Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофилакт, блаженный, архиепископ Болгарский

Феофилакт, блж. Пакуриану

Пакуриан провел несколько времени в епархии Феофилакта в качестве сборщика податей. — «Вот что неумолимо от тебя требуем и что ужаснее назначаемых тобою податей: не решаться на нововведения против справедливости, из любви к большему. Да будет тебе это правилом при прохождении должности, в которой ты стоишь, хотя бы даже тебе пришлось не обращать внимания на приказы царя 4)».

1) Finetti 3.

2) Lamio 26.

3) Finetti 14. Разумеется сын доместика Григория Пакуриана.

4) сюда же относятся два письма к Мерментопулу (Finetti 6, Lamio

 

 

15

Переходя к письмам, представляющем бесспорно драгоценный исторический материал для истории внутренних отношений Болгарии под византийским господством, считаем нужным предпослать несколько предварительных замечаний. Нельзя думать, что мы располагаем полным сборником писем Феофилакта. У всех трех издателей незаметно системы в выборе и расположении писем, но видна случайность: письма, имеющие одно и тоже предметное содержание и написанные, очевидно, в одно время, не только разделены целим рядом вносных писем, но и размещены иногда по разным сборникам. Для понимания и объяснения намеченных фактов и отношений не редко нужно обращаться от одного сборника к другому, от Меурсия к Финетти, или к Лами, и наоборот. Восстановить хронологию писем возможно лишь в весьма редких случаях; вообще же есть основания только оказать, что переписка Феофилакта обнимает период с 1084 до 1108 г. 1). Вместе с изложением содержания писем мы пред-

19), к Пантехну (Fin 9) и др. В этих и подобных письмах излишне было бы усматривать особое историческое значение; из них едва ли даже можно делать заключение к состоянию среды, в которой приходилось вращаться образованному греку. В XVI в. епископы, посылаемые в славянские земли, были люди далеко не просвещенные. Между тем их брезгливость и пренебрежение к славянской пастве нисколько не уступают чувствам архиепископа Феофилакта. У Крузия, Turco-Graeciae libri octo, можно находить много отзывов о славянах, подобных нижеследующему: ἤθελον παῖς εἶναι καὶ μαθητὴς τὸ πάντοτε σὺν ὑμεῖς διατρίβειν, καὶ ἐς κόρον ἀπολαμβάνειν τῶν γλυκέων ὑμῶν συνομιλιῶν... Ἀλλ οὐκ οἶδ’, ὅπως τοῦ διὸς κῦβος πεσὼν ἔροιψέ με πρὸς τριβαλοὺς, γένος ἑτερόγλωσσον καὶ δυσήνιον καὶ κωφόν. Οὐ γὰρ κάμπτει πειθόμενον λόγῳ μάστιγι ἀλλ οἶα κενταύρῳ παρεοικὸς ἀλληνάλλως φέρεται. Θαυμάζειν γὰρ ἐπέοικιν μὲν πῶς Εὐδοξέα τὴν πικροτάτην τούτην Κούκουσον οὐκ οἶδεν. Это писал Мефодий епископ Мельника. Можно сравнить письмо Парфения митрополита Софии от 1578 или 1580 г. и примечание к нему Крузия (р. 342, 328—29). Не слишком ли мы идеализируем деятельность греческого духовенства?

1) Первая дата основана на письме к Иоанну философу и на других соображениях, указанных выше. Вторая подтверждается письмами общеисторического содержания, в которых говорится о нашествии Боэмунда в 1107 и 1108 годах. Хронология писем определяется частью временем жизни и деятельности лиц, с которыми Феофилакт находился в переписке. Но здесь требуется ряд мелочных разысканий, которых мы не могли

 

 

16

полагаем сделать ближайшие выводы и заключения и указать вопросы, на разрешение которых должно быть обращено научное исследование.

