Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Беседа I. О сотворении человека по образу

Разбивка страниц сделана по: Святитель Василий Великий. Творения. Том 1, М., 2008 г.

 

свт. Василий Великий

 

БЕСЕДА I. О сотворении человека по образу


1. Я приступаю к тому, чтобы сполна уплатить старый долг, возврат его я задержал не по злому умыслу, а из-за телесной немощи. Долг же этот в высшей степени необходим и важен для вашего просвещения. Было бы несправедливо, получив сведения о животных, о тех, кто плавает, пасется, летает, о небе и о том, что к нему относится, о земле и о том, что на ней, в то же время не быть просвещенным через Богодухновенное Писание (2 Тим. 3:16) в вопросе о нашем происхождении. Подобно тому как наши глаза смотрят во внешний мир и не видят самих себя, если не встречают чего-либо гладкого и твердого, когда отраженный там взор, будто при отливе, позволяет видеть то, что находится на дне, так и наш разум не может созерцать себя, если не обратится к Писанию. Отраженный там свет побуждает каждого из нас к самопознанию. Если наш разум неразвит, если мы не вдумываемся в строение своего существа, то мы не знаем, кто мы и почему существуем. Мы относимся к самим себе с величайшим пренебрежением, не имея представления о том, что доступно познанию не зная того, самого малого, что заключено в нас.

2. Многие труды с превеликим усердием написаны о нашем теле, теле человеческом.

Если ты заинтересуешься медициной, то обнаружишь, как много говорит она о действии того, что [заключено] в нас; сколько скрытых путей в нашем организме она обнаружила при анатомических опытах! Она выявила невидимые протоки, согласованность органов тела в процессе дыхания, дыхательные пути, кровеносные сосуды, протяженность вдоха, очаг тепла у сердца, непрерывное дыхательное движение в околосердечной области. Тысячи исследований в этой области привели к науке, в которой никто из нас не сведущ, так как этой сфере не уделялось никакого внимания и никто не знает, что он, человек, сам собой представляет. Мы склонны изучать небо тщательнее, чем себя самих. Не пренебрегай же чудом, заключенным в тебе. Ты убежден в своей незначительности, но дальнейшее рассуждение раскроет твое величие. Вот почему мудрый Давид, прекрасно умеющий познавать самого

294

 

 

себя, сказал: Дивно познание Тебя через меня (Пс. 138: 6). Чудесным образом я пришел к познанию Тебя.

Каким же образом через меня?

Дивно познание Тебя через меня. Познавая всю свою сложность и то, с какой мудростью устроено мое тело, а через это крохотное создание постиг великого Творца.

3. Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26). Ранее, между прочим, было указано, и притом вполне основательно, что это за слова и к кому они обращены. Церковь дает им объяснение, более того, она имеет веру, которая сильнее объяснения. Сотворим человека. Именно с этого момента и начинай познавать себя. Такие слова не были обращены ни к одному из созданий. Появился свет, а повеление было простым, Бог сказал: Да будет свет! (Быт. 1:3). Возникло небо, но без волеизъявления. Стали существовать светила, но не было предписания в отношении их. Моря и бескрайние океаны были вызваны к бытию приказом. По приказу же появились разного вида рыбы. То же и с животными, дикими и прирученными, плавающими и летающими: сказал и они родились. Но тогда не было ни человека, ни волеизъявления о человеке. Он не сказал, как об остальных: «Да будет человек!» Осознай же свое достоинство. Он не провозгласил твое появление приказом, но выразил размышление Бога о том, как предстоит появиться в жизни достойному существу. Сотворим! Мудрый размышляет, Творец обдумывает. Разве Он оставляет без внимания искусство? Не стремится ли Он со всей заботливостью сделать Свое любимое творение совершенным, законченным и прекрасным? Не хочет ли Он показать тебе, что ты совершенен в глазах Бога?

4. Ты узнал, что есть два лица: Говорящий и Тот, к Кому обращено слово.

Почему Он не сказал: «Сотворю», но Сотворим человека?

