Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Святая Земля

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ

 

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ

 

Словосочетание «Святая Земля» не придумано людьми. Сам Господь сказал святому пророку Моисею: место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3, 5). Если это было сказано о пустыне близ горы Хорив, где совершилось богоявление в неопалимой купине, то кольми паче просияла святостью земля Палестины! Здесь родился, проповедовал, был распят и погребен Господь наш Иисус Христос. Здесь совершилось Его славное победоносное Воскресение из мертвых. Здесь Господом основана была Церковь, и здесь же, на Святой Земле, на апостолов сошел Дух Господень, даруя им благодать на распространение Церкви по всей земле.

Господь дал нам Священное Писание, и существует незыблемая традиция Церкви, которая хранит евангельские истины, но Он также благоволил сохранить для нас места, связанные с Его жизнью, как исторические доказательства правдивости всех евангельских повествований. Через эти святые места мы видимым образом соприкасаемся с жизнью, с подвигом, со смертью, со страданиями Господа. Здесь мы почерпаем благодать, силу для своей жизни, понимаем, что означает вера православная для нашего мироощущения, для наших отношений с ближними и дальними.

9

 

 

Святая Земля — особое место на земном шаре. Это место, где человек чувствует особое присутствие Божией благодати. Каждый христианин мечтает хотя бы раз в жизни попасть на Святую Землю, пройти по Крестному пути Спасителя, поклониться местам, где ступали ноги Его, приникнуть к камню, где лежало тело Иисусово, погребенное и живоносное.

Великое множество паломников, стекающихся сюда со всех концов света, — это свидетельство о том, что весть о Воскресении Христовом, исшедшая из Иерусалима и пронесенная святыми апостолами по всей земле, не угасла и жива и по сей день. Вера во святое Христово Воскресение приносит свой плод по слову Господню: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).

Святая Земля привлекает к себе людей со всего мира, но мы знаем, какое особое значение она имеет для русского народа. Все, кто поклонялся ее святыням, получали, как и ныне получаем мы, особый духовный опыт, который нельзя ни с чем сравнить.

Сотни тысяч паломников из всех земель Святой Руси, а также из стран дальнего зарубежья, где живут русские люди, прибывают на Святую Землю, чтобы прикоснуться сердцем к великой благодати, источаемой ее святынями, и я радуюсь, что святые места Русской Палестины наполняются благочестивыми паломниками.

Особую роль в сохранении святынь Иерусалима играет Иерусалимская Церковь — «Мать всех Церквей». Она предпринимает большие усилия, чтобы святые места оставались в неприкосновенности и сохранности. На протяжении практически всей истории возжженная пред Гробом

13

 

 

Господним неугасимая лампада поддерживалась Патриархом Иерусалимским, Святогробским братством, которые молились и молятся за весь православный мир и за всех людей.

Многим обязана Святому Граду Русская Православная Церковь, и многое нас объединяет. Сюда, ко Гробу Господню, в Иерусалим, издревле устремлялись бесчисленные русские паломники. От Иерусалимской Церкви мы приняли свой богослужебный устав, и доныне литургическая жизнь Русской Церкви вершится по заветам преподобного Саввы Освященного и других великих подвижников древних палестинских монастырей. Храм Воскресения Христова, храм Гроба Господня, издавна был одним из самых почитаемых на Руси: в старину мы имели традицию строить церкви в честь праздника Обновления этого храма. И по сей день в России немало церквей, что носят имя Воскресения словущего, а один из монастырей недалеко от Москвы называется Новым Иерусалимом, ибо главный храм этого монастыря построен по образу храма Гроба Господня. Во имя того, чтобы сей храм Воскресения и другие святыни Палестины сохранялись в ведении Православного Патриархата Иерусалима, отдавали свои лепты русские жертвователи, проливали свою кровь русские воины, ценой собственной жизни засвидетельствовавшие ту любовь, которая нас издревле связывает.

Поистине библейские места имеют для русского народа особое значение, и у Русской Церкви издавна сложились особые отношения с Церковью Иерусалима. Причиной тому — очень важные исторические обстоятельства. Хотелось бы напомнить о некоторых страницах в истории

16

 

 

этих отношений. Возможно, не все об этом знают, потому что обычно укрепление православного христианства в пределах Руси связывают с миссией святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и с именем святого князя Владимира. Однако еще в IV веке в Тавриде проповедовали миссионеры, прибывшие из этих мест, со Святой Земли 1.