Письма Феофилакта дают случай взглянуть на гражданскую и церковную администрацию Болгарии. Привыкли думать, что византийское правительство соблюдало от начала до конца то устройство, которое было дано Болгарии при подчинении ее, или лучше, что оно сохранило; в Болгарии прежнее устройство. Что касается до церковной администрации, в этом отношения уже нельзя было ссылаться на соблюдение первоначального договора, так как назначение болгарского архиепископа из Константинополя (с половины XI в.) и не из местного духовенства, а из природных греков, было весьма ясным признаком перемены в отношениях Византии к Болгарии. В гражданском управлении завоеванной страны должны были также произойти изменения, и начало их, по всей вероятности, относится к XI в. Те и другие перемены клонились к закреплению над Болгарией чужеземного влияния. Нужно при этом отделить западную часть Болгарии от восточной. Подчинение последней было номинальное, в ней нечего было делать греческой администрации, так как здесь хозяйничали половцы и команы. Но западная Болгария с течением времени вполне вошла в общую систему управления империи. Относительно этой части, в конце XI и в начале XII в. не может быть и речи о привилегиях, изъятиях и местной автономии, согласно первоначальным условиям, имевшим место после замирения страны. Она управляема была на тех же основаниях, что и остальные области империи.

Об администрации Болгарии под византийским господством говорят два византийские историка, Скилица и

предпринять и за недостатком пособий. В. Г. Васильевский указал между прочим, что Адриан Комнин умер в 1105 г. (Montfancon. Palaeo-graphia Graeca, р. 47).

 

 

17

Кедрин 1). Но их известия явно зависимы одно от другого и при том весьма кратки; в сущности, они не могут дать ответа на самый общий вопрос: в какой род зависимости к Византии вступила Болгария? Если каждый болгарин, владевший парой волов, должен был вносить ежегодно меру пшеницы, проса и сосуд вина (Кедрин), то желательно еще знать: кто собирал эту повинность, с кого и в чью пользу шла она, как была разложена и т. п., вообще какая облает ведомства предоставлена была местному самоуправлению? Можно привести еще несколько мест, где упоминаются стратеги, архонты и генерал-губернатор (δούξ), по-видимому, управлявший всей страной от имени императора. Присутствие в западной Болгарии подобных греческих чинов вводит уже нас в систему византийской административной централизации, при которой мало оставалось места областному самоуправлению. Словом, оставаясь на почве летописных известий, мы не можем задаваться, тем менее разрешить вопрос об администрации Болгарии в конце XI и начале XII в.

Болгария получила конституцию от византийских императоров, но таковая утрачена, вероятно, бесследно. Лишь память об ней удержалась в новеллах, обеспечивающих

1) J. Curopalatae, р. 715. Βασιλείου γὰρ τοῦ βασιλέως, ὁπηνίκα τὴν Βουλγαρίαν ὑπηγάγετο, μὴ θελήσαντός τι νεοχμῆσαι τῶν ἐθίμων αὐτοῦ, ἀλλ ὐπὸ τοῖς σφετέροις ἄρχουσί τε καὶ ἤθεσι τὰ καθ ἑαυτοὺς ὁρίσαντος διεξάγεσθαι, καθώς που καὶ ἐπὶ τοῦ Σαμουήλ, ὃς αὐτῶν ἀρχηγὸς ἐγένετο, ἤδη μὲν οὖν καὶ πρότερον τὸ ἔθνος τετόρακτο, τὴν ἀπληστίαν μὴ φέρον τοῦ ὁρφανοτρόφου, ὅτε τὸν Δολιάνον ἑαυτῶν βασιλέα ἐπευφήμησαν.... ἀπέβλεψε δὲ καὶ νῦν πρὸς ἀποστασίαν.

