Поиск авторов по алфавиту

Автор:Иоанн Златоуст, святитель

Иоанн Златоуст, свт. Восемь слов на книгу Бытия. Слово 2.

Почему о солнце, луне, небе и других тварях (Бог) сказал: да   будет, а   о человеке: сотворим; и что значит: по образу?

 

1. Помните ли недавно предложенные вам изыскания?1 Да, вы так подняли наш дух, (возбудили) такую смелость, что мы отважились и на изыскания. Впрочем, это дело не смелости и не безрассудной отваги. Не на свою понадеявшись силу, но, всецело вверившись молитвам предстоятелей и вашим, мы вышли на это поприще. А молитва церкви так сильна, что, если бы мы были безгласнее даже камней, она сделает язык наш легче всякого пера. Как попутный ветер, устремившись прямо на паруса корабля, двигает судно вперед быстрее стрелы, так и молитва церкви, обращенная на язык проповедника, увлекает его слово сильнее ветра. Поэтому и мы каждый день смело выходим (на поприще проповеди). Если на внешних состязаниях иной, имея только десять или двадцать друзей среди народной толпы, отважно выходит на место борьбы, то тем с большею бодростью сделаем это мы, когда у нас не десять только и не двадцать (друзей), но все собрание состоит из братьев и отцов. Притом, на внешних состязаниях борец не большую получит пользу от зрителя, разве только тот воскликнет и выразит удивление пред его подвигом, а сидящий вверху поспорит с противниками, сойти же на место борьбы, подать руку (борцу), или потянуть за ногу противника, или сделать что-либо подобное, этим2 не дозволено. По начальным установлениям распорядители состязаний, воткнув острые колья и протянув кругом веревки, удерживают таким образом стремительность зрителей. И что удивительного, если зрителю не позволяется сойти вниз, когда даже учителя гимнастики3 сажают вне арены4 и велят ему по-

__________________

1) τῶν ζητημάτων, под которыми разумеются изыскания о возвышенных предметах, намеченные и начатые Златоустом в предшествующей беседе, т. е., о сотворении неба, земли и прочего состава вселенной.

2) Т.е., зрителям.

3) τὸν παιδοτρίβην; так назывался учитель гимнастических упражнений (бег, борьба и др.), которым обучались греческие юноши в своего рода школах, называвшихся палэстрами и гнмназиями.

4) ἔζω πарὰ τὴν κόνιν, т.е., вне площади, назначенной для состязаний и составлявшей важнейшую принадлежность стадий, где они производились.

 

734

 

 

давать помощь борющимся своими и наставлениями издали, а близко подходить не позволяют. Но здесь не так: напротив, и учителю, и зрителю можно сойти к нам, стать близко, своим расположением и молитвами подкрепить силы. Так вступим же в состязание подобно тем самым борцам. Когда они, схватив друг друга посредине, в пылу борьбы1 отодвинутся вследствие тесноты места к стоящему около (арены) народу, то, освободив сплетшиеся руки, опять возвращаются на место, назначенное для борьбы, и, возвратившись, не прямо опять схватываются, но, приведши свои члены в такое положение, в каком они были, когда разошлись. Так как и нас теснота2 места принудила прервать слово, то теперь возвратившись на место борьбы, освободим от сплетений3 то, что сегодня прочитано нам. “И сказал- сказано, - Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему4 (Быт. 1:26).

Здесь, во-первых, заслуживает рассмотрения то, почему, когда созидаемо было небо, не сказано: “сотворим, - но: да будет небо, да будет свет, и так - о каждой части творения; здесь же только прибавлено: “сотворим”,  - (чем выражается) совет, смотрение, и сообщение с другим кем-то равночестным? Кто же такой имеет быть сотворен, что удостаивается такой чести? Это человек - великое и дивное живое существо и для Бога драгоценнейшее всей твари, ради которого небо, и земля, и море, и вся прочая совокупность творения, - человек, спасения которого так восхотел Бог, что не пощадил для него и Единородного; Он до тех пор не перестал все делать и устроять, пока не возвел его (на небо) и не посадил одесную Себя. И Павел взывает, говоря: “Воскресил с Ним, и посадил (нас5 одесную на небесах Себе) во Христе Иисусе” (Еф.2:6). Поэтому (был) совет, смотрение и сообщение, - не потому, однако, будто Бог имеет нужду в совете, - этого да не будет, - но чтобы са-

________________

1) ὑπὸ τῆς βίας τῶν ἀμμάτων = (букв.) „вследствие сплетения рук в борьбе", в чем состоял один из приемов борющихся доя достижения победы одного над другим.

2) ή τόπου στενοχωρία, как говорить Златоуст, применительно к выражению, употребленному им о борцах ристалища, разумея, конечно, под теснотою места недостаток времени, побудивший его превратить предшествующую беседу.

3) τά ἄμματα λύσωμεν.

4) κατ’ εἰκόνα καὶ ὁμοίωσιν ἡμετέραν, как читается в немалом числе греч. списков (Holmes); в 8-й из 67 бесед (стр. 59) ἡμετέραν читается однако у Златоуста после εἰκὸνα , а не после ὁμοίωσιν, т. о., по образу нашему.

5) συνήγειρε καὶ συνεκάθισεν ἡμᾶς; в других сп., как и в Славян. Б., ἡμᾶς не читается.

735

 

 

мим способом выражения показать нам достоинство творимого. Но если человек дороже всего мира, то как же он создается после этого мира? Именно потому, что он дороже мира. Когда царь намеревается прибыть в какой-либо город, то впереди его идут военачальники, правители, оруженосцы и всякого рода служители, чтобы, приготовив царский дворец и устроив все прочее потребное, можно было принять царя с великою честью. Так и здесь: как бы в ожидании прибытия царя, наперед явилось солнце, распростерлось небо, возник свет; и когда все было сделано и устроено, тогда вводится с великою честью и человек.

