13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Подвиг исповедничества веры
ПОДВИГ
ИСПОВЕДНИЧЕСТВА ВЕРЫ
Что означает сегодня для нас подвиг исповедничества веры? Иногда кажется, что такой подвиг — это нечто, принадлежащее прошлому, поскольку сегодня нас окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий, чтобы исповедовать Христа. На самом деле исповедничество веры, подвиг свидетельства, будет всегда.
Что говорили следователи людям, которые в страшных застенках, сокрытые от глаз общественности, вне всякой связи со средствами массовой информации, в полном одиночестве лицом к лицу предстояли своим мучителям? Они говорили очень просто и ясно: «Своими мыслями, своими делами, своими убеждениями ты мешаешь нашему народу идти к счастью. Мы не хотим быть под игом эксплуататоров, мы не хотим трудиться на кого-то. Мы хотим работать для себя, для своей страны. Мы хотим развивать образование, науку, искусство, а ты своими убеждениями мешаешь, ты встаешь поперек нашего движения. Посмотри на стройные ряды демонстрантов, которые шагают по Красной площади! Вот там будущее, а ты — поперек этого общего потока. Сознайся, что все
54
это нелепо, что все это глупо, что все это от необразованности, от темноты, от незнания науки». Но мученики и исповедники не соглашались с этим, а ведь многие среди них были людьми высочайших знаний, высокой культуры и образованности и прекрасно понимали, что означает подлинное движение человечества вперед.
То же, что говорили нашим мученикам и исповедникам, говорят верующим и поныне: «Вы — серые люди, вы отстали, вы не знаете, что такое демократия, вы не знаете, что такое свободный выбор. Вы живете старыми стереотипами, вы мешаете идти вперед». И ведь очень многие соглашаются: «В самом деле, может быть, я ошибаюсь? Может, своей христианской верой я действительно мешаю идти вперед? Может, мне лучше пойти вместе с толпой?»
У современных людей не меньше искушений и соблазнов, чем было у тех, кто пострадал за истинную свободу в XX веке. Конечно, сегодня никто не требует от нас отказываться от веры, никто не
55
принуждает уйти из Церкви. От нас не требуется идти на смерть. Никто не ставит вопрос так: либо вы христиане, либо мы вас выталкиваем из общества, деклассируем, лишаем работы, пенсии, благополучия. Но разве сегодня не требуется исповедовать веру во Иисуса Христа, когда общее течение современной так называемой культуры уносит сознание людей в сторону, противоположную Христу? Как много соблазнов и искушений исходит от тех, кто насаждает иную, богопротивную философию жизни, в которой нет истины! И какая разница, кто на той стороне: люди с оружием на краю страшных расстрельных рвов или те, кто словом своим, примером, а иногда и властью своей отрывает людей от Христа и разрушает веру? Воздействуя на человека, они безо всякого физического насилия способны оторвать его от Бога и Церкви...
Сами стандарты жизни, стандарты мысли, некая мода на образ жизни, господствующие в современном мире, являются антихристианскими. Из этих ценностей, которые и ценностями нельзя
56
назвать, удалено духовное, религиозное измерение. Сегодня созидается внерелигиозная цивилизация. Часто это делается сознательно, со ссылкой на то, что, мол, мир сегодня пришел в движение, он стремится к объединению, в нем сталкиваются, вступают во взаимодействие разные религии, разные системы ценностей, что невозможно построить мир, в котором присутствовали бы все эти религиозные ценности, а потому мир должен быть внерелигиозным; при этом люди свободны быть верующими или неверующими, но должны ограничивать свою религиозность рамками личной жизни. Одновременно проповедуются ценности, которые по сути являются языческими или даже — более того — нерелигиозными. Через средства массовой информации все эти стереотипы бытия и мода на нерелигиозную жизнь вольно или невольно обрушиваются на сознание современного человека и захватывают его.
