Поиск авторов по алфавиту

Автор:Дионисий Великий (Александрийский), святитель

Дионисий Великий, свт. Беседа 1 сохранившаяся на армянском языке

СОЧИНЕНИЯ, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ СВ. ДИОНИСИЮ.

3. БЕСЕДЫ ЕВ. ДИОНИСИЯ, СОХРАНИВШИЕСЯ НА АРМЯНСКОМ ЯЗЫКЕ 8).

I.

I. Написано: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть 9). И вот Христос Иисус, сый над всеми Бог 10) и Господь, соделался Богом для нас, а мы, блуждавшие некогда, как овцы, соделались Его народом. Теперь именно мы

1) Иоан. XX, 17.  2) Иоан. III, 13.

3) Исх. III, 8.  4) Ср. Быт.XVIII, 33.  5) Евр.  IV, 16.

6) Ср. Матф. X, 32.  7) Римл. II, 6.

8) Армянский текст этих бесед с переводом на латинский язык напечатан у Питры в Analecta sacra, t. IV, p. 176-182 и 417-422. В надписании первой беседы стоят следующие слова: «Блаженного Дионисия, епископа александрийского, из бесед против Павла самосатского».

9) Иоанна III, 16.  10) Римл. IX, 5.

166

 

 

возвратились к Пастырю и Спасителю душ (наших) 1) потому что для нас родился Сын, соделавшийся Спасителем нашим 2); Отроча родися нам, говорит пророк Исаия, Сын и дадеся нам 3). Тот, Кто существовал изначала, хотя и остался тем же, чем был прежде, однако ради нас, удалившихся от Него, соделался телом их, как говорит о Христе пророк Осия 4). Без сомнения, он говорит (здесь) о теле Христа, Который воплотился от Девы Марии и родился от Нее совершенным человеком. Он был зачат, но она не познала (мужа); Он родился, но она не пострадала, потому что Христос, как Бог и Господь, сохранил чрево св. Девы таким же, каким оно было ранее, как свидетельствует об этом пророк Иезекииль в словах: сия врата заключенна будут, и никтоже пройдет ими, яко Господ Бои Израилев внидет ими, и будут заключенна 5).

II. Сей Сын, существовавший ранее вселенной, родился в Вифлееме, по словам пророка Михея: и ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах иудиных, из тебе бо изыдет Старейшина 6). Смотри же, Самосатский, как пророк называет Его старейшиной, ибо нет Старейшины, который существовал бы прежде Его. И опять говорит пророк: иже упасет люди моя Исраиля 7). Слова эти исполнились на апостолах, которые были от Израиля; Он сказал им: се Аз посылаю вы, Яко агнцы посреде волков 8). И хотя посланные Им двенадцать апостолов были овцами, однако они ус-

1) Ср. I Петра II, 25.  2) Ср. Луки II, 11.  3) Исаии IX, 6.

4) У пророка Осии подобных слов нет. Но слова эти напоминают одно место из послания к Римлянам IX, 5, где апостол говорит: от нихже Христос по плоти. Ср. Pitra, Analecta Sacra, t. IV, p. 417, nota 7.

5) Иезекииля XLIV, 2.  6) Михея V, 2.

7) Матф. II, 6. Ср. Михея V, 4.  8) Луки X, 3.

167

 

 

мирили всех волков. Исходи Его изначала века 1) как говорит и пророк Давид в своем пророчестве: прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем вся колена земная 2). Или, как говорит апостол: Христос вчера и днесь, Той же и во веки 3). Воссияла для нас звезда Его, Царя славы, поднявшаяся от чресл Иакова: Она есть Бог всех. А блаженный Моисей свидетельствует, что воссияет звезда от Иакова 4) и что вознеслось царство Его 5). Заметь: Моисей не сказал: «вознесется», так как Тому, Кто вознесся, нет надобности возноситься. И воистину на всю землю воссиял свет Его.

