13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. О грехопадении и похоти плоти
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ И ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ
ГОСПОДНЯ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
14 февраля 2010 г.
О грехопадении и похоти плоти
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, в последнее воскресенье перед Великим постом — Прощеное воскресенье, — Церковь вспоминает события, связанные с изгнанием первых людей из рая. В книге Бытия повествуется о том, что люди, согрешившие пред Богом: вкусившие от древа познания добра и зла и отступившие от Богом установленного правила жизни, — были изгнаны из рая. Изгнаны для того, чтобы никогда больше не питаться от древа жизни, которое также росло в райском саду, — вкушение именно от этого древа давало людям бессмертие. Мы никогда не будем точно знать, какая духовная реальность скрывается под образом древа жизни, — древний текст только доносит до нас упоминание об этой реальности, но не раскрывает ее.
Если люди в раю были бессмертны, то Источником этого состояния мог быть только Бог, так как бессмертием обладает только Он и тот, кому Он благоволит передать этот дар. Сотворив человека по Своему образу и подобию, Господь возжелал передать дар бессмертия людям. Древо жизни — это и есть некий способ передачи человеку Божественной благодати, Божественной силы, Божественной энергии — частиц Божественной жизни. Такая передача могла осуществляться только тогда, когда человек жил в соответствии с установленным Богом законом жизни. Нарушив этот закон, человек был отлучен от древа жизни, и, как далее повествует книга Бытия, у дверей рая был поставлен Ангел с огненным мечом, чтобы не допустить человека к этому древу (Быт. 3, 24), — удивительно яркий образ, который помогает понять любому человеку — и образованному, и не очень грамотному, — что между Источником Божественной жизни и согрешившим человеком встала непреодолимая стена.
С того времени человек вынужден был поддерживать свое физическое существование, в тяжких трудах возделывая землю; как сказано в Священ-
286
ном Писании, — в поте лица своего добывая хлеб (Быт. 3, 19). Все развитие человеческой истории пошло отныне по иному пути: борьба за выживание, за продолжение рода стала главной целью человеческого бытия. И какое огромное место в этом целеполагании было отведено добыванию хлеба насущного! Причем под хлебом следует подразумевать не буквально кусок хлеба, и даже не только пищу, а все необходимое, в чем может нуждаться человек, чтобы выжить и продолжить свой род. Надо отметить, что люди, стараясь обеспечить себя необходимыми условиями жизни, начинали с самого простого и доступного, а сегодня достигли невероятно сложного и многообразного. Но смысл развития человеческой цивилизации от этого не меняется: все направлено на то, чтобы человек мог сохранить свою жизнь, приумножить свой род, увеличить свою силу.
Трудно сказать, каким могло бы быть человечество, если бы оно выбрало иной путь своего развития, не нарушив Божьего закона жизни. Но оно сделало тот шаг.
Процесс добывания хлеба насущного ныне, как и во все времена, связан с огромным количеством проблем. Достаточно включить телевизор и посмотреть программу новостей, чтобы понять: все в конечном итоге вращается вокруг одной цели — заботы о хлебе насущном, обеспечения человека материальными благами жизни. Великие идеи, политические программы, правительственные решения — все направлено на достижение этой цели. В конце концов, забота об экономическом развитии страны — это забота о хлебе насущном, а решение вопросов, касающихся социального благоустройства общества, — это попечение о том, чтобы люди, добывая свой хлеб, не становились врагами, не теряли человеческого обличия.
А как же основная цель бытия, ради которой человек был создан Богом, — жить в раю, в общении с Ним? Эта цель ушла, породив еще одну проблему, связанную с нарушением Божественного закона жизни: человек, добывая хлеб насущный, вкушая этот хлеб, вкушая все блага земные, очень часто именно в процессе потребления благ видит высшую для себя цель, испытывает высшее наслаждение. И если в древности благом и наслаждением для человека был действительно кусок хлеба, который не давал ему погибнуть, то сегодня, когда хлеба много, человек видит цель своего бытия в том, чтобы потреблять этих благ как можно больше и получать от этого максимум удовольствия. Хотя еще апостол Павел призывал: Ревнуйте Ударах духовных (1 Кор. 14, 1).
