Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Толкование главы восьмой

242

ГЛАВА 8.

И рече Господь по мне: приими себе свиток нов велик, и напиши в нем писалом человечим, еже скоро пленение сотворити корыстей, приспе бо (1): и свидетели мне сотвори верны человеки, Урию, и Захарию сына Варахиина (2). И приступих ко пророчице, и во чреве зачат, и роди сына. И рече Господь мне: нарцы имя ему: скоро пнени, нагло расхити (3): Зане прежде неже разумети отрочати, назвати отца или матерь, причмет силу Дамаскову, и корысти Самарийския пред царем Ассирийским (4).

По-видимому, одно приказано Пророку, а другое он сделал. Ибо что общего между приказанием: приими себе свиток нов, велик, и между тем, что присовокуплено: и приступих ко пророчице, и во чреве зачат? А потому иной может сказать, что присовокупленное не служит изъяснением предыдущего, но что одна мысль кончена, и придается другая мысль, имеющая собственное свое начало. Ибо хотя и не прибавлено, что Пророк взял свиток нов, велик: но подразумевать должно, что он исполнил приказание. Слова же: и приступих ко пророчице, и во чреве зачат, разумеются, как имеющие другое начало. Ибо если бы Пророк противоречил приказанию; то сие противоречие было бы записано, как у Иезекииля, который отказался есть хлеб, испеченный на человеческом лайне. Но там Про-

 

 

243

рок отрицается, говоря: никакоже, Господи Боже небеси; се душа моя не осквернилася в нечистоте, ниже вниде во уста моя всяко мясо мерзко (Иезек. 4, 14). Потому и дозволено ему сотворити хлебы в мотылех говяжиих. А здесь, поелику нет отрицаний; то молчание явно показывает согласие, хотя и не засвидетельствовано, что приказание исполнено, как об Осии. Ему сказано: иди, пойми себе жену блужения, и чада блужения. Потом слово, свидетельствуя о нем, что исполнил приказанное, присовокупляет: и иде, и поя Гомерь дщерь Девилаимлю (Осии 1, 2. 3). В других же местах найдем, что повеление высказано, а произведено ли оно в действие, о том не засвидетельствовано, дознается же сие нами из благопокорности принявших повеление. Например об Иезекииле, которому сказано: ты же да спиши на левом боку твоем; и еще: поспиши на деснех ребрех твоих (Иезек. 4, 4. б), не присовокуплено, что он спал на левом, или правом боку, но умолчено о сем, впрочем подразумевается нами из послушания Пророка. Так и здесь на наше недоумение можно отвечать, что Пророк не по получении первого приказания стал делать другое, но когда исполнил приказанное, тогда уже вновь начинает повествовать нам о пророчице.

А свиток нов и велик, может быть, есть образ нового и великого завета, написанного писалом человечим; потому что вещания Евангельския писаны языком человеческим, удобопонятным для многих. В Евангелии, писано и о том, еже скоро совершити пленение корыстей. Ибо учение Евангельское было скоро, быстрее всякой молнии, дошло до пределов вселенной; оно отъемлет корысти у князя века сего, и плененных им приводит в послушание Христово. Пленение же есть разделение корыстей, и сие Бог в охранение и соблюдение по-

 

 

244

ручил попечителям рода человеческого—Ангелам. Посему написано: скоро пленение сотворити корыстей; ибо близко Евангелие, об ожидаемом издревле с небеси благовествующее, как уже о пришедшем к нам. Свидетелями же написанного в Евангелии да будут, сказано, Урия и Захария. А Урия есть священник, и символически обозначает Закон, данный чрез Моисея; Захария же есть Пророк; и Евангелие утверждено, будучи засвидетельствовано Законом и Пророками. В переводе же значат Урия — просвещение Божие, Захария — памятование Божие, а сын Варахиин—сын Божия благословения. Посему, кому из людей прилично быть верным свидетелем? Тому, кто просвещен Богом, кто имеет непрестанное памятование о Боге.

Посему что же значат слова: и приступит ко пророчице? То есть, духом и предведением будущего приблизился я к пророчице. Ибо постиг, как бы сблизился пророческим разумением, издалека увидел ее зачатие, предузрев посредством пророческого дарования, что она родила Сына, о Котором сказал Господь: наречеши имя Ему: скоро плени, нагло расхити. Скоро пленил крепкого, стрегущего свое достояние, то есть, проданных под грех и содержимых во узах смерти. И его пленил, а корысти его разделил собственным Своим силам, отдав верных в хранение и соблюдение святым Ангелам, о которых и Сам сказал: Ангели ваши выну видят лице Отца Моего небесного (Матф. 18, 10). Ибо Сей есть нагло расхитивший; о Нем написано: восшед на высоту, пленил плен, приял даяние в человецех (Псал. 67, 19). А что Мария—та пророчица, к которой приступил Исаия чрез приближение познанием, сему никто не будет противоречить, если помнит слова Марии, сказанные ею пророчески. Ибо что говорит? Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о

 

 

245

Бозе Спасе моем: яко призре на смирение рабы Своея. Се бо отныне ублажат мя вси роди (Лук. 1, 45—48). И вникнув во все слова ее, не откажешься наименовать ее пророчицею; потому что Дух Господень снисшел на нее, и сила Вышнего осенила ее.

