Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Письмо 180. К Амфилохию о правилах. Первое каноническое послание

180. К АМФИЛОХИЮ О ПРАВИЛАХ. (188).

ПЕРВОЕ КАНОНИЧЕСКОЕ ПОСЛАНИЕ.

Святый Василий отвечает на многие вопросы, предложенные св. Амфилохием, касательно церковных правил и некоторых мест Священного Писания. (Писано в 374 году).

Сказано: несмысленному вопросившу о мудрости, мудрость вменится (Притч. 17, 28); а вопрос мудрого умудряет, как видно, и не мудрого. Это, по благодати Божией, бывает со мною всякий раз, когда получаю письма трудолюбивой души твоей; потому что делаюсь сведущее и разумнее себя самого, из самого вопроса научаясь многому, чего еще не знал.

И попечение об ответе бывает для меня учителем. Точно так и теперь, хотя вопросов твоих никогда еще не принимал в заботливое внимание, принужден я рассмотреть их в точности, припомнить, если что слышал от старейших, и от себя придумать сродное с тем, чему научен.

Правило 1. Итак, что касается до вопроса о Кафарах, о сем сказано прежде *), и ты кстати напомнил, что должно следовать обычаю каждой страны;

 *) См. второго Вселенского Собора прав 7.

5

 

 

6

потому что о крещении их и в то время рассуждавшие о сем предмете думали различно. А крещение Пепузинов, мне кажется, не заслуживает никакого уважения, и удивительно, как укрылось сие от Дионисия, столько сведущего в правилах. Ибо древние определили принимать то крещение, которое ни в чем не отступает от веры. Поэтому иное назвали ересями, иное расколами, а иное недозволенными сборищами. Ересями, если которые совершенно отторглись и стали чуждыми по самой вере; расколами, если разногласят между собою по некоторым церковным винам и по вопросам, допускающим уврачевание; и недозволенными сборищами, собрания составляемые непокорными пресвитерами, или Епископами, и невежественным народом. Например: если кто по обличении во грехе удален от священнослужения, и не покорился правилам, но сам себе присвоил председательство и священнослужение, а с ним вместе отступили и другие, оставив повсемственную [кафолическую] Церковь: то сие есть недозволенное сборище. А разногласить с принадлежащими к Церкви в учении о покаянии есть раскол. Ереси же суть, например: ересь Манихеев, Валентинян, Маркионитов и сих самых Пепузинов; потому что здесь разногласие касается самой веры в Бога. Почему древними Отцами рассуждено крещение еретиков отметать совершенно, а крещение раскольников, как принадлежащих еще к Церкви, принимать; находящихся же в недозволенных сборищах, по исправлении надлежащим покаянием и обращением, присоединять опять к Церкви; таким «^разом не редко занимавшие церковную степень и отступившие с непокорными, по своем покаянии, приемлются в тот же чин. Итак, Пепузины явные еретики; потому что хулили Духа Святого, беззаконно и бесстыдно Монтану и Прискилле присвоив имено-

 

 

7

вание Утешителя. И посему, как обоготворяющие людей, достойны они осуждения, а как оскорбляющие Духа Святого сравнением Его с людьми, подлежат за сие вечному осуждению; потому что хула на Духа Святого не отпускается. Поэтому какое же основание принимать их крещение, когда крестят они в Отца и Сына и в Монтана, или Прискиллу? Те и не крещены, которые крестились в то, что нам не предано. Посему, если и укрылось это от великого Дионисия, то нам не должно держаться подражания ошибке; потому что несообразность сама собою видна и очевидна всякому, кто хотя несколько способен рассудить. Кафары принадлежат к числу раскольников. Но впрочем древним, разумею Киприана и нашего Фирмилиана, рассудилось всех их, и Кафаров, и Энкратитов, и Идропарастов, подвести под одно определение; потому что, хотя начало отделения было в следствие раскола, но отступившие от Церкви не имели уже на себе благодати Святого Духа, так как преподаяние оной оскудело по пресечении преемства, и хотя первые отделившиеся имели рукоположение от Отцов, и чрез возложение рук их получили духовное дарование; но отторгнувшиеся, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не в состоянии были передавать другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали. Почему крещенных ими, как крещенных мирянами, когда приходят в Церковь, повелели очищать истинным крещением, крещением церковным. Но поелику некоторые в Азии, для благоустройства многих, решительно положили принимать их крещение; то пусть будет оно приемлемо. Должно же нам иметь в виду злоухищрение Энкратитов, а именно, чтобы затруднительным сделалось принимать их в Церковь, умыслили они наконец ускорять собственное свое

 

 

