13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Посвящать себя Богу через служение ближнему. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Великую Среду в Храме Христа Спасителя (11 апреля 2012 г.)
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ
В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
11 апреля 2012 г.
Посвящать себя Богу через служение ближнему
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, в Великую Среду, мы вспоминаем событие, имеющее большое значение для понимания христианином того, что есть самое главное, самое существенное в христианском образе жизни, образе жизни верующего человека, и что отличает его от иного образа жизни — людей, не знающих Бога, не признающих Его и не имеющих с Ним никакой связи.
То, что произошло в доме Симона прокаженного (Мф. 26, 6-16), когда женщина, блудница, возлила драгоценное миро на Спасителя и этот поступок возбудил чувство злобы, ненависти в душе Иуды, многому нас научает. В самом деле: женщина отдала, наверное, все свои деньги и все, что имела, чтобы купить драгоценную жидкость, которой в древности помазывали царей. То была действительно огромная материальная ценность, и, возливая на голову и тело Спасителя миро, она словно всю себя и все, что у нее было, посвящала Господу.
Движущими силами такого поступка не могут быть никакие личные чувства — здесь присутствует некая глубочайшая идея, некое мировоззрение, которое, конечно, та женщина никогда не смогла бы сформулировать и оставить нам. Но мы, задумываясь над ее поступком, можем ясно определить, что это за мировоззрение и что это за образ жизни, который из грешницы соделал праведницу. В центре этого образа жизни — готовность и способность человека пожертвовать собой, тем, что он имеет, тем, что для него дорого, во имя Божие.
Каким безумным кажется этот образ жизни людям, не знающим Бога и не признающим Его! Иуда, который был рядом со Спасителем, будучи одним из учеников Его, должен был бы проникнуться этими мыслями и этим образом жизни, — ведь он видел Спасителя, знал о Его грядущих страданиях, потому что Господь неоднократно говорил о том, что Ему надлежит умереть, быть распятым. Иуда не мог не помнить этих слов — он видел перед собой Того, Кто жизнь Свою отдает во имя Божией правды. И что же? Не тронули этот пример и эти слова Иуду. А грешная женщина, которая, наверное, была презираема многими и не слышала тех слов, что слышал Иуда, которая не была так близка к Спасителю, как был близок
621
Иуда, сердцем своим почувствовала необходимость, потребность излить на Страдальца, идущего на смерть во искупление грехов рода человеческого, миро — все, что она имела.
Иуда возмущается, и это возмущение отражено в Евангелии от Иоанна. Именно он, а не кто-то другой из апостолов, говорит: «Зачем такая трата? Не лучше ли было продать это драгоценное миро», — а потом, как бы спохватившись, добавляет: «и... раздать нищим» (Ин. 12, 5). Не о нищих думал Иуда, как свидетельствует евангелист, — но он говорил так, потому что был вор (Ин. 12, 6). Именно он носил ящик, где были деньги всех апостолов, — каждый из них не имел своих личных средств, но вносил в общую казну все, что у него было, и оттуда получал необходимое. Именно Иуда был хранителем этого ящика и запускал в него свою грешную руку, иначе бы не назвал его евангелист вором.
С точки зрения Иуды, поступок женщины — это безумие, ведь нужно не отдавать кому-то, а брать, — и брать не только по справедливости за свои труды, как это Богом благословлено (ибо каждый труждающийся достоин пропитания), но и неправедным путем: воруя, обижая и принося страдания другим людям. «А какая разница? Страдает другой или не страдает — лишь бы мне было хорошо!..»
Тот образ жизни и тот образ мысли, которые разделял Иуда, были безбожным образом жизни и безбожным образом мысли, в которых нет Бога, нет страха Божия, нет никакой высокой идеи — в их центре сам человек, для которого возможны любые способы удовлетворить собственные греховные желания. И мы знаем, как этот безбожный образ жизни до сих пор часто рядится в светлые одежды. Иногда, обвиняя Церковь, спрашивают: «Зачем иметь храмы с золотыми куполами? Зачем иметь ризы духовенству, которое предстоит престолу Божию? Может быть, лучше все это продать и раздать нищим?»... Не о нищих пекутся эти люди — они пекутся о себе, потому что человек неверующий не может понять того, кто верует в Бога, кто посвящает себя Богу через служение ближнему. Ведь на ближнего возлила драгоценное миро блудница, и ближнему она служила, сострадая Ему в Его страданиях и скорбях, и таким образом послужила Богу. Когда мы служим Богу, у нас всегда хватает сил служить ближнему, у нас хватает разумения, чтобы строить свою жизнь так, чтобы разделять свои ресурсы, свои возможности, будь то материальные, интеллектуальные или духовные, с другими людьми. Именно этот образ жизни и благословлен Богом, а потому каждый человек призван к тому, чтобы более отдавать, чем брать: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 35).
Сегодня мы вспоминаем о деянии женщины, возлившей миро на главу Спасителя, и о поступке Иуды, который не просто вознегодовал, созер-
622
цая этот подвиг, но именно в этот момент принял решение пойти и предать Спасителя. Воспоминания об этих событиях дают нам ясное представление о том, что неприятие Божиего мира, отказ от религиозного образа жизни влекут за собой противление Богу и борьбу с Ним. Именно в тот момент Иуда стал предателем, когда его мировоззрение, его мировосприятие столкнулись с иным взглядом на жизнь и иным образом жизни, воспламенив страшную ненависть, которая уже ничем не могла быть остановлена. И, как известно, он прошел этим путем ненависти и противления Господу до конца, предав Его на мучения и смерть.
Неслучайно Господь говорит: Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет... о том, что сотворила эта женщина (Мф. 26, 13; Мк. 14, 9), — как великий пример служения Богу, как великий и святой пример жертвенности и способности отдавать себя ближним, что воспринимается в очах Божиих как величайшее богослужение, как жертвоприношение Богу. И все мы сегодня призваны этим евангельским повествованием к такому служению Богу через служение ближнему своему, которое спасает наши души и преображает окружающий нас мир.
Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.