Внимание Иерусалимского Патриархата к Церкви Русской было очень зримым и ярким на протяжении всей истории. Патриарх Софроний

17

 

 

в числе сорока двух иерархов Востока поставил свою подпись под деяниями Константинопольского Собора 1593 года, утвердившего Патриаршее достоинство Предстоятеля Русской Церкви. Именно тогда ему был усвоен титул Патриарха Московского и всея России и всех северных стран. Эти «северные страны» до сего дня окормляются Патриархом Московским и всея Руси.

Блаженнейший Патриарх Феофан, прибывший на Русь в 1619 году, принял участие в рассмотрении и исправлении богослужебных книг. Он участвовал в интронизации Патриарха Филарета, который взошел на первосвятительский престол после окончания Смуты XVII века. На обратном пути Патриарх Феофан посетил украинские земли и восстановил ликвидированную после Брестской унии православную иерархию в Киевской митрополии.

Большое внимание к Русской Церкви также проявлял Патриарх Досифей, живший в XVII веке. Он содействовал преодолению внутреннего раскола в Русской Церкви и настаивал на увеличении в ней числа епископских кафедр. В 1685 году по просьбе Патриарха Московского Иоакима он направил в Москву известных богословов братьев Лихудов, ставших создателями первого богословского учебного заведения в России — Славяно-греко-латинской академии, предшественницы и Московского университета, и Московской Духовной Академии.

Русская Церковь всегда сохраняла любовь и признательность к Иерусалимской Церкви и воспитывала в этих чувствах свою паству, что выражалось в том числе и в щедрой помощи Святому Гробу со стороны России. Русские цари

20

 

 

присылали в Иерусалим золото, иконы, церковную утварь и богослужебные книги.

Большие бедствия переживала Иерусалимская Патриархия после пожара во Святом Граде в 1808 году, разрушившего храм Гроба Господня. Восстановление его потребовало огромных средств. Одной из первых откликнулась на призыв о помощи Русская Церковь. Во всех русских храмах был организован сбор пожертвований на Гроб Господень. Он не прекратился даже во время нашествия Наполеона в 1812 году, продолжался и после того, как сгорела Москва, и в последующие годы... И когда в 1815 году для сбора пожертвований был назначен представителем Иерусалимского Патриарха в Москве архимандрит Арсений, его миссия встретила полное понимание и сочувствие как со стороны народа, так и со стороны царствующего дома. В 1817 году Святейший Синод Русской Православной Церкви издал указ об учреждении Иерусалимского подворья в Москве.

Любовь к Иерусалимской Церкви выражалась в готовности русских людей жертвовать даже жизнью, чтобы обеспечить мир и спокойствие в Палестине. Россия многократно вступала в войны с Османской империей, и одной из главных целей этих войн было освобождение святынь Гроба Господня, а также облегчение положения православных в Палестине2. Тысячи русских воинов положили головы ради своих православных братьев.

Немалые усилия предпринимала и российская дипломатия. При ее участии был восстановлен купол над храмом Воскресения, возвращен Иерусалимской Церкви ряд святых мест.

21

 

 

Апостол Павел вопрошает: Кто отлучит нас от любви Божией? (Рим. 8, 35). И отвечает, что никто не может сделать этого (ср. Рим. 8, 39). И я задаю вопрос: «Что нас может отлучить от любви друг к другу, когда за нами такая история?» И отвечаю: «Ничто не может отлучить».

24

 

 

Когда в феврале 1847 года императорским указом была учреждена Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, ее задачей ставилась не только поддержка русских паломников, но и помощь местному населению. С тех пор вот уже более 165 лет Русская Церковь присутствует на Святой Земле, и мы всегда будем помнить подвиг тех, кто заложил здесь основу пребывания русской святости, русского благочестия.

Самые важные страницы в истории русского паломничества и русского присутствия в Палестине связаны с именем выдающегося церковного деятеля, начальника Иерусалимской Миссии приснопамятного архимандрита Антонина (Капустина). Достойный представитель русского ученого монашества, выдающийся историк-византинист, археолог, археограф и нумизмат, отец Антонин на всех этапах своего сложного служения занимался научными изысканиями. Но главной его заслугой явилось приобретение многочисленных земельных участков на Святой Земле, строительство храмов и монастырей, паломнических приютов и школ для местного арабского населения.