Посему, что повелено было написать в сем свитке, то, приблизившись к пророчице, увидел сбывшимся. Ибо там сказано: напиши писалом человечим, еже скоро пленение сотворити корыстей: а здесь после слов: во чреве зачат, и роди сына, написано: и рече Господь: нарцы имя Ему: скоро плени, нагло расхити. Таким образом в разных выражениях и представлениях: возми себе свиток, и: приступих ко пророчице, говорится одно и то же, и прибавление сие не содержит в себе ничего несообразного с предшествующим.

Сей же Родившийся от Пророчицы приял силу Дамаскову и корысти Самарийския. Сила Дамаскова—это верующие из язычников; а корысти Самарийския— это уверовавшие от обрезания; потому что Дамаск— главный город Сирии, а Самария — главный город Израиля. Между тем заповеди и доблестные дела Родившегося от Пророчицы прилагаются Ему от Господа вместо имен, как и имя Иисус придано Господу за спасение, дарованное нам от Бога. Ибо сказано: наречеши имя ему Иисус. Той бо спасет люди Своя от грех их (Матф. 1, 21).

(5) И приложи Господь глаголати ко мне еще: (6) понеже не восхотеша людие сии воды Силоамли текущия тисе, но восхотеша имети Рассона и сына Ромелиева царя над вами, (7) сего ради се возводит Господь на вы воду реки сильну и многу, царя Ассирийска, и славу его: и взыдет на всяку дебрь вашу, и обидет всяку стену вашу, (8) и отимет от Иудеи человека, иже возможет главу воздвигнути, или могущего что совершити: и будет полк его, во еже наполнити ширину страны твоея.

 

 

246

Какая тому причина, что Бог всяческих угрожает так народу за воду Силоамокую? Да и почему народ не хочет воды Силоамской, которая, по сказанию Истории, была не болезнетворна и никакого другого вреда не причиняла употреблявшим ее? Притом, какое соответствие—не хотящему воды Силоамской желать Рассона и сына Ромелиева? Ибо какое общение между неодушевленною водою и царем, владычествующим и начальствующим над подданными? Но слово „Силоам“ должно понимать в переносном значении: оно, по учению Евангельскому, толкуется послан. Ибо так переводится в Евангелии от Иоанна: иди, умыйся в купели Силоамсте, еже сказуется, послан (Иоан. 9, 7). Посему, кто же посланный и текущий тисе, как не Тот, о Котором сказано: Господь посла Мя и Дух Его (Исаии. 48, 16); и еще: не преречет, ни возопиет, ниже услышан будет глас Его на распутгях (Матф. 12. 19)? Итак не приемлющие Посланного с небес презирают Его кротость, привлекают же к себе сына Ромелиева, то есть учение, заключающее в себе ложные мнения^ но уверяющее, что оно основано на Божественных Писаниях, и Рассона, который значит: выспренний, и уносит слушателя за пределы веры, согласной с Божественными Писаниями, надмевает его и отводит от утверждения на основания веры. Ибо Арам толкуется „выспренний“.

Посему, кто презрительно обходится с учением твердым, не приемлет того, что постоянно, тихо и благоведренно, но к худопонятым местам Писания присоединяет нечто заимствованное вне Веры, тому угрожает пророческое слово, что низведет на них воду многу и сильну, царя Ассирийска, то есть, князя века сего. А что Писание под именем Ассириянина не редко разумеет противника, сие видно из последующего места у того же самого Пророка.

