Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. О Суде Божием

Разбивка страниц сделана по: Святитель Василий Великий. Творения. Том II, М., 2009 г.

 

Свт. Василий Великий

 

О Суде Божием

(Пролог 7)

1. По милосердию и человеколюбию благого Бога, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, по действию Святого Духа избавленный от языческого заблуждения, от предков унаследованного, издавна с самого начала воспитанный христианскими родителями, от них с детства изучал я и священные письмена, ведущие меня к познанию истины. Когда же стал я мужем, тогда, предпринимая частые путешествия и, как естественно, знакомясь с очень многим, в других искусствах и науках заметил великое согласие у людей, тщательно занимающихся тем или другим; в одной только Церкви Божией, за которую Христос умер и на которую обильно излил Духа Святого, видел я у многих великое и чрезвычайное разногласие как между собою, так и с Божественными Писаниями; и что всего ужаснее, сами предстоятели церквей

102

 

 

103

настолько разногласят между собою в убеждениях и мнениях, допускают столько противного заповедям Господа нашего Иисуса Христа, так безжалостно раздирают Церковь Божию, так нещадно возмущают стадо Его, что если когда, то именно теперь, с появлением аномеев, исполняется на них сказанное: от вас самех востанут мужие глаголющий развращенная, еже отторгати ученики вслед себе (Деян. 20:30).

2. Видя сие и подобное сему, притом недоумевая, какова причина такого зла и откуда она, сначала жил я как бы в глубокой тьме или как на весах колебался то туда, то сюда, потому что всякий по-своему то привлекал меня к себе по причине долговременного обращения с людьми, то отталкивал от себя по причине дознаваемой из Божественных Писаний истины. Когда же долгое время находился я в таком состоянии и доискивался причины, о которой упомянул, пришла мне на память Книга Судей, которая повествует, что кийждо, еже право пред очима его, творяще, а вместе с тем объясняет и причину сего, сказав наперед: втыя же дни не бяше царя во Израили (Суд. 17:6, 21:24). Припомнив же это, и о настоящем я подумал то, что страшно, может быть, и странно выговорить, но должно признать весьма справедливым, а именно: не вследствие ли отступления от единого и великого, истинного и единственного Царя всяческих и Бога и ныне происходит такое разногласие и распря между членами Церкви, когда каждый отступает от учения Господа нашего Иисуса Христа, самовольно защищает какие-то собственные суждения и определения и хочет лучше начальствовать вопреки Господу, нежели быть под начальством у Господа? Рассудив так и ужаснувшись крайней степени нечестия, я, продолжая свое исследование, и из житейских дел одинаково убедился в том, что вышесказанная причина истинна. Я увидел, что всякое благочиние и согласие между многими до тех пор держатся с успехом, пока сохраняется общая благопокорность всех одному какому-нибудь начальнику, а всякое разногласие и раздор, а также многоначалие бывают следствием безначалия. Видел я иногда, что и рой пчел по закону природы имеет у себя вождя и чинно

 

 

104

следует за собственным царем. Подобного сему много видел я, много и слышал, но еще более моего знают занимавшиеся этим, так что и из этого обнаруживается истина сказанного. Ибо если тем, которые внимают одному мановению и имеют одного царя, свойственны благочиние и согласие, то всякое разногласие и раздор — признак безначалия. На том же основании и встречаемое у нас такое разногласие как с заповедями Господними, так и в отношении друг к другу может служить уликой или в отступлении от истинного Царя, по сказанному: точию держай ныне дондеже от среды будет (2 Фес. 2:7), или в отречении от Него, по сказанному: реме безумен в сердце своем: несть Бог, к чему, как некоторый признак или доказательство, присовокуплено: растлеша и омерзишася в начинаниих (Пс. 13:1).

