Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Толкование главы четырнадцатой

330

ГЛАВА 14.

И помилует Господь Иакова, и изберет Израиля (1). Не без основания, думаю, слово „помилует“ поставлено вместе с именем Иакова, которым назывался Патриарх до борьбы своей; а „изберет“—с именем Израиля, которое дано ему в награду после борьбы. Милуемый означает что-то унизительное, а избираемый что-то превосходное. Посему слово: Господь помилует Иакова, и изберет Израиля подобны следующим: Иаков, отрок Мой, восприиму и: Израиль избранный Мой, прият его душа Моя (Исх. 42, 1). Ибо слово „Иаков“ принимается в значении еще начинательного и телесного, а „Израиль“—в значении лучшого и духовного. Вообще же и Иаков и Израиль почиют на земли своей,—на той земле, о которой сказано: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Матф. 5, 4). Она—не часть сей, подпадшей проклятию, земли, возделывающий которую в печалех вкушает пищу вся дни живота своего (Быт. 3,17). А к Иакову и к Израилю, почиющему на земли своей, приложится и пришлец. Пришлец же есть переселенец, обрабатывающий землю. Может быть, это народ из язычников, приложившийся к Иакову, и его Писание называет пришельцем, как чужеземца и переселенца. А для недостаточных и не умеющих управлять собою благодетельно—поработиться управляющим искусно. Почему в числе благословений сказано Исаву: и брату твоему поработавши (Быт. 27, 40).

 

 

331

Сие-то значат слова: и умножатся на земли Божии в рабы и рабыни. Рабство назначается им вместо благодеяния. И будут пленени пленишии я. Одни мучительски уводили в плен, ввергая побежденных в рабство диаволу; другие человеколюбиво отводятся в плен, из-под мучительской власти диавола приводимые в рабство Христу. Израилю же дается обетование об освобождении от жестокого рабства, в каком находился он у Вавилонян, и вместе совет быть человеколюбивым, пролить слезы о царе Вавилонском, и не радоваться его падению, а плакать о нем, как о потерпевшем достойное сожаления и милосердия.

(20) Яко же риза в крови намочена не будет чиста, такожде и ты не будеши чист: зане землю Мою погубил еси, и люди Моя избил еси. Не пребудеши в вечное время.—Вот еще часть плача о князе Вавилонском и о делах его. После того, как (12) спадший с неба денница сказал в сердце своем: (13) на небо взыду, (14) буду подобен Вышнему; в доказательство того, сколько далек от уподобления Святому осквернивший себя всякою нечистотой и убийствами, уподобляется он одежде, которая по природе своей, сделана на украшение человеку, но поелику омочена в крови, не может быть взята человеком в употребление. Из сего видно, что лукавый не по устройству своему имеет в себе нечистоту, но потому что обагрил себя кровию, погубив землю Господню и чрез грех убив людей. И в другом еще месте находим, что одежде уподобляет человеческую природу тот же Пророк, говоря к обветшавшим в пороке: се вси вы, яко риза обетшаете, и молие изъяст вы (Иса, 50, 9). Страшная угроза—и в последствии не стать чистым! Ибо оскверненный каким-нибудь грехом, хотя в настоящее время теряет чистоту, но в будущем не лишается на-

 

 

332

дежды очищения чрез покаяние. Но здесь решительный приговор, что не будет и в последствии чист; потому что намочен в крови людей Божиих, которых умертвил преслушанием, вовлекши их в грех.

Может быть, что до сотворения человека и для диавола оставалось еще какое-нибудь место покаянию. И эта гордыня, как ни застарела была болезнь, могла однако ж восстановить себя в первобытное состояние, позаботившись уврачевать в себе болезнь покаянием. Но как скоро явились и устроение мира, и насаждение рая, и человек в раю, и заповедь Божия, и зависть диавола, и убиение возвеличенного, с тех пор заключено для диавола и место покаянию. Ибо, если Исав, продав первородство, не нашел место покаянию; то остается ли какое место покаянию для того, кто умертвил первозданного человека и чрез него внес смерть? Говорят же, что пятно, сделанное на одежде человеческою кровию из раны, никак не может быть отмыто, но вместе с одеждою состаревается изменение цвета, произведенное кровию. Посему и диаволу невозможно изгладить с себя кровавое пятно и стать чистым. Но заметь, с какою выразительностью изображается в сем речении осквернение убийством. Пророк не сказал: погружено. в крови, но „намочена“, желая показать, что диавол постоянно занимался убийством истребляемых. Он погубил землю Божию и истребил людей Божиих. Правда, что и Навуходоносор опустошил землю, посекши в ней плодовитые дерева, предав огненному истреблению селения; правда, что и он людей Израильских частью побил мечем, а частью отвел пленниками в Вавилон: но здесь разумеется и, таинственно именуемый царем Вавилонским, миродержитель мира сего. Ибо и слитность мира сего весьма прилично назвать можно Вавило-