 

 

247

Он говорит: и будет, егда скончает Господь вся творя в горе Сгони и во Иерусалиме, наведет на ум великий, на князя Ассирийска, и на высоту славы очию его. Рече бо: крепостию сотворю, и премудростию разума отиму пределы языков, и силу их пленю: и сотрясу грады населеные, и всепенную всю обиму рукою Моею яко гнездо, и яко оставленая яйца возму: и несть, иже убежит Мене или противу Мне речет (Исаии 10, 12 — 14). Вероятно, и теперь Пророк говорит о таком же князе Ассирийском, который подлинно есть вода многа, подобен потоку, насильственно и стремительно увлекающему встречающихся. И удостоенные того, чтобы безвредно перейти чрез сей поток, говорят: поток прейде душа наша, воду непостоянную (Псал. 123, 5). И Евангелие упоминает о той же самой воде в притче, когда слышавшего учение и не творящего, уподобляет человеку, создавшему свою храмину без основания; наводнению же бывшу, как сказано, не устояла храмина, но падеся, и бысть разрушение храмины тоя велие (Лук. 6, 48. 49).

Но сия вода многа, говорит Пророк, взыдет но, всяку дебрь вашу. А дебри суть земные впадины. Почему же говорится, что вода взыдет, а не низойдет? Потому что всякое унижение в людях, производимое грехом, несравненно выше первых потоков и как бы начал лукавства. А как скоро будут преданы сопротивным силам; они обидут всяку стену отступников, то есть, всякое, утвержденное учение их, все, что почитают они для себя твердынею.

За отступление же от Силоама и за преклонность к губительным царям, пророческое слово угрожает отнятием от Иудеи всякого человека, имеющего возможность воздвигнути главу, или могущего что совершити, то есть, человека, возвышенного в умном созерцании, и в деятельной добродетели с силою

 

 

248

совершающего, что признано лучшим, и еще угрожает расположением воинского стана на широте страны не приявших Силоама. Ибо чрез то, что предались пути пространному и широкому, делаются достойными служить полем сражения для сопротивной силы, не как необходимо на сие осуждаемые, но как избравшие себе худшую участь. Ибо поколику не искусиша имети Бога в разуме, предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная (Рим. 1, 28).

С нами Бог: (9) разумейте, языцы, и покаряйтеся; услышите даже до последних земли! Итак слова: с нами Бог, относятся к Спасителю. Ибо так наименован был выше (Исаии 7, 14), Рождаемый от Девы, на Еврейском языке, Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог (Матф. 1, 23). Разумейте, языцы, и покаряйтеся. Мне кажется, что слова сии возглашают в избытке радости познавшие пришествие Христово и уразумевшие силу креста, страшную для язычников. Для того разумейте, языцы, и покаряйтеся, чтобы вам, покоренным этим прекрасным и полезным для вас покорением, быть плененными в послушание Христово, и чрез порабощение Христу освободиться от закона греховного. Чем же покоряются язычники? Тем, что познают Бога. Ибо тьма препобеждается явлением света, и болезнь превозмогается наступлением здравия. Уразумейте только истину, язычники, и тотчас будете покорены сим спасительным для вас покорением! Услышите даже до последних земли. Кого услышите? Возвещающих вам Евангелие. Ибо сказано: во всю землю изиде вещание их, и в концы вселенные глаголы их (Псал. 18, 5).

Могущий, покаряйтеся; отложите силу телесную, и восприимите немощь плоти, да сила Божия в немощи совершится!

Аще бо паки возможете, паки побеждены будете. Если

 

 

249

когда восстанет в тебе мудрование плоти, старайся его поработить, преобороть и подчинить духу.

(10) И иже аще совет совещаете, разорит Господь, и слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас, яко с нами Бог. Ибо погубит премудрость премудрых, и разум разумных отвергнет (Исаии 29, 14). Так совет человеческий приводит в бездействие велика совета Ангел (Исаии 9, 6), и слово человеческое обращает в ничто Бог-Слово; и ни одного такого слова, говорит Пророк, не пребудет в вас; яко с нами Бог. Полезно же было нам во времена гонения с упованием говорить язычникам: аще бо паки возможете, паки побеждена будете. Ибо они, многократно восставая на Церковь Христову, многократно и падали. Подобно людям, которые прибавлением сгораемого вещества больше и больше усиливают пламень, и они, непрестанно стараясь разорить Церковь гонениями, возводили ее в большую славу и силу.

(11) Тако глаголет Господь: крепкою рукою не покаряются хождению пути людей сих, глаголюще: (12) да не когда речете *): жестоко: все бо, еже аще рекут людие сии, жестоко есть: страха же их не убойтеся, ниже возмятитеся. (13) Господа, Того освятите, и Той будет тебе в страх. (14) И аще будеши уповая на Него, будет во освящение, а не якоже о камень претыкания преткнешися, ниже яко о камень падения.

Сперва благовествовано слово о пришествии Еммануила, и как бы после победы над язычниками, провозглашено: разумейте, языцы, и покаряйтеся; с нами Бог; а потом пророческое слово, в осуждение язычников, присовокупляет, что не покаряются крепкою рукою. А крепкая рука есть Сила, зиждущая существа, от Которой имеет бытие всякая тварь в

*) У Семидесяти и в Славянском: рекут.