Архимандрит Антонин без малого тридцать лет служил на Святой Земле и трудами своими создал Русскую Палестину, открыв двери для тысяч и тысяч паломников и оставив нам в наследие замечательные памятники русского духа, веры православной, усвоенной нашим народом здесь, на Святой Земле.

Участок на Елеонской горе был приобретен отцом Антонином одним из первых — в 1865 году. Впоследствии мысль о строительстве

25

 

 

здесь Спасо-Вознесенского монастыря с храмом Вознесения он вложил в сердца великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича, когда они вместе со своим двоюродным братом великим князем Константином Константиновичем прибыли в Иерусалим. Со временем этот

28

 

 

замысел осуществился, и в 1888 году храм был освящен в присутствии великого князя Сергея Александровича и его жены Елисаветы Феодоровны, которая в то время еще не была православной. Существует мнение, что именно посещение Святой Земли и особенно этого места расположило ее душу к принятию Православия.

И конечно, не без Промысла Божия отец Антонин почил в Святой Земле и был погребен именно здесь, на горе Елеонской. Неустанный труд его принес обильные плоды, стал основой для возрождения православного паломничества на Святую Землю в наши дни.

Высокой оценки заслуживает также деятельность Императорского Православного Палестинского Общества, основанного в 1882 году. Среди его задач были помощь Иерусалимскому Патриархату, строительство храмов, поддержка археологических исследований, забота о паломниках и об образовании арабской молодежи. Так, было создано несколько десятков школ и две учительские семинарии для подготовки педагогических кадров. В наше время, в 2007 году, деятельность Общества получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Она и ныне направлена на благо народа Палестины — как христиан, так и мусульман. Деятельность ИППО поддерживают власти Палестинской национальной администрации.

Русская Духовная Миссия и Императорское Православное Палестинское Общество заложили прочный фундамент русского церковного и культурного делания на Святой Земле.

29

 

 

Сразу после начала Первой мировой войны резко прервалась связь Святой Земли с Россией. Труд сохранения Русской Палестины приняла на себя Русская Зарубежная Церковь. Лишенная финансовой и политической поддержки, она, опираясь только на свои силы, сохраняла святыни. И в это время, когда невозможно было и помышлять о паломничестве, здесь, в Иерусалиме, не угасала молитва за землю нашу. Мы хорошо знаем, в каких тяжелых условиях находились тогда русские люди на Святой Земле, и мы всегда будем помнить подвиг всех наших отцов, братьев и сестер, которые в самые трудные годы хранили здесь русское духовное присутствие, не оставляя надежды, что в какой-то момент падут оковы и рухнут стены и будет вновь воссоздано животворное духовное общение между Святой Землей и Россией.

То был тяжелейший период: Русь Святая оказалась полностью оторвана от сего благодатного места. Но и после Второй мировой войны, когда открылась возможность прислать сюда священнослужителей из Москвы, русское присутствие на Святой Земле омрачалось разделением в нашей Церкви. Нередкими были непонимание и горькие конфликты. Люди, принадлежащие к единому русскому православному наследию, не общались, даже не здоровались друг с другом, напряжение чувствовалось на каждом шагу. Так Русская Церковь в полной мере несла на себе бремя страшного разделения, которое постигло наш народ.

Но вот, по милости Божией, по молитвам святых Царственных страстотерпцев, новомучеников и исповедников, среди которых преподобномученицы великая княгиня Елисавета

30

 

 

Феодоровна и инокиня Варвара, 17 мая 2007 года восстановилось духовное, каноническое, евхаристическое общение разрозненных по злой человеческой воле частей Русской Церкви. И уже в октябре того же года мы воссоединились и в Святой Земле. В те дни здесь торжественно отмечалось 160-летие Русской Духовной Миссии, и это было первое за прошедшие 90 лет событие, которое Русская Палестина, разделенная революцией на белых и красных, отметила в совместных богослужениях.