8

крещение, чем нарушили и свой даже обычай. Посему думаю, что, так как о них ничего не сказано ясно, следует нам отметать их крещение; и если кто принял от них крещение, когда приходит он в Церковь, крестить его. Впрочем, если будет это препятствием общему благоустройству, то опять должно держаться обычая, и следовать Отцам благоустроившим, что нужно было для нас. Ибо опасаюсь, чтобы, желая удержать их от поспешности в крещении, строгостью правила не положить нам препятствия спасаемым. Если же они соблюдают наше крещение, это не должно делать нас к ним снисходительными; потому что не обязаны мы воздавать им благодарность, но должны во всей точности исполнять правила. Но во всяком случае да будет постановлено, чтобы приходящие К Церкви из крещенных ими были помазываемы верными и потом приступали к Таинствам. Знаю же, что братий Изоия и Саторнина, которые были в их обществе, приняли мы на епископскую кафедру; почему находящихся в соединении с их обществом не можем уже отлучать от Церкви, принятием Епископов постановив для себя как бы Некоторое правило к общению с ними.

Правило 2. Умышленно погубившая в себе зачатый плод подлежит наказанию за убийство. А обращался ли, или еще не образовался плод, сие не разыскивается у нас в точности. Ибо виновная наказывается в этом случае не только за плод, который бы она родила, но и за злоумышление против самой себя; потому что женщины всего чаще умирают от таковых покушений. К сему же присоединяется и истребление зачатого плода,—это, по умышленно отваживающихся на сие, другое убийство. Впрочем, время покаяния их не должно продолжать до смерти, но надобно принимать их по исте-

 

 

9

чении десяти лет, уврачевание же определят не временем, но образом покаяния.

Правило 3. Диакон, который по принятии диаконского сана, впал в блуд, должен быть извержен из сего сана. Но ему, низведенному в состояние мирянина, да не воспрещается приобщение; потому что древнее есть правило—ниспадших с своей степени подвергать этому одному роду наказания; в чем древние, как думаю, последовали сему закону: не отмстиши дважды купно (Наум. 1, 9.). Но правило имеет и другую причину, а именно ту, что состоящие в сословии мирян, будучи изринуты из места верных, снова приемлются в то место, с которого ниспали. А диакон однажды на всегда подвергается продолжительному наказанию низложения. Почему, так как диаконство ему не возвращается, ограничились сим одним наказанием. И это по уставам. Вообще же действительнейшее врачевание есть удаление от греха. Почему кто для плотского удовольствия отринул благодать, тот, если с сердечным сокрушением и всевозможным порабощением себя воздержанию, откажется от удовольствий, которыми доведен до падения, то представит нам совершенное доказательство своего уврачевания. Поэтому должно нам знать то и другое, и предписываемое правилами, и введенное обычаем; в рассуждении же тех, которые не могут достигнуть совершенства, следовать преданному уставу.

Правило 4. О троебрачных и многобрачных положено, с соблюдением соразмерности, то же правило, какое и о двоебрачных. Двоебрачным назначают год, а иные два; троебрачных же отлучают на три, а часто и на четыре года. И таковой брак называют уже не браком, но многоженством, лучше же сказать, подвергшимся осуждению блудом; по-

 

 

10

тому что и Господь Самарянке, которая имела одного за другим пятерых мужей, говорит: егоже ныне имаши, несть ти муж (Иоан. 4, 18), показывая, что преступившие меру двоебрачия, не достойны уже называться именем мужа, или жены. Но мы, следуя не правилу, а примеру предшественников, приняли в обычай для троебрачных пятилетнее отлучение. Должно же не вовсе не допускать их в Церковь, но два или три года удостаивать их слышания церковных чтений, а после того дозволить им стоять с верными, но удерживать от приобщения Благого, и таким образом, когда покажут некоторый плод покаяния, возводить их на место приобщений.

Правило 5. Еретиков, кающихся при конце жизни, принимать надобно, но принимать, очевидно, не без рассуждения, а по изведании, точно ли истинное показывают покаяние, и имеют ли плоды, свидетельствующие о старании спастись.

Правило 6. Блудную жизнь дев, посвященных Богу, не должно причитать к браку, но всеми мерами надобно расторгать связь их; потому что сие и Церкви полезно для ее твердости, и еретикам не даст повода говорить о нас, будто бы привлекаем к себе дозволительносгию грешить.

Правило 7. Мужеложники, скотоложники, убийцы, отравители, прелюбодеи, идолопоклонники заслуживают то же наказание. Почему в рассуждении одних соблюдай устав, какой имеешь в рассуждении других. О принятии же тех, которые тридцать лет каялись в нечистоте, сделанной ими по неведению, не должно нам и сомневаться. Ибо их делают достойными извинения и неведение и добровольное исповедание, и такая продолжительность времени. Почти целое поколение человеческое преданы они были сатане, чтобы научились не бесчинствовать. Посему прикажи без замедления уже принять

 

 

11

их, тем паче, ежели есть у них слезы, которыми трогают твое сердоболие, и ежели показывают жизнь достойную сострадания.