 

 

250

видимом мире и в том, который превыше видимого. Ибо два способа, которыми можем быть приводимы к познанию Бога и к попечению о себе самих: именно, можем восходить к Творцу, или от естественных познаний чрез видимое, или от учения данного нам в Законе. Но язычники не покаряются и крепкою рукою, то есть, не возводятся к познанию Сотворшего тварями, хождению, то есть, пути. А путь есть Господь, сказавший: Аз есмь путь (Иоан. 14, 6). Он же рука и десница Божия. Ибо сказано: Десница Твоя, Господи, прославися в крепости (Исх. 15, 6); и еще: Аз рукою Моею утвердих небо (Исаи. 15, 13). Посему обвиняются не верующие в Господа. Под хождением Пророк разумеет путь сей жизни, предписанный нам Законом. А что учение называется путем, это известно из многих мест Писания. Так, Господь учителей Закона называет вождями слепыми (Матф. 15, 14). Еще: на пути свидений Твоих насладихся (Пс. 118, 14); еще: в пути Твоем жив буду *) (37); и еще: блажени непорочнии в пути. Вообще Писание исполнено мест, в которых преуспеяние по Закону в усовершении души называется каким-то хождением.

Пророк присовокупил и причину непокорности. Сказано: не приемлют заповедей, какие дало Писание о сем пути, но не покаряются им находя сии заповеди жестокими. Так и в Евангелии Иудеи, не терпя учений Господа, говорили: жестоко есть слово сие: кто может его послушати (Иоан. 6, 60)? Жестоко блуднику быть целомудренным; жестоко упивающемуся быть воздержным; жестоко злоречивому говорить в похвалу. И вообще, всякой вые, которая желает быть на свободе, жестоким кажется иго Закона. Посему многие увлекаются в погибель по гладкому

*) Ζήσομαι. У Семидесяти ζησόν με, живи мя.

 

 

251

и широкому пути; и не многие входят в Царствие, потому что не выносят неудобств и трудностей добродетельной жизни. Ибо порок уловляет легкостью удовольствия, а добродетель строгостью предписаний и трудами делает горькою жизнь подвижников. За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки (Псал. 61, 4). Путями жестокими Пророк называет заповеди, данные нам для благоустроения душ наших. Что жесточае сего—получив удар в ланиту, обратить ударившему и другую; ограбленному не входить в суд; когда влекут тебя в суд, скинуть с себя и срачицу; благословлять злословимому, хулимому молить, никого не ненавидеть, за гонителей молиться (Матф. 5, 39. 44. Лук. 6, 28. 1 Кор. 4, 13)? Но сии жестокие заповеди уготовляют нам для упокоения нежное лоно отца нашего Авраама. Ибо блажени плачущий, яко тии утешатся. Блажени алчущий и жаждущий правды: яко тии насытятся (Матф. 5, 4, 6). И почти всякое здешнее злострадание приобретает нам вечные блага. Посему ходящий хождаху и плакахуся, метающее семена своя (Псал. 125, 6). Ибо скорби, претерпеваемые здесь за Божий закон, будут семенем грядущих благ. Грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя. Итак язычники не покорятся хождению людей, глаголюще: да не когда речете, жестоко: все бо еже аще рекут людие сии, жестоко есть. Посему спроси у преданных идолам: почему не приступают к учению проповеди? Искреннейшие из них сознаются, что не выносят суровости учения.

Потом Пророк присовокупляет: страха же их не убойтеся. Сии слова имеют двоякий смысл Ибо и язычникам говорит: не убойтеся страха, которого теперь боитесь по невежеству, не посвящая себя упражнению в добродетелях. И как бы так сказал Пророк: не бойся целомудрия; не бойся муже-

 

 

252

ства; не бойся благочестия; не бойся ни одной из добродетелей; они легки, удобоприступны, доставляют блага, даруют жизнь. Или Пророк, переменив речь, простирает слово к народу Божию: хотя язычники составили о вас такое понятие, не соглашаясь в общении с вами ходить по Закону; однако же вы не убойтесь языческих против вас злоумышлений, но помышляя о Господе, Того освятите, и Той будет тебе в страх. Весьма важно для усовершенствования знать, чего бояться, не от всего приходить в ужас, не робеть при всяком шуме, страшась и не страшного. Ибо таковых осуждает Псалом, говоря: тало убоятася страха, идеже не бе сырах (Пс. 13, 5). Посему освяти Господа, и Той будет тебе в страх. Его пришествия ожидай, Его суда бойся. Страшен, Кто воздает каждому по делам его; страшен, Кто во гласе трубном с святыми Ангелами приидет с небес; страшен Тот, Чей приговор есть вечное мучение.

