13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Дионисий Великий (Александрийский), святитель
Дионисий Великий, свт. Беседа 3 сохранившаяся на армянском языке
СОЧИНЕНИЯ, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ СВ. ДИОНИСИЮ.
Ныне 5) Христос воскрес из мертвых, дабы жить во веки. И вот жены, видевшие воскресение Его, поспешили к апостолам, чтобы возвестить им о воскресении. Предсказал это пророк Исаия в словах: жены, спешащие на торжество, войдите первыми 6). Чрез вас вошел некогда в мир грех, чрез вас войдет и благовестие, и чрез вас будет дарована миру жизнь, идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать 7).
Христос воскрес из гроба, хотя при входе в гробницу был запечатанный камень. Прииде Иисус дверем затворенным, и ста посреде их, и рече: мир вам 8). Увидев Его, апостолы испугались. Но Он сказал им: не бойтесь 9), и, дунув на них, ска-
5) В начале этого фрагмента читаем: «блаженного Дионисия, патриарха александрийского».
6) Ср. Исаия ХХVII, 11. жены, грядущыя с позорища, приидите. 7) Римлян. V, 20. 8) Иоанн. XX, 26.
9) Ср. Лук. XXIV, 37-38.
172
зал: приимите Дух Свят 1). О сем предсказал пророк Наум, говоря: празднуй, Иудо, праздники твоя, ибо прошло дуновение в лицо твое 2).
II. Этот закон веселия, таинство священных дней и праздник вечный, исполняются в нас по завершении покаяния и любви, и непрерывность его никогда не уменьшает наслаждения, ибо время не уменьшает красоты воскресения, а привычка не ослабляет приятности красоты. Но подобию тому, как, ежедневно созерцая солнце, мы однако каждый день желаем его света, так и в день Господень, всегда остающийся с нами, мы любим блеск его, ибо он —царь дней, поелику и в истории творения он является первым и в порядке благочестия занимает первое место. Сам Бог поставил его первым и творением и воскресением. В этот день, во время творения, отделил Он тьму от света и, по слову Павла, изгнал смерть, производя Евангелием светлую жизнь и нетление. В этот день творения отделил Он свет от тьмы и в день воскресения отделил веру от неверия, как сказал Спаситель: дондеже свет имате, веруйте во свет, да сынове света будете 3) Итак, мы не сыны смерти, но сыны света и дня.
В день, когда воскрес Господь, воссиял свет; в котором страдания Спасителя дали плод Свой, ибо плоды страданий—воскресение: аще зерно пшенично пад на земли, не умрет, то едино пребывает; аще же умрет, мног плод сотворит 4).
III. А о том, что надлежит почитать этот день ради страданий Спасителя и что день этот велик ради чести, воздаваемой честным страданиям Бога, свидетельствует и Давид, говоря о Спасителе: камень, еюже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу уг-
1) Иоанн. XX, 22.
2) Ср. Наум. I, 15. 3) Иоанн. XXII, 36. 4) Ibid., ст. 24.
173
ла 1). Это сказано, очевидно, о страданиях Христа», ибо Того, Кого отверг народ иудейский, принял мир; и как угол соединяет две отдельных (линии), так и народ этот и народ языческий соединены под одною главою, т. е. соединены в одно верою (во Христа). Вот почему и апостол говорит: Христос есть мир наш, сотворивый обоя едино 2). От Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших 3). Посему сейчас-же прибавляет (Псалмопевец): сей день, егоже сотвори Господ, возрадуемся и возвеселимся в онь 4). Видишь, как страданиями объяснил Он (этот) день и как объяснение тайны раскрывает величие дня.
IV. Итак, отныне мы — сыны света и воскресения, ибо воссиял для нас день Господень, открывая нам солнце Христа. Посему и говорит пророк: и воссияет вам, боящимся имене Моею, Солнце правды 5). И солнце правды одинаково освещает небесных и земных и, поелику Спаситель осиял ныне светом Своим умерших, Он соделал день сей святым и царским, началом благочестия (religionis) и творения, так как день сей отовсюду собирает в себя лучи божественных слов, изреченных пророками и апостолами.
1) Псал. CXVII, 22. 2) Ефес. II, 14. 3) Псал. CXVII, 23.
4) Ibid., ст. 24. 5) Малах. IV, 2.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.