Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Наша брань... против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ЧЕТВЕРТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА

В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

29 марта 2009 г.

Наша брань... против духов злобы
поднебесных
(Еф. 6, 12)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Только что мы прослушали отрывок из Евангелия от Марка, в котором повествуется об исцелении бесноватого. Отрок был одержим диавольским духом, который мешал ему говорить и слышать, и юноша был немым и глухим. По свидетельству его отца, дух этот бросал несчастного на землю, в огонь и в воду, а тот скрежетал зубами и цепенел. Много раз отрок был близок к смерти; наконец несчастный родитель взмолился ко Господу, прося Его исцелить сына. Тогда Иисус Христос спросил отца, верит ли он в то, что Господь может совершить такое исцеление, добавив при этом, что всё возможно верующему. И после того, как отец отрока исповедал свою веру, Спаситель исцеляет несчастного и, обращаясь к ученикам, говорит, что диавольский род может быть изгнан только молитвой и постом (Мк. 9, 17-29).

Это евангельское чтение побуждает нас к размышлению о том, что такое беснование. Из Евангелия мы узнаем, что Господь неоднократно исцелял бесноватых. Чаще всего ими были люди с неадекватными реакциями, которые либо кричали, либо бросались на землю, как этот несчастный; словом, их поведение, которое сейчас назвали бы асоциальным, никак не укладывалось в рамки человеческого общежития. Это были буйные люди. И поныне в нашем понимании беснование — это некое буйство, потеря разума.

Но это совсем не так. Беснование — это одержимость духом злобы, диавольским духом. Оно может сопровождаться умопомешательством, а может и не сопровождаться. Когда бес овладевает человеком и тот становится игрушкой в его руках, то враг рода человеческого решает, будет ли формой беснования умопомешательство или что-то другое. При этом ум человека подчиняется диаволу полностью. И происходит это часто не через непосредственное внушение от сатаны, а как бы естественным путем. Как это может происходить, с наглядностью и очевидностью показывает нам история: нередко для того, чтобы овладеть сознанием человека, диавол использует человеческую мысль, которая складывается в некую идеологию.

История свидетельствует, что, отдавая свой разум идеологиям, источником которых был не Бог, а диавол, люди становились бесноватыми. В исто-

400

 

 

рии нашего Отечества было такое общенародное умопомешательство и беснование, когда идеология была воспринята как некое учение о спасении, когда люди, осуществляя положения этой идеологии, стремились полностью подчинить ей свою жизнь.

Как проницательно определил еще в XIX веке такое умопомешательство великий писатель Ф. М. Достоевский — назвав бесами тех, чей разум пленен бесовскими мыслями! Мы знаем, как дорого стоило нашему Отечеству это пленение разума, к каким страшным жертвам привело: к разорению святынь, попранию человеческого достоинства, разрушению основ национальной жизни. Плененный разум работал на диавола, выполняя его волю.

Но разве это беснование было похоже на обыкновенное представление о нем? Разве люди, которые осуществляли все то, что было угодно диаволу, бросались в грязь, на землю, разве скрежетали они зубами? Нет, они служили диаволу потому, что поработили ему свой разум.

А сегодня разве зачастую не происходит то же самое? Разве люди не подчиняют свой разум опасным и греховным идеям? Сегодня очень многие идеологии используют богодарованную свободу человека для того, чтобы превратить его в зверя, чтобы, ссылаясь на эту свободу, раскрепостить греховное, инстинктивное начало в нем: «Живи, как хочешь. Ты свободен. Хочешь жить по законам инстинкта — живи, это твое право». Идею жизни на подобной основе подхватывают литература, средства массовой информации. И миллионы людей порабощают свой разум диавольским мыслям, становясь бесноватыми.