3. Итак, здесь слово показало, что как бы признаком подобного нечестия, тайно гнездящегося в душе, бывают явно обнаруживающиеся пороки. И блаженный апостол Павел, чтобы людей, не погубивших сердца, тем сильнее привести в страх судов Божиих, утверждает, что именно на это (пороки) вместо наказания осуждаются вознерадевшие об истинном боговедении. Ибо что говорит? И якоже не искусным имети Бога в разуме, предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная, исполненных всякия неправды, лукавства, лихоимания, злобы, исполненных зависти и прочего (Рим. 1:28-29). И думаю, что апостол не от себя выдумал этот суд, потому что имел в себе глаголющего Христа (2 Кор. 13:3), но наведен на мысль тем Его изречением, в котором говорит, что сего ради в притчах глаголет народу, да не разумеют Божественных тайн Евангелия, потому что сами наперед очи свои смежиша, и ушима тяжко слышат, и отолсте неразумное сердце их (Мф. 13:13, 15). Таким образом, в виде наказания страдают слепотою в важнейшем те, которые еще прежде омрачились, произвольно ослепив свое душевное око. Сему-то страшась подвергнуться, Давид говорил: просвети очи мои, да не когда усну в смерть (Пс. 12:4). Из сего и подобного сему выводил я то ясное заключение, что вообще порочность страстей происходит от незнания Бога или от знания неправого; собственно же разногласие многих между собою бывает оттого, что сами себя делаем недостойными Господня над нами попечения. К рассмотрению же таковой жизни если и хотел я иногда приступить, то не мог измерить великости подобного бесчувствия, или неразумия, или

 

 

105

безумия, или по чрезмерности порока, или и сказать не умею почему. Ибо если находим, что и у бессловесных взаимное между ними согласие так хорошо поддерживается их благопокорностью вождю, то что скажем мы, находящиеся и в таком раздоре между собою, и в таком несогласии с заповедями Господними? Как не подумаем, что все сие ныне предлагается всеблагим Богом в наше научение и назидание, а в великий и страшный День Суда обращено будет в посрамление и осуждение непокорных Тем, Кто сказал уже и всегда говорит: позна вол стяжавшаго, и осел ясли господина своего; Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша (Ис. 1:3) и многое другое сему подобное? А то, о чем говорит апостол? Аще страждет един уд, с ним страждут вси уди; аще славится един уд, с ним радуются вси уди (1 Кор. 12:26); и еще: да не будет распри в телеси, но да тожде в себе пекутся уди (1 Кор. 12:25), очевидно движимые одною обитающею в них душою, — для чего так устроено? Для того, думаю, чтобы подобный порядок и благочиние еще более сохранялись в Церкви Божией, которой сказано: вы же есте тело Христово и уди от части (1 Кор. 12:27), потому, конечно, что в ней содержит и сочетавает каждый член в единомыслии с другим единая и истинно единственная Глава, которая есть Христос. А если у кого не соблюдается единомыслие, не оберегается союз мира (см. Еф. 4:3), не сохраняется кротость в духе (см. Гал. 6:1), находятся же разделение, распря и зависть, то очень дерзко было бы назвать таковых членами Христовыми или сказать, что они под управлением Христовым, но в простоте сердца смело можно утверждать, что там владычествует и царствует мудрование плотское, по изречению апостола, который в одном месте говорит определенно: емуже представляете себе рабы в послушание, раби есте, егоже послушаете (Рим. 6:16), а в другом ясно перечисляет свойства такового мудрования, когда говорит: идеже бо в вас зависти и рвения и распри, не плотстии ли есте? (1 Кор. 3:3); и вместе положительно (ἀποφαντικως) учит, что конец их тягостен и что у них нет ничего общего с богочестием, именно говоря: мудрование плотское (το φρόνημα τῆς σαρκὸς) вражда на Бога; закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (Рим. 8:7), ибо говорит Господь: никтоже может двема господинома работати (Мф. 6:24).

4. Потом, поскольку Сам Единородный Сын Божий, Господь и Бог наш Иисус Христос, Которым все приведено в бытие (см. Ин. 1:3), вопиет: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца (Ин. 6:38); и: о Себе ничесоже творю (Ин. 8:28); и: Я заповедь принял, что реку и что возглаголю (Ин. 12:49), и поскольку Дух Святой, хотя и разделяет великие и чудесные

 

 

