13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. В годину тяжкую Богом избранный...
«В ГОДИНУ ТЯЖКУЮ БОГОМ ИЗБРАННЫЙ...»
Ровно сто лет назад произошла интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. В грозном ноябре 1917 года, сразу после революционных событий, Святейший был избран и в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы возведен на Патриарший престол.
Церковь, освободившись от жесткого попечения со стороны государства, которое лишало ее необходимой свободы действий для внутреннего устроения и для внешнего свидетельства, наконец-то избрала своего Патриарха. Тем самым закладывался принципиально новый порядок управления Церковью, фундамент автономного, независимого от светской власти существования Церкви и ее свидетельства.
Каково же было ликование народа! Двухсотлетняя мечта о возрождении патриаршества, а вместе с ним канонического, то есть правильного, образа правления Церковью осуществилась. Радовались и духовенство, и простой народ, и интеллигенция, и многие, во власти бывшие. Радовались и с этим
13
событием связывали возрождение России, возрождение Церкви, возрождение веры.
Двести лет наша Церковь не могла жить так, как она должна была бы жить в соответствии со своими канонами. Это не просто унижало достоинство нашей Церкви в глазах Восточных патриархов и всего Православия (ибо везде были свои Предстоятели, а в Русской Церкви Предстоятеля не было), но, что самое главное, это лишало ее возможности самостоятельно решать такие важные вопросы, как избрание архиереев, назначение настоятелей и настоятельниц монастырей, назначение ректоров и иного руководства в духовные школы. Не говоря уже о полной невозможности для Церкви давать оценку тому, что происходило в стране, в обществе, призывать людей в том числе к преодолению внутренних средостений, так называемых классовых противоречий, о чем в то время особенно много говорили. Церковь не могла тогда сказать ни одного слова, которое остановило бы приближение страшной катастрофы революции с последующим уничтожением страны...
Когда был избран Патриарх Тихон, может быть, самое страшное уже произошло — Россия пережила тяжелейшую войну. И хотя у страны нашей было все для того, чтобы в этой войне победить, возникшая в стране революция, обезумевшие от пропаганды люди, потерявшие всякую способность различать духов (см.: 1 Кор. 12, 10), восставшие друг на друга, погубили Отечество. Большинство из нас даже представить себе не может, что происходило тогда в России. То был слом всей жизни, который сопровождался бесчинствами, проявлениями страшной несправедливости под лозунгами об этой самой справедливости. Во многие
15
страдания погрузился наш народ — святыни были порушены, духовенство истреблялось...
ОБРАЩЕНИЕ К СОВЕТУ НАРОДНЫХ
КОМИССАРОВ В СВЯЗИ С ПЕРВОЙ
ГОДОВЩИНОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
25 октября (7 ноября) 1918 г.
Все взявшие меч мечом погибнут.
(Мф. 26, 52)
Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции; но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды.
Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?
Поистине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (см.: Мф. 7,9,10).
Народу, изнуренному кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций».
От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото.
19
Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставив защиту Родины, бежать с полей сражений. Вы угасили в сердцах воодушевлявшее их сознание, что больше сея любве никтоже иматъ, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 13, 15). Отечество вы подменили бездушным интернационалом, хотя сами отлично знаете, что, когда дело касается защиты Отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями. [...]
Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли их в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции. [...]
Трудно даже представить себе, какой крест был на плечах Святейшего Тихона. Сознавая свое богоизбранничество, он не мог не сознавать возложенной на него ответственности за состояние народа. Своими глазами он видел, что происходит с народом: как те, кто еще вчера посещал храмы, сегодня стали сбрасывать кресты с куполов, закрывать святыни, убивать священнослужителей, глумиться над верой и Церковью, ядом пропитывать сердца и умы молодых людей. Наверное, люди церковные, проходя через все те тяжелейшие испытания, порой связывали их с концом мира, с концом истории. Некоторым казалось, что пришел антихрист и именно он разрушает Святую Русь, а через нее и весь мир.
22
Именно в это время святитель Тихон своим мирным, спокойным голосом, мудрым взором старца помогал людям не потерять веру, сохранить самих себя, уберечься от греха. Он вел их по пути спасения — казалось бы, по самому трудному пути. Но для Бога нет ни легких, ни трудных путей. Для Бога важно место, куда мы приходим, — к Нему или к диаволу, обретаем мы спасение или навечно его теряем. И потому Патриарх Тихон старался дистанцироваться от всех революционных событий настолько, насколько мог. Он погружался в молитву, он общался с единомышленниками, он много служил, он много молился, он объединял вокруг себя народ. И, как мы теперь видим, это и было самым важным, что помогало сохранять в людях веру и благочестие.
23
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.