13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей
Шпиллер В., прот. Слово в неделю Торжества Православия
Воскресение 9 марта
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
Евангелие от Иоанна
Глава 1
43На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. 44Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. 45Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. 46Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. 47Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. 48Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. 49Нафанаил отвечал Ему: Равви'! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. 50Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. 51И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Протоиерей Всеволод Шпиллер.
Слово в неделю Торжества Православия
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Начался Великий пост, прошла только одна его неделя. Она бывает очень трудной именно потому, что, начиная пост, человек с особым усердием хочет каяться в своих грехах. Он погружается в себя и видит столько ужасающей скверны, видит столько страстей, которым он подчинён, почему и грешит. А сегодня, в первое воскресение Великого поста, велит нам праздновать Торжество Православия, как сказано в стихире этого праздника за всенощной, с особой радостью.
Церковь не напрасно и не случайно велела нам праздновать Торжество Православия в первое воскресенье Великого Поста, а значит вспоминать об одном большом церковном историческом событии.
Что же это за событие? Одиннадцать веков тому назад мучила Церковь борьба иконопочитателей с иконоборцами. И эта борьба была очень жестокой, гонения на иконы и на иконопочитателей были очень сильные во всём христианском мире.
Седьмой Вселенский Собор в 787 году решил, что иконы надо непременно почитать; он утвердил иконопочитание. Через некоторое время собрался ещё один Собор в Константинополе, который опять решает, что иконопочитание имеет огромное значение в нашей религиозно-нравственной, духовной жизни, и утверждает иконопочитание, потому что с ним связана непосредственно вера в человека, вера в ту душу, к которой обращается Церковь в эти дни и говорит: хоть она и прокажённая, ты не отчаивайся — она не только прокаженная у человека.
Дело в том, что перед отцами Собора, перед Отцами тогдашней Церкви стоял очень трудный вопрос. Как можно изображать Бога на иконах (икона — греческое слово, по-русски значит образ), как можно изображать невидимого Бога в красках, мозаике, каким-либо другим образом?
Бог в сущности своей, конечно, непостижим и невидим. Но Премудрость Божия открыла Божество в воплотившемся Боге Слове, втором Лице Пресвятой Троицы, в Лице Иисуса Христа, Богочеловека. И когда на иконе изображается Иисус Христос, то изображается вместе с Его человеческим естеством и Божеское Его естество, потому что в Нём соединены неслиянно и нераздельно две природы: Божественная и человеческая. Соединены две природы потому, братья и сёстры о Христе, что в природе человеческой заложено нечто такое, что дало возможность восприять человеческое естество Самому Богу. Это образ Божий в нас, вложенный при сотворении в человеческую природу, это сообразность Самому Богу каждого из нас с вами в глубине, в ядре, в самой сущности.
Вот кто каждый из нас с вами, вот какой каждый из нас с вами! Именно об этом и напоминает Церковь нам сегодня и просит нас веселиться и радоваться. И мы веселимся и радуемся, и ликуем, хотя и видим в себе всю свою скверну, всю свою греховность вместе с Иоанном Дамаскиным, который когда-то воспел: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений». Образ Божий в нас неистребим и неуничтожим до конца никаким грехом. Он всегда в нас, он нам присущ.
Господь Иисус Христос — Бог Слово принял естество человеческое, и поэтому когда Церковь зовёт поклониться образу Иисуса Христа на иконе, на образе, мы поклоняемся Божественной Его природе и Образу Божию в нас тоже. Образу Божию в человечестве, образу Божию и человеческому естестеству в Иисусе Христе, человеческому естеству, которое так близко к Богу в каждом из нас.
Почему же, братья и сёстры, Церковь решила первое воскресенье Великого поста назначить для празднования, для воспоминания этого события — утверждения иконопочитания, за которым стоит утверждение веры христианской в Бога и в человека? Потому что, когда мы каемся в своих грехах (в Великом посте мы должны, хотим, стараемся каяться), когда мы так каемся в своих грехах, то действительно может одолеть уныние, можно придти в отчаяние от увиденного в себе.
Нам со всех сторон нашёптывает какой-то диавольский голос, что человек в своей природе, в своем естестве — зло, что он плохой, что в нём слишком владычествуют самые скверные страсти и делают его орудием всякого зла, и в конце концов вся жизнь человеческая превращается в одно какое-то сплошное зло.
Это клевета на человеческое естество! Мы не должны ей поддаваться. Не надо так унывать и так отчаиваться — мы должны верить в то, что мы добры, в то, что в нас вложено добро, мы должны верить и быть верными этой вере до конца, сколько бы скверны в нас ни было, какие бы грехи нас ни мучили.
Весь смысл покаяния в том, чтобы раскрыть в себе первозданную красоту естества человеческого, образ Божий в себе раскрыть. Каясь в грехах, мы именно очищаем этот образ, который затемнили грехами, но не уничтожили до конца. Покаяние только и возможно по-настоящему потому, что мы чёрное в себе, тёмное, плохое в себе видим, отличая от белого, от хорошего, от светлого. Если бы мы не знали, что такое свет и что такое тьма... Но мы знаем, что такое свет, и знаем, что в своей глубине человеческое естество — пресветлое, потому что Образ Божий в нём содержится. Церковь зовёт сегодня поклониться изображаемому на иконах Пречистому Образу Господа Иисуса Христа — Богочеловека. Говоря о том, что присутствие Бога на иконе действительно реально, Церковь властно указует нам на другой образ, на другую икону, в которой также действительно присутствует Божественная сила: на образ, на икону Бога, вписанную десницею Творца в каждого человека, братья и сёстры. Вот почему христианскую жизнь нам нужно проводить в вере и верности Богу и в человеческое добро, в светлую глубину человеческого естества, которая может быть раскрыта и раскрывается с помощью Божией, особенно на путях покаяния.
В такой осиянности, в такой озарённости этой светлой-пресветлой верой в Бога и человека и будем мы проводить свою жизнь, проходить свой жизненный путь, стараясь делать всё, что мы делаем, во славу имени Божьего. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.