Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 065. К Навкратию сыну

Узнав от письмоносца, что между вами, добрый брат, произошли распри, — именно, один говорит: я поклоняюсь иконе Христа, как самому Христу; а другой не допускает этого, — я принял это не без скорби, зная, что такие распри, сеемые диаволом, обыкновенно разделяют и самую здравую часть православных; а это доставляет радость врагам, которые нашими болезнями подтверждают здравие своего нечестия. Посему я признал за благо не молчать о слышанном, но предло-

184

 

 

жить и с своей стороны некоторое средство врачевания, при помощи Божией. Сущность предмета состоит в следующем. Частица: как (ὡς), в богодухновенном Писании, употребляется иногда в смысле подобия, а иногда в смысле утверждения. В первом: бых яко птица особящаяся на крове (Псал. 101, 8); и еще: аз же яко маслина плодовита (Псал. 51, 10). Во втором: коль (ὡς) благ Бог Исраилев (Псал. 72, 1); и еще: коль (ὡς) возлюбленна селения твоя, Господи сил (Псал. 83, 2). Здесь выражается не подобие, а утверждение. Итак, кто говорит, что он поклоняется иконе Христовой так, как (т. е. подобно) самому Христу, тот здраво рассуждает; а если утвердительно, то нет; ибо образ и первообраз не одно и то же по естеству, но одно и то же по подобию. Оба они принимаются за одно и то же, но по существу совершенно различны; говорю о художественных иконах. Как же можно поклоняться иконе, как самому Христу, утвердительно, когда в ней Христос присутствует не существенно, а относительно или по подобию? Такое суждение отступает от истины и с другой стороны. В образе выражается первообраз, и в иконе почитается поклонением Христос; словом: в иконе — означается: одно в другом, почитается поклонением иное в ином. Златоуст видел ангела на иконе, а Корнилий самого ангела. Мы видим Христа на иконе, апостолы же видели самого Христа. Видехом, говори-

185

 

 

ли они, Господа (Иоан. 20, 25). Мы поклоняемся Ему в иконе Его; а они поклонялись Ему самому. И видевше Его, говорится, поклонишася Ему (Мат. 28, 17). Итак, на иконе Христос почитается поклонением по подобию, или относительно, или по сходству, — ибо то и другое сходно, — а не самолично. И без иконы Он почитается поклонением умственно; ибо, конечно, не всегда Он может быть созерцаем в чувственной иконе. Если же кто-нибудь скажет: следовательно, если мне можно поклоняться умственно, излишне поклоняться на иконе, такой пусть знает, что он отрекается и умственно поклоняться Христу. Ибо, если ум не будет созерцать Его в образе человеческом сидящим одесную Бога и Отца, то он не будет и поклоняться, если только допускает, что Слово стало плотью. Верный свидетель того, что Он уподобился человеку, есть икона Его, и с принятием ее и поклонением ей принимается и почитается поклонением Христос; и напротив в случае отвержения. Авгарь, приняв веру, умственно поклонялся Христу, а еще яснее поклонился Ему в нерукотворенной иконе Его, присланной от самого Христа. Таким образом, в ней и по подобию и умственно почитается поклонением Христос, теперь так, а в будущем веке лицом к лицу, когда мы будем, как говорит премудрый Дионисий, и исполняться пречистых созерцаний видимого Его богоявления, озаряющего нас светлейшими лучами, подобно как учеников при боже-

186

 

 

ственном Его преображении, и участвовать в духовном сиянии Его бесстрастным и невещественным умом (1). Это, недостаточно или достаточно, от нас. Вас же увещеваю — в беседах о Боге вести рассуждения благоговейно и внимательно и искать истины или от себя самих, или от других, далеко отогнав распри; равно как и исправить, если в сказанном мной окажется что-нибудь ошибочным; ибо я малоумен и грешен.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.