Совершенно не случайно именно сегодня мы с вами слышали отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам, который завершается удивительными по силе словами: но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа,
287
и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13, 14). Похоть же — это и есть нарушение внутреннего баланса человеческих сил, нарушение целостности, органичности человеческого бытия, когда забота о плоти полностью поглощает всего человека, а попечение о духе просто исчезает или оттесняется на периферию жизни. Вот это подчинение человеческого внимания, сил, воли и чувств стремлению удовлетворить потребности тела и есть похоть.
Как замечательно апостол Павел одно понятие противопоставляет другому! Попечение о плоти есть закон бытия, закон падшего человечества: ведь древо жизни теперь недоступно, а потому и нужно заботиться о своем теле, иначе человек не выживет и род человеческий прекратится. Попечение о плоти есть разумное и богоугодное дело, коль скоро человек был отлучен от древа жизни. Но как легко Богом благословенное попечение о плоти превратить в похоть! «Плоть — друг неблагодарный и лживый: чем более мы угождаем ей, тем больше она нам вредит», — говорит преподобный Иоанн Лествичник, автор знаменитой «Лествицы».
Дни Великого поста даются нам именно для того, чтобы заставить нас крепко задуматься о том, что является нашим главным целеполаганием, куда мы устремляем все наши силы — силы ума, воли, чувств. Ради чего мы живем? Чем мы отличаемся от животных, наших меньших братьев? Какое место в нашем бытии должна занимать забота о внутренней жизни? И не превращаем ли мы законное, разумное попечение о плоти в похоть плотскую, в служение этой плоти как высшей ценности бытия?
Пост, который всем нам предстоит пройти, дает людям спасительную возможность о многом задуматься, многое духовно переосмыслить и понять. Шаги, которые мы будем предпринимать во время постного поприща, — пусть даже самые маленькие, незначительные шажки, направленные на преодоление похоти плоти, — будут вдохновлять нас, вселять надежду, сопровождая нашу жизнь внутренним радостным духовным опытом. А как важна надежда! Без нее невозможно жить, без надежды на достижение подлинных целей бытия человек действительно может превратиться в животное и потерять всякую перспективу жизни.
Сегодня по стечению календарных обстоятельств мы празднуем двунадесятый праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем о том, как Мать Спасителя Дева Мария принесла Его по обычаю в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения и как Божественного Младенца встретили старец Симеон и пророчица Анна. Праведный Симеон был тем самым старцем, который долгие десятилетия ждал Пришествия в мир Спасителя и надеялся на встречу с Ним. И эта надежда оправдалась.
288
Старец взял на руки Младенца — Господа и Спасителя нашего — и произнес дивные слова, которые мы повторяем в храме каждый день: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром (Лк. 2, 29).
Надежда ветхозаветного старца Симеона осуществилась через встречу с Богомладенцем Иисусом Христом. И как замечательно, что в начале Великого поста мы вспоминаем эту евангельскую историю и прославляем Господа, даровавшего Симеону возможность встретиться с Ним. Восхваляя снисхождение Божие к праведному старцу, мы обретаем внутренние силы для надежды и на нашу встречу с Богом, которая станет возможной только тогда, когда похоть плоти не будет лейтмотивом нашей жизни, когда материальные попечения не будут порабощать все наши мысли и чувства, но оставят нам жизненное пространство для внутреннего делания и молитвы. А это поможет достичь главной цели нашей жизни — возвращения в рай и встречи с Господом.
Да поможет нам Господь провести великие спасительные дни Святой Четыредесятницы так, чтобы встреча с Воскресшим Спасителем даровала нам яркий и укрепляющий наш дух опыт общения с Богом, которое и являет нам прикровенно, но реально красоту рая, красоту Божьего Царства!
Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.