Cedreni, p. 530 9. Βασιλείον γὰρ τοῦ βασιλέως, ὁπηνίκα Βουλγάρους ἐχειρῶσατο. μὴ νεοχμῶσαι θελήσαντος ὅλως μηδὲ τὰ πράγματα μετακινῆσαι, ἀλλ ἐπὶ τῆς αὐτῆς μένειν καταστάσεως καὶ οὓτω διεξάγεσθαι καθώς που Σαμουὴλ διωρίσατο, καὶ διδόναι τὸν ζεῦγος βοῶν ἔχοντα Βούλγαρον εἰς τὸ κοινὸν σίτου μόδιον ἕνα καὶ κέγχρου τοσοῦτον καὶ οἴνου στάμνον ἕνα, ὁρφανοτρόφος ἀντὶ τῶν εἰδῶν νομίσματα δίδοσθαι διωρίσατο. ὅπερ μὴ εὐφόρως οἱ ἐγχῶριοι φέροντες, εὐρόντες δὲ καὶ καιρὸν εὔκαιρον τὴν τοῦ Δελεάνον ἐπιφάνειαν, τὴνΡωμαϊκὴν ἀπεσείσαντο ἡγεμονίαν καὶ πρὸς τὸ ἀρχαῖον ἑπανέδραμον ἔθος.

 

 

18

права болгарской церкви 1). Должна быть, однако, связь между привилегиями, предоставленными в пользу церкви, и политическими правами, дарованными нации или некоторым в ней сословиям. Мы увидим, что в конце XI и в начале XII в. болгарский архиепископ ратует за привилегии, опирающиеся на основной закон; можно также заметить, что центральное правительство нарушает гарантированные новеллами не только церковные права, но и право частных лиц. Из ряда многочисленных наблюдений над подобными фактами мы были приведены к соображению, что конституция, дарованная болгарской церкви, имеет многие аналогии с политическими правами, данными гражданским учреждениям и сословиям, словом, что по новеллам в пользу церкви можно (доставить некоторое понятие об утраченных законах гражданского устроения Болгарии. Всматриваясь в хризовулы с этой точки зрения, мы замечаем в них некоторые знаменательные факты. С одной стороны, это дарственная грамота, подтверждающая нераздельность болгарской церковной области и ненарушимость ее прав после перехода Болгарии под византийскую власть, здесь император лишь дает авторитет и юридическую санкцию старым грамотам болгарских царей 2). В хризовулах была отмечена только эта сторона, далеко не самая важная; этим документом пользовались для определения сначала церковных, потом политических границ Болгарии. Весьма легко, однако, показать, что удержание хризовулов не исчерпывается статьями, подтверждающими прежние права архиепископии и епископий. Император поступала некоторыми особенными правами

1) Разумеем хризовулы императора Василия Болгаробойцы, сохранившиеся в хризовуле Михаила Палеолога от 1272 г., изд. у Zachariae а LingenthaL, Jos Graeco-romanum III. s. 319 и полнее у Голубинского, Краткий очерк истории православных церквей, стр. 259—263. E γὰρ τῆς χώρας ἐγκρατεῖς ἐγενόμεθα, ἀλλὰ τὰ ταύτης δίκαια ἀπαράσπαστα διετηρήσαμεν, ἐπικυροῦντες αὐτὰ διὰ χρυσοβούλλων καὶ σιγιλλίων ἡμῶν.

2) τοὺς καλῶς παρὰ τῶν πρὸ ἡμῶν βασιλευσάντων θεσπισθέντας μηδὲν λημηναμένης...; ἀνατυποῦμεν διὰ τοῦ παρόντος σιγιλλίου ἡμῶν, ἀπαράθραυστά τε καὶ διατηρεῖσθαι καὶ ἀκαινοτόμητα πάντα ἐξ ἀρχαίων ἀνήκοντα τῇ ἀρχιεπισκοπή.

