Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 155. К Феофилу (епископу) Ефесскому

Взяв в руки письмо, которое прислала священная высота твоя брату нашему Афанасию, и прочитав его, я опечалился великою печалью, почтеннейший отец мой; во-первых потому, что между нами самими, верно хранящими слово истины, происходят несогласия и являются разделения; во-вторых потому, что я, нижайший, вынуждаюсь сделать возражение. Да простит величие твое; но речь идет об истине, которой нет ничего важнее и достопочтеннее. Что же такое содержится в письме

387

 

 

прискорбное? Мы, говоришь ты, не советовали ни убивать Манихеев, ни не убивать; но если бы и позволили, то сделали бы дело величайшее из прекрасных. Что говоришь ты, богопочтенный? Господь запретил это в Евангелии, сказав: ни, да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу (Мат. 15, 29). Ты же называешь величайшим из прекрасных дел позволение — исторгать их? А что плевелами Он назвал еретиков, как тогдашних, таки последующих, т. е. всех, об этом послушаем Златоуста, который, изъясняя те же самые слова, говорит так: “Что Господь запрещает, говоря: да не когда восторгнете купно сними и пшеницу? Этими словами Он запрещает войны, кровопролития и убийства; ибо и еретиков убивать не должно; иначе была бы введена непримиримая война во вселенную”. И далее: “Что другое выражает Он словами: да не восторгнете купно сними и пшеницу, как не то, что если вы приметесь за оружие и станете убивать еретиков, то неминуемо будут истреблены вместе сними многие и из святых” (1)? Это и случилось в наши времена; ибо кровопролития и убийства наполнили нашу страну и многие из святых вместе с другими лишены жизни; слово Господне оказалось нетщетным, как засвидетельствовали многие. И для чего мы говорим,

__________________

(1) Бесед. 46 на Еван. Мат. В русск. перев. 1839 года. Част. 2, стр. 287.

388

 


что не позволительно убивать еретиков? Нам не позволительно даже и желать им зла. Послушаем опять Господа, Который, по словам премудрого Дионисия, сказал к святому Карпу: “наноси Мне удары, Я готов опять страдать за спасение людей; для меня это вожделенно, только бы другие люди не грешили; впрочем смотри, хорошо ли будет для тебя — променять на жизнь в пропасти со змиями пребывание с Богом и добрыми и человеколюбивыми ангелами (1)”. Видишь, богомудрый, гнев Божий за то, что он молил о еретиках, чтобы они лишены были жизни; и если бы святой остался при таком расположении, то был бы осужден.

Таким образом, отнюдь не должно желать зла (врагам), как показала истина; а напротив нужно молиться о них, как показал сам Господь во время страдания, сказав к Отцу своему: Отче, отпусти им грех: не ведят бо что творят (Лук. 25, 54). Что же касается до того, будто, как говорит святость твоя, с твоим мнением согласны некоторые святые, то прости, отец, мы неправильно понимаем слова святых и потому оказываемся утверждающими вопреки отцам, или лучше, вопреки Богу. Так божественный Кирилл, в речи против Юлиана, выразился согласно с древним законом, не смешивая ветхого Завета с новым; да не будет; - ибо он не знал, что сказанное в законе сказано жив-

__________________

(1) Дионис. Ареоп. к Демофилу, гл. 6 Чет. – Мин. 26 мая и 3 октяб.

389

 


шим под законом; равно не знал он и сравнения, сделанного Спасителем в следующих словах: речено быст древним то-то; Аз же глаголю вам то-то (Мат. 5, 21. 22). Посему мы, как говорит божественный Дионисий к некоему Демофилу, не примем твоих слишком ревностных стремлений, хотя бы тысячу раз ты ссылался на Финееса и Илию. Тоже услышав, Иисус не одобрил учеников, чуждых кроткого и благого духа. Ибо наш божественный Священноначальник с кротостью поучает противящихся учению Божию. Надобно учить неведущих, а не наказывать. Будем же, блаженный, внимать тому, что сказали святой Павел, солнце вселенной (2 Тим. 2, 25). Также и Игнатий богоносец говорит: “ненавидящих Бога надобно ненавидеть и на врагов Его негодовать (Псал. 78, 6), но не преследовать или бить их нам, подобно язычникам, не знающем Бога (1)”. Если же не должно бить, то тем более — убивать их. Еще ты, владыка, полагаешь, что и святой Симеон, живший на дивной горе, согласен с тобою; но не думай, святый, чтобы он противился Христу или учителям высшим его. Но что? Он говорил увещание к тогдашнему Императору о язычниках, мучивших христианский народ, чтобы христиане не были угнетаемы Самарянами. Это и хорошо. К тому же самому и мы ныне увещеваем, чтобы Импе-

__________________

(1) Epist. interpolat. ad Philadelph. n. 3. Cp.  в русс, перев. 1860 г. Посл. к Смирнян. гл. 4.

390

 


раторы не щадили, но воевали против Скифов и Арабов, убивающих народ Божий. Но это иное дело, а то иное; это относится к неприятелям, а то к подвластным еретикам. Сообщаемое об Иоанне Постнике, предстоятеле Константинопольском, мне не кажется истинным, будто он повелел пригвоздить волшебников ко кресту, но, может быть, он допустил это (1). Ибо и они убийцы, с которыми начальникам не запрещено поступать по римским законам; не всуе бо, говорит апостол, меч носят, но суть отмстители злое творяшему (Рим. 13, 4); но это не позволительно в отношении к тем, о которых Господь изрек запрещение. Начальствующие над телами имеют право наказывать виновных в преступлениях, касающихся тела, а не виновных в делах душевных; ибо это принадлежит управляющим душами, которых наказания суть отлучения и прочие епитимии. Так, владыка, думаем мы уничиженные; и, скажем по неразумию, даже блаженнейшему патриарху нашему мы дерзновенно сказали, что Церковь не мстит мечем, и он согласился с этим; Императорам же, совершавшим убийство, мы сказали, первому: не угодно Богу такое убийство; а второму, требовавшему одобрения на убийство: прежде пусть снимут мою голову, нежели я соглашусь на это. Таков ответ от нас грешных. Вы

__________________

(1) Преп. Симеон столпник, Дивногорец, и Св. Иоанн постник, Архиепископ Цареградский, жили вконце 6 века по Р. Хр.

391

 


же, святейшие, если читали другое Евангелие, которого мы не знаем, то хорошо; а если нет, то рассудите, что заповедал апостол.


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.