Поиск авторов по алфавиту

Автор:Иоанн Златоуст, святитель

Иоанн Златоуст, свт. Отрывок толкования на первое послание св. Петра.

На первое послание св. Петра.

ГЛАВА I.

Мало ныне, аще лепо есть, прискорбны бывше в различных напастех: да искушение вашея веры многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена, обрящется в похвалу, и честь и славу во откровении Иисус Христове, Егоже не видевше любите (ст. 6—8).

Праведники подвергаются бедам, чтобы быть увенчанными,—грешники, чтобы понести наказание. Но не все грешники здесь наказываются, чтобы не отвергали многие воскресения; и не все праведники страдают, чтобы ты не считал зла заслуживающим похвалы и не возненавидел добродетели.

Ведяще, яко не истленным сребром, или златом, избавистеся от суетнаго вашего жития, отцы преданного, по честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа, предуведеного убо прежде сложения мира, явльшагося же в последняя лета вас ради, иже его ради веруете в Бога (ст. 18—21).

Мы — творение Божие, но через грех сделались (слугами) диавола; затем нас (предавшихся) диаволу, Спаситель искупает Своею кровию, то есть, куплени есте ценою (1 Кор. VII, 23),— мы искуплены честною кровию. Как почтенный и добрый домовладыка, не считая негодного раба, сделавшего много проступков, достойным своего хорошего дома и совместной жизни, передает другому, чтобы научил его, а потом, когда увидит наказанным со стороны сурового господина, и говорящим: пойду к первому моему господину, потому что мне было тогда лучше, чем теперь, восстановляет его в чести и выкупает его, чтобы сделался особым (περιούσιος) народом (λαός),— так и Бог восстановляет нас. Как же бываем Его собственностью и не собственностью? Как творения — (Его) собственность; а как сделавшиеся чуждыми вследствие греха—не собственность. Не думай, что ты составляешь собственность Божию, если делаешься грешником; (тогда) диавол тебя приобретает; ты его стяжание.

1326

 

 

Человек греха, сын погибели, он покупает тебя не честною кровию, а бесчестною, покупает грехом, покупает прелюбодейством, так как — не чист; покупает убийством, так как он — убийца: человекоубийца искони и во истине не стоит (Иоан, VIII, 44). Это его обычай.

ГЛАВА II.

А противящимся, камень, егоже не брегоша зиждущий, сей бысть во главу угла, и камень претыкания и камень соблазна (ст. 7—8).

Эти слова относятся ко Христу, так как в Евангелии Он приводит это пророчество, говоря: несте ли нли николиже: камень, егоже не брегоша зиждущий, сей бысть во главу угла (Мф. XXI, 42). И через несколько слов: камень егоже не брегоша зиждущий; (под последними) разумеет иудеев, книжников, фарисеев, которые отвергали Его, говоря, яко самарянин еси ты и беса имащи (Иоан, VIII, 48), и еще: несть сей от Бога человек, но льстит народы (Иоан, IX, 16; VII, 12).

ГЛАВА III.

И устне свои еже не глаголати льсти (ст. 10).

Лесть — ложь, обман, клевета, обвинения, не заключающие истины, но приятные врагу истины, то есть, сатане, отцу лжи. Он лжец, говорит Спаситель, и во истине не стоит (Иоан, VIII, 44). Святым нужно отвергнуть его стяжание, а более (держаться) того, что свойственно Богу, Который есть истина.

Да уклонится от зла и да сотворит благо (ст. 11).

Не в нашей воле совершенно не допускать на ум что-либо такое; такие мысли часто как-то приходят ему, но если кто мудр, устраняется от них, а склоняется к лучшим и заключающим много полезного; это, я думаю, значит: уклонись от зла.

ГЛАВА IV.

Страннолюбцы друг ко другу, без роптаний (ст. 9).

Если принимаешь как Христа, не будешь ни роптать, пи стыдиться, а скорее превозносись этим; а если принимаешь не

1327

 

 

как Христа, то не примешь. Иже вас приемлет, говорит, мене приемлет. Если не так принимаешь, не имеешь награды. Людей мимоидущих принимал Авраам, считая их странниками, не предоставил однако всего рабам, а жене велел замесить тесто, хотя имел 318 домочадцев. Но он желал получить награду вместе с женой не только за расходы, но и за служение. Так нужно оказывать страннолюбие, делая все сами, чтобы нам освятиться.

ГЛАВА V.

Пасите еже в вас стадо Божие, ни яко обладающе причту (ст. 2—8).

Христос говорит: „желающий между вами быть первымъ" (Ό θέλων ἐν ύμῖν είναι πρῶτος), да будет вам слуга (Μф. XX, 26). Иже смирит себе (δς γάρ ταπεινώσει ἑαοτὸν), вознесется (Μф. ХXIII, 12). Что ты говоришь: если смирю себя, буду высок? Да, говорит; таково Мое могущество, чтобы достигать одного посредством другого; Я владею средствами и искусством; не бойся; Моей воле повинуется природа вещей, а не Я следую природе.

Смиритеся убо под крепкую руку Божию, да вы вознесет со время (ст. 6).

Не просто сказал: вознесет, а прибавил: во время, научая их ожидать того истинного возношения в будущем веке.

Мир вам всем о Христе Иисусе. Аминь (ст. 14).

Смотри, как, внушая подлежащее исполнению, отмечает это молитвою, полагая мир, как печать изложенного.

 

__________


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.