Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 219. Разрешение различных вопросов

219. РАЗРЕШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВОПРОСОВ (2).

Вопрос 1. О пресвитере, диаконе и чтеце, держащихся православного образа мыслей, но имевших общение с еретиками по страху человеческому; можно ли совершать о них приношение, или панихиду, или молитву?

Ответ. Если они до смерти оставались в общении с еретиками, то нет; а если при кончине раскаялись и исповедали, что они бы-

__________________

(2) К кому писано это письмо, в подлиннике не означено.

607

 


ли побуждаемы страхом, и в-третьих, если приобщились православных святых тайн, то позволительно совершать о них вышесказанное.

Вопрос 2. О монахах и монахинях, подобным образом скончавшихся в общении с еретиками. ..

Ответ. Вышесказанный ответ пусть соблюдается и касательно таких; равно как и касательно мирян, мужчин, женщин и детей. Это сказано об умерших. Если же кто из всех упомянутых еще жив и раскаивается, отбрасывая страх с этого времени и решаясь страдать за благо, то, если он пресвитер или диакон, должен быть отлучен от священнослужения до времени православного собора, и после надлежащей епитимии пусть причащается православных святых тайн. А сущность епитимии состоит в непричащении святых тайн в продолжении такого времени или таких лет, как назначит налагающий епитимию; ибо невозможно сказать об этом определенно; потому что один от другого отличается и личностью, и познаниями, и занятиями, и возрастом. Если же то будет монах, или чтец, или монахиня, то по выполнении епитимии пусть тотчас будет даваемо божественное причастие; тоже и относительно мирян, мужчин и женщин и детей. Очевидно, что и в отношении к ним нужно делать различие, смотря по личности, по достоинству и но возрасту, так что и в продолжении одной четы-

608

 


редесятницы епитимия достаточна для принимающего ее. Ясно, что епитимия непричащения святых тайн сопровождается и молитвами, и коленопреклонениями, и воздержанием от явств, по силам подвергающегося епитимии.

Вопрос 3. О приношении даров в монастырях мужских и женских.

Ответ. Нужно приносить, если они чужды общения с еретиками.

Вопрос 4. О причащении святых тайн монахами или монахинями самим от себя.

Ответ. Не имеющим священства непозволительно касаться даже и божественных приношений; разве только по совершенной необходимости, когда не находится пресвитера или диакона, можно самим причащаться даров. Каким же образом? Положив священную книгу и разостлав чистое полотно, или священный покров, и сложив на них из руки дары, после песнопения нужно принимать их устами; потом принявшему должно омыть уста вином.

Вопрос 5. О мирянах, мужчинах и женщинах православных, которые причащаются от православного, но во всем прочем по. страху человеческому смешиваются с еретиками; как надобно вести себя в отношении к ним людям, строго соблюдающим правила?

Ответ. Священному лицу, именно пресвитеру и диакону, монаху и монахине, надобно воздерживаться от вкушения пищи вместе с

609

 


такими, строго держась правил; разве иногда, не знаю, по какому-либо приспособлению к обстоятельствам дозволять это, и притом весьма редко. Мирянину же вкушать пищу вместе с такими — безразличное дело, хотя бы случилось, что иной из них имел общение с ересью по страху, но между тем держится православного образа мыслей. Впрочем, дабы грех не оставался ненаказанным, нужно назначать малую епитимию безразлично обращающемуся с еретиками по страху. Эта епитимия —  коленопреклонений пятнадцать, также молитвы: Господи, прости мне согрешение; Господи, будь милостив ко мне грешнику, Господи, помилуй меня, — от пятидесяти до ста.

Вопрос 6. Можно ли православному священнику преподавать святые тайны тем, которые поют вместе с еретиками, но воздерживаются от общения с ними, пресвитеру ли, или диакону, или мирянину, или женщине?

Ответ. Что касается до преподавания, то можно преподавать: лицам священным с епитимиею, по снисхождению к тому, что они во всем другом уклоняются от еретиков, а мирянам без епитимии. Чтецу же, который в продолжении двух лет воздерживался от общения с еретиками, справедливо можно причащаться святых тайн, хотя бы в других отношениях он и увлекался. Впрочем, это сказано по снисхождению к слабости людей, дабы нам, желая сделать их совершенно

610

 


чистыми, незаметным образом не подвергнуть их смертной опасности.

Вопрос 7. Следует ли петь вместе с теми, которые не имеют общения с еретиками, но. В других отношениях безразлично поступают или принимать от них приношения, или восковые свечи, или елей?