И аще будеши уповая на Господа, не преткнешися якоже о камень претыкания, ниже яко о камень падения. Пророческое слово ясным образом призывает к вере в Господа нашего Иисуса: ибо о Нем сказано: се полагаю в Сионе камень претыкания и камень соблазна (Рим. 9, 33). Слепые, не способные видеть того, что под ногами, спотыкаются о камни; а не твердо ступающие поскользаются на камнях. Посему, кто не прилагал никакого попечения о прозрительной силе души, и не познал пришествия Господа, чрез изучение Писаний, тот претыкается о проповедь Евангельскую; и кого легко совратить в вере, тот соблазняется о камне, который есть Христос (1 Кор. 10, 4). Но ты, говорит Пророк народу, аще будеши уповая, и совершенною верою утвердишься в Господе: не якоже о камень претыкания, преткнешися о слово, о Нем возвещающее, ниже яко о камень

 

 

253

падения разобьешься, поскользнувшись. А может быть, буйство проповеди для Еллинов, ищущих премудрости, есть преткновение, а для Иудеев, просящих знамений, камень соблазна. Почему Павел сказал, что проповедь—Иудеем соблазн, язычникам же безумие. Но тем, которые уповают на Господа, простоту проповеди не подвергают логическим доказательствам, истину изведывают не посредством знамений, Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 22—24).

(16) Тогда явлени будут печатлеющии закон еже не учитися. (17) И речет: пожду Бога отвращшого лице Свое от дому Иаковля и уповая буду на Нь. Сия речь состоит в связи с предыдущею и в зависимости от нее. Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо, с нами Бог (Исаии 7, 14. Матф. 1, 23). И еще ниже говорит Пророк: с нами Бог. Разумейте языцы, покаряйтеся. Потом простирает речь к тем, которые не приемлют возвещаемого Еммануилом, но уклоняются трудности заповеданного Им. Тогда, говорит, явлени будут печатлещии Закон, еже не учитися. Ибо когда слово учения посевается во всех: одни направляют сердца свои к принятию учений, и как плодоносная земля, приемлют в себя слово, глубоко укореняют, не заглушают терниями, не оставляют без охранения, так чтобы диаволу легко было похитить его, но приплодствуют на тридесять, и на шестьдесят, и на сто (Марк. 5, 8); а есть и такие, что совершенно заключают душу свою, чтобы не принять слова, как бы завязывают и запечатлевают сами себя, чтобы не взошло в них слово истины. Запечатленными же называются и те, которые уподобляют себя образу сопротивного, и не хотят, чтобы вообразился в них Христос, искажают в себе образ Небесного, и увеселяются

 

 

254:

одним образом перстного (Кор. 15, 49). Но запечатлеть и Закон неясностью и тем, что не всякому понятен; для уразумения же его необходимо требуется упражнение в Законе. Посему, кто не предается размышлению, и не желает разрешить узел неведения, о том говорится, что он печатлеет Закон; и таковый явлен будет в день откровения. Ибо явлена будут печатлеющии Закон еже не учитися. Как же печатлеют Закон Иудеи, о которых сказано: взясте ключи, сами не входите, и входящим возбраняете (Лук. 11, 52)? Печатлеет еже не учитися, кто, под предлогом соблюдения написанного буквально, не открывает глубоких тайн. И смотри, что говорит Пророк. Не явно ли это— выражение собственно иудейские? Пожду Бога отвращшого лице Свое от дому Иаковля. Это говорят Иудеи: не верую в Бога, не принимаю Еммануила; хотя теперь я оставлен, но дождусь когда-нибудь посещения от Бога, отвращшого лице Свое от дому Иаковля.

(18) Се аз, и дети, яже ми даде Бог: и будут знамения и чудеса в дому Иаковли *) от Господа Саваофа, Иже обитает на горе Сион. По обличении непокорных, Сам уже Господь говорит от лица Своего. Итак, говорит, они не покоряются руке крепкой, и хождению пути людей сих; и делают вид, что ожидают Господа, отвращшого лице Свое от дому Иаковля. А Я уверовавших в Меня, вновь возрожденных чрез отложение ветхого и облечение в нового человека, как новорожденных младенцев, у которых нравы нежны и невинны, но которые уже воздоены начатками учения, и приступают к совершеннейшей пище тайн, прияв и согрев в лоне Своего милосердия, привожу ко Отцу. Ибо чрез Меня

*) У Семидесяти и в Славянском: Израилеве.