106

дарования и все во всех действует, однако же ничего не глаголет от Себя, но елика аще услышит от Господа, то и глаголет (Ин. 16:13), то не тем ли паче необходимо всей Церкви Божией тщательно блюсти единение духа в союзе мира (Еф. 4:3), исполнять сказанное в Деяниях: народу же веровавшему бе сердце и душа едина (Деян. 4:32), то есть когда никто не следовал собственной воле, но все в едином Святом Духе сообща искали воли единого Господа Иисуса Христа, сказавшего: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца (Ин. 6:38), Которому и говорит: не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут (Ин. 17:20, 21)? Из сих и многих других умалчиваемых мною мест ясно и беспрекословно уверившись, что для всей совокупно Церкви Божией необходимо согласие по воле Христовой в Духе Святом, опасна же и пагубна во взаимном раздоре непокорность Богу, ибо сказано, что не покоряющийся Сыну не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3:36), почел я приличным исследовать и то, какие грехи могут иметь извинение у Бога. В чем и сколько раз согрешив, человек делается повинным осуждению в непокорности? Итак, взяв Божественные Писания, в Ветхом и Новом Завете нахожу, что непокорность Богу ясно поставляется не во множестве и не в важности грехов, но в одном преступлении какого бы то ни было повеления и что за всякое преступление суд Божий равен. В Ветхом Завете читаю страшный этот конец Ахара (Нав. 7) или историю о собиравшем дрова в субботу (Чис. 15:32-36), из которых тот и другой никогда в другое время не оказываются вовсе ни против Бога грешившими, ни людей обижавшими во многом или в малом. Но один из них за однократное и первое собирание дров несет неизбежное наказание, не находя и места покаянию, ибо тотчас по Божию повелению всенародно побивается камнями. А другой за то только, что взял нечто от клятвы (Нав. 7:11), не внесенное еще в сонмище, не принятое теми, которые поставлены были над подобными вещами, сделался причиною погибели не только себе, но и жене, и детям, и самой даже куще со всею собственностью. Зло греха, подобно огню, готово уже было истребить и весь народ, который притом и не знал случившегося, и не был в участии с согрешившим, если бы вскоре вследствие того, что пали убитыми мужи

 

 

107

(Нав. 7:5), народ, ощутив гнев Божий, не пришел в сокрушение, а сам Иисус Навин со старцами не пал на землю, посыпав главу прахом, и затем виновный, открытый жребием, не понес сказанной выше казни.

5. Иной скажет, может быть, что «людей сих справедливо можно подозревать и в других грехах, из-за которых они уличены и в грехах поименованных, Святое же Писание упомянуло только о последних, о более тяжких и достойных смерти». Но если таковой и будет крайне смел на то, чтобы одно прибавлять в Писании, а другое убавлять, то неужели обвинит во множестве грехов и Мариам, сестру Моисееву, добродетель которой, думаю, всякому из верных небезызвестна? Поскольку она сказала нечто против Моисея в осуждение его, и притом сказала правду, потому что пишется: жену себе поя ефиопляныню (Чис. 12:1), то испытала на себе такой гнев Божий, что и по ходатайству самого Моисея не отменено ей наказание за грех. А когда вижу, что сам Моисей, раб Божий, столь великий муж, удостоившийся от Бога такой высокой чести, о котором Сам Бог многократно свидетельствовал, так что он сподобился услышать: вем тя паче всех, и обрел еси благодать предо Мною (Исх. 33:17); когда вижу, что и он, при воде пререкания, не за что-либо иное, а за то единственно, что ропщущему на недостаток воды народу сказал: еда из камени сего изведем вам воду? (Чис. 20:10), за это одно тотчас услышал угрозу, что не войдет в обетованную землю, которая тогда была для иудеев главным из обетований; когда вижу, что он молится и не получает прощения; когда вижу, что и ради таких заслуг не удостаивается никакого извинения за краткое сие изречение, — тогда действительно усматриваю, по слову апостола, непощадение Божие (Рим. 11:22), действительно уверяюсь в истине сказанного: аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится? (1 Пет. 4:18). И что говорю сие? Когда слышу тот страшный Божий приговор, который объявляется человеку, по неведению преступившему одну только заповедь, не знаю, как в должной мере убояться величия гнева. Ибо написано: и душа яже аще согрешит, и сотворит едину от всех заповедей Господних, ихже не летъ есть творити, и не у веде, и согрешит, и приимет грех свой, и да принесет овна непорочна от овец, ирною сребра греха ради, к жрецу; и да помолится о нем жрец, о неведении его, егоже не веде, и сам не ведяше, и оставится ему: согреши бо согрешением пред Господем (Лев. 5:17-19). Если же так неумолим суд за грехи по неведению и необходима жертва для очищения, которую,

 

 

