13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. О непреходящем значении стояния за веру и истину
СЛОВО В НЕДЕЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ
В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
21 февраля 2010 г.
О непреходящем значении стояния за веру и истину
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Первое воскресенье Великого поста — день особый. В этот день мы совершаем празднование Торжества Православия.
Обычай отмечать в первый воскресный день Великого поста Торжество Православия восходит к первой половине IX века, когда был учрежден этот праздник в память о победе над иконоборчеством на VII Вселенском Соборе, состоявшемся в 787 году, и одновременно в память о победе Церкви над многими другими ересями, которые представляли огромную опасность для внутренней жизни Церкви и для ее миссии в первом тысячелетии нашей эры. С тех пор каждое первое воскресенье Великого поста мы вспоминаем все эти знаменательные события, и каждый из таких праздников дает нам повод подумать о том, что есть церковное единство, и вместе с тем еще раз поразмышлять о том, что такое ересь.
Церковь — это община единомышленников, которые верят во Святую Троицу, в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Вера, которая соединяет членов Церкви в единую общину, Самим Господом была передана апостолам — вначале тем самым двенадцати, о призвании которых мы только что слышали в чтении из Евангелия, а затем и другим апостолам, проповедникам, евангелистам, благовестникам, учителям — тем, кто по всей вселенной понес весть о Христе Воскресшем. Апостолы же поставили в каждой из созданных ими общин мужей, которые позже стали называться епископами, и на них возложили особую ответственность — хранить веру Христову.
Но человек обладает дарованной Богом свободой, а свободные люди могут иметь разные взгляды на одни и те же вещи. Существует такое понятие, как разномыслие, которое в Церкви допустимо, как об этом говорит святой апостол Павел: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19). Ибо, когда сталкиваются
366
различные точки зрения, нередко через это обретается драгоценное сокровище правды Божией, ведь именно так укреплялась вера Христова. На Вселенских Соборах не было единомыслия: люди придерживались разных взглядов, но всегда приходили к общему пониманию веры.
Но у разномыслия в Церкви есть свои границы. Если чья-то мысль привносит в содержание веры такое искажение, которое разрушает самую суть этой веры, а значит, лишает людей спасения, то такая мысль именуется ересью; она всегда осуждалась Церковью, осуждается и ныне.
История возникновения ересей свидетельствует, что все они возникали под благовидными предлогами и ересиархи, основоположники ересей, движимы были добрыми побуждениями. Им казалось, что веру нужно сделать более понятной, логичной, убедительной, более соответствующей Слову Божиему, и, углубляясь в свое собственное понимание веры, игнорируя ее общецерковное, соборное восприятие, они и приходили к умозаключениям, крайне опасным для самого бытия Церкви.
Собственно говоря, перед Церковью постоянно стоит задача: делать веру понятной для людей, а послание Христово — всегда актуальным. Только так можно достигнуть цели, которая сегодня, как и всегда, стоит перед Церковью: просвещение вселенной светом Христовой истины, когда люди принимали бы христианскую веру сознательно, отдавая ей разум и сердце. Но в этих поисках мудрого и актуального толкования веры никогда нельзя переступать черту, за которой будет уже не толкование, а разрушение.
Почему Церковь так тщательно охраняет подлинную веру — и словом убеждения, и любовью, и каноническими прещениями, ибо еретики всегда отлучались от Церкви — по Слову Божиему: измите злаго от вас самех (1 Кор. 5, 13)? — Да потому, что хранение истинной веры жизненно необходимо не только для Церкви, но и для всего человеческого рода — даже для тех, кто Церкви не принадлежит, кто исповедует другие религии или не исповедует никакой. Кто-то может сказать: а причем здесь неверующие люди, причем здесь другие религии, причем здесь современный, такой разнообразный или, как теперь говорят, плюралистический мир? И многие хотят убедить нас, что вера, которая пришла от Господа через святых апостолов, — это лишь один вариант человеческой мысли, одно из многих убеждений, которое ничем не отличается от других, и люди, будучи свободными и ограждая свою свободу законодательством и институтом прав человека, могут с легкостью выбирать любое убеждение, любой взгляд на жизнь, на историю. Таково господствующее сегодня мнение о человеческих правах и свободах.