Сотворим человека по образу”. Слушай, иудей. Кому Бог говорит: “Сотворим”? Это написал Моисей, которому они, по их словам, хотя лживым, верят. А что они лгут и (на самом деле) не верят, послушай, как Христос обличает их в этом, и говорит: “Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне” (Ин.5:46). Теперь у них книги1, а сокровище этих книг у нас, у них письмена, а у нас - и письмена и разумение. Кому же, скажи, Бог говорит: “Сотворим человека”? Просто говорит Он, скажут, ангелу или архангелу. Как негодные слуги, когда господа выговаривают им, а они не могут дать прямого ответа, говорят все, что ни пришлось, так и вы говорите: Бог сказал это ангелу и архангелу2. Какому ангелу? Какому архангелу? Не дело ангелов творить, и не дело архангелов - совершать это. Почему же, когда творил небо, не сказал (этого) ангелу и архангелу, а сотворил (единственно) Сам, а когда создавал живое существо, драгоценнейшее неба и всего мира, т.е., человека, то берет рабов в соучастники творения…

 

2. Нет, это не так! Ангельское дело предстоять, а не творить; архангельское - служить, а не участвовать в решении и совете. Послушай, что говорит Исаия о серафимах, которые выше архангелов. “Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном …. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое” (Ис.6:1,2), то есть, они закрывали свои лица, потому что не могли вынести блеска, выходящего от престола. Что скажешь? Серафимы предстоят и находятся в таком удивлении и изумлении, и это тогда, как видят снисхождение Божие: ангелы же участвуют

______________

1) Разумеются священные книги Ветхого Завета

2) Πρὸς ἄγγελον καὶρχάγγελоν.

736

 

 

с Богом в решении и рассуждении1. Но это несообразно. Кто же это, кому говорит Бог: “Сотворим человека”?  - Это “Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира” (Ис.9:6), - Сам Единородный Сын Божий. Ему-то Он говорит: “Сотворим человека по образу и подобию Нашему”. Не сказал: “по моему и твоему”, или “по моему и вашему”, но: “по образу Нашему”2, указывая на один образ и одно подобие. А у Бога и ангелов не один образ и не одно подобие. Как действительно может быть один образ и одно подобие у Владыки и у служителей? Таким образом, со всех сторон опровергается ваше понимание; и (под образом) разумеется здесь образ господства3, как видно и из последующего. Сказав: “по образу и подобию”, присовокупил: “и владычествуйте4 над рыбами морскими” (Быт.1:26); обладание же не может быть одинаковым у Бога и ангелов. Действительно, как (оно может быть одно и тоже) у рабов и у Владыки, у служителей и у Повелителя? Но нам возражают еще и другие некоторые, которые, худо понимая сказанное, говорят, что Бог имеет такой же образ, как и мы. (Писание) говорит не об образе существа5, но об образе господства, что мы и докажем из последующего. В самом деле, что Божество не человекообразно, послушай слов Павла: “Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей [знак]6 власти [над] [нею]” (1Кор.11:7,10). Если бы под образом разумелся здесь тот неизменный вид, какой имеет Бог7, и человек потому назывался бы образом Божьим, что Бог имеет такой же вид8, то, согласно с теми9, следовало бы назвать образом не только мужа, но и жену, потому что и у жены и у мужа один отпечаток и отличительное свойство10, и одно подобие. Так почему же муж называется образом Божьим, а жена нет? Потому что (апостол) говорит об образе не по внешнему виду, а по владычеству, которое имеет один муж, а не жена. Он

____________

1) Это говорит Златоуст, конечно, от лица тех, которые представляли ангелов участвовавшими в совете Божием о создании человека.

2) Здесь: κατ’ εἰκόνα ἡμετέραν.

3) άρχῆς εἰκάνα.

4) См. на стр. 59, прим. 1.

5) οὐσίας εἰκόνα.

6) κάλυμμα вместо ἐξουσίαν = власть (Слав и рус. Библия) читаеть Злат. согласно с Августнном, Иероннмом и др.

7) τὸ ἀπαράλλακτον τῆς μορψῆς τῆς πρὸς τὸν Θεὸν.

8) ὄτι ὁ Θεός οὕτω· διατετύπωται.

9) т.е., возражающими.

10) εἴς ὁ τίπος κaὶ ὁ χαρακτὴρ.

737

 

 

никому не подчинен, а она подчинена ему, как сказал Бог: “К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою” (Быт.3:16); потому муж есть образ Божий, что никого не имеет выше себя1, как нет никого и выше Бога, но над всем Он господствует, а жена - слава мужа потому, что подчинена мужу. И опять в другом месте говорит: “Не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого” (Деян.17:29). Смысл этих слов такой: Божество не только превосходит видимые образы, но даже и мысль не может представить себе то, каков Бог. Как Бог может иметь образ человека, когда Павел говорит, что даже никакая мысль не в состоянии представить существо Божие, наш же вид и образ все мы легко можем начертать в уме? Хотел опять и сегодня поговорить о милостыне, но время нам не позволяет. Потому прекратим слово, и только посоветуем вам - тщательно хранить все сказанное и усердно заботиться о доброй жизни, чтобы не напрасно и не без пользы собираться здесь. Если будем содержать правильные догматы, а дел добродетели не будет, то совершенно лишимся вечной жизни. “Не всякий, - сказано, - говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мф.7:21). Итак, будем творить волю Божию со всем усердием и ревностью, чтобы войти нам на небеса и получить блага, уготованные любящим Бога, которых все мы да достигнем, благодатью и человеколюбием Господа Нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.08 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.