Мы знаем, что сегодня происходит во многих странах мира, когда для того, чтобы быть членом благополучного и богатого общества, требуется
57
отказаться от веры через принятие и одобрение богохульных законов, идущих против Божественной воли и Божественной истины. Мы знаем, что кто-то соблазняется, начинает себя оправдывать и соблазнять других. Но мы знаем и то, что многие мужественные люди восстают против принятия этих законов, что есть люди, которые твердо стоят за Божию правду. Вот здесь и требуется мужество, тут-то и требуется сила идти узкими вратами (см.: Мф. 7,13,14) Царствия Божия, идти против течения, против общего потока в надежде на то, что, чем больше людей пойдут против этого потока, тем вероятнее, что мутные воды остановятся, а может быть, и повернут вспять.
Бог дал человечеству законы, нарушение которых влечет за собой гибель человеческой цивилизации. И если мы хотим жить как народ, как общество, как цивилизация, мы не можем бросать вызов Божественным законам человеческого бытия. И тем более мы не можем за чечевичную похлебку, за некое гипотетическое благополучие отказываться от Божией правды и идти туда, куда не пошли мученики и исповедники Церкви нашей.
Быть христианином сегодня — значит ни на минуту не терять бдительности, значит заботиться о религиозном воспитании своих детей, значит с любовью относиться к своему Отечеству, молиться за него, беречь его, словом и делом ограждая людей наших от всяких соблазнов, которые способны помрачить истину, хотя и не способны ее искоренить. И какими бы великими силами ни пугали нас, как бы ни были эти силы действительно велики, они не могут ослабить силу Божию, и наш народ, как никакой другой, пройдя через горнило страданий за Христа, знает это.
59
Все, что произошло с нами, с нашей Церковью, с нашим народом в XX веке, никогда не должно быть забыто. Мы должны научиться сопротивляться всем тем искушениям мира сего, которые управляют человеческими страстями и человеческим грехом, закабаляют человека, подталкивая его ко греху, делая его рабом греха, мешая его свободе.
Церковь живет вне времени и пространства, и мы называем это эсхатоном, иной жизнью — жизнью будущего века. И именно потому, что эта жизнь будущего века присутствует в исторической жизни Церкви, ее не одолеть никаким внешним силам. Но испытания, которые постигают Церковь, являются проверкой нашей верности Богу, силы нашей веры. И во времена Патриарха Тихона иерархи и духовенство, монашествующие и миряне, наша интеллигенция испытывались на эту верность — и многие отпали, согрешили, устрашились, убоялись, искали легких путей в жизни, но не нашли их. Страшным репрессиям конца 1930-х годов подверглись и те, кто думал устроить свою благополучную жизнь через предательство и отступление от канонического порядка, от подлинной Церкви.
Господь провел нас через тяжкие испытания, чтобы мы не делали ошибок. Мы с вами всё помним не только потому, что читаем книги, а потому, что Духом Святым соединены со святыми угодниками, с мучениками, с исповедниками, со Святейшим Патриархом Тихоном. И сегодня, когда многие силы хотят снова разрушить единство нашей Церкви, и мы знаем, что происходит на просторах Святой Руси, наша молитва к нему особая: чтобы он помог защитить Церковь нашу, сохранить единство, объединить епископат,
62
духовенство, монашествующих, верующий народ. И чтобы всем нам помог не только спасительно устремляться по пути личного благочестия, но и всем вместе трудиться для укрепления духовных основ жизни нашего народа, чтобы Церковь Божия явила многие и многие благодатные плоды своего делания.
Сегодня нам, живущим в условиях полной свободы, кажется, что нет никаких опасностей. Но христианин должен постоянно отстаивать свои убеждения, тем более что мы живем в обществе, из которого, как было сказано, влиянием различных сил и средств, в том числе средств массовой информации, пытаются исторгнуть веру в Господа, сделать ее только частью культурной традиции, ослабить внутреннюю силу духа веры. И потому сегодня нам так необходимы образ и пример святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, его молитвенное предстательство.
Мы знаем, что никакая человеческая сила, даже временно восторжествовавшая и затмившая память Святителя, предавшая его забвению и поруганию, не способна вычеркнуть его имя из истории Церкви и страны нашей. И, преклоняя колена пред ракой с его мощами, мы возносим к нему — Первосвятителю земли нашей — молитвы, прося предстоять пред Господом и молиться за Церковь нашу, за историческую Русь — страну нашу, дабы Господь всегда приклонял милость к нашему народу, помогая нам непреткновенно, в чистоте и благочестии совершать свое жительство.