 

 

255

путь познания ведущий к Нему. А что слова сии произнесены от лица Христова, никто не будет спорить, если помнит сказанное в послании к Евреям: подобаше бо, Егоже ради всяческая, и Имже всяческая, приведшу многи сыны в славу, Начальника спасения страданми совершити. И Святяй бо, говорит Апостол, и освящаеми, от Единого вси\ еяже ради вины не стыдится нарицати их братию, глаголя, возвещу имя Твое братии Моей. И паки: се Аз, и дети, яже Ми дал есть Бог (Евр. 2, 10—13).

И будут, сказано, знамения и чудеса в дому Иаковли. Ими, то есть, чадами возрожденными чрез Христа, будут совершены сильные знамения и чудеса в дому Иаковли. Чадами были Апостолы, младенствующие злобою (1 Кор, 14, 20). Они люди неученые, Галилеяне, сперва начав говорить языками, соделали явным для всех сошествие Духа и совершившееся над ними раздаяние дарований и разделение языков. Потом известное чудо — хромый сидящий у красных дверей, когда Петр и Иоанн, чрез призвание имени Христова, утвердили ступни его, начавший ходить, чем и исполнилось древнее пророчество: тогда скочит хромый яко елень (Исаии. 35, 6). Чудо — и сия Серна, воскрешенная из мертвых (Деян. 9, 35); чудо — и железные врата темницы, о себе отверзшияся при исшествии Петровом (12, 10), и распадающияся узы и все прочее, что было совершено чрез Апостолов в явление Божества Единородного.

Но все сии знамении и чудеса—от Бога Саваофа, Иже обитает на горе Сион. Под именем Бога Саваофа, обыкновенно, разумели Бога воинств. Кто же иной сей Господь воинств, как не именуемый Архистратигом силы Божией (Иис. Нав. 5, 14), от Которого даются знамения детям? А что верующие во Христа суть дети, сие явствует из сказанного Го-

 

 

256

сподом. Ибо Иудеям, которые о хвалящих Его и говорящих: осанна в вышних! спрашивали Его: слышиши ли, что сии глаголют? отвечал: яко из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Матф. 21, 15. 16). Младенцами же назвал в сем месте тех, которые резали пальмовые ветви, постилали одежды по пути, взывали и славословили Его. Но и в другом месте говорит: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси то младенцем (Матф. 11, 25), разумея под младенцами обученных слову, и удостоившихся чрез Духа откровения тайн. Посему словами: се Аз, и дети Господь указывает на избранных Своих, потому что буяя мира избра Бог, да премудрые посрамит (1 Кор. 27). Потому всякий, отложивший ветхого человека, тлеющего в похотех прелестных (Еф. 4, 22), и облекшийся в нового, обновляемого по образу Создавшаго (Кол. 3, 10), есть чадо, по таинственному слову Христову.

(19) И аще рекут к вам, изищите чревоволшебников, и от земли возглашающих, тщесловующих, иже от чрева глашают: не язык ли к Богу своему взыщет? Что испытуют мертвые о живых? (20) Закон бо в помощь даде, да рекут не якоже слово сие, за ньже не леть дары даяти. (21) И приидет на вы жесток глад, и будет, егда взалчете, скорбни будете, и зло речете князю и отечеству: (22) и воззрят на небо горе, и на землю низу призрят, и се скудость тесна, и тма, скорбь, и теснота, и тма, якоже не видети: и не оскудеет в тесноте сый даже до времене.

Не приемлющие слова Евангельского, уничижающие проповедь, как буйство, и соблазняемые крестом, когда советуем им прийти в познание, сами предлагают нам советы собственного своего заблуждения, говоря: изищите не Господа, но чревоволшебников, и от земли возглашающих, тщесловующих.

 

 

257

И этому свидетель опыт. Ибо прилепившиеся к идолам, внимающие сновидениям и волхвованиям демонов, и сами ни во что вменяют истину, и нам советуют искать подобного; потому что влияние заблуждения на падение искушаемых ими производится демонами, которые ныне в сновидениях окружают человека какими-то мечтаниями, или заключающими в себе совет, как избавиться от телесной немощи, или предвещающими будущее. А демоны могут проразумевать подобные вещи, — касательно телесных немощей потому, что лучше нас проникают в вещественные свойства и знают качества трав, и пригодность их в болезнях; касательно же будущего не редко предсказывают, что уже совершилось; но поелику сие нам еще неизвестно, то возвещают о том, как о будущем. Например: и у нас иной, услышав о чьем-нибудь прибытии, возвещает о нем ожидающему, как о будущем, таким обманом уловляя себе ту славу, что почтут его пророком. Так и демоны не редко людям, легко впадающим в обман, возвещали, что уже осуществилось и объявлено в Божием определении. Так чревовещательница чрез демонов возвестила Саулу будущее поражение. Ибо демоны были принявшие на себя лице Самуила; они, услышав об осуждении Саула, передали приговор, произнесенный Богом, как свой собственный. Итак язычники не редко стараются вовлечь нас в обманы демонские, говоря: изищите чревоволшебников, и от земли возглашающих: ибо не смеют сказать, что слова их с неба; как и упоминаемая в книгах Царств волшебница, беседовавшая с Саулом, говорила: вижу боги, восходящия от земли (1 Цар. 28, 13). Подобны сему вымыслы чревовещателей; они обещают вызвать души умерших для открытия желаемого.