Правило 8. Кто в раздражении на жену свою употребил в дело топор, тот убийца. Но прекрасно и достойно твоего благоразумия, что напомнил мне сказать о сем пространнее; потому что много разности между произвольным и не произвольным. Совершенно не произвольно и далеко от мысли сделавшего сие, если кто, бросив камень в собаку, или в дерево, попадает в человека. У него было желание прогнать зверя, или сшибить плод, но некто случайно подошел под удар, идя мимо; почему таковое дело не произвольно. Непроизвольное также дело, если кто, желая вразумить, бьет кого ремнем, или не твердою палкой, и битый умирает; потому что здесь берется во внимание намерение, а именно, желание исправить согрешившего, а не умертвить. К непроизвольным делам причисляется и следующее: когда защищающий себя в драке палкой, или рукою, наносит нещадный удар в опасное место, чтобы причинить человеку боль, а вовсе не убить его. Но это близко уже к произвольному, ибо кто употребил в защиту такое орудие, или нещадно заносит удар, тот явным образом не щадит человека; потому что сам обладает страстью. Подобным образом и то причисляется к непроизвольному, если кто употребил в дело тяжелое дерево, или камень, который сверх силы человеческой, но иное что-нибудь имел в намерении, а иное сделал; потому что в раздражении нанес такой удар, которым умертвил пораженного, между тем как, может быть, старался он больно ушибить, а не совершенно убить до смерти. Но не имеет никакого извинения, кто употребил в дело меч, или что-либо подобное, а тем паче, кто на-

 

 

12

нес рану топором. Ибо видно, что он ударил не рукою, так чтобы мера удара от него зависела, но нанес рану так, что удар необходимо должен был сделаться гибельным и от тяжести, и от остроты железа, и от того, что оно брошено издали. Совершенно также произвольно и никакому не подлежит сомнению, что делается разбойниками и при неприятельских нашествиях; ибо разбойники убивают для денег, избегая улики, а на войне доводят до убийства, имея намерение не устрашить или вразумить, но истребить противников. Впрочем, если кто составил хитрое снадобье с другою какою-нибудь целью, и умертвил им человека, такой поступок признаем произвольным. Так например часто делают женщины, какими-нибудь наговорами и перевязями пытаясь привлечь иных к себе в любовь, и давая им снадобья, производящие омрачения в умах. Почему таковые, умерщвляя, хотя одно имели в намерении, а другое сделали, однако же, за ухищренное и не дозволенное свое дело, причисляются к произвольным убийцам. Поэтому те, которые дают снадобья, вытравляющие младенца, суть убийцы, равно как и те„ которые принимают убивающие зародыш отравы, и о сем довольно

Правило 9. По последовательности понятий равно прилагаемо быть должно и к мужам и женам изречение Господне о непозволительности оставлять брачную жизнь, разве словесе любодейного (Матф. 5, 32). Но не таков обычай. Хотя находим, что строгое обращается внимание на жен; потому что Апостол говорит: прилепляяйся сквернодейце едино тело есть (1 Кор. 6, 16), и Иеремия: аще будет жена мужу иному, не возвратится к мужу своему, но не порочна и не осквернена не будет (Иер. 3, 1), и еще: держай прелюбодейцу безумен и нечестив (Прит. 18,

 

 

13

23); однако же обычай повелевает, чтобы жены держали при себе и прелюбодеев мужей, когда они живут блудно. Потому живущая вместе с мужем, оставленным женою, не знаю, может ли быть названа прелюбодейцею; потому что здесь обвинение падает на жену, которая развелась с мужем. По какой причине оставила она брачную жизнь? Если муж бил ее, и она не перенесла ударов; то надлежало ей лучше терпеть, нежели расходится с сожителем. Если не перенесла утраты в имении; то и сей предлог не уважителен. А если потому, что живет он блудно; то не наблюдается сие по церковному обычаю; напротив того жене повелено и с неверным мужем не разлучаться, но жить вместе; потому что конец дела еще неизвестен. Что δο вши, жено; аще мужа спасении (1 Кор. 6, 16)? Почему оставившая мужа, если перешла к другому, есть прелюбодейца; а оставленный женою муж достоин извинения, и живущая с ним вместе не осуждается. Впрочем, если муж, отказавшийся от жены, перешел к другой, то и он прелюбодей, потому что жену доводит до прелюбодейства, и живущая с ним вместе есть прелюбодейца; потому что отвлекла к себе чужого мужа.

