Поиск авторов по алфавиту

Автор:Иоанн Златоуст, святитель

Иоанн Златоуст, свт. Содержание первого послания к коринфянам.

 

СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТАГО

 

БЕСЕДЫ НА ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ 1).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ К КОРИНФЯНАМ

 

КОРИНФ, ныне первый город Греции, в древности славился многими удобствами жизни и в особенности богатством; потому один из внешних (языческих) писателей назвал его богатым местом 2). Он лежит на Пелопонезском перешейке и был весьма важен в торговом отношении; также был наполнен множеством риторов и философов; и один из семи так называемых мудрецов происходил из этого города. Это сказано нами не из тщеславия и не с целью показать ученость, – что в самом деле за важное дело знать это? – но потому что имеет отношение к предмету послания. Много пострадал в этом городе Павел; здесь ему явился Христос и сказал: не молчи, но глаголи: зане людие суть ми мнози во граде сем (Деян.XVIII, 9, 10); здесь он оставался два года. Здесь был изгнан злой дух, от которого иудейские заклинатели много потерпели; здесь рассеявшиеся (жители), собравши волшебные книги, сожгли их, по исчислению на пять-


1) Настоящие беседы произнесены святителем в Антиохии около 390 года.

2) αφνειόν. Гомер в Илиаде, ΙΙ, 570

5

 

 

 

десят тысяч драхм 1). Здесь же, при проконсуле Галлионе, Павел был бит пред судилищем 2). Диавол, видя, что великий и многолюдный, славный богатством и мудростью и главный в Греции город принял истину, а дела афинян и лакедемонян, которых владычество давно пало, были в жалком состоянии, – видя, что жители его с великим усердием принимали слово Божие, что делает? Он разделяет их, так как знал, что и самое сильное царство, разделившись само в себе, устоять не может. Для исполнения своих козней он воспользовался богатством н мудростью жителей. И вот между ними образовались отдельные партии: некоторые самопроизвольно объявили себя предстоятелями народа, который приставал то к одним, то к другим, к однпм как богатым, к другим как мудрым и способным научить чему-то большему; а эти, привлекши его к себе, хвалились, что они преподают лучшее учение, нежели апостол, – на что намекая, он и говорил: не могох глаголати вам, яко духовным (1Кор.III, 1). Очевидно, что не от собственного его бессилия, а от их немощн произошло то, что они не услыниали многого. На то же он указывает, когда говорит: без нас обогатистеся (IV, 8). Такое разделение церкви было делом не маловажным, но самым пагубным. При этом там был допущен и другой грех: некто, живший со своей мачехой, не только не встретил укора, но еще управлял народом и своим сообщникам подавал повод к высокомерию; потому (Павел) и говорит: и вы разгордесте, и не паче плакасте (V, 2). Кроме того, некоторые, почитавшиеся совершеннейшими» по чревоугодию вкушая от идоложертвенного и участвуя при возлежании в капищах, позволяли себе всякую скверность. Еще иные, имея тяжбы п споры из-за имущества, обращались с своими делами к внешним судилищам. Также многие ходили у них с отпущенными волосами; им он и повелевает остричься. Был и другой грех немаловажный, – именно тот. что они в церквах вкушали пищу отдельно друг от друга и не уделяли нуждающимся. Затем погрешалп еще в том, что превозносились (духовными) дарованиями и соревновали в них между собой, что всего более и разделяло их церковь. И учения о воскресении держались не твердо; некоторые из них не очень верили воскресению тел, страдая еще недугом языческого заблуждения. А все это происходило от бессмыслия внешней философии; она была матерью зол; оттого и разделились


1) Это происходило в Ефесе. Деян. XIX:14-19.

2) Т.е. Сосфен при Павле. Деян. XVIII:17.

6

 

 

 

они, научившись этому также от философов, которые восстали друг против друга, постоянно из любоначалия и тщеславия противореча учению один другого и стараясь к прежнему прибавить что-нибудь новое. Они страдали таким недугом потому, что во всем полагались на свои умствования. Коринфяне прислалн Павлу послание чрез Фортуната, Стефана п Ахаика, с которыми и он отправляет свое послание, как говорит он в конце послания: впрочем (они писали) не о всем, а только о браке и девстве; потому он и сказал: а о них же писасте ми (VII, 1). Он пишет о том, о чем они писали и о чем не писали, обстоятельно разведав о всех их погрешностях. С посланием он отправляет к ним и Тимофея, зная, что хотя и послание будет иметь большую силу, но не малую пользу принесет им также присутствие этого ученика. Так как те, которые были причиной разделения церкви, стыдясь показаться делающими это из честолюбия, прикрывали свою страсть тем, будто они преподают совершеннейшее учение и будто сами мудрее других, то Павел прежде всего восстает против этого недуга, желая вырвать корень зла и прекратить происшедшее отсюда разделение, п восстает с болыпой силою. Ведь они, преимущественно пред всеми, были учениками его, как он сам говорит: аще иным несть апостол, но обаче вам есмь: печать бо моего апостольства вы есте (IX, 2). Притом они были слабее других, как он же говорит: не глаголах вам яко духовным: ибо не у можасте; но ниже еще можете ныне (III, 1, 2). Говорит же так, чтобы они не подумали, что он говорит о прошедшем времени, – поэтому и присовокупляет: но ниже еще можете ныне. Впрочем, вероятно, не все были преданы порокам, но были некоторые между ними и весьма благочестивые. На это указывает он в средине послания, когда говорит: мне же не велико есть, да от вас истяжуся (IV, 3), и прибавляет: сия же преобразих на себе и Аполлоса (ст.6). Таким образом, поскольку все зло пронсходило от гордости и от того, что (некоторые) почитали себя знающими более других, то он низлагает ее прежде всего п начинает так:

 


7


Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.