Поиск авторов по алфавиту

Автор:Тихон (Белавин), патриарх

Тихон (Белавин), свт., патр. Ответное послание Константинопольскому патриарху Григорию VII по вопросу управления Русской Православной Церковью

ОТВЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОМУ ПАТРИАРХУ ГРИГОРИЮ VII ПО ВОПРОСУ УПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ

[Не ранее 24 мая (6 июня) — не позднее 27 августа (9 сентября) 1924 г.)

Его Святейшеству
архиепископу Константинопольскому, Нового Рима,
и Вселенскому Патриарху ГРИГОРИЮ VII

При письме представителя в России Вашего Святейшества архимандрита Василия (Димопуло) от 6 июня сего 1924 г. за № 226 мною получены четыре выписки из протоколов заседания Священного Константинопольского Синода от 1 января 1924 г., 17 апреля, 30 апреля и 6 мая сего года, из коих видно, что Ваше Святейшество, желая оказать помощь от матери Великой Христовой Церкви Константинопольской и изучив точно течения русской церковности и происходящие разногласия и разделения, — для умиротворения дела и прекращения настоящей аномалии, происшедшей от внешних перемен или от чрезмерного и бесполезного возвращения к взглядам и старым системам, потерявшим уже жизненную силу и смысл, приняв

167

 

 

во внимание исключительные обстоятельства и примеры прошлых времен, — решили послать к нам особую миссию, уполномоченную изучать и действовать на месте на основании и в пределах определенных инструкций, согласно с духом и преданиями Церкви.

В инструкции членам миссии одним из главных пунктов является пожелание Вашего Святейшества, чтобы я как Всероссийский патриарх, ради единения расколовшихся и ради паствы, пожертвовал собой, немедленно удалившись от управления Церковью, как подобает истинному и любвеобильному пастырю, пекущемуся о спасении многих, и чтобы одновременно упразднилось патриаршество. как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах, в начале гражданской войны, и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения. Дается и определенная инструкция Комиссии, на какие течения она в своих работах должна опираться.

Прочитав указанные протоколы, Мы немало смутились и удивились, что представитель Вселенской патриархии, глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами как с законным представителем и главой всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви. Священные Соборы (см. 2 и 3 правила II Вселенского

168

 

 

Собора и др.) за епископом Константинопольским признавал и всегда только но не признавали и не признают за ним вообще, т. е. признавали и признают перед другими автокефальными Церквами первенство чести, но не власти.

Помним и то правило, что «не быв приглашены, епископы да не приходят за пределы своей области для рукоположения или какого-либо другого церковного распоряжения». А поэтому всякая посылка какой-либо комиссии без сношения со мною, как единственно законным и православным патриархом Русской Православной Церкви, без моего ведома, — не законна, не будет принята русским православным народом и внесет не успокоение, а еще большую смуту и раскол в жизнь и без того многострадальной Русской Православной Церкви.

Последнее будет только в угоду нашим схизматикам-обновленцам, вожди которых, ныне стоящие во главе так называемого (самозванного) священного синода, как бывший Нижегородский архиепископ Евдоким и другие, запрещены мною в священнослужении и за учиненную смуту, раскол, незаконный захват церковной власти объявлены впредь до раскаяния находящимися вне общения с Православной Церковью.

Вместе со всей массой русских православных верующих со своей паствой, сомневаюсь и очень, что Ваше Святейшество, как заявляете, «изучили

169

 

 

точно течения русской церковности» (сомневаюсь потому, что Вам не угодно было ни разу обратиться к Нам за документальными объяснениями того, кто же подлинный и настоящий виновник смуты и раскола). Весь русский православный народ давно сказал свое правдивое слово как о нечестивом сборище, дерзновенно именующим себя собором 1923 г., так и о несчастных вождях обновленческого раскола. Народ не со схизматиками, а со своим законным и православным патриархом.

Позволительно усомниться и в предлагаемой Вашим Святейшеством мере умиротворения Церкви — моего удаления от управления Церковью и хотя бы временного упразднения самого патриаршества на Руси. Не умиротворит это Святую Церковь, а народит новую смуту, принесет новые скорби и без того многострадальным верным Нам архипастырям и пастырям. Не честолюбие или властолюбие заставило Нас снова взять крест патриаршего служения, а сознание своего долга, подчинение воле Божией и голос верного Православию и Церкви епископата.

Последний, получив разрешение на собрание, еще в июле прошлого года соборным голосом осудил обновленцев как схизматиков, а ко мне обратился с просьбой снова встать во главе Русской Православной Церкви и быть ее кормчим до того момента, когда Господу Богу угодно будет даровать

170

 

 

мир Церкви голосом Всероссийского Поместного Собора и засвидетельствовать перед всем миром нашу правду.

Неверен взгляд Вашего Святейшества и, очевидно, навеян врагами Православной Церкви и по части возникновения правильности восстановления патриаршества в России и необходимости его упразднения, хотя бы временного.

Ваш предшественник, блаженной памяти патриарх Герман V, как и другие восточные патриархи, особыми грамотами приветствовали как восстановление у нас на Руси патриаршества, так и лично меня. С особой приветственной речью как представитель Вселенского патриарха выступал и покойный о. архимандрит Иаков 21 ноября 1917 г.

Всякий, кто явится к Нам, если пожелает беспристрастно, без предвзятых идей и определенных заданий, познакомиться с положением церковных дел в России, изучить появление, рост и жизнь так называемого обновленческого раскола, встретит с Нашей стороны благожелательное отношение, если он явится к Нам как к законному главе Русской Православной Церкви. Желания и надежды благочестивого народа СССР одни: да дарует Господь Русской Православной Церкви мир, да приведет Господь в ограду Церкви отошедших от нее и от Нас как законного главы Православной Русской Церкви. И Мы, и Наша паства верны и Церкви

171

 

 

Божией, и родному Православию, и нашему правительству. И только враги Церкви, сеющие смуту и вражду, могут и говорить и утверждать иное. В уверенности, что Ваше Святейшество, как возлюбленный во Христе Наш брат, вознесет молитвы об умиротворении Русской Православной Церкви и при первой к тому возможности войдет в письменные сношения с Нами и через общение как со мною, так и со Священным при мне Синодом будет иметь возможность ознакомиться с действительным положением церковных дел Православной Русской Церкви и уверитесь, что истина за нами и с нами.

Вашего Святейшества, возлюбленного о Христе брата,

Тихон, Патриарх Московский и всея России

Следственное дело С 376-378

172


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.