 

 

19

верховной власти над подчиненной страной, царствовал также некоторые новые привилегии. Элемент личной воли, которая выражается то в ограничении числа церковных крестьян (париков) и клириков, то в увеличении этого числа во внимание к особенным заслугам и в награду за верность — даст рассматриваемому нами документу более широкое содержание 1). В особенности это касается статьи о виддинской епископии, которая награждается, не в пример прочим, больше чем сама архиепископия, в уважение к заслугам, оказанным ею при подчинении Болгарии. Император Василий II увеличил права болгарского духовенства, а не подтвердил только то, чем оно пользовалось при своих царях. Новое правительство стремилось опереться на церковь, дабы найти в ней поддержку своего господства над страной. Весьма вероятно, что для той же цели особенные привилегии дарованы были также и некоторым сословиям.

Из тех же хризовулов можно частью познакомиться с правами, дарованными церкви. Главнейше эти права касаются числа париков и клириков, которыми может владеть тот или другой епископ, иными словами—речь идет о владельческих или господских правах епископа в самом широком смысле этого слова. Не подвергая колебанию исконное право церкви — владеть населенными землями, византийское правительство выступает лишь с ограничительными мерами: на какое число церковных людей должна простираться юрисдикция епископа и где, следовательно, должно начинаться право фиска или право частной собственности 2). Мы увидим по-

1) Так, относительно епископии Касторийской: εἰ τάχα καὶ περισσότερον εἰχε πρῴην, ἀλλ οὖν οὐ βουλόμεθα ὑπερβαίνειν τὸν ἀριθμὸν τῶν κληρικῶν καὶ παροίκων τοῦ ἀρχιεπισκόπου.... ἔδει πάντως αὐτὴν (епископия Виддинская) καὶ μεγί sτων (μέγιστονв изд. Голубинского) ἐπιτεύξασθαι ἀμοιβῶν καὶ τῶν κρειττόνων πάντως ὑπεραρθῆναι. ἀλλὰ διὰ τὸ μὴ ὑπεραίρειν (ϋπερβαίνειν?) καὶ ὑπερκεῖσθαι τοῦ ἀρχιεπισκόπου, κληρικῶν καὶ παροίκων τὴν ἰσομοίραν τοῦ ἀρχιεπισκόπου ταύτῃ δεδώκαμεν, ἐπαυξήσαντες δέκα ὑπὲρ τοὺς ἑβδομήκοντα τοῦ ἀρχιεπισκόπου.

2) κληρικοὺς καὶ παροίκους ὑπηρετεῖν δεδώκαμεν αὐτῷ...; καὶ ταύταις ὡς καὶ ταῖς λοιπαῖς κληρικοὺς καὶ παροίκους δωρούμεθα.... καὶ ταύταις δὲ κληρικοὺς καὶ παροίκους δωρήσασθαι διενοησάμεθα.

 

 

20

том, что светская власть, не нарушая принципа владения по хризовулам, стремилась поставить в известность число церковных людей и постоянно открывала на церковных землях большее число крестьян, чем какое установлено дарственными грамотами. С своей же стороны, высшее духовенство считает нарушением исконных прав притязания светской власти узнать действительное число церковных людей и старается всеми мерами не допускать в свои земли переписчиков. С правом владения населенными землями соединяются известные специальные права и разные изъятия. Из хризовулов трудно было бы вывести область прав епископа над церковными людьми, ибо таковая определялась обычной практикой того времени; но хризовулы отчетливо отмечают ту область, которая была изъята из ведомства гражданской власти. Во 1-х, клирики и парики освобождены от натуральных повинностей в пользу государста 1); во 2-х, церковные населенные земли изъяты из ведомства военных и гражданских чинов: стратегов, сборщиков податей и судей 2); наконец в 3-х, в пользу духовной власти установлена определенная, так называемая, каноническая подать, которая была собираема с церковных крестьян, а также с валахов, живших в Болгарии и турок, поселенных в долине реки Вардария (Вардариоты) 3). Само собой разумеется, те немногие данные, которые могут быть извлечены из хризовулов, нуждаются в новых указаниях и подтверждениях, без чего они не имели бы цены. Конечно, читатель догадывается, что мы ведем его к переписке архиепископа Феофилакта, которою надеемся помазать, как применялись хризовулы в прак-

1) ἳνα ἐξκουσεὐονται οἱ τοιοῦτοι πάντες κληρικοὶ ἀπὸ τε οἰκοδομίου καὶ τῶν λοιπῶν ἐπηρειῶν.

