Поиск авторов по алфавиту

Автор:Иоанн Златоуст, святитель

Иоанн Златоуст, свт. На евангелие от Луки, о драхме, и на слова: "человек некий имел два сына" (Лк.15:11). Spuria

Опять лоно Христово изводит неиссякаемый сладкий поток любви; опять светлая мудрость Христова, зажегши светильник, и поставив его на подсвечнике креста, освещает всю вселенную с целью благочестия. Божественная мудрость, воспользовавшись этим светильником, отыскала одну потерянную драхму и присоединила к девяти ангельским драхмам. Необходимо, возлюбленные, сказать, кто это жена, имеющая десять драхм. Это мудрость Божия, имеющая десять драхм. Какие? Сосчитай: ангелы, архангелы, начала, власти, силы, престолы, господства, херувимы, серафимы и первозданный Адам. Эту драхму, Адама, отторгнутую диавольской злобой, увлеченную в эту бездну жизни и погруженную в различные греховные удовольствия, пришедшая мудрость Божия обрела. Как обрела, возлюбленные? Она, придя с неба, берет скудельный светильник тела, зажигает светом божества, поставляет на подсвечнике креста, ищет драхму, вводит ее во двор и пастбище ангелов. Но может быть, некоторые из здесь стоящих, которые согрешили после крещения, спросят: "Что же нам из того, если Адам был спасен? Как мы будем помилованы? Как спасемся, если нарушили закон после крещения?" Им мы говорим: "Вы, такие, не бойтесь, не суетитесь, не смущайтесь, не малодушествуйте! Бог не то, чтобы заботился об Адаме, а вами пренебрег; но если для него Он сделался женой, имеющею десять драхм, то для тебя Он – милосердый отец, имеющий двух сыновей и опять принимающий в объятия заблудившегося. Для всех Он сделался всем, чтобы всех Себе приобрести". Мы сейчас слышали слова евангелиста: "У некоторого человека было два сына: и подошедши младший из них сказал отцу: "отче! дай мне  имущество". Он же И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране. И пришел к одному из граждан, и посылает его гражданин на поля свои пасти свиней;

952

 

 

и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего теперь избыточествуют хлебом, а я здесь умираю от голода. встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих(Лук. 15: 11–19).


 

Смысл этого нужно искать не вне, но в нас самих. Эта притча для нас сказана, и для нас читается, чтобы никто не отчаивался, если окажется и очень грешным; но чтобы подошел к Богу с покаянием и с просьбой к Нему об умилостивлении, особенно, если кто из вас стал по вере в Господа сыном Божиим. "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Елицы прияша его, даде им область чадом Божиим быти) (Иоан. 1: 12). Если кто-нибудь из вас по вере в Господа нашего стал Его сыном, и отдалился от Него, не местом, но образом жизни; если кого-нибудь постиг голод, не обычного хлеба, по небесного: "Хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек" (хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек)— Пс. 77: 24, 25), то он пусть покинет удовольствия похоти, подобные свиньям, и пусть не желает более есть стручки. Что такое стручки? Плод дерева. Стручки подобны греху: как стручки при начале вкушения услаждают, а после вкушения раздражают горло, так и грех в начале вкушения сладок, а после вкушения раздражает. Об этом говорит и мудрый Соломон: "Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее оказываются горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый" (не внимай злей жене: мед бо каплет от устен жены блудницы, яже на время наслаждает твой гортань: последи же горчае желчи и изощренну паче меча обоюду остра) (Прит. 5: 2–4). Если кого-нибудь постиг голод небесного хлеба, то пусть подойдет, пусть ищет: "ибо всякийищущий находит, и просящий получает, и стучащему отворят" (и толкущему отверзется) (Мф. 7: 8). Стучи в дверь покаяния несказанным своим сетованием; не бойся ее; она не чужда для тебя: за тебя умерла. И если ты скажешь в самом себе: "Кто это?" – тебе отвечает Христос и говорит: "Я дверь овцам" (Иоан. 10: 7). Скажи и ты: "Согрешил против неба и пред тобою" (согреших на небо и пред тобою)Если кто-нибудь согрешил, приняв небесное крещение, он согрешил против неба. Согрешающий до крещения грешит против земли: "ибо прах ты и в прах возвратишься" (яко земля ecu, и в землю отъидеши) (Быт. 3: 19), – сказано Адаму. Если кто-нибудь облекся во Христа в крещении, тот уже не земля, но небо: "Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные" (яков перстный, такови и перстнии: и яков небесный, тацы и небеснии) (1 Кор. 15: 48); "все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся) (Гал3: 27). Если кто-нибудь согрешил после крещения – согрешил против неба; потому пусть подходит и говорит: "Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим" (отче, согреших на небо и пред тобою: и уже несмъ достоин нарещися сын твой)Почему? Говори вину. "Свое сердце, окропленное кровью Иисуса, цветущее на подобие розы, я осквернил похотями: и уже недостоин называться сыном твоимТебя я разгневал, Духа Твоего Святого огорчил, блестящую одежду веры за-