Чтобы ты познал высшую власть; что бы, признавая Отца, ты не отверг Сына; дабы ты ведал, что Отец творил через Сына, а Сын создал по велению Отца; чтобы ты прославил Отца в Сыне и Сына во Святом Духе. Таким образом, ты родился как общее творение, чтобы стать общим почитателем Того и Другого, не проводя разделения в почитании, но относясь к Божеству как к единому. Обращай внимание на внешний ход истории и на глубокий внутренний смысл богословия. и создал Бог человека. Создадим! И не сказано: «И создали», чтобы у тебя не было основания впасть в многобожие. Если бы лицо было по своему числу множественным, то у людей было бы основание сделать себе множество богов. Теперь же употреблено выражение создадим, чтобы ты познал Отца и Сына и Святого Духа.

Бог создал человека, чтобы ты уразумел единство Божества не единство Ипостасей, а единство в силе, чтобы ты прославлял Бога единого, не делая различия в поклонении и не впадая в многобожие.

295

 

 

Ведь не сказано: «сотворили боги человека», но — сотворил Ног. Особая Ипостась Отца, особая Сына, особая Духа Святаго.

Почему же не три Бога?

Потому что Божество одно. Какое Божество я созерцаю в Отце, такое же в Сыне, и какое в Духе Святом, такое же в Сыне. Поэтому образ в Обоих один, и власть, исходящая от Отца, остается той же в Сыне. Вследствие этого наше поклонение, а также и прославление одинаковы. Предвестие нашего создания это истинное богословие.

5. Сотворим человека по образу и по подобию Нашему (Быт. 1:26). По образу Бога мы созданы.

Как же именно по образу Бога?

Очистим свое грубое сердце, невоспитанное восприятие, отбросим невежественные представления о Боге. Если мы сотворены по образу Бога, как об этом сказано, то и Бог нам сообразен. У Бога есть глаза и уши, голова, руки, седалищная часть, ведь и говорится в Писании, что Бог восседает (Пс. 46:9), также ноги, на которых Он ходит (Быт. 3:8). Разве Бог не таков? Но устрани из сердца неуместные представления. Отбрось от себя мысли, не соответствующие величию Бога. Бог не имеет очертаний, Он прост. Не фантазируй насчет Его строения; не преуменьшай на иудейский манер Того, Кто велик; не замыкай Бога в свои телесные представления; не ограничивай Его мерой своего ума. Он неограничен в Своем могуществе. Подумай о чем-нибудь великом, прибавь к этому большее по сравнению с тем, о чем ты подумал, а к этому еще более великое и убедись, что в своих мудрствованиях ты никогда не достигнешь того, что бесконечно. Не пытайся представить Его внешние очертания Бог познается в могуществе, природа Его проста, величие неизмеримо. Он присутствует везде и над всем избыточествует; Он неосязаем, невидим, Он то, что ускользает от восприятия твоего разума; Он не ограничен величиной, не имеет внешних очертаний, не соразмерен никакой силе, не связан временем, не заключен ни в какие границы. К Богу не приложимо то, что приложимо к нам.

6. В каком же все-таки смысле Писание гласит, что мы созданы по образу Бога?

Давайте исследуем то, что относится к Богу, и мы познаем то, что касается нас, а именно, что мы не имеем образа Божьего, если понимать его в телесном смысле. Внешние очертания бывают [лишь] у тела, подверженного гибели. Не может в смертном заключаться бессмертное, и смертное не может быть образом бессмертного. Тело увеличива-

296

 

 

ется, уменьшается, стареет, изменяется; оно одно в молодости, другое в старости; одно в добром здоровье, другое в болезнях; одно в страхе, другое в радости; одно в довольстве, другое в нужде; одно в мире, другое в битве. Разный цвет лица у бодрствующего и у спящего: у первого появляется яркий румянец из-за прилива теплоты к поверхности, у второго теплота уходит внутрь, именно поэтому цвет тела у спящих бледноватый.

Как же может изменяющееся быть подобным неизменному? То, что всегда остается одним и тем же, уподобится ли тому, что никогда не является устойчивым? Телесное убегает от нас, как нечто текучее, прежде чем его увидишь, оно ускользает; вместо одного оно оказывается другим.

