Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 212. К Иоанну грамматику

Свидетельствую благодарность святому Богу, что я, хотя поздно, услышал любезный голос

545

 


твой; но не могу сказать, что я благодарен тому, кто прежде враждебно пресек его. Так как мудрое почтенство твое, по разсеянии скорби, упомянуло и о досточтимой иконе Христовой, то я могу сказать, возлюбленный, что недавно присланное письмо твое я нашёл согласным, а не противоречащим прежним письмам моим. Согласно с предначертанными положениями твоими нет сомнения, что всякая икона есть отображение чего-либо другого, т. е. первообраза, и если нужно сказать грамматическими выражениями, есть нечто относительное, что называется и уподобительным и показательным и представительным. Притом иконе Христовой надобно воздавать поклонение не как веществу, но как самому Христу; ибо чествование образа восходит к первообразу, по устранении вещества, действием ума, от начертанного на нем образа. И богопочитательное, как говоришь ты, поклонение надобно приносить Спасителю Христу как прежде воплощения, так и после воплощения, как без иконы, так и чрез нее; и этому правому учению никто из здравомыслящих, я думаю, не станет противоречить. Не несообразно принять и применять и примеры солнца (в отношении к изображению его) в воде и невещественного треугольника, т. е. математического, в отношении к вещественному. Ибо, если предположим, что солнце или треугольное изображение достойны почитания прежде, нежели первое отразилось вводе, а второе явилось в

546

 


веществе, то очевидно, что и после проявлении там или слияния (с веществом) то и другое достойно почитания. Таким образом основательно показал ты, что и Господь наш Иисус Христос достоин богопочитания и поклонения и прежде воплощения и после воплощения. Так, почтеннейший, Христос несомненно богопочитается, но досточтимая икона Его не богопочитается, равно как и солнце, по предположению, слившееся с водою, а не образ солнца, и треугольник вещественный, а не образ треугольника. Заметь, что у нас христиан одно богопочитание одной святой и единосущной Троице приносится всею тварью видимою и невидимою. И нельзя сказать, что досточтимая икона Христова богопочитаетея. Одно из двух: или богопочитательность ее включается в тройческое богопочитание, что невозможно, так как нельзя делать какого-либо прибавления к Троице; иначе она окажется четверицею; или, если не включается туда, но сама по себе есть действительно богопочитательность, то мы допускаем два богопочитания, и в таком случае что иное могут думать о нас язычествующие иконоборцы, как не заключить отсюда, что мы сугубым богопочитанием почитаем тварь кроме Творца и нисколько не уступаем Арианам в нечестии? Итак, должно покланяться иконе Христовой, но не богопочитать ее, а покланяемого на ней Христа, как следует из вышесказанного; ибо образ и перво-

547

 


образ — два предмета, и различие между ними не по лицу, а по сущности.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.