с нами, страждущими столь долгое время. Ибо не местная близость, но духовный союз производит обыкновенно то освоение, какое, уверены мы, есть у нас с вашею любовью. Почему же нет ни письма утешительного, ни братского посещения, ничего такого, на что имеем мы право по уставу любви,

 

 

162

Вот уже тринадцатый год, как еретиками воздвигнута против нас брань, в которой Церквам более было скорбей, нежели сколько их упоминалось с тех пор, как возвещается Евангелие Христово. И я отказываюсь описывать вам их подробно, чтобы недостаточность моего слова не уменьшила очевидности бедствий, а вместе не думаю, чтобы вы имели нужду в извещении, будучи давно извещены молвой о действительном положении дел. Вот главное из бедствий: народ, оставив молитвенные дома, собирается в местах пустынных. Жалостное зрелище! Женщины, дети, старцы и другие немощные бедствуют под открытым небом при проливных дождях, снеге, ветрах, зимнем инее, или летом, на солнечном зное? И все это терпят потому, что не хотят приобщиться лукавого Ариева кваса. Как изобразить сие вам слово в ясности, если самый опыт и зрение собственными своими глазами не возбудит вас к состраданию?

Почему умоляем вас теперь по крайней мере подать помощь Церквам Восточным, преклонившим уже колена, послать людей, которые бы напомнили, какие награды предназначены за претерпение страданий Христа ради. Ибо не столько, обыкновенно, действует привычное слово, сколько доставляет утешения голос посторонних, и притом голос людей, которые, по милости Божией, известны с самой лучшей стороны, как и о вас возвещает молва всем людям, что пребываете невредимыми в вере, и неприкосновенным соблюдаете апостольский залог.

Но не таковы еще только дела наши; напротив того имеем у себя людей, которые из желания славы и по кичению, всего более совращающему души христианские, осмелились на нововведения неко-

 

 

163

торых речений. И Церкви, потрясенные ими, подобно дырявым сосудам, приняли в себя вливающееся еретическое растление. Но вы возлюбленные и дражайшие для нас, будьте врачами уязвленных, и наставниками здравых, делая здравым болезнующее, а здравое поощряя стоять в благочестии!


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.