По образу Нашему. Неподвижной природы текущий образ? Оформившийся образ бесформенного? Как нам узнать, что значит по образу? Из того, что сказал Сам Господь. Если я говорю что-либо от себя, не принимайте; если же я говорю как посланец Господа, примите.

Сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да владычествует он над рыбами (Быт. 1:26). Телом или разумом? В чем основа власти: в душе или в плоти? Плоть у нас слабее, чем у многих животных. Какое может быть сравнение по плоти между человеком и верблюдом, человеком и быком, человеком и каким-либо диким зверем? Человеческая плоть легче ранима по сравнению с плотью животного.

Однако в чем же основа власти?

В превосходстве разума. Насколько [человек] уступает в телесной силе, настолько превосходит устройством разума. При помощи чего человек перемещает огромные тяжести? При помощи разума или физической силы?

7. Сотворим человека по образу Нашему. О внутреннем человеке сказано: Сотворим человека. Однако ты скажешь: «Почему Он не говорит нам о разуме?»

Он оказал, что человек [создан] по образу Божию. Разум это человек. Послушай, что говорит апостол: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4:16).

Каким же образом?

Я различаю двух людей: одного, кто появляется, и другого, кто скрывается под появившимся, то есть невидимого; это человек внутренний. Итак, в нас есть внутренний человек, и мы в некотором смысле двойные, и, сказать по правде, мы есть бытие внутреннее. «Я» говорится о человеке внутреннем. То, что находится вне [меня], это не лично «я», но это «мое». Рука это не «я», но «я» это разумное начало души. Рука же часть человека. Поэтому тело это [как бы] орудие человека, орудие души; но человек [назван так] преимущественно по своей душе.

Создадим человека по образу Нашему, то есть дадим ему превосходство в разуме.

8. И пусть владычествует. Не сказано: «Создадим человека по образу Нашему, и пусть они (люди. Ред.) проявляют свою страсть, желание, скорбь». Не страсти заключены в образе Божием, а разум, владыка страстей. И да владычествуют они над рыбами. Едва ты был сотворен, как уже сотворен быть владыкой. И да владычествуют... Получив от императора власть на один год, как человек от человека, смертный от смертного, приняв [ее] от неимущего, какую власть души приобретает человек? Ты же получил от Бога [власть], которая не записана на дощечках или листах, обреченных на съедение червям, но [сама] природа

297

 

 

несет в себе Божественное слово: Да владычествуют, и в этом все, касающееся человеческой власти.

Пусть владычествуют над рыбами, зверями земными, птицами небесными, скотом, гадами, ползающими по земле. Он не сказал: «Создадим человека по образу и по подобию Нашему, и пусть едят они (люди) от всякого плодового дерева, имеющего на себе плоды». На второе место нужно ставить относящееся к телу, на первое относящееся к душе.

Главное, что тебе предназначено, это сила власти. Ты человек, существо, которое властвует. Почему же ты порабощаешься страстями? Почему пренебрегаешь своим достоинством и становишься рабом греха? Почему превращаешь себя в достояние диавола? Ты призван быть владыкой твари, но отбрасываешь благородство своей природы.

Рабом ли ты призван (1 Кор. 7:21)? Почему тебя огорчает рабство тела? Почему ты не ценишь данной тебе от Бога власти, того, что у тебя есть разум, владыка страстей? Когда ты видишь, что твой владыка [разум] является рабом наслаждения, а ты сам раб своего тела, то знай, что ты раб только по названию, а он (разум. Ред.) обладает [тогда] чисто номинальной властью, на самом же деле находится в сугубом рабстве. Ты видишь, как он влачит свое существование с блудницей; разве ты не господин страсти, а он не раб отвергнутых тобою наслаждений?

Поэтому Сотворим человека, и пусть они владычествуют [означает]: где сила власти, там и образ Божий.

9. Да владычествуют они над рыбами. Прежде всего нам дана власть над живущими в иной сфере. Он не сказал: «Да владычествуют они над домашними животными», но — над рыбами, ведь вода их стихия. Власть над рыбами дана нам прежде всего.