Сегодня нам нужно особенно молиться святителю Тихону, чтобы он дал мудрость, спокойствие, духовную силу всем тем, кто в Церкви несет ответственность за ее жизнь, за ее служение, за ее
63
труды. Также Патриарху Тихону нам надо молиться и о властях, и о воинстве, и о всем народе нашем, чтобы Святитель, предстоя Господу, ходатайствовал пред Ним о том, чтобы возрождение Руси не пресеклось, но достигло того момента, когда глубоко в сердцах людей поселится вера, — того момента, когда вера будет вновь передаваться из поколения в поколение, являясь стержнем, основной опорой народа нашего и государства.
Мы прибегаем к святителю Тихону с молитвой, прося помощи Церкви нашей в сохранении духовного единства, в сохранении веры православной, в преодолении бед, скорбей и напастей, которые выпадают на нашу долю. Мы просим, чтобы, предстоя Всевышнему, он молился о мире Отечеству нашему, великой исторической Руси — Святой Руси и державе Российской. Чтобы нигде — ни в современной России, ни на Украине, ни в Беларуси, ни в каком другом месте — ни расколы, ни ереси не могли потрясти единства нашей Церкви, которая хранит Предание, начавшееся с киевской купели Крещения, которая, объединяя народ, всегда была Матерью любящей и заботливой. Особенно когда наступали тяжкие исторические моменты, когда решалась судьба Отечества, Церковь, вознося горячие молитвы и жертвенно трудясь во благо своего народа, исполняла свою материнскую миссию. Продолжая служение и свидетельство Патриарха Тихона, мы всегда будем вместе с апостолом Павлом говорить: Христос есть мир наш.
Верю, что святитель Тихон вместе с нами радуется наполненным верующими храмам. Радуется, видя молодые лица людей, живущих в двадцать первом веке, преодолевшем все перипетии и смуты века двадцатого. Будем молиться святителю
64
Тихону, чтобы тати и разбойники, которые появляются и сегодня, которые так же облачаются в архиерейские одежды, так же называют себя «митрополитами», «архиепископами», «епископами», чтобы они всегда несли на себе печать этого разбойничества, дабы народ — овцы не поверил им, как не поверил тем, кто во времена Святейшего Патриарха Тихона пытался погубить стадо. До тех пор пока будет существовать Церковь Христова, враг рода человеческого будет бороться с ней, используя внешние силы и внутренние нестроения. Мы же должны отвечать на все эти диавольские искушения крепкой верой, молитвой, способностью сердцем своим чувствовать, где правда, а где ложь, и хранить единство нашей Матери-Церкви как величайшую силу, от которой во многом зависит и благополучие всей исторической Руси.
Будем просить святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, дабы он, вступивший на патриаршее служение в преддверии страшного лихолетья, ныне был с нами, вразумляя нас и помогая продолжать его святое дело. Будем просить, чтобы все добрые дела, в том числе и моих блаженнопочивших предшественников, осуществились в полной мере в жизни сегодняшнего поколения — того поколения, которое призвано вернуть православную веру в сердцевину жизни нашего народа.
Молитвами Святителя да сохранит Господь державу Российскую, всю историческую Русь в Православии, в единомыслии и да поможет нам преодолеть всякого рода нестроения, включая и риски братоубийственных конфликтов и междоусобных браней, чтобы под Покровом Пресвятой Богородицы, в мире, благочестии и чистоте протекала жизнь нашего народа!
68
Верим, что своими молитвами он ныне предстоит пред лицем Божиим и молится за свою паству. Верим, что по молитвам Церкви и святителя Тихона Господь приклонит милость ко всем нам и поможет быть верными сынами и дочерьми Церкви Божией, Отечества своего, смело сохраняющими христианские ценности в собственной жизни, а через нее — ив жизни всего нашего народа.
69
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.