 

 

333

ном; потому что князь мира людей Божиих соделал пленниками, переселя из жизни в смерть, а землю опустошил, растлив грехом плоть каждого по написанному: яко растли всяка плоть путь свой (Быт. 6, 12).

Семя злое. (21) Уготови чада твоя на убиение грехами отца твоего да не востанут, и наполнят землю градами *).—(22) И востану на ня, глаголет Господь Саваоф, и погублю имя их, и останок, и семя. Не только не будет он чист, но и преемники лукавого истребятся с ним, по благости человеколюбивого Бога, Который попускает истребление чад не столько плотского чадородия, сколько чадородия дел, совершаемых по злому навыку. Семя злое. Поелику не сам был отцом злобы, но получил бытие от другого, предварившего в злобе, и поступил по лукавству того, кто посеял его, то называется семенем злым.

Уготови чада твоя на убиение грехами отца твоего. Но злым семенем чего-либо называется иногда не то, что непременно произошло от предшествовавшего сеяния; а напротив того, что и само служит к прохождению другого, именуется семенем. Как при миротворении, первые растения были семенем для других, а сами не от других произошли, потому что были первоначальнее образовавшихся из семени: так, может быть, и теперь пророческое слово того, кто в пример другим предначал зло и как бы сделался семенем подражания, именует злым семенем, не потому что получил бытие от предшественников, но потому что положил начало преемникам. А иной сам от себя может быть семенем злым, будучи началовождем злобы, и опять, обучившийся у лукавых учителей именуется

*) Πόλεων; у Семидесяти читается πολέμων, по Слав. пер. ратьми.

 

 

334

подобным именем. Племя Ханаане, а не Иудино (Дан. 13, 56), назван оный грешник не потому, что плотское его происхождение нечисто и имеет примесь от Ханаана, напротив того, за подражание Ханаану называется семенем Ханаанским. Посему каждый, по своему произволению, может быть или семенем святым, или противоположным тому. Ибо послушай, что говорит Павел о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих (1 Кор. 4, 15). И еще сказано: елицы прията Его, даде им область чадом Божиим быти (Иоан. 1, 12); и всяк творяй грех от диавола рожден есть (1 Иоан. 3, 8).

С каким же намерением пророческое слово повелевает злому семени уготовить чада своя на убиение грехами отца? Многократно замечали мы, что дела каждого и плоды душевные именуются чадами. Ибо сказано: спасется чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием (1 Тим. 2, 15). Ибо и душа спасется, как жена не вдавшаяся в обман Жениха, когда с помощью слова плодопринесет чада—добрые дела, если только пребудет в благом навыке, и не омрачится какими-либо последующими грехами. Так и мы, сообразно с духовным и Божественным законом, понимая благословение, в котором сказано: благословена исчадия чрева твоего (Втор. 28, 4), разумеем не иное что, как душевные плоды. Страха бо ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения, егоже сотворихом на земли (Ис. 26, 18). Посему истребление лукавых дел называется убиением чад, и оно служит в пользу породившего отца. Посему, в настоящем месте, сокровенное человеколюбие выражает сей иносказательный образ речи, повелевающий злому семени облегчить себя, по возможности, от бремени своих грехов. Ибо приявшие на себя образ лукавого, и соделавшиеся

 

 

335

чадами греха, все исчадия души своей должны убить для истребления грехов. А если не умрем греху, то как правдою поживем (1 Петр. 2, 24)? Ибо Пророк говорит: да не востанут, и наполнят землю градами. Лукавство есть мятежное восстание греха; посему греху должно пребывать мертвым, и не надобно дозволять, чтобы он составлялся и умножался. Ибо таково значение города.

