Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Письмо 120. Список исповедания веры

120. СПИСОК ИСПОВЕДАНИЯ ВЕРЫ, ПРОИЗНЕСЕННОГО СВЯТЕЙШИМ ВАСИЛИЕМ, И К КОТОРОМУ ПОДПИСАЛСЯ ЕВСТАФИЙ, ЕПИСКОП СЕВАСТИЙСКИЙ (125)

Показывает, что от приходящих к истине или от подозрительных в православии должно требовать, чтобы принимали они Никейское исповедание веры буквально и по здравому разумению оного; ибо иные, как Маркелл и савеллиане, и из сего исповедания при ложном истолковании выводят свои ереси; излагает само Никейское исповедание; и поскольку в оном о Духе Святом сказано кратко, то показывает, что противно истинному учению о Духе Святом и что согласно с оным. (Писано в 313 г.).

Если кто, или прежде быв научен другому исповеданию веры, хочет присоединиться к православным, или теперь в первый только раз изъявляет желание огласиться учением истины; то надобно научать таковых вере, как она изложена блаженными отцами на Соборе, составленном некогда в Никее. Это же самое полезно будет и в рассуждении тех, кого подозревают в противлении здравому учению, и кто мудрование своего зловерия прикрывает благовидными уклонениями. Ибо и для сих достаточно изложенной там веры; таковые или исцелятся от тайного своего недуга, или, скрывая его в глубине, сами понесут осуждение за обман, а для нас соделают легким оправдание в день суда, когда Господь откроет тайная тмы, и объявит советы сердечные (1 Кор. 4, 5).

 

 

230

Потому их надобно принимать, как скоро они исповедуют, что веруют, держась как речений, какие предложены отцами нашими в Никее, так и смысла, какой по здравому разумению выражается сими речениями. Ибо есть и таковые, что и в сем изложении веры искажают учение истины, и по своему произволу толкуют смысл заключающихся в нем речений. Так Маркелл, нечестиво уча об ипостаси Господа нашего Иисуса Христа и именуя Его простым словом, осмелился оправдываться тем, что основания к сему заимствовал из Никейского изложения веры, не право толкуя смысл слова: Единосущный. И некоторые из содержащих злочестие Ливийца Савеллия, когда предполагают, что ипостась и сущность суть одно и то же, из того же изложения веры извлекают для себя предлог к сложенной ими хуле, потому что в сем изложении приписано: «если кто говорит, что Сын из иной сущности или ипостаси, то повсемственная [кафолическая] и апостольская Церковь предает таковых проклятию». Но отцы не сказали там, что сущность и ипостась одно и тоже. Ибо, если бы оба слова означали одно и тоже понятие, то какая нужда была бы в том и другом слове? Напротив того, явствует следующее: поелику одни отрицают, что Сын от сущности Отца, а другие утверждают, что Он не только не от сущности, но даже от другой какой-то ипостаси, то отцы отринули то и другое, как чуждое церковному разумению. И где выразили собственное разумение, там сказали, что Сын от сущности Отца, не прибавляя: и от ипостаси. Посему то приписано, чтобы отринуть худое разумение; а это заключает в себе прямое изложение спасительного догмата. Поэтому должно исповедывать Сына единосущным Отцу, как написано. Исповедывать же и Отца в собственной Его ипостаси, и Сына в собственной,

 

 

231

и Духа Святого в собственной же, как ясно выразили это и сами отцы. Ибо достаточно и ясно показали сие, сказав: «Света от Света»; потому что, хотя иной Свет родивший, а иной — рожденный, однако же и Один Свет, и Другой Свет, так что понятие сущности одно и то же.

Приложим и самое исповедание веры, написанное в Никее.

 «Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Единородного, то есть от сущности Отчей, Бога от Бога, Света от Света; Бога истинного от Бога истинного; рожденного, не сотворенного; единосущного Отцу, чрез Которого пришло в бытие все, что на небе и что на земле. Для нас, человеков, и для нашего спасения снисшедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, пострадавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа. А кто говорит: было, когда Сын не был; и прежде, нежели родился, Он не был, и произошел из несущих; или кто утверждает, что Сын Божий от другой ипостаси или сущности, или изменяем, или переиначиваем, — таковых повсемственная [кафолическая] и Апостольская Церковь предает проклятию».

Итак, поскольку здесь иное достаточно и с точностью определено, частью в исправление поврежденного, а частью в предостережение от того, что, как предусматривали, могло еще возникнуть, а учение о Духе предложено вкратце, без всякого обстоятельного объяснения, потому что тогда не касались еще сего вопроса и мысль о Духе в душах уверовавших не подвергалась никаким наветам, постепенно же возникавшие лукавые семена нечестия, какие первоначально посеяны начальником ереси

 

 

232

Арием, в последствии времени, ко вреду Церкви, возвращены злочестивыми его преемниками, и усилившееся нечестие простерлось уже до того, что произносит хулу на Духа: то людям, которые не щадят сами себя, и не предвидят неизбежной угрозы, какую Господь наш изрек на хулящих Духа Святого, необходимо сказать, что надобно предавать проклятию и их, называющих Духа Святого тварью, и признающих это, а не исповедующих, что Дух свят по естеству, как по естеству свят Отец и по естеству свят Сын, но отчуждающих Духа от Божеского и блаженного естества. Доказательством же правого мудрствования служит — не отлучать Духа от Отца и Сына (ибо нам должно креститься, как приняли, и веровать, как крестимся; а как веруем, так и славить Отца и Сына и Святого Духа), но отделяться от общения с называющими Духа тварью, как с явными хульниками, исповедуя вместе и то (замечание сие необходимо ради клеветников), что не называем Духа Святого ни нерожденным (ибо знаем единого Нерожденного и единое Начало сущего — Отца Господа нашего Иисуса Христа), ни рожденным (ибо из предания веры знаем единого Единородного; о Духе же истины, будучи научены, что Он исходит от Отца, исповедуем, что Он от Бога несозданно). Право мудрствующий предает также проклятию и тех, которые Духа Святого называют служебным; потому что сим речением низводят Его на степень твари. Ибо о служебных духах. Писание предало нам, что они суть твари, сказав: вси суть служебнии дуси, в служение посылаеми (Евр. 1, 14.). А для тех, которые все смешивают и не соблюдают евангельского учения, необходимо сделать оговорку, что должно бегать и тех еще, которые явно противоборствуя благочестию, извращают по-

 

 

233

рядок, какой предал нам Господь, и Сына ставят прежде Отца, и Духа Святого предпоставляют Сыну. Ибо неизменным и неприкосновенным надобно соблюдать тот порядок, какой приняли мы в самых словах Господа, сказавшего: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф. 28, 19.).

Подпись Епископа Евстафия.

Я, епископ Евстафий, прочитав, сказал мысль свою тебе Василию и согласился с выше написанным; подписал же в присутствии братий, Фронтона нашего и хорепископа Севира и других некоторых клириков.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.