И как же мы властвуем над рыбами?

Вероятно, ты замечал, появляясь около пруда, как твоя тень приводила все в замешательство. Не так ли и глава семейства, когда в доме беспорядок, своим внезапным появлением водворяет спокойствие и одно лишь присутствие властителя все приводит в порядок? А как морская тварь при появлении одного человека изменяет свое поведение? Она уже не предается беспечной игре, не осмеливается выплыть на поверхность моря или пруда.

Когда дельфин видит где-нибудь поблизости человека, то, будучи самым царственным из морских животных, испытывает страх. Вот каким образом дана человеку власть над плавающими существами. Разве ты не видишь, что твой разум все постигает и все одолевает; так почему же тебе не властвовать над морскими существами?

Я наблюдал человеческую изобретательность; видел, как делают устройство из крючков, насаживают на них приманку, соответствующую размерам тех существ, которые будут ее заглатывать.

Затем к верхним концам веревок, к другим концам которых подвешены крючки, привязывают надутые воздухом бурдюки и оставляют их плавать на поверхности моря. Морские чудовища набрасываются на приманку и заглатывают скрытые в ней крючки, а затем увлекают бурдюки в пучину. Поскольку по своей природе бурдюки стремятся подняться, они (чудовища) снова всплывают на поверхность. Будучи пронзенными своей собственной пищей, они прыгают вверх и вниз в неистовстве; таким образом они бороздят пучину, проплывая бесконечные воды, напрасно предпринимая великий труд: в конце концов они становятся жертвой упомянутого крючка. Укрощенные болью, изнуренные голодом и, наконец, издохшие, они тащатся за бурдюками и делаются добычей рыбаков. Маленькому достается великое, бессильному огромное.

Почему?

298

 

 

Потому что человек благодаря превосходству разума получил возможность владычествовать: точно беглых рабов он приводит непокорных к повиновению. Тех, кого нельзя привлечь кротостью, он подчиняет принуждением. Таким образом человек повсюду может осуществлять свою власть, данную ему Самим Богом. Поэтому меч-рыба, молот-рыба, кит, рыба-пила, морская корова и все морские чудовища носящие страшные имена, оказались под властью человека.

10. Пусть они владычествуют над рыбами морскими и зверями земными. Не видел ли ты свирепого и рычащего льва, даже имя которого невыносимо, чей рев приводит землю в трепет? У кого найдется столько выносливости, чтобы выдержать его натиск? Никакое животное не полагается на свое превосходство в силе, чтобы противостоять нападению льва, однако ты видишь, как его заключили в тесную клетку. Кто заключил его? Кто изобрел маленькую тюрьму для большого зверя? Кто расчетливо оставил узкое расстояние между деревянными прутьями, как отдушину, чтобы животное не задохнулось от собственного дыхания, имело свободный приток воздуха и чтобы одновременно была обеспечена безопасность? Кто, как не человек? Из самых опасных зверей он делает забаву.

Не забавляется ли человек с пантерами, выставляя картонный манекен, изображающий человека, и когда пантера терзает картон, не смеется ли спрятавшийся под ним человек над глупостью зверя? Не надо всем ли властвует человек благодаря своему превосходству?

А что сказать тебе о тех, кто летает?

Конечно, человек не поднимается на воздух, но он [как бы] летает наравне с пернатыми благодаря силе разума. Ничто не ограничивает его разум, он исследует то, что в глубине морской, охотится за тем, что на земле, уловляет то, что в небе.

А не видел ли ты когда-нибудь, чтобы птица, сидя на кончике ветки, насмехалась над людьми, полагаясь на быстроту своих крыльев? Равным образом можно наблюдать, как забавляется ребенок: он насаживает один тростник на другой, смазывает кончик смолой, скрывает все это в листве и ветках, а сам устремляет свой взор вверх; едва коснувшись тростника, птица оказывается в его руках. И вот такого воздухоплавателя, существо, которое летает, несомое эфиром, он уносит, поймав при помощи небольшого количества смолы. Человек внизу, рука его тоже внизу, но мысль устремляется ввысь, и благодаря искусству всё доступно человеку. Он расставляет сети пернатому племени; он берет лук и стреляет в то, что летает; с помощью приманок он захватывает свирепых животных.