А Господу Саваофу прилично погубить и имя, и останок, и семя греха. Блаженно состояние души и общества человеческого, в которых имя греха не именуется, по слову Апостола: блуд же, и нечистота, и студодеяние, ниже да именуется в вас, якоже подобает святым (Ефес. 5, 3). А вторая степень—чтобы не было по крайней мере останка. Ибо многие, обратившись от лукавых дел, как бы удерживая в себе памятование прежних дел, посредством него нередко обновляют умолкнувший грех.

Посему, чтобы не было и останка, то есть, чтобы остальное семя лукавого учения не могло сохраняться в преемниках чрез подражание предшественникам, сия глаголет Господь: (23) и положу Вавилонию пусту *), яко возгнездитися ежем, и будет нивочтоже: и положу и брения пропасть в пагубу. Человеколюбивый Господь угрожает, что положит Вавилонию пусту. И опустение лукавого жилища и истребление жизни смутной для способных понимать есть вожделенное благо. Угрожает же таким опустением Вавилонии, что в ней не будет обитать человек Вавилонянин, но его место заступят ежи. А это животное ограждено жесткими и острыми иглами, когда захочет, свертывает голову и ноги, образует из себя вид совершенного шара, так что его трудно взять в руки, потому что голова и ноги

*) В Славянском: Вавилона пуста.

 

 

336

завернуты, а наружность покрыта отовсюду иглами. И это одно животное спокойно отмщает тем, которые умышляют против .него. Ибо кто налагает на него руки, тот сильно их укалывает, и чем крепче захочет его сжать, тем глубже вонзаются иглы.

А может быть, подразумеваются нравы людей, которые вместо Вавилонян поселились в городе, нравы необщительные, своеобычливые, любящие обхождение суровое. А что роды животных берутся в означение человеческих нравов, сие знаем из Петрова видения (Деян. 10, 12 и сл), когда в сосуде, опущенном с небес, были всякого рода животные, гады, птицы, четвероногие. Ибо Слово давало разуметь, что люди от различных грехов должны быть приводимы к вере; и что они-то уподобляются или четвероногим, по своей скотоподобности, или гадам, по своей ядовитости, или птицам, по своему легкомыслью и непостоянству. Поэтому, может быть, и еж в Писании, иносказательно, означает каких ни есть людей, подобно как змеи означают Саддукеев и Фарисеев (Матф. 23. 33), лисица—Ирода (Лук. 13, 32), кони женонеистовни—сластолюбивых (Иер. 5, 8), овцы— людей самых незлобивых (Матф. 10, 16), козлища— необщительных и скупых (Матф. 25, 33). Почему и к ежам, так как сие животное надеется собственными иглами защититься от вреда, не без основания можно применить богатых века сего, о которых говорит Господь, что они собственным своим тернием подавляют в себе слово, и делают его бесплодным (Матф. 13, 22).

Будет же Вавилон нивочтоже и брения пропасть. Если взять сие в смысле чувственном, то слово сим показывает, что река Евфрат, протекающая по средине города, не находя свободного стока по

 

 

337

руслу реки и разлившись в Вавилоне, совершенно истребит его и обратит в пропасть не воды чистой, но тины. Ибо таково конечное сокрушение раздражающих Господа.

(24) Сия глаголет Господь Саваоф: якоже глаголах, тако будет, и якоже совещах, тако пребудет. (25) еже погубити Ассириан на земли Моей, и на горах Моих: и будут в попрание, и отимется от них ярем их, и слава их от рамен их. Плотский Израиль толкует, что у Пророка говорится о земле, которая, по их мнению, есть Божия, и об этих земных горах чувственной Иудей, и что народ Израильский отведет в плен Ассириян, возложив на них иго рабства. А мы, воскресшие со Христом и давшие обет вышних искать (Кол. 3, 1), землею называем благое сердце, как научены самим Господом, сказавшим: а сеянное на добрей земли, се есть, слышай слово и разумев плод приносит, и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять (Матф. 13, 23). Так и горою Божией, на которой Ассирияне будут в попрание, может быть назван возрастший в добрых делах и ставший выше других словом и познанием; в нем враги будут в попрание. И всякое иго Ассириян отнимется Богом. Ибо они высоко о себе думали, потому что налегли на плеча людям, составлявшим часть Божию, и делали своими подъяремниками отвлеченных грехами от рабства Богу. Итак, по сказанному, имея надежду, что враги наши погибнут на земле Божией и попраны будут на горах Божиих, что ярем их отнимется и сокрушится слава их, которою они величались, как наши обладатели и покорители, сделаем все возможное, чтобы совершенно свергнуть с себя владычество их! Ибо. если сделаемся горами Божиими, то основания Божии (Псал. 86, 1) в нас будут; потому что слово истины положится в основание в сердцах на-

 

 

338

ших, и добрые дела будут назидаемы на вере. Но должно нам начисто отделиться от греха, чтобы вые наша освободилась от ига Ассириян, и мы могли стать подъяремными Христу. Ибо на вые нашей не могут лежать два ига, и иго Господне, и иго Ассирийское; кое бо причастие правде к беззаконию; или кое общение свету ко тме (2 Кор. 6, 14)?