Нужно быть здесь, нужно знать историю этих мест, чтобы понять, насколько важно единство нашей Церкви. Мы уже почувствовали великую радость и великую пользу от этого воссоединения. Верю, что воссоединение Русской Церкви есть некий знак того, что по милости Божией в истории могут преодолеваться самые страшные испытания и скорби. Знаю, как радуются этому сердца людей, какое большое значение и сколь глубокий смысл имеет воссоздание единства Русской Церкви. Оно открывает новые возможности и новые перспективы обновления духовной жизни народа, укрепления веры православной и православного свидетельства во всем мире.

Когда мы с высоты сегодняшнего дня взираем на те прошлые времена, то, обращаясь ко Господу, не можем не сказать: Ты ecu Бог, творяй чудеса (Пс. 76, 15). Ибо новая реальность быстро, чуть ли не внезапно перечеркнула все человеческие средостения, все человеческие лукавые замыслы. Рухнула и та глухая стена, которая была возведена между Русью и Святой Землей; и сегодня мы имеем возможность прикасаться

31

 

 

к святыням этой земли, черпать силу Божественной благодати от Живоносного Гроба, увозить домой яркие и сильные духовные переживания, которые нельзя получить нигде, кроме как здесь.

Во время семидесятилетнего господства атеистической идеологии в России многим казалось, что огромное притяжение, которое ощущает российский народ к Святой Земле, исчезло. Я вспоминаю период (а мой первый визит в Иерусалим был в далеком 1969 году), когда Русская Церковь могла в течение года посылать сюда только две паломнические группы, в которые входило десять-двенадцать человек, не более. И в дальнейшем, в продолжение нескольких десятилетий, посещая Иерусалим, я совершал богослужения в Троицком соборе Русской Духовной Миссии практически в пустых стенах. В храме обычно было около десяти человек, в том числе и случайно зашедшие с улицы прохожие. Трудно себе такое представить, видя, сколько людей сегодня наполняют собор.

32

 

 

Все эти годы мы мечтали о том времени, когда для наших православных людей снова откроется возможность посещать Святую Землю. И как только эта возможность явилась, как только люди получили свободу, паломники из России снова устремились в Иерусалим. Среди них есть высокие представители государства и известные деятели культуры, предприниматели и простые люди. Многим нелегко приехать на Святую Землю, они копят средства, во многом себе отказывая.

В сентябре 2008 года вступило в силу соглашение между Израилем и Россией о введении безвизового режима, в феврале 2011-го аналогичное соглашение подписано Израилем и Украиной. Эти меры еще более способствовали развитию паломничества. Сегодня речь идет уже о десятках, а в ближайшем будущем, возможно, и о сотнях тысяч людей, прибывающих с этой высокой миссией на Святую Землю.

На новую волну паломничества ориентируется и Русская Духовная Миссия. До Первой мировой войны и революции она имела в Палестине около семидесяти земельных участков. Большинство из них в последующие годы были утеряны, и сейчас Миссии принадлежат около полутора десятков участков, расположенных в Иерусалиме, Вифлееме, Яффе, Хайфе и Хевроне. В 2002 году был построен дом для паломников в Вифлееме.

В последние годы состоялось несколько встреч на разных уровнях с руководителями государства Израиль, на которых велись переговоры о возвращении Русской Духовной Миссии большей части зданий, принадлежавших ей до революции, и некоторых других объектов

34

 

 

в Иерусалиме, которые можно будет использовать в качестве гостиниц для паломников. Хотелось бы с благодарностью отметить роль Президента России В. В. Путина, который предложил государству Израиль обмен данных площадей для размещения паломников на долевое участие некоторых наших бизнесменов в строительстве в Израиле ряда зданий, куда могли бы переехать организации, в настоящее время занимающие помещения, исторически принадлежавшие Русской Духовной Миссии. В результате проведенных переговоров у нас появилась надежда, что эти вопросы будут решены. В частности, радостно отметить, что уже возвращено Сергиевское подворье, принадлежавшее Палестинскому Обществу.

Из самых последних событий в жизни Русской Палестины особо отрадным стало освящение в ноябре 2012 года собора Всех святых,

35

 

 

в земле Русской просиявших, которое мне довелось совершить. Строительство этого храма на территории Горненского женского монастыря в Иерусалиме началось в 1911 году — в то время, когда благоденствовала Русская Церковь, когда благоденствовала Россия. Но затем начались трудные времена и для Церкви, и для страны. Подобно народу Израильскому, более семидесяти лет мы были в плену. Храм же простоял недостроенным еще больше — без малого девяносто лет.