Разве ты никогда не видел, как орел стремительно бросается на свою добычу, а затем запутывается в сетях на земле? Вот так житель высот спускается на землю, будучи привлечен приманкой, изобретенной человеком. Бог все подчинил человеческой руке; завершая Свое творение, Он не лишил человека права господства. Не говори: «Насколько превосходят меня те, кто летает по воздуху!» Благодаря твоему разуму и они подчинены твоей власти.

И да владычествуют они над гадами, пресмыкающимися по земле. Видишь, что значит быть созданным по образу Божию?

11. И сотворил Бог человека. Так что же такое человек?

Сделаем заключение на основании того, что узнали и услышали. У нас нет нужды заимствовать чуждые определения и к рассуждению об истине примешивать нечто суетное. Человек есть разумное творение Бога, созданное по образу его Творца. Если что в этом рассу-

299

 

 

ждении упущено, то те, кто потратил [силы] на постижение преходящей мудрости, пусть займется исследованием. Человек создан по образу Бога.

12. И благословил Бог человека, и сказал: Растите, размножайтесь и наполняйте землю (Быт. 1:28). Таким же было и благословение рыбам: и сказал Бог: Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и стало так (Быт. 1:20). А затем Бог сказал: Растите, размножайтесь и наполняйте воды (Быт. 1:22).

Так что же больше?

Безусловно, благословение это охватывает то, что у тебя общее [с прочими тварями], и то, что остается как твое собственное. Ты ведь растешь, как остальные живые существа, и, будучи сначала маленьким, постепенно прибавляя в росте, достигаешь его полноты. То же [происходит] с лошадьми, собаками, орлами, лебедями и со всеми, кого бы ты ни назвал: будучи крохотными в начале беременности, они, постепенно прибавляя в росте, достигают его предела; затем рост идет на спад и они становятся меньше. Именно в этом [у нас с ними] природная общность, которой [Бог] нас одарил.

13. Растите, то есть набирайте рост. Родившись маленькими, делайтесь большими и достигайте предельного роста. Ведь если мы возрастаем в первом семилетии, растем и во втором, то это вовсе не значит, что мы должны одинаковым образом изменяться каждое семилетие на протяжении всей нашей жизни.

Первое семилетие охватывает детский возраст. Граница детского возраста ясна: это смена зубов. Одни выпали, другие выросли взамен. Подростковый возраст — это второе семилетие, тянущееся до исполнения четырнадцати лет: сначала ребенок, потом подросток. Далее, отсчитывая от четырнадцати лет, юноша, затем муж. Таковы границы роста. Итак, «растите». Ты можешь достигнуть ста лет, но рост не будет продолжаться с первого года до сотого. Однако это мудро сказанное слово содержит промысл о нашем устроении.

«Растите!» Но до каких пор?

Нет меры роста. Одновременно с образованием плода в утробе матери в нем оказываются заложенными и принципы возрастания. Каждый возраст после этого уже не несет в себе чего-то нового. В материнском чреве зародыши получают все необходимые для возрастания элементы. Выпали зубы и мы узнали, что рост достиг известного предела. Отец измеряет своего трехлетнего ребенка, зная, что рост его к концу этого периода удвоится. Ведь он будет вдвое выше по сравнению с тем, каким был в три года. Завершится этот период возрастания, и снова удвоится его рост. Таково измерение человеческой природы до конца ее развития, до перехода от первого семилетия ко второму. В это время [телесное] тепло увеличивается, фигура делается стройнее, размягченность исчезает, члены становятся сильнее. Люди находятся в начале сильной юности, но еще не достигли ее полноты. Тело их еще не совсем окрепло и не приспособлено к тяжелому труду. В это время человек обладает легкостью и подвижностью. В третьем семилетии оно достигает предельного роста; тело еще вытягивается в длину.