Но есть нечто особенное в христианской вере: она касается не только умозрительных богословских истин, но и нашей жизни, человеческого
367
бытия, в этой вере содержатся истины, помогающие человеку не сбиться с жизненного курса. Одно из значений греческого слова, соответствующего русскому слову «грех», — это «промах»: человек согрешающий сходит с правильного курса, как бы промахивается мимо самой важной цели — цели своего бытия. Сохранение этого курса и обеспечивается апостольской верой, которая пришла к нам от воплотившегося Сына Божия. Господь спасает нас Своею благодатью и Своею истиной. Он спасает род человеческий обновлением того завета, который в глубокой древности люди заключили с Богом. Господь спасает нас, давая ясное понимание добра и зла, и пока вера Церкви хранит эту норму человеческой жизни, свидетельствует о том, что есть правда, а что ложь, что грех, а что святость, — вместе с Церковью весь род человеческий сохраняет способность и возможность в условиях разномыслий, в условиях множественности взглядов и убеждений сохранять некую общую основу человеческого бытия.
Если когда-нибудь эта общая нравственная основа бытия будет разрушена (а сегодня очень многие силы стараются ее разрушить, чтобы каждый человек, опираясь на свой разум и свою свободу, мог поступать так, как хотел бы), тогда погибнет род человеческий. Тогда мир не сможет существовать, ибо не будет никаких общих законов и правил, так как содержание всех законов и правил вытекает из нравственной природы человека — той самой природы, которая дана людям для того, чтобы они могли воспринимать не только сердцем и чувством, но и разумом, что есть Божия правда, что есть добро и что есть зло.
Вот почему Церковь так настойчиво, порой даже жестко, охраняла и охраняет истинную веру. И эта великая миссия Церкви по спасению всего человеческого рода, сохранению нравственной основы человеческого общежития будет продолжаться до скончания века. Если же когда-то в эсхатологической перспективе произойдет завершение человеческой истории и зло победит добро, то это случится только тогда, когда человечество полностью откажется от нравственной основы своего бытия, когда голос Церкви станет неслышим и люди будут неспособны воспринимать Божественную истину.
Церковь земная именуется Церковью воинствующей — Церковью, находящейся в борьбе. Наша борьба — не с человеческими взглядами и убеждениями, не с плотью и кровью (Еф. 6, 12); наша борьба — против сил тьмы, за истинную веру, через которую только и способна сохраняться нравственная природа рода человеческого, вне зависимости от того, насколько люди знают или не знают эту веру, принимают или не принимают ее. Но, как бродильный элемент, как дрожжи, как закваска, вера Христова способна преображать весь мир, все творение.
368
Мы празднуем сегодня великий день, который помогает нам осознать собственную причастность к делу Божиему, ответственность за соблюдение Божьего закона. Потому что, если мы откажемся от веры апостольской, веры Христовой, если мы не будем способны жить по нравственному закону, который Бог дал людям, что же тогда говорить об остальном многообразном мире, о тех, кто не знает истинной христианской веры?
Поэтому, празднуя Торжество Православия, мы должны переживать особое чувство ответственности за судьбу Церкви, за собственную судьбу, за судьбу рода человеческого. Да ниспошлет Господь Свою благодать всей Вселенской Церкви, всем архипастырям и пастырям, всему верующему народу, который в разных странах мира хранит православную веру. Да ниспошлет Он милость Свою и историческому Отечеству нашему — единой Святой Руси, дабы ее народы крепко хранили православную веру, никогда не допуская ее искажения и ослабления. Верим, что Господь приклонит милость ко всем нам и Торжество Православия станет не только литургическим праздником, но великим и спасительным фактором человеческого бытия.
Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.