 

 

258

Потом Пророк произносит свое мнение, какое имеет о подобных вымыслах, и чревовещателей признает говорящими пустое, сказав: тщесловующих, иже от чрева глашают, то есть, говорят по собственному произволу. Ибо чревовещатель не заимствованное от кого-либо другого произносит, но в сердце своем сложив ложь, и угадывая желание зрителей, говорит, что способствует ко введению в обман неразумных. Или, может быть, от чрева глашают те, имже бог чрево (Филип. 3, 19), которые все делают для наслаждения пищею и питием. А посему не погрешит иной, назвав чревоволшебниками и от чрева глашающими тех, которые, для наполнения чрева, принимают на себя вид учителей и облекаются в образ благочестия; но поелику произносят слова не от душевного расположения, то называются тщесловующими. И справедливо; ибо кто учит, но не творит, тот не подает о себе вероятия, чтобы учил с пользою.

А слова: не язык ли к Богу своему взыщет? имеют подобный сему смысл. Каждый народ предлагает своему богу вопрос о том, что желает знать. И для ясности изречения надобно читаемое представить в виде вопроса: не взыщет ли язык к Богу своему? Посему, чуждые нашего богослужения, сообразно с богами, которых они признают за богов, должны предлагать им и вопросы; но признающие богов мертвых вопрошают их о живых. Мертвыми же Пророк или называет бездушных идолов, камни, дерева, медь и золото, или именует тех, которые своим отступничеством утратили истинную жизнь; или может быть, все искусство, так называемых, чревовещателей обращается около гробниц, и оттуда заимствует силу чародейства.

Потом пророческое слово, негодуя на безумие идолопоклонников, говорит: что испытуют мертвые о

 

 

259

живых? Для чего ты, одушевленная тварь, покланяешься камню? Для чего ты, существо разумное, вопрошаешь мертвого? за живого сына умоляешь не имеющего, или лишенного жизни, бездыханного? Идешь ли ты к прорицалищу, или придумываешь для себя очищения; прибегаешь к мертвым, которые сами утратили жизнь, и тебе причинят смерть за преслушание.

Закон даде в помощь, да рекут не якоже слово сие, за ньже не леть дары даяти. Не любопытствуй о будущем, но располагай настоящим в пользу. Ибо какая тебе выгода предвосхитить ведение? Если будущее пренесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не предузнал. А если оно скорбно; какое для тебя приобретение наперед томиться скорбью? Ты получил в помощь закон. В тебе и от природы было уже великое предрасположение к прекрасному, но Бог, усовершая сие, присовокупил в руководство тебе и Закон. Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Законом, и ожидай наслаждения благими. Чти отца твоего, и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли, юже Господь Бог твой даст тебе (Исх. 20, 12). Желаешь ли благ? Исполняй предписанное. Не спрашивай прорицателя о здоровье, но прийми врача, который предлагает для здравия средства, состоящие в твоей власти. Чему научишься у другаго? Ни один прорицатель не дает бессмертия; ни один не возводит на небо; ни один не поставит тебя пред Судиею небоязненным; но сие дадут Закон и точное его соблюдение. Соблюдая Закон, не любопытствуй о будущем, но ожидай воздаяния.

Посему Закон даде в помощь, да рекут не якоже слово сие, за ньже не леть дары даяти о сем. А Закон сей не то. что сие слово чревовещателя; ибо не для

 

 

260

обмана вымышлен, как это слово, но он—учитель истины. Те прорицают за серебро; и это всего смешнее, обманываемые в награду за ложь платят им серебром. А это слово, то есть, слово Закона, не таково, чтобы за него давать дар; потому что никто не продает Божией благодати. Сказано: туне приясте: туне дадите (Матф. 10, 8). Видишь ли, как вознегодовал Петр на Симона, предлагавшего серебро за благодать Духа? Сребро твое, говорит он, с тобою да будет в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати (Деян. 8, 20). Итак слово Евангельское—не то, что продажные слова чревовещателей. Ибо кто может дать достойное за них вознаграждение? Послушай Давида, который недоумевает и говорит: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми (Псал. 115, 3)? Итак не леть дары даяти за сие, дары равноценные благодати Его; один дар достоин—сбережение даруемого. Давший тебе сокровище требует за сие не цены дарованного, но сбережения, которое было бы достойно дара.