После третьего семилетия, когда природа, устав от роста вверх, приходит в себя, начинается увеличение [тела] вширь, и то, что вытянулось вверх, как бы получает поддержку с боков, утучняется, и все части тела делаются сильными. Так поступает природа согласно своему расположению. Произошло же это с самого начала по воле Господней, и то, что было некогда положено в основание, пронизывает все творение до самого конца.

300

 

 

14. Растите и размножайтесь. Растите,чтобы творение не было ограничено каким-либо одним состоянием. Размножайтесь поскольку творение направлено не на одного человека, а на многих людей. И наполните землю. Наполнитене значит просто «населите», ибо мы жили бы в тесноте, раз земля, составляющая пределы нашего обитания, имеет такие [ограниченные] размеры; но [имеется в виду:] наполните своим могуществом, которое Он даровал нам для господства над землею.

Наполните землю; конечно, не землю выжженную, необработанную, замерзшую, непроходимую. Разумеется, не такую землю люди вынуждены наполнять, но Он сделал так, что мы наполняем ее как повелители и наполняем ее по [определенному] замыслу. Но, изучая пространства выжженной и ненаселенной земли, протяженность северной страны, которая из-за чрезмерного холода не поддается обработке и бесполезна, разве мы тем самым не наполняем землю? Выбрав себе то, что полезно, не отбрасываем ли мы то, что людям в жизни бесполезно? Поэтому [выражение] наполните землюсделало нас повелителями. И дело совсем не обстоит так, что, раз мы не извлекаем пользы со всей [земли], то, значит, и не властвуем над всей [землей]. Купив хлеб, не являешься ли ты владельцем всего этого хлеба, даже если часть его съедобна, а часть в пищу не годится? Не выбрасываешь ли ты камни, так как от них нет пользы? И если к пище примешается еще что-нибудь негодное, то не отвеешь ли ты мякину, не удалишь ли плевелы, не отберешь ли то, что по своему качеству годится для поддержания жизни? Так же и с землей: одна, лучшая, считается благоприятной для заселения, другая признается подходящей для обработки, остальную отводят для прокорма четвероногих.

С кажи мне, могу ли я устроить [все] по своему желанию, раз по дару создавшего меня Господа я родился властелином?

И наполните, и да владычествуйте над рыбами морскими, птицами небесными, зверями земными. Вот благословение, вот законодательство, вот достоинство, данное нам от Бога.

15. И создал Бог человека; по образу Божиему создал его(Быт. 1:27). Не заметил ли ты, что это свидетельство неполное? Создадим человека по образу Нашему и по подобию. Это волеизъявление содержит два элемента: по образуи по подобию.Но созидание содержит только один элемент. Решив одно, не изменил ли Господь Свой замысел? Не возникло ли у Него в ходе творения раскаяние? Не проявляется ли в этом немощь. Творца, раз Он замышляет одно, а делает другое? Или это суесловие? Может быть, это то же самое, что и: Создадим человека по образу и по подобию;ведь здесь Он сказал по образу,но не сказал по подобию.Какое бы объяснение мы ни выбрали, наше толкование написанного было бы неверным. Если речь идет об одном и том же, то не стоило бы дважды повторять одно и то же.

Заявлять, что в Писании находятся пустые слова, опасное богохульство. Да и на самом деле [Писание] никогда не говорит [ничего] пустого.

Итак, неоспоримо, что человек создан по образу и по подобию.

Почему не сказано: «И создал Бог человека по образу Божиему и по подобию»? Что же, Создающий бессилен? Нечестивая мысль! Что же, Устроитель раскаялся?

301

 

 

Рассуждение еще более нечестивое!

Или Он сначала сказал, а потом переменил мнение?

Нет! Писание не говорит этого; Творец не бессилен и решение не было пустым. Так какой же смысл в умолчании?