Правило 10. Клянущиеся не принимать рукоположения, по произнесении ими клятвы, не должны быть принуждаемы к нарушению оной. Ибо хотя и есть, кажется, одно правило, делающее таковым снисхождение, однако же по опыту знаем, что клятвопреступники не бывают благоуспешны. Но должно обращать внимание на то, какого рода клятвы, в каких словах и с каким расположением клялись, не упускать из вида и самые малые добавления в словах; почему, если никак и ничем невозможно поправить дела, то совершенно надобно увольнять таковых. А дело Севира, то есть, руко-

 

 

14

положенного им пресвитера, по моему мнению (если и ты на сие согласен) может быть поправлено так: Село это, в которое определен сей человек, и которое теперь в подчинении у Мистии, вели подчинить Уасодам; таким образом и он, не переходя с места, не нарушит клятвы, и Лонгин, имея при себе Кириака, не сделает церкви упраздненною и души своей не подвергнет осуждению за праздность. И кажется, нимало не поступим против правил, сделав снисхождение Кириаку, который дал клятву оставаться в Миндахах, и согласился на свое перемещение; потому что возвращением будет охраняться клятва. А что уступил он сему распоряжению, сие не вменится ему в клятвопреступление; потому что не было прибавлено в клятве не оставлять Миндах и на короткое время; а сказано было: оставаться в них на последующее время. Севиру же, который представляет в предлог забвение, сделаем снисхождение, сказав: Ведущий тайное не попустит, чтобы Церковь Его потерпела вред от человека, который как в начале поступил не по правилам, но связал себя клятвою вопреки Евангелию, так учил нарушать клятву перемещением, и теперь лжет в том, а что притворно приписывает себе забвение. Но поелику мы не судии сердец, судим же по тому, что слышим; то предоставим отмщение Господу, сами же примем его, не разбирая дела, и извиняя человеческую немощь—забвение.

Правило 11. А кто учинил непроизвольное убийство, тот в одиннадцать лет достаточное понес наказание. Ибо явно, что в рассуждении понесших побои наблюдаем Моисеево постановление, и того, кто пал от ударов, им полученных, но потом пошел с помощью жезла, не почтем убитым. А если и не встал после ударов, но тот, кто бил,

 

 

15

не хотел убить его, хотя он и убийца, однако же по намерению не произвольный.

Правило 12. Двоеженцам правило *) совершенно преградило служение (церковное).

Правило 13. Убийств на войне Отцы наши не вменяли в убийства, мне кажется, из снисхождения к защитникам целомудрия и благочестия. Но может быть, не худо посоветовать, чтобы нечистые руки в продолжении трех лет удерживались от одного приобщения.

Правило 14. Кто берет рост, тот, если согласится неправедную прибыль издержать на бедных и впредь быть свободным от недуга корыстолюбия, может быть принят в священство.

Правило 15. Дивлюсь тебе, что в рассуждении Писания требуешь буквальной точности и почитаешь принужденным образ выражения в переводе, который передает смысл Писания, но не предлагает собственно означаемого еврейским речением. Поелику же вопроса, предложенного человеком любознательным **), не должно оставлять без ответа; то скажу: птицы небесные и рыбы морския (Псал. 8, 9) и при мироздании имели одно и то же происхождение; потому что оба рода изведены из воды. А причиною сему тождественное свойство того и другого рода; потому что одни плавают в воде, а другие плавают по воздуху. Итак, хотя по сей причине упомянуто о них вместе, однако же этот образ выражения, если разуметь о рыбах, передан не точно, а если о всем живущем в водах, весьма близко.

*) Апостольское правило 17.

**) Затруднение, которое разрешает св. Василий, заключается в грамматическом сочетании слов греческого текста: τὰ πετεινὰ τοῦ οὐρανοῦ, καὶ τοῦς ἰχθίας τῆς θαλάσσης, τὰ διακορευόμενα τριβοῖς θαλασσών, где τὰ διαπορενόμενα, по-видимому, согласовано в роде с τὰ πετεινὰ, а не с τοῦς ἰχθύας.

 

 

16

Ибо человеку покорены птицы небесные и рыбы морские, и не они только, но и щсе преходящее стези морския; потому что не все. что живет в воде, . есть рыба, например: животные китовидные: киты, молотки, дельфины,, тюлени и еще: кони, собаки, пилы, мечи и морския коровы, а если угодно, морские ветреницы, гребенки и все в раковинах живущие животные, из которых ни одно не есть рыба,—все, которые преходят стези морския: так что всех родов три: птицы небесные, рыбы морские, и те из животных водных, которые отличаются от рыб, но проходят стези морския.

Правило 16. А Нееман *) велий не пред Господом, но пред господином своим (4 Цар. 5, I), то есть один из сильных людей у царя сирского. Посему тщательно вникай в Писание, и тотчас найдешь решение вопроса.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.