108

как засвидетельствовано, приносил за сыновей даже праведный Иов (см. Иов. 1:5), что сказать о согрешающих в ведении или о тех, которые подобных людей оставляют в покое? И чтобы не подумали, будто бы по вероятным только догадкам делаю заключение о гневе Божием на сих людей, нужно опять вспомнить Богодухновенное Писание, которое в настоящем случае и одной историей достаточно изображает суд над таковыми. Сказано: сынове Илии жерца, сынове погибелънии (1 Цар. 2:12). Поскольку же отец не строго наказывал таковых сыновей, сие подвигнуло долготерпение Божие на такой гнев, что, когда восстали иноплеменники, сыновья эти были убиты в один день на войне, весь народ побежден, много людей пало и с ковчегом святого Божия завета случилось то, чего прежде никогда не слыхали: тот ковчег, к которому прикасаться израильтянам не позволялось, даже и священникам позволено было не всем и не всегда, и который могло вмещать в себя не всякое без разбора место, сей самый ковчег нечестивыми руками переносим был туда и сюда и поставляем был не во Святом, а в храмах идольских, причем можно себе представить, сколько было от иноплеменников посмеяния и посрамления и самому имени Божию! Сверх того, как написано, и сам Илий потерпел самую жалкую кончину, выслушав угрозу, что даже и потомство его будет лишено священнического сана, что и сбылось.

6. Вот что случилось с народом! Вот что за беззакония детей потерпел отец, который, впрочем, в собственной своей жизни ни в чем никогда не был обвинен, да и сыновей своих не оставлял в покое, но много увещевал их, чтобы они не продолжали подобных дел, говоря: ни, чада, ни: не благ слух, егоже аз слышу о вас (1 Цар. 2:24)! Даже в более сильных выражениях доказывая великость греха, представлял им более страшную опасность, ибо говорил: аще согрешая согрешит муж мужеви, помолятся о нем ко Господу; аще же Богу согрешит, кто помолится о нем? (1 Цар. 2:25). Впрочем, поскольку, как сказал я, не показал он надлежащей ревности против сыновей, то и случилось описанное выше. Весьма много нахожу в Ветхом Завете подобных судов над всяким преслушанием, но когда обращаюсь к Новому Завету, где Господь наш Иисус Христос не освобождает от наказания даже грехов по неведению, а против грехов ведомых еще сильнее выражает угрозу, говоря: той же раб ведевый волю господина своего, и не уготовав себе, ни сотворив по воли его, биен будет много; не ведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало (Лк. 12:47-48); когда нахожу подобные приго-

 

 

109

воры Самого Единородного Сына Божия, вижу негодование святых апостолов на согрешающих, вижу, что такие и столь великие бедствия согрешивших в чем-нибудь одном не меньше описанных в Ветхом Завете, но еще и больше, тогда познаю всю строгость суда. Ибо емуже предаша множайше, множайше истяжут от него (Лк. 12:48). Вот что говорит и блаженный Павел, показывая вместе и достоинство звания, и негодование на всякий грех: оружия бо воинства нашего не плотская, но сильна Богом на разорение твердем: помышления низлагающее, и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово, и даже не сие только, номе готовности имуще отмстити всяко преслушание (2 Кор. 10:4-6). Из сего тщательнее вникнувший в каждое слово точнее может узнать намерение Божественного Писания, то есть что оно не дозволяет нам, чтобы душа каждого из нас, будучи поползновенна ко греху, вводила себя в заблуждение какими-то обманчивыми мнениями, думая, что иные грехи наказываются, а иные оставляются без наказания. Но что говорит Павел? Помышления низлагающее, и всяко возношение взимающееся на разум Божий, так что всякий грех, по причине презрения к Божию повелению, называется возношением, взимающимся на разум Божий, что яснее выражается в Книге Чисел. Ибо когда Бог, исчислив непроизвольные грехи и установив за них жертвы, восхотел уже дать народу надлежащие законы касательно грехов произвольных, тогда начинает так (Чис. 15:30): и душа, яже сотворит рукою гордости (рукою же гордости называет дерзость согрешающих произвольно, что апостол именует возношением, взимающимся на разум Божий — 2 Кор. 10:5); итак, говорит: душа яже сотворит рукою гордости от туземец, или от пришельцев; Бога сия разгневает, и потребится душа та от людий своих: яко слово Господне презре, и заповеди Его разсыпа, сотрением да сотрется душа та; грех ея на ней (Чис. 15:30-31).