16. Сотворим человека по образу Нашему и по подобию(Быт. 1:26). Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему. Тем, что зависит от нашей воли, мы распоряжаемся в полную силу; добываем же мы это себе благодаря своей энергии. Если бы Господь, создавая нас, не сказал предопределительно: Сотворими по подобию,если бы нам не была дарована возможность стать «по подобию», то своими собственными силами мы бы не стяжали подобия Божьего. Но в том-то и дело, что Он сотворил нас способными уподобляться Богу. Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за [этот] труд свое вознаграждение, чтобы мы не были инертными вещами, подобно портретам, созданным рукой художника, чтобы плоды нашего уподобления не принесли похвалы кому-нибудь другому. В самом деле, когда видишь портрет, в точности передающий модель, то не портрету воздаешь хвалу, а художником восхищаешься. Итак, чтобы восхищение относилось ко мне, а не к кому-то другому, Он предоставил мне самому позаботиться о достижении подобия Божьего. Ведь по образуя обладаю бытием существа разумного, по подобиюже я делаюсь, становясь христианином.

17. Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть(Мф. 5:48). Понял теперь, в чем состоит дарование нам Господом [бытия] по подобию? Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и бодрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45). Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же, как Бог относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу. Таким образом ты обладаешь тем, что по образубудучи [существом] разумным, по подобиюже становишься, стяжевая благость. Облекись в милосердие и благость(Кол. 3:12), дабы облечься во Христа(Гал. 3:27). Делами, которыми ты облекаешься в милосердие, ты облекаешься во Христа и благодаря близости к Нему становишься близким Богу. Таким образом, история [творения] есть воспитание жизни человеческой. Сотворим человека по образу.Пусть он с момента создания владеет тем, что по образу, и пусть [сам] становится тем, что по подобию.Бог дал ему для этого силу. Если бы Он создал тебя и «по подобию», то в чем была бы твоя заслуга? Ради чего ты увенчан? (Пс. 8:6). Если бы Создатель все тебе даровал, то как бы открылось тебе Царство Небесное? И вот одно тебе

302

 

 

дано, а другое оставлено незавершенным, дабы ты совершенствовался и стал достойным исходящего от Бога воздаяния.

- Каким же образом мы достигаем того, что по подобию?

- Через Евангелие.

- Что такое христианство?

- Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа. Но как ты облечешься, не будучи отмечен печатью? Как ты облечешься, не восприняв крещение? Не надев одежду нетления? Или ты отказываешься от подобия Божиего? Если бы я сказал тебе: «Давай, стань подобным царю», не счел ли бы ты меня благодетелем? Теперь же, когда я предлагаю тебе стать подобным Богу, неужели ты побежишь от слова, которое тебя обоживает, неужели ты заткнешь уши, чтобы не слышать спасительных слов?

18. И сотворил Ног человека по образу Своему. «Человека, говорит жена, но какое это имеет отношение ко мне? Сотворен был муж, продолжает она, ведь не сказал Бог: „Та, которая есть человек“, но прибавлением „человек“ Он показал, что речь идет о мужском существе». Далеко не так! Чтобы никто по незнанию не подумал, что определением «человек» обозначается только мужской пол, [Писание] добавляет: мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1:26). Жена наравне с мужем имеет честь быть сотворенной по образу Божиему. Природа того и другого равночестна, равны их добродетели, равны награды, одинаково и возмездие. Пусть [женщина] не говорит: «Я бессильна». Бессилие ведь присуще плоти, а сила в душе. Поскольку образ Божий, конечно, почитается в них одинаково, пусть будут равночестными и добродетели их обоих, и проявление благих дел. Нет никакого оправдания тому, кто ссылается на телесную слабость. Но разве тело такое уж слабое? Напротив, при сострадании оно проявляет выносливость в лишениях, бодрость в бессоннице. Как может мужская природа состязаться с женской, проводящей жизнь в лишениях? Как может мужчина подражать выносливости женщины во время поста, ее упорству в молитве, обилию ее слез, прилежанию в добрых делах?

Ясам видел, как женщина тайком совершала с благими целями воровство: без ведома мужа она оказывала благодеяния ради мужа, ради блага дома, ради счастья детей. Не ставя в известность мужа, она творила милостыню, расходуя средства ради его блага втайне от него. Но она творила это на глазах Того, Кто видит тайное (Мф. 6:4), и не разглашала своего благодеяния.

Добродетельная женщина обладает тем, что по образу. Не обращай внимания на внешнего человека: это только видимость. Душа находится как бы под покровом слабого тела. Все дело в душе, а душа равночестна; разница лишь в покрове.