И приидет на вы жесток глад, говорит Пророк, и будет егда взалчете, скорбни будете, и зло речете князю и отечеству. Устрояющий все во спасение Господь посылает иногда и голод к пользе детоводствуемых. Ибо сказано: озлобих тя, и гладом заморих тя (Втор. 8, 3), чтобы сделать тебе добро. Посему жестоким называет голод непреодолимый и невообразимый. Ибо в голоде есть разность. Бывает голод, происходящий только от недостатка хлеба; бывает голод от оскудения и всего прочего годного в пищу. Но сей голод, который обещает наслать пророческое слово, есть глад жесток, так что скудостью произведет печаль, которая может соделать спасение нераскаянно (2 Кор. 7, 10).

А когда будут скорбеть по Богу, тогда зло рекут

 

 

261

князю и отечеству. Кто сей князь, которому зло изрекают прекрасно скорбящие? Очевидно, князь мира сего, которому зло рекут из раскаяния, когда придут в сознание причиненного им вреда. Но зло изрекают и отечеству. А отечество живущих во грехах — житейские дела, которыми опутываются славолюбивые. Отечество для грешника—дела плотская, прелюбодеяние, блуд, нечистота, студидеяние, идолослужение (Гал. 5, 19. 20), страсть, злое вожделение. Отечество—коварство, ложь, злоумышления, обманы, лицемерие. Посему, как бы от некоторого опьянения, отрезвившийся от дел мирских зло речет князю мира, который руководил его к делам погибельным; но зло речет и отечеству, в котором живя, не принимал дарованного нам Богом в помощь Закона. Ты не можешь принадлежать истинному Царю, если не зло речешь князю. Посему Церковь научила тебя говорить: отрицаюсь тебя, сатана; вот злоречение князю! Какое же злоречение отечеству? Отрицаюсь и дел твоих. Вот отечество—дела диавола. Блажен, кто искренно изрекает зло князю. Ибо приступает уже к истинному Царю и просвещается. Блажен, кто хулит древнее отечество; ибо найдет себе отечество—вышний Иерусалим, иже есть мати всех (Гал. 4, 26), которые подобны блаженному Павлу. Отечество—и лукавые нравы, преданные нам от отцов. Оставил тебе отец имение приобретенное любостяжанием? Отдай его обиженному, не стой за него как за собственность; ибо это—наследие греха. Оставил тебе отец раба, порабощенного неправедно? Дай ему свободу,—и отцу облегчишь мучение, и себе приуготовишь истинную свободу. Что говорит Пророк после сего?

II воззрят на небо горе, и на земли низу призрят, и се скудость тесна, и тма, якоже не видети: и не оскудеет в тесноте сый даже до времене. О сих,

 

 

262

которые теснотой приведены в раскаяние, говорит слово, что воззрят на небо горе; которые прежде были согбенны, не могли разуметь возвышенного в Божественных созерцаниях, те самые как бы от некоторых уз, отрешившись от пристрастия к земному, свободное око свое возведут к небу, созерцая естество невидимого и мысленного, и уразумевая то место, в котором надобно полагать сокровище. Потом призрят на землю низу, познают малоценность своего естества по сродству его с землею, которые незадолго прежде надмевались и высоко о себе думали. Подивись же, с какою тщательностью Писание употребило выражения, придумав каждому предмету соответственное речение. Ибо небо и земля предложены нашему созерцанию; и о небе говорит: воззрят на небо горе, а о земле: призрят на земли низу. Потом в удивлении, по уразумении столь великих предметов, почувствуют скудость, стеснение и омрачение ума, когда изумление земному произведет в них это великое смущение. Ибо сказано: егда скончает человек, тогда начинает, и егда престанет, тогда усумнится (Сирах. 18, 6). Никто не знает, сколь многого он не ведал, пока не получил вкуса в сем ведении. Впрочем благий Владыка обещает им полезнейшее. Ибо сказано: не оскудеет в тесноте сый даже до времене. Сие неведение не навсегда будет одержать род человеческий; напротив того, кто ныне ищет истины познания, и болезнует об ее обретении, тот со временем узрит лицем к лицу, и приобретет совершенство ведения, когда настанет время всеобщего обновления. Ибо сие значат слова: даже до времене.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.