13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Мы всегда в долгу у Бога. Слово в канун Великой Среды в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре (30 апреля 2013 г.)
СЛОВО В КАНУН ВЕЛИКОЙ СРЕДЫ В КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОМ ИЕРУСАЛИМСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
30 апреля 2013 г.
Мы всегда в долгу у Бога
Мы совершили богослужение, которое называется утреней Великой Среды. Великая Среда, то есть завтрашний день, посвящена замечательному событию — тому, как Господь накануне Своих страданий посетил дом человека по имени Симон (Мф. 26, 6-13). Во время вечерней трапезы в этот дом пришла женщина, о которой шла дурная слава, и, разбив сосуд с драгоценным миром, возлила его на Господа и Спасителя.
Обычно миром помазывали царей на царство. Эта жидкость стоила огромных денег — может быть, все, что скопила эта женщина, она вложила в то, чтобы приобрести это миро. С точки зрения здравого смысла — поступок безрассудный. Недаром Иуда, который был человеком скупым, нечестным,
637
который запускал руку в ящик, куда складывались общие деньги всех апостолов, вознегодовал, — ведь совершенное женщиной не соответствовало его внутренним жизненным установкам. Но Господь, обращаясь к апостолам, сказал: «То, что совершила эта женщина, будет известно всему миру, — везде, где будет проповедано Евангелие» (Мф. 26, 13). И сегодняшним богослужением мы прославляли ее поступок, прославляли заблудшую женщину, которая через свое жертвоприношение получила оставление грехов. Грехи были прощены ей, она очистила свою душу, помазав тело Спасителя, идущего на страдания и смерть.
Нам иногда кажется, что в жизни все следует делать исключительно из соображений разумности, подчиняя свои поступки логике, рациональному подходу к проблемам, с которыми мы сталкиваемся. Однако живущие по такому принципу люди нередко осознают к концу жизни, что многого лишены — лишены внутренней радости, мира, покоя. Эти люди порой достигают больших успехов в карьере, в бизнесе, когда результатом работы является получение прибыли; но они не «разбивают драгоценных сосудов с миром», они складывают деньги для другого.
Но есть и такие, кто поступает, с точки зрения большинства, безрассудно (такие, вероятно, есть среди нас и сейчас). Одни, отказываясь от всего, что дорого, близко, понятно большинству людей, уходят в монастырь и всю свою жизнь посвящают Богу, молитве, совершению добрых дел. Такой поступок до сих пор многие наши современники не могут ни понять, ни правильно оценить. А ведь этот поступок сродни тому, что совершила евангельская женщина: она все свои средства вложила в драгоценное миро, а человек, переступая монастырский порог и становясь монашествующим, всю свою жизнь посвящает Господу.
Но мы знаем, что подобное нередко совершается и в миру, светскими людьми, которые, преступая логику и рационализм в своих действиях, совершают поступки, которые одни называют героизмом, а другие — безрассудством. Мы знаем, что в тяжкие моменты, когда над Родиной нашей нависала смертельная опасность, многие, не задумываясь, отдавали за Родину жизнь. Такой поступок практически необъясним с точки зрения так называемого здравого смысла, которым сегодня живут очень многие, но именно благодаря героизму наших воинов мы обрели победу в страшной войне.
И в мирное время совершаются такие «безрассудные» поступки. Когда высокий начальник, который мог бы отсидеться в своем кабинете, находит смерть, спасая людей из пылающего огнем дома, то с точки зрения очень многих он совершает безрассудный поступок. Но если бы этот замечатель-
638
ный человек остался жив, то на вопрос, почему он поступил так, а не иначе, он скорее всего ответил бы: «Иначе поступить было нельзя» *.
Мы должны научиться совершать поступки, которые подчас идут вразрез с представлениями современного мира. Сейчас большинство людей заботятся о материальном благополучии, о том, чтобы потреблять как можно больше материальных ценностей. Для многих это становится единственной целью, а средства массовой информации, телевидение, Интернет нередко делают из таких людей национальных героев, создавая тем самым абсолютно ложную систему ценностей, в которую погружены наши современники, в том числе и молодежь.
Способность совершать героические поступки, принося в жертву себя или то, что тебе дорого, или то, что ты скопил за долгие годы, способность жизнь свою отдать за ближних своих, как призывает нас Господь, способность посвятить свою жизнь Богу, отказавшись от многих ценностей мира сего, и есть «безрассудные» поступки, которые обретают величайшую ценность в очах Божиих.
Бог никогда не бывает у нас в долгу — мы у Него бываем в долгу. И если что-то мы делаем ради Него, особенно если проявляем заботу о тех, кто в ней нуждается: о больных, несчастных, сиротах, пожилых, престарелых, одиноких людях, то Господь приклоняет к нам Свою милость.
Сегодня я получил замечательное письмо от одного богатого человека, который много денег тратит на помощь бездомным. Он пишет: «Мы привыкли поклоняться Богу, взирая на прекрасные иконы. А я учу себя поклоняться Богу, взирая на несчастных людей, потому что в них отображается лик страдающего Спасителя». Эти замечательные слова я привел вам сегодня для того, чтобы всем стало ясно: мы становимся христианами, подлинными учениками Спасителя тогда, когда, совершая безрассудные с точки зрения многих поступки, на самом деле отдаем себя ближним своим, служа тем самым Богу. И да укрепит всех нас Господь именно в таком образе жизни, в таких мыслях и в таких делах!
[...]
Я хотел бы пожелать всем помощи Божией в вашей жизни, мира душевного, крепости сил, радости в преддверии Святой Пасхи и особенно — Божественной радости в светозарную ночь Христова Воскресения. Пусть свет Воскресения, радость общения с воскресшим Господом укрепляют нас на наших жизненных путях!
Аминь.
* Такой подвиг совершил, например, в 2010 г. начальник Службы пожаротушения Федеральной противопожарной службы ЦУКС МЧС России по г. Москве полковник Евгений Чернышев, за что ему было присвоено звание Героя России посмертно. — Примеч. peд.
639
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.