303

 

 

И вот ты стал подобен Богу своей добротою, терпением, послушанием, любовью к брату и ближним; ты ненавидишь зло и подавляешь греховные страсти, дабы приобрести право владычествовать.

19. И да владычествуют они над рыбами(Быт. 126).Дано тебе властвовать над рыбами, лишенными разума; тем самым ты стал и владыкой слепой страсти.

И да владычествуют они над зверями дикими(Быт. 1:26). Ты властвуешь над всяким диким зверем. Но почему же, скажешь ты, дикие звери сидят во мне самом? Да, и притом мириады, великое множество диких зверей находится в тебе. И сказанное не сочти за обиду! Диким зверем является гнев, когда он кричит в твоем сердце. Не более ли он дик, чем любая собака? А лукавство, затаившееся в коварной душе, не свирепее ли пещерного медведя? А лицемерие разве не дикий зверь? А жалящий оскорблениями не скорпион ли? А тайно готовящийся мстить не опаснее ли ядовитой змеи? А честолюбие не хищный ли волк? Какого только дикого зверя в нас нет! А женолюбец не похотливый ли конь? Они,говорит [Писание], — это кони похотливые, каждый из них ржет на жену ближнего своего(Иер. 5:8). Не сказано «беседует с женой», но —ржет. Писание приравнивает его из-за страсти, которой он предан, к природе неразумных существ. Итак, много в нас зверей.

В самом деле, разве ты властитель диких зверей, если властвуешь над теми, что находятся вне, а тех, что внутри, обуздать не в состоянии? Ты можешь разумом подчинить льва, не обращая внимания на его рыканье, но в то же время сам скрежещешь зубами, издаешь нечленораздельные звуки, и весь твой внутренний гнев готов разом прорваться наружу. Что может быть ужаснее человека, который не может внутри себя оставаться самим собой, раз он подвластен страсти, раз гнев прогнал разум и овладел властью над душой?

Ты все же создан как властитель, властитель над страстями, властитель над дикими зверями, властитель над пресмыкающимися, властитель над пернатыми. Не заносись высоко своим разумом, не будь неустойчив и легкомыслен в суждениях. Тебе предназначено властвовать над птицами. Нелепо, если вовне ты ловишь пернатых, а [внутри] сам легкомыслен и неустойчив. Не гордись, не превозносись, не думай о том, что превышает человеческую природу, не раздувайся от похвалы, не кичись, не считай себя чем-то великим. Иначе ты уподобишься непоседливой птице, которая из-за своей подвижной натуры носится то туда, то сюда. Властвуй над своими мыслями, чтобы стать властителем над всеми существами. Таким образом, дарованная нам власть над живыми существами подготавливает нас к властвованию над самим собой. Недопустимо, чтобы тот, кем командуют дома, командовал народами или чтобы подчиняющийся в частной жизни гетере в общественной жизни стоял во главе государства. Следует, чтобы тот, кто всё прекрасно устраивает в личной жизни и водворяет порядок у себя дома, получал право властвовать над остальными [людьми]. Если же у тебя в доме царят беспорядок и неразбериха, то подвластные тебе люди обратятся к тебе с изречением: Врач, исцели сам себя(Лк. 4:23). Поэтому прежде всего исцелим самих себя!

Того, кто не сумел поймать льва, никто не обвинит. Напротив, над тем, кто не умеет обуздать своего гнева, всякий будет смеяться. Поэтому не владеющий собственными страстями навлекает на себя осуждение, в то время как тот, кто не смог одолеть диких зверей, явно не совершил еще ничего, достойного осуждения.

20. Господь, позаботившийся о составлении Священного Писания, позволивший нашему тихому и слабому голосу до сих пор беседовать с вами, показавший вам при помощи

304

 

 

нашего слабого рассуждения великие сокровища в этих немногих отсветах истины. Этот Господь да дарует всем вам великое в малом, совершенство познания в немногих ростках; нам же да подаст полную награду за стремление потрудиться, а вам совершенный плод наслаждения Словом Божиим, ибо у Него слава и сила во веки веков. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.49 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.