(26) Сей совет, егоже совеща Господь на всю вселенную, и сия рука высокая*) на вся языки вселенные. (27) Яже Бог святый совеща, кто разорит? и руку Его высокую кто отвратит? Пророк ясно показывает, что сие говорится о людях в целой вселенной и во всех народах; потому что никто не может разорить, что совещал святый Бог, и никто, каков бы ни был, не отвратит руки Божией защищающей землю и горы Божии. Но вместе заметь, что речение сие, как неоднократно уже показали мы, означает не одно что-нибудь редкое. Например в словах: кто премудр и уразумеет сия (Осии 14, 10)? и еще: кто верный и мудрый строитель (Лук. 12, 41)? и теперь:—кто разорит? означается то же, что и никто. Ибо непозволительно думать, чтобы кто-нибудь был в состоянии разорить совет Господень.

(28) В лето, в неже умре Ахаз царь, бысть глагол сей: (29) Не радуйтеся вси иноплеменницы: сокрушися бо ярем биющего вы: от семене бо змиина изидут исчадия аспидов, и исчадия их изыдут змии парящий. (30) И упасутся убозии им: нищии же человецы в мире почиют: и потребит гладом семя твое, и останок твой избиет.

Вели все, написанное у Пророков, сказано Духом Святым, то явно, что и надписание времени сего пророчества не напрасно вставлено. Какая же польза

*) Слова, высокая, в Славянском переводе нет, а в Греческом тексте Семидесяти оно есть.

 

 

339

узнать, что сие слово к иноплеменникам было в лето, в неже умре Ахаз, царь Иудейский? рассуждаем о сем так. В книге Исхода написано: умре царь Египетский, и восстенаша сынове Израилевы от дел их, и взыде вопль, и услыша Бог стенание их (2, 23). Хотя при жизни лукавого царя не могли не стенать к Богу; потому что царь неволил их в делах жестоких (Исх. 1, 14), не давая времени обратить взоры к Богу; а когда не стало лукавого, тогда надлежало рукоплескать и радоваться падению врага: однако же, к удивлению, написано, что тогда начали стенать; чем показывает слово, что пока владел плотолюбивый ум, по бесчувствию, не умели и оплакивать зло, причиняемое грехом; а как скоро получили свободу от страстей, обременяемые делами вещественными и телесными начинают свое уврачевание стенанием. Потому и услышал их человеколюбивый Бог. Подобное нечто сему повествованию открывается и в предыдущей части пророчества Исаии: И бысть, говорит он, в лето, в неже умре Озия царь, видех Господа, седяща на престоле высоце и превознесенне (6, 1). По сказанию Истории, Озия был царь лукавый; потому что вознесеся сердце его на пагубу, и обиде Господа Бога своего и вниде в церковь Господню покадити над олтарем (2 Пар. 26, 16), и стал прокажен. И тогда-то, по низложении лукавого князя, по очищении законного служения от нечистот, открываются Пророку тайны богословия. Посему и здесь пророческое слово надписывает, что умер Ахаз, государь недобрый, дабы известно было, что при удалении худшего бывает глагол к иноплеменникам от благодеющего Бога. Ибо в четвертой книге Царств находим, что сей Ахаз не сотвори правое пред очима Господа, и сына своего преведе чрез огнь по мерзостям языческим, и жряше и кадяше на высоких (4 Цар. 16, 2—4). Он и из сокровищ дому Гос-

 

 

340

подня золото и серебро посылал Царю Ассирийскому, за что и осуждается немалое его нечестие в рассуждении священных имуществ. Итак, по падении лукавого владычества, бывает глагол на иноплеменников. Иноплеменниками же собственно называются Филистеи, которых Эллины именуют Палестинами (Παλαιςινούς).