7. Здесь должно заметить то, что, если не сотрется сотрением душа та, грех ея не на ней только, но и на тех, которые не показали благой ревности, как во многих местах о том писано и как многократно бывало. И чтобы из меньшего научиться нам страху в большем, посмотрим, как во Второзаконии гневается [Бог] на преслушавших священника или судию. Ибо говорит: и человек, иже сотворит в гордости, еже не послушати жреца предстоящаго служити во имя Господа Бога твоего, или судии, иже в тыя дни будет: да умрет человек той, и да измеши злое от Израиля: и вси людие услышавше убоятся, и не будут нечествовати ктому (Втор. 17:12-13). И сие надобно иметь в виду,

 

 

110

чтобы человек, в должной мере впечатлительный, поражался большим ужасом. Потом апостол говорит: и пленяюще всяк разум (πᾶν νόημα) в послушание Христово (2 Кор. 10:5), — всяк разум, а не тот или другой; и в готовности имуще отмстити (2 Кор. 10:6), и здесь опять не то или другое, но всяко преслушание. Следовательно, обманывает нас эта злейшая привычка; следовательно, причиною великих бед служит для нас это превратное человеческое предание, которое одних грехов отвращается, а другие допускает равнодушно, на иные, как, например, на убийство, прелюбодеяние и тому подобные грехи, представляется сильно негодующим, а иные, как, например, гнев, злословие, пьянство, любостяжание и другие тому подобные, не почитает достойными и простого выговора, между тем как на сии последние во Христе глаголющий Павел и в другом месте произнес тот же приговор, сказав, что таковая творящии достойна смерти суть (Рим. 1:32). А где всяко возношение взимающееся на разум Божий низлагается, и всяк разум пленяется в послушание Христово, и всякое преслушание равно наказуется, там ничто не оставляется неочищенным, ничто не остается вне послушания Христова. Ибо апостол Павел показал, что всякое преслушание есть вообще величайшее нечестие, сказав следующее: иже в законе хвалишися, преступлением закона Бога безчествуеши (Рим. 2:23). Но не одни ли это слова, а не дела? Итак, вот: в Коринфе имевший жену отцову и ни в чем другом, кроме сего, не обвиненный не только сам предается сатане во измождение плоти (1 Кор. 5:5), пока не загладит прегрешения достойными плодами покаяния, но и вся вместе церковь за то, что не наказала за грех, подвергается тем же обвинениям: что хощете? с палицею ли прииду к вам? (1 Кор. 4:21), и вскоре потом: и вы разгордесте, и не паче плакасте, да измется от среды вас содеявый дело сие (1 Кор. 5:2). А Анания, упоминаемый в Деяниях (Деян. 5:1-5), какое другое злое дело совершил, кроме описанного там? За что же оказывается достойным такого гнева? Продав собственное имение, принес он деньги и положил к ногам апостолов, утаив несколько от цены, и за сие в тот же час вместе с женою наказывается смертью, не удостоившись выслушать слов о покаянии во грехе, не имея времени прийти о нем в сокрушение, не получив отсрочки на покаяние. А исполнитель сего страшного суда, служитель такого гнева Божия на

 

 

111

согрешившего, блаженный Петр, который был предпочтен всем ученикам, который один более других был отличаем и ублажаем, которому вверены ключи Царства Небесного, когда слышит от Господа: аще не умыю тебе, не имении части со Мною (Ин. 13:8), какого, даже и каменного, сердца не убедит страшиться и трепетать судов Божиих? И это слышит тот, кто не показал и вида греха и презрения, напротив того, воздал самую высокую честь Господу (Мф. 16:16) и показал почтительность, свойственную рабу и ученику. Ибо, видя, что его и общий всех Бог и Господь, и Царь, и Владыка, и Учитель, и Спаситель, и всё вместе препоясывается полотенцем, подобно служителю, и хочет омывать ноги его, тотчас, как бы пришедши в сознание своего недостоинства и пораженный достоинством Приходящего, воскликнул: Господи, Ты ли мои умывши нозе? и еще: не умывши ногу моею во веки (Ин. 13:6, 8). И за сие слышит такую угрозу, что если бы, сознав опять истину слов Господних, не ускорил исправить прекословия послушанием, то к уврачеванию настоящей его непокорности было бы недостаточно всего предшествовавшего, и собственных его заслуг, и Господних ублажений, даров и обетований, и самого откровения о толиком благоволении Бога и Отца к Единородному Сыну.

