Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Слово о подвижничестве. Чем должно украшаться монаху. (Слово подвижническое 12)

Разбивка страниц сделана по: Святитель Василий Великий. Творения. Том II, М., 2009 г.

 

Свт. Василий Великий

 

Слово о подвижничестве.

Чем должно украшаться монаху.

(Слово подвижническое 12)

1. Монаху должно прежде всего стяжать жизнь нестяжательную, телесное уединение, благоприличную наружность, голос умеренный и слово благочинное; пищу и питие принимать бесшумно и сдержанно; при старших молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет; удаляться людей негодных, плотских и суетных; больше думать, а меньше говорить, не быть дерзким в слове, не допускать излишеств в разговорах, не быть смешливым, но украшаться стыдливостью, взор потуплять долу, а душу возносить горе, на прекословия не отвечать прекословием; быть благопокорным; трудиться своими руками; всегда памятовать о последних [днях своих] (τῶν σχάτῶν), с надеждою радоваться,

136

 

 

137

скорби терпеть, непрестанно молиться, о всем благодарить; пред всеми быть смиренным, ненавидеть высокомерие; быть трезвенным и охранять сердце от лукавых помыслов; чрез исполнение заповедей собирать себе сокровище на небе; делать себе испытание в ежедневных помышлениях и поступках; не вдаваться в житейские заботы и излишние беседы; не любопытствовать о жизни людей беспечных, но подражать только жизни святых отцов; сорадоваться, а не завидовать преуспевающим в добродетели; сострадать страждущим, плакать с ними и весьма сетовать о них, но не обвинять их; не делать упреков отвращающемуся от греха и никогда не оправдывать самого себя, признавать себя паче всех грешных пред Богом и пред людьми; вразумлять бесчинных, утешать малодушных, прислуживать недужным, омывать ноги святым, заботиться о странноприимстве и братолюбии; с единоверными быть в мире, а человека еретика отвращаться; книги общепринятые читать, а запрещенных вовсе не брать в руки; об Отце, Сыне и Святом Духе не совопросничать, но с дерзновением говорить и мыслить о несозданной (κτιστον) и единосущной (ὁμοούσιον) Троице и спрашивающим отвечать, что должно креститься, как приняли, и веровать, как крестились, и прославлять, как уверовали; и делать, и говорить хорошее; вовсе не клясться; не давать ни серебра в рост, ни хлеба, и вина, и елея в приращение; воздерживаться от жизни разгульной, и от пьянства, и от забот житейских; не обходиться ни с кем коварно, даже вовсе не говорить ни о ком худо, не клеветать, вообще даже не слушать с приятностью клевету, не скоро верить тому, что говорят на кого; не отдаваться во власть раздражительности; не покоряться пожеланию; не гневаться на ближнего понапрасну, не держать ни на кого неудовольствия, не воздавать злом за зло, лучше быть хулимым, нежели хулить, быть битым, нежели бить, стерпеть обиду, нежели обидеть, понести лишение, нежели другого лишить чего.

2. А паче всего монаху надобно воздерживаться от свидания с женщинами и от пития вина, потому что вино и жены превратят разумивых (Сир. 19:2), и, исполняя по возможности заповеди Господа, не приходить в уныние, но ожидать от Него мзды и похвалы; желать наслаждения вечной жизни и иметь всегда пред очами Давидово изречение и говорить: предзрех

 

 

138

Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс. 15:8). Как сыну, всем сердцем, всей крепостью и мыслию, и силою любить Бога (см. Лк. 10:27), а как рабу, благоговеть пред Ним, бояться Его и повиноваться Ему; со страхом и трепетом соделывать спасение свое (Флп. 2:12), гореть духом, быть облеченным во всеоружие Святого Духа, тещи не безвестно, и подвизаться, не яко воздух бия (1 Кор. 9:26): побеждать врага в немощи тела и нищете душевной; творить все заповеданное и называть себя неключимым (см. Лк. 17:10); благодарить святого, славного и страшного Бога; ничего не делать по рвению и тщеславию (Флп. 2:3), но ради Бога и в угодность Ему, яко Бог разсыпа кости человекоугодников (Пс. 52:6); вовсе не хвалиться, не говорить самому себе похвал и не слушать с приятностью, когда хвалит другой; втайне служить всегда и напоказ людям не делать, но искать похвалы только у Бога и помышлять о страшном и славном Его Пришествии, об исшествии отсюда, о благах, уготованных праведным, подобно и об огне, уготованном диаволу и ангелам его (Мф. 25:41); а сверх всего этого памятовать апостольское изречение: яко недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18), и наперед говорить с Давидом: хранящим заповеди Его воздаяние много (Пс. 18:12), великая награда, венцы правды, вечные сени, нескончаемая жизнь, неизглаголанная радость, неразоряемая обитель на небесах у Отца и Сына и Святого Духа — истинного Бога, откровение лицом к лицу, ликование с Ангелами, с отцами, с патриархами, с пророками, с апостолами, и мучениками, и исповедниками, и с благоугодившими Богу от века, обрестись с которыми потщимся и мы, по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

 


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.