Но надобно знать, что и в жизни каждого из нас, как скоро умирает грех, царствующий в мертвенном теле нашем, бывает в нас слово Господне. Ибо, может быть, всякий грех имеет некоторое применение к каждому из осуждаемых в Писании и вполне достойных порицания царей, имена которых неоднократно указываются в целом Писании, как и теперь имя—Ахаз, толкуется одержание, будучи символом лукавого учения, которое вводит в предубеждение и держит в оном душу нашу; с умертвием его, душа наша, освободившаяся от одержащего, делается способною уразумевать глагол на иноплеменников. Посему первый представляющийся смысл таков: не радуйтеся вси иноплеменницы: сокрушися бо ярем биющего вы. Не думайте, Филистимляне, что с смертью Ахаза вы стали свободны от страха, в каком держит вас Израиль; поэтому не радуйтесь падению царя, хотя и сокрушися ярем, то есть порабощение, какое наложено на вас попирающими и бичующими вас по праву властительства; однако же от семени змиина изидут исчадия аспидов. Сим Пророк означает преемников Ахазовых. И если Ахаз имел лютость змия, и потому радуетесь его смерти, то от семени этого змия восстанут на вас исчадия аспидов, и от них опять изыдут исчадия. Сим слово изображает злонравие последующих, по преемству, царей. Аспиды, сказано, будут парящий и с ядовитостью пресмыкающихся и с быстротой пернатых.

 

 

341

Потом, поелику порядок родословия ведет к самому Господу; пророческое слово, прервав непрерывность речи, переходит к С л атому обетованию. Ибо говорит: упасутся убогий им. Кто же сей пасущий убогих, как не Пастырь овцам (Иоан. 10. 14)? Убогими же слово называет не имуществом недостаточных; но смиренных мыслью. Это нищие, ублажаемые самим Господом; ибо говорит Он: блажени нищии духом (Матф. 5, 3). Они в мире почиют.

Потребит же гладом семя твое. Семя иноплеменников погибнет от голода, и останок их будет истреблен. Питаемые лукавыми речами предаются голоду к пользе душевной. Ибо скудость учителя, напутствующего их на злое, делается поводом к душевному здравию и спасению.

Посему из учения сего можно извлечь такой смысл. Не радуйся никто, сокрушая лежащий на нем ярем, и возложенный биющим его. Ибо иному, уже званному ко спасению во Христе, не редко бывает поводом к сокрушению ига Христова поражение и обличение словом, бичующее и наказующее за грехи совесть падшего. Ибо иной, не терпящий трудности обличения и выговора, делаясь упорным, подобно коню и мску, освобождая себя от служения Богу, порабощаясь же греху, недостоин веселия в Боге. Потому гораздо лучше было ему перенести вразумительное слово, нежели с негодованием сокрушать ярем биющего его. А не сокрушившие ярма, но выдержавшие вразумительное посещение, и за смирение сердца называемые нищими, упасутся им. Ибо конец доброго вразумления есть та обетованная пажить, о которой говорит Спаситель: и внидет, и изидет, и пажить обрящет (Иоан. 10, 9). Но и Пророк говорит: на пажити тучне упасу я (Иезек. 34, 14). Таким образом, нищии человецы в мире почиют, если не пренебрегут вразумлением Господним и не раз-

 

 

342

слабеют духом при обличении Господом. Семя же иноплеменников потреблено будет гладом, терпя недостаток в пище, в наказание за сокрушение ярма.

(31) Восплачитеся врата градов, и да возопиют грады смятеннии, иноплеменницы вси, зане от севера дым идет, и несть, иже пребудет. (32) И. что отвещают царие языков? Яко Господь основа Сгона, и тем спасутся смиреннии людей.—Врата градов, говорит Пророк, восплачитеся. Еще угроза иноплеменникам! И да возопиют грады смятеннии. Да наполнятся, говорит, воплем от смятения, произведенного в жителях страхом. Врата да восплачут, по причине приближающейся осады; и грады, то есть, обитающие в городах, да возопиют. Впрочем, и все живущие в этой стране иноплеменники не останутся в покое; потому что дым от севера коснется всех равно—и городских и сельских. Ибо дым идет от севера. Пророк изображает бессилие иноплеменников тем, что не выносят приближения дыма, а тем паче не в состоянии стерпеть огня, возжигаемого иноплеменниками. Дым от севера идет, и несть, иже пребудет; то есть, дым не имеет собственной самостоятельности; естество дыма не есть что-либо существенное и плотное, но это—едкий пар, возгоняемый из дымящегося вещества поднимающимся вверх огнем. Когда иноплеменники приводятся в смятение дымом, который в естестве своем не есть что-либо самостоятельное; что скажут цари языческие, видя страну Израильскую в мире? что, кроме сего: яко Господь основа Сиона, и тем спасутся смиреннии людей? Сам Он утвердил незыблемые основания Сиона; ибо Сам Бог—художник и содетель горнего града (Евр. 11, 10). Спасутся же в нем не сильные по имуществу, не крепкие по телу, не опытные в военном деле, но смиреннии людей,

