Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 066. К братиям Студийским

66. К БРАТИЯМ СТУДИЙСКИМ (2).

Теперь я посылаю письмо вам всем вместе, а не каждому порознь, не из презрения или по небрежности; нет; как я могу презирать любимых мной внутренно и исповедников Христовых, за которых я готов скорее проливать свою кровь вместо чернил и отдать плоть вместо хартии, и каждый день, если бы можно было, писать к вам и говорить с вами? И не потому пишу, чтобы вы сами по себе не были утверждены, — я знаю и убежден, какая у вас крепость от Бога, — но удовлетворяя собственной любви и исполняя заповеданный долг. Причина — в заключении под стражей, еще более строгом, так как мы

___________________

(1) Дион. Ареоп. об именах Божиих. Гл. 1.

(2) Это письмо, под заглавием: κατήχησις — оглашение, писано в 818 году по Р. Хр.

187

 

 

недавно, о чем вы уже и слышали, переселены из восточных стран, во Фригийские, в Смирну, и в том, что мы давно не получали ответных писем, и еще в том, что для одинаковых подвижников может быть достаточным одно и то же письмо. Итак, братья мои, воспоем и ныне благодарственную песнь, что мы удостоились служить Богу живому и истинному, и не только это, но и страдать за Него, что славнее всякой славы и радостнее всякой радости. Ибо за что вы страдаете? Не за Христа ли? Вы исповедуете, что Христос стал человеком, что Он по плоти истинно описуем, следовательно может быть изображаем на иконе; и принятие этой иконы есть удостоверение в Его воплощении, а при уничтожении и отвержении ее очевидно уничтожается и отвергается и вочеловечение Его. Так как бог века сего ослепи разумы иконоборцев, еже не возсияти им свету иконы Его (2 Кор. 4, 4), то они, блуждая во мраке, отрекаются от Христа, отвергая икону Его, и стараются, чтобы все ослепли вместе с ними, преследуя, терзая, заключая под стражу и, так сказать, постоянно умерщвляя. Но не увлекут они крепких и утвердившихся в неизменной истине. Не избегли они и того, чтобы получить обличение от верховного престола Церкви (1), как это случилось, и вы знаете. У нас все было безопасно и твердо и прежде

___________________

(1) Римского.

188

 

 

прибытия западных; но от этого еще более утвердилось, дабы мы знали, что Бог печется и о нынешнем роде, подобно как о родах древних, и представлено явное свидетельство, что чужды Ему отвергающие икону. Ибо, если они отторглись от верховного, то и от других троих патриархов, следовательно и от Христа, который есть глава упомянутых; и нужно плакать и сетовать о них, а нам весьма и чрезвычайно радоваться. Будем же, возлюбленные, переносить скорби заключения под стражей и еще ожидаемые искушения, как то: ежедневную смерть, мученичество, подвижничество, пока настанет время мира, которое Господь признает приспевшим и для окончания испытаний исповедникам и для воздаяния неверующим. Пусть день идет за днем в терпении и бодрости, рука занимается каким-нибудь делом, уста поют, тело покоряется, ум внимает самому себе, не отворяя двери страстям, чтобы заключение под стражей было просторным, благотворным, приятным, как бы в чертогах Христовых; иначе будет противное тому. К вам обращена вера находящихся вне, мужей и жен, монахинь и монахов; и справедливо; ибо вы, по благодати Христовой, свет Византии, или, можно сказать, всего мира. Впрочем, будем наблюдать за диаволом, примешивающим плевелы к пшенице, и веятельным решетом разума удерживать веру, а страсти отбрасывать, чтобы душевная нива не потерпела вреда. И у великого

189

 

 

Павла были возлюбленные, Аппия (Филим. 1, 1), Персида (Римл. 16, 12); и Еводию он увещевает, и Синтихию убеждает тоже мудрствовати о Господе (Филип. 4, 2), как соучастниц в трудах, подвигах и служении. И необходимо иметь их, но иметь таких, каких он имел. О Прискилле и Аквиле он говорит: иже по души моей своя выя положиша; (Римл. 16, 4). Видишь ли горячность любви и апостольское одобрение? Так и мы и вы, братья мои, будем приветливо обращаться с преданными нам подобно тем, дабы и Бог прославлялся, и мы просвещались, а не рассеивались и не смущались. Дошел до меня слух о вас троих, что вы соединились по случаю обращения бедного Леонтия, и прославил я, грешный, Бога и за его усмирение, если только он останется таким, и за ваши подвиги; ибо вы, как бы святые три отрока из огненной печи, вышли невредимыми из тяжких темниц, поразив мучителя. Но, доблестные мои, подвизайтесь еще и будьте готовы к искушениям даже до крови. Таков закон мученичества. Да будут благословенны ободряющие вас, внутренние и внешние! Мы несчастные опять были бичуемы, но приняли это с благодарностью, и еще более благодушествуем. Посему вы не беспокойтесь о нашем смирении, но лучше радуйтесь и молитесь, чтобы нам иметь силу во всем, и переносить причиняемое властителями, и выносить нападения от невидимого врага, вместе с братом Николаем, который усерд-

190

 

 

нейше приветствует вас. Поминайте воздыхания мои. Благодать с вами. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.