13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
IV. Отнюдь не после 539 года!
Подведём итоги. «В подлинном рассказе летописи нет места ни для Валтасара, который в «царском квартале» не защищался, ни для «Дария мидянина». Утверждая это, Халеви прав безусловно.
А) Создать из «сына царя» Бельшарусура того «царя Валтасара», о котором речь в книге пр. Даниила, поборникам данной гипотезы никак не удаётся 45). Если Вал-
43) Ср. прим. 85.
44) Nöldeke, 14.
45) В её пользу приводят (Köhler, 250) след. соображение: Валтасар, Дан. 5, 7. 29, даёт Даниилу место „третьего властелина", а не второго; это „всего легче“, amleichtesten, объясняется тем, что сам Валтасар был только соправителем своего отца Набунаида, т. е. вторым властелином. — Этот аргумент выпряден столь тонко, что от дуновения первого ветерка рвётся как паутина. „Третий князь“ не менее, „легко“ объясним и след. аналогиями. В 1885 г. кто-либо мог оказать чрезвычайно важные услуги германской империи, и все-таки его почтили бы только третьим местом: для императора Вильгельма I было бы нравственно невозможно почтить этого прусского Балата-шу-усура вторым местом, которое принадлежало князю Бисмарку. В 1890 г. какой-либо кмет мог оказать необычайнные услуги княжеству болгарскому
306
тасар стал царём с того мгновения, как недовольные Набунаидом объявили последнего лишённым престола, и затем был убит при взятии персидскими полками того укрепления, в котором засели эти недовольные; то царствование Валтасара длилось лишь несколько месяцев, приблизительно с июля по октябрь. С вавилонской точки зрения немогло быть речи даже о первомгоде его царствования; между тем пророк Даниил видел видение «в третий год царствования Валтасара царя». Нет надобности разъяснять, что и низложение Набунаида и воцарение Валтасара, и оборона какого-то квартала, и штурм персов, — все это узоры фантазии, не оправдываемые не одною строкою летописи. — Предполагать, что Валтасар ещё ранее 539 г. был признан царём, было позволительно только до 1878— 1882 гг., до обнародования контрактов Егиби и летописи Набунаида. Оба эти памятника знают только годы царствования Набунаида от нулевого до 17-го включительно. О годах Валтасара ни слова.
Б) Ещё менее завидно положение тех, которые ищут после 539 г. Дария мидянина, и нужно обладать своеобразным мужеством, чтобы в 1894 г. выступить с тою гипотезою, которую защищал Pаbbé F. dе Moor. Кто хочет смотреть на дело открытыми глазами, тот вынужден будет допустить, что — по этой гипотезе — царство вавилонское прямо сменено было царством персидским: ведь Угбару принял сдавшийся ему Вавилон в подданство царя персидского, и если потом царю персидскому угодно было на время назначить царём вавилонским мидянина (будь этот мидянин сам Угбару или другое лицо), то это ничтожное intermezzoне даёт ни малейшего права говорить ни о разделении царства между мидянами и персами, ни двух рогах — царях мидийском и персидском 46). Этот «Дарий мидянин», если и был «царём» вавилонским, то конечно не
и — был бы награждён только третьим местом: предоставить этому государственному деятелю второе место для принца кобургского было политически невозможно, так как оно находилось в цепких руках Стамбулова. Вероятно и у царя Валтасара „вторым властелином“ был свой вавилонский Бисмарк, а может быть и халдейский Стамбулов. - Но даже допустив, что Валтасар был только соправителем своего отца, мы не подвигаемся ни на шаг в решении вопроса о третьем годе царя Валтасара.
46) Дан. 5, 28; 8, 21. (20).
307
был царём мидийским. И при том, — если и не придавать значения тому, что летопись ни одним словом не говорит о воцарении какого-то мидянина, — уже чисто политические соображения способны подорвать доверие к этой гипотезе. Государь высокодаровитый, Кир поступил совсем близоруко, если, подавшись сантиментальностям, произвёл Угбару ли или другого сатрапа в цари. Киру приходилось ещё утвердить свою династию, которая должна была считаться 47) и с родственниками Астиага и с правами пасынков Кира (детей Амути от первого брака, внуков Астиага). Создавать новый царский род и следовательно новых претендентов на корону из потомков ли или из родственников Угбару было совсем не в интересах основателя царства персидского. И он такого политического промаха и не сделал: из летописи видно, что уже 4. нисана в первый год царствования Кира в Вавилоне (26. марта 538 г.) Камбиз, сын Кира, mKan-bu-zi-iamâruša mKu-raš, появляется на политической сцене. Ещё яснее это из «цилиндра Кира».
„Меродах, великий господин, благословил меня, царя Кира, чтущего его, — и Камбиза, моего родного сына, и все моё войско“. „И богам шумерским и аккадским, которых Набунаид на гнев господина богов приказал свезти в Вавилон, предоставил я, по повелению Меродаха, великого господина, — поселиться в обиталищах их в сохранности и в радости сердца. Все боги, которых я возвратил в города их, пусть ежедневно молят пред Белом и Набу о моем долгоденствии, пусть замолвят за меня благосклонное слово и скажут Меродаху, моему господину: „да (живёт) Кир царь, чтущий тебя, и Камбиз, сын его!“
В этом документ! 48) Камбиз — если выразиться языком нашего времени — объявлен наследником престола. Вавилоняне должны привыкнуть видеть в его лице того, кто некогда, как отчич, вступит на престол Кира и будет над ними царствовать.
Наконец, допустить, что Дарий мидянин, поставленный царём вавилонским, есть именно Угбару, значит запутаться в сильнейшие затруднения при чтении гл. 6 кн. пр. Даниила. Предполагаемый Угбару от всего сердца хочет
47) Unger, 259. 262.
48) Hagen, 13.
308
«спасти Даниила, и далее до захождения солнца старается избавить его» из капкана, подставленного вавилонянами, и беспомощно склоняет перед ними свою голову. Исторический Угбару средство спасения нашёл бы и расправился бы с своими лукавнующими подданными по-восточному. Они, эти хитрецы, имели неосторожность употреблять выражение «закон мидийский и персидский», «закон мидян и персов» (6, 8. 12. 15). Такие «воровские» речи ему, мидянину на персидской службе, — ему, царю милостью царя персидского,— слушать было совсем «непригоже». Оставив эти льстивые речи без грозного опротестования, Угбару рисковал тем, что ему когда-нибудь скажут: ты сам изменник! Что в 538 и след. годах лояльный человек мог говорить только о «законах персидских и мидийских», только о «персах и мидянах», это ясно и без доказательств и видно из Есф. 1, 19. 18. 3.
Столь же невероятно и то, чтобы на Угбару возложена была обязанность ставить 120 сатрапов во «всём царстве» (6, 1). Если при Ксерксе во всем царстве персидском «от Индии до Эфиопии» было всего только 127 областей (medînôt) (Есф. 1, 1; 8, 9), то видимо на 120 областей разделялись все владения Кира, а не одна только Вавилония.
Итак, ни в 539 г. ни после этого года ни Валтасар ни Дарий мидянин невозможны.
«Ещё в 1880 г. в мемуаре о Кире я пытался доказать,— говорит Халеви, — что Валтасара только в том случае можно признать за историческую личность, если он одно и то же лицо с Набонидом». Но в этом-то и заключается πρῶτον ψεῦδоς и парижского ассириолога и едва ли не всех учёных, отрицающих историческую достоверность книги прор. Даниила, что они непремерно хотят «поверять» её известия каноном Птолемея.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.