 

 

343

говорит Пророк. Для того немощная мира избра Бог (1 Кор. 1, 27), чтобы в них доказать преизбыток Своей силы.

Но чтобы вовсе не оставаться нам без созерцательного исследования, попытаемся, если можно, найти какое-либо руководство к уразумению сказанного в толковании имен. Находим, что имя «Филистей» на Еллинском языке переводится: „падающие от пития“. Смотри же, нельзя ли пияниц и развратных, которые на чаши и сткляницы вдают душу свою, и последи, по слову притчи, ходят нижайший белилнаго древа (Прит. 23, 31), назвать, иносказательно, падающими от пития, то есть, от неумеренного пития. Падают же они от пития потому, что не могут восходить в высоту царствия Божия, как ясно говорит Павел: пияницы царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10). Ибо много падений, и различны причины, по которым падаем с высоты, и не достигаем почести вышняго звания (Фил. 3, 14): одною же из сих причин, и притом не маловажною, бывает пожелание и усердие пить. Посему повелено восплакаться вратам сих упивающихся,— вратам, чрез которые входит вино и влечет за собою рой зол. Поэтому и путям, где совершается грех, слово повелевает обратиться к рыданию; и кто устами содевает грех пиянства, тому велит устами и стенать. А грады сих врат суть самые чувствилища души, в которых имеют свое пребывание сборища лукавых помыслов, множество пожеланий, козлогласования и пиянства; они-то, приводимые в смятение и тревогу представлением, составившимся под влиянием вина, не имеют в себе мира, превосходящего всяк ум (Фил. 4, 7), но пребывают в непрестанном колебании и волнении; поэтому они вопиют. К ним-то теперь приносится дым севером, о котором сказал Соломон: Север жесток

 

 

344

ветр, именем же приятен нарицается (Прит. 26, 16), то есть, приносится жестоким духом. Кто стал жестоковыен пред Вседержителем и ожесточил сердце свое, тот приносит к ним дым,—повод к слезам, дым, который иные называют приятным. Кто же сии иные, как не те, у которых судилище ума повреждено, которые обнаруживают в себе превратные мнения о вещах, глаголют горькое сладкое, а сладкое горькое, полагают свет тму, и тму свет (Иса. 5, 20)? Они, обольщаемые преобразующимся в ангела светла, его зловещего и проклятого нарицают приятным. А что севером называется супротивная сила, видно из слов: от лица севера возгорятся злая, сказанных в видении коноба поджигаемого (Иер. 1, 13. 14). Но таковые лишены пребывания. Поелику с ними нет истинно сущего, то сказано: и несть, иже пребудет.

И что отвещают царие языков? Яко Господь основа Сгона, и тем спасутся смиреннии людей. Итак, поелику из иноплеменников нет ни одного пребывающего, но, по причине злобы своей, стали они как бы не существующими; ибо сказано: да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им (Пс. 103, 35), не в том смысле, что перейдут они в ничтожество, но в том, что будут удалены от посещения Богом, Который един есть истинно сущий: что скажут цари их, видя такое различие между язычниками и Сионом? Не придут ли, конечно, в сознание, что живущие по-язычески, по причине злонравия своего, находятся в волнении, а имеющие ум свой очищенным именуются Сионом, потому что там стражбище всякого естества?

Как бы с вершины горы, с высоты ума созерцаются мир и благоустройство мира, а чрез них и самый Бог; а также созерцаются дела житейские, и

 

 

345

их малоценность. Посему, как ум, погруженный в вино и прочие страсти, падает от опьянения; так ум чистый имеет своим основоположником Бога. И тем смиреннии людей спасутся. Ибо блажени нищии (Матф. 5, 3); и горе богатым, яко отстоят утешения своего (Лук. 6, 24).


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.