Ответ. Если эти лица священные, и приносят не к иноверным, то следует принимать приносимое ими, с некоторою епитимиею, а если миряне, то можно принимать без епитимии; ибо должно быть различие (между теми и другими) по достоинству священства.

Вопрос 8. Можно ли совершать молитву для просящих у нас, или благословлять елей, или возжигать свечи, или давать пить святую воду?

Ответ. Если это иноверные, то нет, хотя бы они приступали с верою. Ибо кое общение свету ко тьме (2 Кор. 6, 14)?

Вопрос 9. Если монах или монахиня придет к нам для божественного причащения, то какое исповедание нужно требовать от них, когда неизвестно их состояние? .

Ответ. Всякого приходящего можно допускать к причащению. Если неизвестно его состояние, то нужно спрашивать, покланяется ли он досточтимой иконе Христа и святых, удаляется ли от общения с еретиками и не держится ли какого-либо другого мнения иноверных? И когда он все исповедует и исповедание свое будет соблюдать с отвращением

611

 


от всякой ереси, тогда можно принимать его в общение и преподавать ему святые тайны.

Вопрос 10. Позволительно ли монахине самой пить святую воду?

Ответ. По совершенному неимению священника или монаха может пить, по крайней необходимости.

Вопрос 11. Можно ли на пути входить в церковь, занимаемую еретиком?

Ответ. Если церковь занимается еретиком, то отнюдь не должно входить туда для молитвы, а разве по поводу какого-либо другого обстоятельства.

Вопрос 12. Следует ли приходящего к нам неизвестного авву, прежде дознания, называть святым (отцом) и испрашивать от него молитвы?

Ответ. Так как теперь время ереси, то без дознания не должно ни говорить: благословите, святые, ни испрашивать от него молитвы. Но общее приветствие не запрещается, по правилам святого Василия.

Вопрос 13. Следует ли православному священнику совершать молитву над колодцем, если он будет осквернен?

Ответ. Следует совершать молитву там, где есть общение с православными. Но к имеющим общение с еретиками не должно ходить; ибо, оскверняясь по душе хлебом своим, они оскверняются и по телу.

Вопрос 14. Касательно крещения, когда нет церкви, занимаемой православным, и

612

 


когда нас просят; где следует запечатлевать, оглашать и крестить, и какие должны быть родители и восприемники?

Ответ. Не должно входить, как выше сказано, в церковь, занимаемую еретиком; не тем ли более — совершать сказанное? Но за неимением церкви нужно войти в чистейшее место дома, и там, на освященном жертвеннике или столе, имеющий совершать священнодействие пусть совершает святое крещение. Восприемниками же надобно принимать таких, которые не имеют общения с еретиками, также и родители должны быть непричастны к ним.

Вопрос 15. Есть церкви, имеющие два или три придела, и один из них никем не занят; можно ли там совершать литургию, или нет?

Ответ. Если такая церковь занята известным еретиком, то, хотя бы в одном приделе он не священнодействовал, не следует там совершать литургию; если же она занята православным, то пусть совершается литургия в приделе, в котором он не священнодействует.

Вопрос 16. Может ли кто-нибудь охранять свою церковь, чтобы в ней не священнодействовал еретик; на сколько времени она может быть заперта, и что должно соблюдать касательно нее?

Ответ. Разрешать этот вопрос не наше дело; он относится к епископу, который дает разрешения касательно церквей.

613

 

 

Вопрос 17. Если встретятся миряне, мужчины или женщины, еретичествующие по невежеству, или по рождению принадлежащие к еретикам; то можно ли вкушать пищу вместе сними, или что-нибудь принимать от них?

Ответ. Хотя бы по злонамеренности, хотя бы по невежеству они были еретиками, непозволительно вкушать пищу (вместе сними), или принимать принесенное ими; разве, не знаю, когда невежды, исправившись, дадут обещание быть православными.

Вопрос 18. Об отце моем; следует ли поминать его на литургии?

Ответ. Хотя бы то был отец, хотя бы мать, хотя бы брат, хотя кто-нибудь другой, обличенный в общении с ересью до смерти, он, как сказано в предыдущем ответе, не должен быть поминаем на литургии; а разве только каждый в душе своей может молиться за таких и творить за них милостыни. Ибо как может тот, кто при жизни имел общение с еретиками и погребен в таком состоянии, быть внесен в помянники при священнодействии православных? Никак нет.

Все это я высказал не законодательно; ибо это — дело епископов; но преподал в виде совета из любви; ибо нет ничего необходимее любви. Если же твоему благочестию что-нибудь покажется требующим иного распоряжения, то мы не можем на это сказать ничего, кроме просьбы о святых молитвах ваших, так как мы — люди грешные.

614


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.