Но закабалить можно не только разум. Для того чтобы мысль стала действием, нужно подчинить еще волю и чувства человека. В наше время это происходит так же, как происходило в прошлом. Задача диавола заключается в том, чтобы весь мир стал бесноватым, чтобы каждый человек был в его власти. И действия, направленные на решение этой задачи, осуществляются им диавольски тонко и изощренно. Вы не увидите сейчас, за редчайшим исключением, тех бесноватых, которые кричат и бросаются на пол, потому что таких людей в нынешних условиях сразу заберут в психиатрическую клинику и изолируют. А для того, чтобы диавольское действие в мире продолжалось, люди, подчиненные злой воле, не должны быть изолированы — они, напротив, должны влиять на других.

Опасность беснования заключается в том, что человек, сознательно или неосознанно отдающий себя в руки диавола, обречен на гибель, потому что диавол — это зло, а зло всегда стремится к небытию. Род человеческий однажды уже был почти уничтожен силой Божией, потому что грех поработил всех людей, кроме одной семьи — семьи Ноя (Быт. 6, 5-13).

401

 

 

И та обезумевшая от греха, подчиненная диаволу человеческая цивилизация была смыта водой — Всемирным потопом. Ибо в той цивилизации стерлись все грани между добром и злом, и, чтобы спасти праведников, Господь уничтожил тех, кто оказался во власти диавола (Быт. 7, 10-12, 17-24).

Наша брань не против крови и плоти, — говорит апостол, — но против... мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12). Брань, которую ведет Церковь, — не против людей, не против учений, а против мироправителей тьмы века сего... духов злобы поднебесных. Задача Церкви заключается в том, чтобы говорить людям об опасности беснования, о нежизнеспособности человеческого общества, подчиненного диавольской силе.

Каким же образом можно противостоять попытке диавола распространить свою власть на весь род человеческий? Нет других способов и других средств, кроме горячей веры в то, что Бог сильнее диавола, кроме молитвы и поста, о чем мы слышали и в сегодняшнем евангельском чтении. Диавольские ухищрения, его тонкие воздействия на человека мы не способны преодолеть силой своего разума, своей воли и своих чувств, потому что мы слабее диавола. Только силой Божией мы можем противостоять ему. Только силой Божией мы можем сохранить свой разум свободным от диавольского влияния, волю свою — сильной и направленной к добру, а чувства — светлыми и возвышенными. И средство для этого одно — молитва и пост, другого средства не существует: пост — как внутренний духовный контроль над мыслями и действиями, а молитва — как постоянная связь с Богом, как обращение к Нему, как вопль о спасении. Молитва и воздержание должны быть в центре нашей жизни не только в период поста, но и в любое другое время, потому что дело не в воздержании от пищи как таковом, но в способности человека контролировать свои чувства, эмоции и поступки.

Не случайно Господь открыл нам эту великую истину, тем самым вооружив всех нас в борьбе с диаволом. Иначе было бы неизвестно, как можно и нужно противостоять духам злобы поднебесным. Мы, наверное, делали бы множество ошибок, пытаясь создать некую встречную стратегию действий, построить какую-то человеческую организацию, которая могла бы давать отпор злу. Но никакая человеческая стратегия не способна противостоять стратегии сатаны — только искренняя вера, молитва, воздержание способны дать нам силы, чтобы уберечь свою свободу от диавольского посягательства.

Этому учит нас не человеческая мудрость, а само Слово Божие, мудрость Божественная. И в четвертое воскресенье Великого поста Церковь предлагает нам проникновенные слова о преображающей человека силе молитвы и поста для того, чтобы, осознав важность этого аскетического делания, мы

402

 

 

укрепились сугубо, ибо иногда к середине поста у людей ослабевают силы, воля и желание поститься и молиться. Слова Спасителя призваны поддержать нас на нашем постном поприще. Но самое главное: именно эти слова открывают нам путь к спасению, к стяжанию внутренней свободы, подлинной свободы от действий диавольских, от порабощающего душу греха. Ибо только через такую Богом дарованную свободу мы можем стать детьми Божиими и наследниками Его Царства.

Аминь.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.