13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
II. Хронологическая справка в ординарной истории Вавилонии
В виде путеводной нити предлагаю следующие хронологические даты:
По вавилонскому счислению 18-й год царствования Навуходоносора (Nabu-kudur-uçur) начался с 1. нисанну, т. е. с 25. марта 587 г. до р. Хр. - В этом году 9. таммуза (29. июня в четверг) был взят Иерусалим, а 10. аба (30. июля в воскресенье) сожжён иерусалимский храм 10).
9) Delitzsch, Dan. 470, отмечая факт, что в книге пророка Даниила встречается много технических слов иранского происхождения, обращает внимание на то, что „и в древне-вавилонском писатель книги лучше осведомлён, чем обыкновенно думают“ и в подтверждение этого указывает, что в книге прор. Даниила твёрдо различаются два вавилонских имени, в греческом одинаково передаваемые словом Βαλτάσαρ: имя царя הלשאצדBelšа’ççar, бельшассир, и имя самого пророка הלטשאצדBelteša ’ççar, бельтешассар. Первое имя — по-вавилонски Belšаr-uçur (значит: Бел, царя храни!), второе же — Balata-šu-uçur (значит: Жизнь его храни!).
10) Unger, 300—307. Унгер основывается на Иерем. 52, 29. Результаты исследования Унгера, изложенные на стр. 299 -300, я принимаю только в главном и существенном, но дни месяцев пересчитываю по R. Schram, Hilfstafeln für Chronologie (Wien 1883), 71; при этом я исхожу из предположения, что астрономическое полнолуние, oppositio ѵеrа, приходилось на 14-й день месяца. Не считаю возможным умалчивать, что
286
17. апреля 562 г. начался 43-й год царствования Навуходоносора. 27. апреля он несомненно был ещё жив.
точность принятых мною дат — относительная; что не невозможно, что Иерусалим последнюю пасху в соломоновом храме праздновал и не 8. апреля, в субботу, а 7. мая, в воскресенье. Весеннее равноденствие в 587 г. приходилось на 27. марта 9 ч. 48.7 м. вечера (ночи) по среднему гринвичскому времени, т. е. в 12 ч. 9.5 м. ночи по среднему Иерусалимскому времени. К 9. апреля мог не созреть ячмень. Ср. „Хр. Чт.“. 1893, ΙΙ, 164. 165. Или защитники Иерусалима, для поддержания духа осаждённых, могли внушить им идею — не спешить праздновать пасху, а уповать на освобождение города; тогда и пасху можно будет отпраздновать в радости и ликованиях; и с этой целью 25-е марта могли объявить новолунием адара второго. В таком случае все даты придётся считать месяцем позже (20. июля и 28. августа). День, в который сожжён иерусалимский храм, неизвестен с точностью: Иерем. 52, 12 указываешь 10-е аба; но 4. Цар. 25, 8 еврейский текст—7-е аба, греческий (codd АВас?) έβδόμη, но рецензия Лукиана (Librorum Veteris Testamenti Canonicorum Pars Prior Graece, ed. P. de Lagarde, Gottingae 1883) έννάτη. Как известно, иудеи воспоминают это событие тоже 9-го аба. Из W. Smith and H. Wace A Dictionary of Christian Biography, London 1882, III, 448, и E. Schürer, I, 29. 530, cf. II, 184, 186, 224, 234 (Хр. Чт. 1893, II 149) мне известно следующее записанное в Taanith 4, 6; b. Taanith 29а иудейское предание: и первый и второй храм были разрушены а) вечером 9-го аба [т. е. по нашему европейскому воззрению ещё 8-го аба], β) во „исходе субботы”, môçāʾê šabbāth, γ) во исходе субботнего года [τ. е. в год, следующий за субботним], δ) когда на служении была чреда Иоярива, и ε) левиты пели псал. 93, 23. Они не успели закончить этот стих, как ворвались неприятели. Это предание не лишено признаков исторической достоверности, так как оно, быть может опирается на семейным воспоминания Иояривовой чреды, которая считалась (ср. 1. Пар. 24, 7) первою; из неё же произошла и фамилия асмонеев (1 Макк. 2, 1). Для меня представляет здесь интерес только дата β.— Смена священнических очередей происходила по субботам. Оканчивавшая свою службу чреда совершала утреннее и субботнее жертвоприношение, затем сдавала вступающей чреде сосуды и ключи от храма и удалялась; а чреда вступившая на служение приносила „между обоими вечерами” „жертву вечернюю”. Это — момент „исхода субботы“ - начала „единый от суббот”, первого дня недели. Если Набузардан поджёг храм 29-го Июля около 7 часов вечера (с субботы на воскресенье), то это и будет точно соответствовать с одной стороны иудейскому преданию, что храм сожжён во „исходе субботы”, с другой стороны свидетельству Иерем. 52, 12, что это случилось 10-го аба, а если храм зажжён вечером в субботу 26-го августа, то окажется правильною дата 9-го аба]. — Ещё одно замечание. Дан. 3, 1 по еврейскому тексту не говорить, в котором году своего царствования Навуходоносор сотворил тело злато; но по греческому переводу (Феодотиона) это было в 18-м году. Возможно, что эта глосса почерпнута из надёжного источника. Тело злато, быть может, было поставлено по возвращении Навуходоносора из похода и должно было служить памятником окончательного торжества халдеев над иудейским царством. Тогда история „трёх отроков” является в особом освещении. Когда эти ненавистные иудеи не по летам рано заняли высокое и не для пленников положение, то их завистники-халдеи стали с зоркостью коршунов следить за их поведением. Триумфальный истукан оказался подходящим пробным камнем и должен был выяснить, три иноплеменника, поставленные над делами страны вавилонской, чувствуют ли как халдеи или как иудеи. [Впрочем я выразился не совсем точно, назвав отроков из сынов израилевых из рода царского и княжеского пленниками.