8. Но если пожелаю собрать все, что нахожу в Ветхом и Новом Завете, то скоро недостанет у меня времени, чтобы пересказать это. Когда уже перехожу к самим изречениям Господа нашего Иисуса Христа в Евангелии, к глаголам Того, Кто будет судить живых и мертвых (см. 2 Тим. 4:1), к глаголам, которые для верующих достовернее всякой истории и всякого другого доказательства, то познаю из них великую, так скажу, необходимость благопокорности во всем Богу, но совсем не вижу, чтобы в каком-либо случае оставалось извинение не раскаивающимся в непокорности, если только при столь открытых, ясных и решительных изречениях позволительно отважиться хотя бы помыслить о чем другом. Ибо говорит: небо и земля мимоидет, словеса же Моя немимоидут (Мф. 24:35). Нет здесь различия, нет разделения, вовсе никакого не сделано исключения. Не сказал: «те или другие слова»; но: словеса Моя, то есть все в совокупности, не мимоидут. Ибо написано: верен Господь во всех словесех Своих (Пс. 144:13), запрещает ли

 

 

112

что или повелевает, обещает ли или угрожает как за соделание запрещенного, так и за опущение предписанного. А что наравне с соделанием зла наказывает и опущение добрых дел, душе, не вовсе недугующей неверием, достаточное в том доказательство и удостоверение упомянутый выше суд над Петром, который не что-либо запрещенное сделал и не заповедь какую-либо не исполнил, чем обличилось бы нерадение или презрение неисполнившего, а только из благоговения не соглашаясь принять услугу и честь от Владыки, услышал такую угрозу, которой не избежал бы, если бы, как сказано выше, не предупредил гнева скоростью и ревностью в исправлении. По крайней мере, поскольку благой и милосердый Бог, будучи к нам долготерпелив, благоволил одно и то же показать нам многократно и во многих примерах, чтобы душа, возбуждаемая и поражаемая многими и непрестанными вразумлениями, хотя [бы] со временем могла избавиться от долговременного навыка к беззаконию, в настоящем случае нужно упомянуть только сказанное о тех, которые в великий и страшный день Суда станут ошуюю (Мф. 25:33, 41) Господа нашего Иисуса Христа. О них Принявший от Отца всю власть суда, Пришедший во свете привести тайная тмы, и объявить советы сердечныя (1 Кор. 4:5) сказал: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф. 25:41) и присовокупил причину, говоря: не потому, что вы убивали, или блудили, или лгали, или когонибудь обижали, или делали что иное из запрещенного, хотя бы и маловажное. Но почему? Потому что не радели о добрых делах. Взалкахся бо, — говорит, и не дасте Ми ясти; возжадахся, и не напоисте Мене; странен бех, и не введосте Мене; наг, и не одеясте Мене; болен и в темнице, и не посетисте Мене (Мф. 25:42-43). По благодати благого Бога, хотящего всем человеком спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2:4) и учащего человека разуму (Пс. 93:10), познав сие и подобное сему из Богодухновенных Писаний, постигнув ужаснейшую причину такового разногласия многих и друг с другом, и с заповедями Господа нашего Иисуса Христа, наставленный о Страшном оном Суде за такое беззаконие, наученный и тому, что всякое преслушание всякого Божия суда

 

 

113

равно наказывается, и еще познав страшный оный суд над теми, которые хотя не грешили, однако ж подпали гневу, потому что не показали доброй ревности против грешивших, хотя часто и не сознавали сего греха, почел я за нужное, хотя и поздно (потому что всегда ожидал подъявших этот самый подвиг благочестия и не полагался на себя одного), впрочем, может быть, и не безвременно, собрав из Богодухновенных Писаний и что не угодно Богу, и чем Он благоугождается, предложить сие ныне по мере сил и по общему желанию в напоминание подвизающимся подвигом богочестия, чтобы нам по благодати Господа нашего Иисуса Христа и по научению Святого Духа, отстав от навыка творить собственную волю и соблюдать предания человеческие, сообразуясь же с благовестием блаженнаго Бога (1 Тим. 1:11) Иисуса Христа Господа нашего, в настоящее время пожив благоугодно Ему усильным удалением от запрещенного и ревностным попечением о похвальном, в будущем веке удостоиться бессмертия, избежать гнева, грядущего на сынов противления (Кол. 3:6), удостоиться вечной жизни и Небесного Царствия, обетованного Господом нашим Иисусом Христом всем хранящим завет Его, и помнящим заповеди Его творити я (Пс. 102:18). Помня же, что апостол сказал: о Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема (Гал. 5:6), за приличное и вместе за нужное почел я изложить сперва здравую веру и благочестивое учение об Отце и Сыне и Святом Духе, а к сему присовокупить и нравственные правила.

 


Страница сгенерирована за 0.47 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.