День его освящения лично для меня стал совершенно особенным, потому что это событие имело долгую предысторию.

В 1969 году я впервые вступил на землю Горненского монастыря. Мы поднялись к стоявшим здесь руинам — на этом месте стояло только четыре стены, но не было перекрытий, не было крыши. Сопровождавшая нас монахиня сказала, что уже в 1914 году «все прекратилось»: и связи с Родиной, и финансирование. Храм так и не смогли достроить. Тогда, в 1969 году, трудно было представить, что Россия духовно сосредоточится, осознает важность для себя святых мест. Трудно было надеяться и на то, что будут облегчены связи между нашим историческим Отечеством — всей Святой Русью и землей Палестины.

Позже, в 1989 году, Господь призвал меня к служению на посту председателя Отдела внешних церковных сношений. И первыми проблемами, с которыми я столкнулся, были судебные тяжбы на Святой Земле, которые грозили нашей Миссии потерей земли, потерей больших средств. Трудные времена переживал тогда и Горненский монастырь.

38

 

 

Одна из первых моих поездок за рубеж в качестве председателя ОВЦС была именно сюда, это произошло в 1990 году Нужно было решить вопрос о назначении игумении. Я решил поговорить с каждой из насельниц обители. Это был долгий труд, нужно было выслушать все сердечные воздыхания. Но в результате этих многочасовых бесед я понял, что надо делать, и, вернувшись, обратился к приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию с просьбой, чтобы он благословил принять жребий игуменского служения монахине Пюхтицкого монастыря Георгии. Святейший Патриарх согласился не сразу. Он сказал, что ему нужно подумать, потому что матушка Георгия была очень нужна Пюхтицкой обители. Лишь через несколько дней Святейший сообщил, что согласен с моим выбором, в результате чего монахиня Георгия и была назначена игуменией Горненской обители 3. И вот уже более двадцати лет она достойно несет это послушание, стяжав общую любовь и уважение как сестер монастыря, так и всей Церкви. Ни возраст, ни время не препятствуют ей достойно исполнять возложенное на нее служение.

Когда экономическая и политическая ситуация в России стала меняться к лучшему, мною было принято решение начать процесс реставрации этого храма. Получив благословение Святейшего Патриарха Алексия, мы приступили к поискам благодетелей, спонсоров, к получению соответствующих разрешений. Не без труда, но в конце концов началось преображение этих мертвых стен в живой Божий храм.

Я хотел бы еще раз выразить сердечную благодарность всем, кто участвовал в созидании этого

39

 

 

Божия храма: начальникам Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, тем, кто помогал мне в те годы в Отделе внешних церковных связей, прилагая много усилий к тому, чтобы восстановление обители завершилось в обозримом будущем. Большая благодарность и всем тем, кто трудится, несет монашеский подвиг, живет в этой обители, умножает ее славу.

Горненский монастырь расположен в особом месте: это место посетила Божия Матерь после того, как услышала в Назарете Благую весть от Ангела. Здесь Она жила три месяца у своих благочестивых родственников Захарии и Елисаветы. И именно в это время из плоти Ее ткалась плоть Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Это было время тишины, уединения, духовного сосредоточения Пресвятой Богородицы. И не случайно начальник Русской Духовной Миссии отец Антонин (Капустин) принял тогда решение приобрести землю, освященную столь дивным событием новозаветной истории, чтобы создать здесь русский православный женский монастырь.

И мы верим, что матушка игумения и все сестры обители с достоинством продолжат исполнять свою миссию. С того времени, когда нашим паломникам стало возможным во множестве приезжать в Святую Землю, Горненский монастырь для многих из них стал не только местом молитвы, но и домом, в котором они живут во время паломничества. Сестры обители несут особое служение, сопровождая наши паломнические группы, рассказывая о святынях, передавая часть своего духовного опыта жизни на Святой Земле. Тысячи паломников со

40

 

 

всей Святой Руси прибывают в это место и находят здесь молитвенное утешение, любвеобильный прием. Мы знаем, какие дивные результаты бывают от этих паломничеств, как открываются сердца людей, как еще вчера маловерующие или совсем неверующие и нецерковные люди обретают горячую веру от соприкосновения со святынями Иерусалима, от соприкосновения в том числе с духовным опытом насельниц Горненского монастыря.

41


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.