953

 

 

грязнил грехом: и уже недостоин называться сыном твоимДушу свою, освобожденную крещением и, как снег, убеленную просвещением, я поработил, омрачив грехом: и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоихТелесные чувства мои, отягченные пьянством, как бы безумные служанки, предали душу, собственную свою госпожу, на распутство; а теперь, воспитав их воздержанием, я уцеломудрю душу свою: прими меня в число наемников твоихЯ знаю блуждание врага, знаю его преткновения на меня, знаю стрелы его обжорства; буду избегать пьянства, которым разрушается сила целомудрия, – буду держать пост, доставлявший мне трезвенность: прими меня в число наемников твоихИ я буду работать в винограднике Твоем, и я обрежу ножом Духа излишние побеги своей внутренней духовной лозы, или лучше, пороки: прими меня в число наемников твоихИ я буду возделывать сладчайшую лозу любви, и я буду ставить, как бы подпоры для своей души, заповеди Господа, чтобы, по увлечении (ее) на землю, она не была похищена змеем:прими меня в число наемников твоихБуду стараться, чтобы она смотрела на небо, простирала руки человеколюбия, чтобы носила в объятиях убогих, увлекаемых на землю: прими меня в число наемников твоихДай мне опять, Отец, плуг креста на плечи; буду возделывать борозду своей души, выдергаю терние и вредную траву лукавого, посею на ней небесное семя. Когда Ты одождишь свыше милостью, борозда души моей принесет плод тридцать, шестьдесят и сто: прими меня в число наемников твоихНе отталкивай меня, Отец! Враг, обессилив меня, не совсем еще снял одежду веры. Если он загрязнил красоту моего целомудрия, то (однако) никогда не склонил на служение его идолам; я не отвергся Тебя, Господь мой! Хотя и согрешил я в цвете юности моей, но попрал тук идольский, ниспроверг образы демонов, посрамил кумиры идольские, дунул на диавола, плюнул на демонов. Теперь же припадаю к Твоим стопам, Господь мой и Бог мой:прими меня в число наемников твоих"Если так покаешься, если так исповедуешься, то вот небесный Отец спешит к тебе, когда ты еще далеко от Него, духом припадает к вые души твоей, возлагает на тебя ярмо благодати, и яремником истины обвязывает выю сердца твоего, лобзанием прекращает вражду к тебе, и говорит Своим слугам, священникам: "Несите первую одежду" (Лук. 15: 22). Не сказал: "несите только одежду", но: "несите первую одежду", чтобы показать, что тебе дается первое достоинство крещения. Несите ему первую одежду, и оденьте его, и дайте перстень, знак богатства, страж сокровища, залог благодати, печать Духа". "И обувь на ноги" (И сапоги на нозе)т. е., "обвяжите стопы его души евангельским словом, чтобы опять змей, ужалив в пяту, не увлек его к прежнему блужданию греха".

954

 

 

"И приведите откормленного теленка(И ведите тельца упитанного). Кто это, как не Христос, Который дается достойным после крещения, как говорит апостол: "ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (в том живет всяко исполнение Божества телесне) (Кол. 2: 9). "Несите; во время еды будем веселиться". Кто между иудеями и эллинами верует, что телец заклан и мир утвержден? О, телец девственной телицы, святое дитя невозделанной утробы! О, телец закланный и живой, всегда нами ядомый и неиждиваемый! Поэтому, возлюбленные, опустив якорь нашего слова в надежной и тихой пристани, мы поручим вас заступлению Святого Духа; и Он, рассекая море божественного Писания стройным Своим языком, введет вас в небесный город, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава, с Отцом, и со Святым и поклоняемым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

________


Страница сгенерирована за 0.1 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.