287
А 31. октября царствовал уже сын его Амиль-Марудук 11). Таким образом перемена царствования приходится на 186 дней, не засвидетельствованные документами.
26. июля 560 г. Амиль-Марудук быль еще жив, а 13. ноября царствовал уже Нергаль-шар-усур 12). И здесь не засвидетельствованное spatium обнимает собою только 109 дней.
22. мая 556 г. в провинциях полагали, что Нергаль-шар-усур ещё жив (2. нисана, т. е. 11. апреля, он несомненно был ещё в живых), а в Вавилоне уже царствовал Лабаши-кудур. И здесь интервал только в 40 дней.
7. декабря того же 556 г. в Вавилоне царствовал уже Набу-наид 13). Не освещённое свидетельствами spatium длится только 198 дней; но так как Лабаши-кудур царствовал 7 месяцев, то, по исключении из этой суммы 180 дней, останется только 18 дней.
Сравнение Дан. 1. 1. 2 с Иерем. 25, 1. 2. 9; 36, 1. 3; 4 Ц. 23, 34. 35; 25,1 позволяет представлять дело так: летом 605 г. в третий год Иоакима разбив на голову фараона Некау, Навуходоносор грозно вытребовал к себе царя иудейского Иоакима, вассала египетского. Иоаким согласился быть подданным царя вавилонского и в обеспечение верности и в символическое ознаменование покорности представил заложников и часть священных сосудов. Но Иоаким „был рабом“ только три года; когда в 602 или 601 году он объявил себя независимым, иудейские заложники были обращены в рабов царя вавилонского. В 587 г. три мужа могли быть в 30-летнем возврасте].
11) Даты дней и месяцев заимствованы из контрактов Егиби. Последний контракт при Навуходоносоре помечен: „в 43. год 11. Нисанну”, первый при его преемнике „в 0 год 21. тишриту. В 4 Ц. 25, 27 имя преемника Навуходоносора написано Евилмеродах םלדך אױל ˚wîl-merōdak, A: ευείαναρωδαχ, В: ευίαλμαρωδεκ, с: εβιλ μεροδαχ, рецензия Лукиана ευ ιλμαδαρωδαχ по транскрипции учёного вавилонского жреца Беросса (Schoene, 42) Аμιλμаρούδοος, т. е. по-вавилонски Amêl- Mar(u)duk или [Amîl-Marduk = Раб Мардука. Ср. пр. 30. Одна из особенностей вавилонской фонетики: звук м после гласной вавилонянин произносил так, что иностранцу слышалось в. Таковы вавилонские названия месяцев, заимствованные иудеями: si-ma-nu, евр. sîwán, kis(i)lîmu, евр. kislēw, arah-šamna (что = буквально евр. yerah haššemînî, месяц восьмой) евр. marhešewān. Delitzsch, Gr., 103. 104. Первый год царствования Амиль - Марудука начался лишь с 6-го апреля 561 г.; но ещё 31-го марта (25. аддару, ср. Иерем. 52, 31) Иехония освобождён был из дома темничного. — О вавилонской системе счета лет царей см. приложение А в конце статьи.
12) Контракты: „во 2. год Амиль-Марудука 5. абу“—„в 0. год Нергалынарусура 27. Арахшамна”.
13) „В 4. год Н. 2. нисанну“ „в 4. год Н. 14. аару“ (контракт не вавилонский)—„в 0. год Лабаши-кудура 14. аару” (контракт писанный в Вавилоне)—„в 0. год Набунаида 5. кисилимму“.
288
1. сентября 539 г. в Вавилоне признавали царём ещё Набунаида, а 10. декабря там царствовал уже Кир 14). И здесь разность только в 99 дней. Впрочем и она сокращается до 56 дней, так как известно, что Кир вступил в Вавилон 28. октября 539 г.
Наконец 10. августа 530 г. в Вавилоне думали, что Кир находится ещё в живых (он, как известно, умер далеко от Вавилона), а 3. сентября и в этом городе уже знали, что царствует Камбиз 15).
Таким образом ординарная история Вавилонии не знает далее имён царей Валтасара и Дария. Мало того, преемство четырёх царей, владычествовавших в Вавилоне между Навуходоносором и Киром в течение 23 лет, засвидетельствовано непрерывною серией документов так твёрдо, что решительно нет места для интервала в 3 или 4 года, которые обнимают собою царствования Валтасара и Дария. Менее трёх лет невозможно назначить на эти два царствования, тогда как для противоположного предположения текст книги прор. Даниила никаких затруднений не представляет: ничто в ней не говорит против того напр., что и Валтасар и Дарий, быть может, царствовали по пяти лет.
Ясно, следовательно, что история Вавилона в её обычном изложении представляет одно непрерывное препятствие для толкования книги прор. Даниила, и гармонизовать данные этих двух источников невозможно, если не прибегнуть к смелой операции, похожей на вивисекцию.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.