Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Все управляется Промыслом Божиим

«ВСЕ УПРАВЛЯЕТСЯ ПРОМЫСЛОМ БОЖИИМ»

 

Святая Церковь учит, что Бог действует в истории непрестанно, направляя человечество к конечной цели бытия — ко спасению. Говоря языком богословия, это называется Промыслом Творца о Своем творении.

Преподобный Иоанн Дамаскин так описывает действие Промысла Божия: «Промышление есть Божие попечение о существующем. Другими словами, Промышление есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется. Так как Промышление есть воля Божия, то совершенно необходимо, чтобы все происходящее по Промышлению было несомненно самым прекрасным и самым достойным Божества, таким, что не могло бы быть лучше».

Вникая в эти слова, невольно задумываешься и задаешься вопросом: а как же быть с войнами, революциями, геноцидами, катаклизмами, когда гибли тысячи людей, когда в небытие уходили

9

 

 

целые города и даже цивилизации? Как быть со многими другими трагическими событиями, которые происходили и происходят в человеческой истории? Неужели в этом также являет себя Промысл Божий? Неужели и здесь действует всеблагая и всесовершенная воля Создателя мира?

Святитель Иоанн Златоуст разрешает это недоумение таким образом: «Все управляется Промыслом Божиим; но одно бывает по допущению Бога, а другое совершается при Его содействии» 1. Итак, что-то совершается при активном Божием участии и помощи, а что-то лишь попускается Господом как неизбежное следствие свободного выбора людей.

Тема действия Промысла Божия неразрывно связана с таким сложным богословским вопросом, как свобода воли человека. Тот же Иоанн Златоуст в другом месте пишет: «Знай, что Бог все устрояет, о всем промышляет, что мы свободны, что Бог в одном содействует нам, другое только попускает, что Он не желает никакого зла, что не по Его только воле все случается, но и по нашей: всякое зло только по нашей, всякое добро по нашей воле и вместе по Его содействию» 2. Итак, в совершении зла присутствует человеческая воля вопреки воле Божией. А в творении добра человеческая воля споспешествуется силой Божественного Промышления.

Таким образом, можно сказать, что история - это действие воли Божией во взаимодействии с волей человеческой. Когда человек избирает добро и действует в соответствии с Божественным

1 Иоанн Златоуст, святитель. Толкования на книгу Деяний. Беседа XXIII (4) // Цит. по: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие.: В 2 т. Т. 1. М.: Паломник, 1999. С. 523.

2 Там же. С. 524.

10

 

 

законом, Господь помогает ему на этом пути. Если же выбор человека происходит в пользу зла, если человек отходит от Божественных словес, то Господь оставляет человека, предоставляя ему возможность жить и действовать в соответствии со своим выбором. Отступление от Божественной Истины всегда становилось для человека печальной причиной последующих несчастий, бед и испытаний. Это касается как личной жизни каждого, так и жизни человеческих обществ и народов.

Бог, Который есть любовь и источник всякого блага, не может принимать участие в злых делах, ибо праведен Господь... и нет неправды в Нем. (Пс. 91,16), как свидетельствует псалмопевец Давид. Это суждение справедливо не только

11

 

 

в отношении каждого конкретного человека, но, как было сказано, и в отношении народов, поскольку Творец проявляет заботу как о каждом из нас, так и о целых нациях. Он сотворил и малого и великого и одинаково промышляет о всех (Прем. 6, 7), — говорит нам Книга Премудрости Соломона.

Вместе с тем Промысл Создателя силен исправить и обратить во благо даже человеческие грехи и заблуждения, и ярким примером сему является минувшее столетие. После изменения государственного строя, когда в России пала монархия, люди с особенно острым чувством восприняли идею восстановления Патриаршества. Когда 15 (28) августа 1917 года открылся Всероссийский Поместный Собор, то первое, что решили совершить его отцы, — восстановить Патриаршество в Русской Православной Церкви. Как всегда, при обсуждении столь судьбоносных вопросов, были противники и восстановления Патриаршества, и освобождения Церкви от государственного контроля. Разные голоса раздавались, но непреклонной оказалась воля Собора, и он избрал святителя Тихона Святейшим Патриархом Московским и всея России.

12


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.