2) καὶ πάντας τοὺς ἐν Βουλγαρίᾳ στρατηγοὺς καὶ λοιπούς ἀπαιτητὰς καὶ ἄρχοντας, καὶ μὴ περικοπέσθαι αὐτοὺς, μὴτε εἰς μοναστήριαν Βουλγαρικὸν μὴτε εἰς ἐκκλησίαν ἐν οἰῳδήποτε ἐκκλησιαστικῷ ὅλως πράγματι, μὴτε κωλύειν αὐτόν.

3) καὶ λαμβάνειν τὸ κανονικὸν αὐτῶν πάντων, καὶ τῶν ἀνὰ πάσαν Βουλγαρίαν Βλάχων καὶ τῶν περὶ τὸν Βαρδάρειον Τουρκῶν.

 

 

21

тической жизни. Присоединим еще, что хризовулами лишь слабо намечены те отношения, которые указывает практика, что не могла одна церковь пользоваться юрисдикцией и разными изъятиями на подчиненной ей территории без того, чтобы подобными же правами не пользовались другие сословия, млн лица.

«Милости божественных мужей, пишет Феофилакт к севасту Иоанну, сыну севастократора 1), должны быть также полны и безвозвратны, как милости Божий. Если твоя власть даровала нам, что уже прежде было пожаловано боговенчанным и державным царем в пользу церкви, —полное изъятие соседних безместных иереев (переходящих к нам) от тяжкой подати зевгария, превосходящей все прочие несправедливости 2), зачем отменять эту милость, святой господин мой и благодетель! Если мы и изменили что против твоего желания и по неведению помрачили оказанное благодеяние, это не должно быть поводом—отменять милость, дарованную дому Божию. Смотри, с какой легкостью изменена грамота пансеваста Комнина тем же самым Комнином. Но есть еще время уврачевать рану той же рукой, которая поразила: благоволи распорядиться, чтобы сняты были с иереев все тягости и повинности, отбываемые мирянами в пользу государства, и чтобы было им возвращено, что у них взято 3). Прикажи также, чтобы так называемые посредники 4), пользующиеся

1) Lamio 9. Это был племянник императора Алексея Комнина, сын севастократора Исаака.

2) Место испорченное. Cod. Vatic. 509: φημὶ δὲ τὴν τῶν πολογειτόνων ἱερέων παντελῶς ἐξκουσσείαν μόνῳ καταβαρυμένων τῷ τοῦ.... Думаем, что клирики на церковных землях суть именно потомки таких иереев, мало по малу переходившие в состояние церковных крестьян см. новеллу XXVII. (а. 1086), Zachariae, Jus Graeco-romanum III. s. 366: εἰ μὲν πταῖσμα παρὰ δύω ἱερωμένων κληρικοπαροίκων.Полное равенство клириков с париками подтверждается в особенности грамотами, изданными Тринкерой, Trinchera Syllabus.... Neapoli 1865, см. напр. 182, а. 1145.

3) Место также испорченное: ἀντιστρέψαι δὲ καὶ εἴτι ἀπὸ ἱερέων κληριποὺς .... ἀφτίλετο. Вместо κληρικοὺς в рукописи можно читать αἐρικοῦ.

4) εἴ τινες τῶν λεγομένων μεσάζειν. У Дюканжи, Glossarium Graecitatis Μεσάζοντες, dicti qui in aula Imperatoris primas obtinent, rerum ministri.

 

 

22

иереями как домашней прислугой, не злоупотребляли по крайней мере теми, которые подчинены архиепископу».


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.