 III. Волхвы, пришедшие с востока 6), принесли Родившемуся в Вифлееме дары. И Писание возвещает это, говоря: от Савы приидут, носяще злато, и ливан, и смирну, и спасение Господеви благовозвестят 7). Ирод хотел убить святого, невинного и праведного, т. е. самого родившегося Господа,—и это самое предсказал блаженный Давид: смотряет грешный праведнаго, и ищет еже умертвити его, Господь же не оставит его в руку его 8). Этот Ирод убил младенцев в Вифлееме и причинил скорбь Рахили, как предсказал об этом некогда пророк Иеремия: глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть 9). Их не было уже на земле, а были они на небе, поточу что убиты были в первом цвете возраста.

IV. Приняв Его в объятия свои, св. Мария отправилась в Египет, нося Того, Кто в руках Своих содержит всю вселенную. Предсказал это Исаия, говоря: се Господь седит на облаце легце, и

1) Михей V, 2.  2) Псал. LXXI, 17.  3) Евр. XIII, 8.

4) Числ. XXIV, 17.  5) Может быть, св. Дионисий имеет здесь в виду Быт. XLIX, 9.

6) Матф. I, 2.  7) Исаии LX, 6.

8) Псал. XXXVI, 32, 33.  9) Матф. II, 18; ср. Иерем. XXXI, 15.

168

 

 

приидет во Египет 1) Св. Деву, не знавшую греха, назвал он облаком, поточу что Она без скорби испустила росу небесную и без труда носила и без истления родила, исполнив веселием вселенную, изнемогавшую от жажды: приидет, говорит пророк, во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская 2), потому что Он есть призираяй на землю и творяй ю трястися 3).

V. А после смерти Ирода Он возвратился из Египта и пришел в землю Иудову. Это предсказал св. пророк Осия 4) сказав от лица Отца: из Египта воззвах Сына Моего 5),—из Египта воззвал Toro, Кем полна земля и вселенная и от Кого никто не может убежать. Пределы Галилеи и Неффалима, Завулона и Галилеи видели свет Его. Это, Самосатский, предсказал некогда Исаия: земля Завулоня и земля Неффалимля, путь моря, Галилеа язык, людие седящии во тьме, видеша свет велий 6). Пророки смотрели на Христа не так, как еретики, восстающие на Бога, но как блаженный Павел, который говорил о Нем, как о Боге, проповедуя свое евангелие, принятое им по откровению Бога и Спасителя Иисуса (Христа) 7). Исаия и Павел называют Его великим, крепким, Господом и Богом 8). А Павел самосатский со своими последователями не устыдился называть Его простым и чистым человеком.

VI. Приступив в пустыне к Иоанну, Христос крещен был крещением покаяния. И это опять предсказал Исаия: глас вопиющаго в пустыни: уготовайте пут Господень 9), т. е. путь, ведущий в цар-

1) Исаии XIX, 1.  2) Ibid.

3) Псал. CIII, 32.

4) в армянском тексте стоит имя Исаии вместо имени Осии. Ср. Pitra, Analecta sacra, t. IV, p. 418, nota 15.

5) Осии XI, 1.  6) Матф. IV, 15-16; ср. Исаии IX, 1 — 2.

Ί) Ср. Ефесеям, III, 3.  8) Исаии IX, 6; Тит. II, 13.

9) Исаии XL, 3; Матф. III, 3.

169

 

 

ство небесное. Во Иордане крестился Тот, чрез Которого грешники, очистившись, получают прощение грехов. И глас бысть с небесе (от Отца, Который сказал): Сей есть Сын Мой возлюбленный 1). И это предсказал некогда Давид, говоря: свидетель в Боге верен 2). Это свидетельство разверзло небо и потрясло землю; но иудеи и еретики не содрогнулись.

VII. Восприял Духа Святого Зачатый от Духа Святого и проповедал всем, которые на земле ожидали царствия небесного. И это предсказано было о Христе, так как Исаия говорит: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя 3).

Как человек, послан был Тот, Который не отделялся от Отца, как Бог; обнищал волею Своею и возвестил нищим спасение и царство небесное.

1) Марк. I, 11; ср. Матф. III, 17.

2) Псалом LXXXVIII, 38: свидетель на небеси верен.

3) Исаия LXI, I.


Страница сгенерирована за 0.1 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.