Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 196. К Евфросинии игуменье

Услышал я от верно знающего, что скорбь коснулась твоего почтенства по тому случаю,

500

 

 

что одна сестра хочет отделиться от святой общины твоей; и не несправедлива эта скорбь. Ибо как не сетовать душе, когда отсекается собственный член? Впрочем, так как это бывает по злобе действующего в сынах противления, то нам нужно великодушно переносить, употребляя все старание, сколько позволяет истинное учение, чтобы нам быть неповинными в крови такого-то, или такой-то, именуемого брата или сестры. Ты хотела узнать, не предосудительно ли твоему почтенству отпустить сестру свою, стремящуюся отделиться. Как же ты, мудрая и благоразумная, сама по себе не знаешь должного? Ни для тебя учительницы, ни для ученицы не безопасно это отделение, совершаемое добровольно. Ибо для чего и почему оно делается? Если ученица совершенна и вполне приготовлена управлять другими сестрами и уже община ищет ее, то это есть приспособление к обстоятельствам, как говорит святой Василий, а не отделение. Нет, кто был хорош под начальством, тот законно восходит к начальствованию. Отсюда происходит доброе соревнование у товарищей — стремиться к совершенству и совершать такие же богоугодные дела. Так и Господь и Бог наш, представляя доказательство любви к Себе, сказал верховному из апостолов: аще любиши мя, паси агнцы моя; и еще: паси овцы моя (Ин. 21, 15. 17). Посему, кто с таким расположением выступает на пастырство, тот

501

 

 

будет блажен, подражая Христу, истинному первому архипастырю. Бывает и другое приспособление к обстоятельствам, усматриваемое у отцов наших: когда душа, не устроенная во нравах, после многих и долгих стараний, решается перейти в другое братство, надеясь там быть полезною, подобно деревьям, пересаживаемым из одного места в другое. Если и так поступишь, то дело имеет некоторое основание, так как в этом случае обе, и отдающая и принимающая, содействуют друг другу, во исполнение апостольской заповеди: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Другого же отделения не допускает слово истины; во-первых, потому, что нарушается союз Святого Духа, обещанный пред Богом и людьми при монашеском посвящении; а этого что может быть пагубнее? И здесь прилично повторить слова Господа: еже Бог сочета, человек да не разлучает (Мф. 19, 6). Ибо, если там, при плотском сочетании, запрещается отделение, то не тем ли более при духовном союзе? Разве божественное будет обращено в шутку; но нет, верно слово таинства, как при отпущении грехов, так и при ненарушимом заключении этого союза. Потом, как может благоустроиться община, от которой отделяется (сестра), хотя бы отпускаемая игуменьею была не виновна? Скорее не увлечется ли она к раздорам, разделяясь соревнованием к подобным же поступ-

502

 

 

кам, если ныне одна, после другая, а немного спустя еще иная уйдет с самого начала поприща, и таким образом, целое тело Христово все разойдется и погибнет? Наследница горя та, которая причиняет все это зло, как говорит святой Василий. Ни твердости, пи постоянства не будет иметь ни твоя обитель, ни какая-либо другая, поступая таким образом. Посему не повинующийся пусть не повинуется еще, и беззаконствующий пусть беззаконствует еще, по Писанию (Апок. 22, 11); а ты тщательно спасай свою душу, не нарушая законов Божиих, но утверждаясь на учении святых, из которых первый в этих делах великий Василий, хотя бы тебе пришлось жить вместе с двумя или тремя девами: идеже бо еста два или три собрани во имя Мое, говорит Господь, ту есмь посреди их (Мф. 18, 20), а не с беззаконными, хотя бы их были тысячи.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.