13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феодор Студит, преподобный
Феодор Студит, преп. 147. К ученикам своим
147. К УЧЕНИКАМ СВОИМ (1).
Так как уже наступает святая четыредесятница, то я признал благовременным крат-
______________
(1) Заглавие этого письма в подлиннике такое: «огласительное к ученикам своим».
364
ко побеседовать с вами, возлюбленные сыны и почтеннейшие братия, имея заповедь от апостола умолять, обличать, запрещать благовременне и безвременне (2 Тим. 4, 2). Теперь же и время поста само в себе заключает назидание, может и безчувственного привести в сокрушение. Итак, братия, с охотою встречайте эти радостные дни, совершая каждый по силам своим обычное в том месте, в каком обитает, дабы нам посредством спокойствия и воздержания в пище очистить сердце, окрылить душу, обуздать страсти. Ибо в этом состоит пост, в этом — спокойствие, этого требует заповедь, это — глава нашего спасения, от этого и причащение святых тайн может быть для нас благоприятно, или лучше, послужить напутствием к вечной жизни. Ядый бо и пияй недостойне т. е. не чисто, сколько доступно нашей природе, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня, по апостольскому изречению (1 Кор. 11, 29). Посему, братия мои, нужно подвизаться и соблюдать себя чистыми от непристойной похоти, от зависти, снедающей душу, от сребролюбия, потопляющего ум, и от нерадения, омрачающего око души, постоянно ожидая исхода из тела, чем и истребляются страсти и укрепляется душа. Заключайте вход для страстей, избегайте мест падения, избегайте бесед и обращения с женщинами. Ибо может ли не возгореться или, лучше, не воспламениться сердце, обмениваясь словами с девицею, с поющею или с какою
365
бы то ни было женщиною? Может ли, скажу словами (Григория) Богослова, спасти чужая того, кого погубила своя? И хотя бы кто казался соблюдшим себя на деле, не спасется в сердце, по изречению Господа (Мат. 5, 28). Пусть же гонение будет не для погибели, а для спасения, и нет теперь такой нужды, которая заставляла бы обращаться с женщиною, как обстоятельства заставляли знаменитого между отцами Афанасия жить семь лет у девы, или того, или другого святого принимать услуги от женщины (1). Теперь и города и селения представляют свободное убежище, так что не нужно сноситься с женщинами. А ты не замечаешь, что исповедание и гонение ради Христа обращаешь против Христа, часто беседуя с женщинами, может быть воспевая псалмы вместе с ними, а может быть вместе и вкушая пищу или живя в одном доме, питаясь лицезрением сожительницы, а сам пагубно снедаясь ею? Бегайте, как от огня, мужчины от женщин и женщины от мужчин; если же нужно будет иметь сношение, то столько, сколько требует нужда и польза, остерегаясь и при этом ввести в соблазн других. Вскую бо свобода моя, говорит апостол, судится от иныя совести (1 Кор. 10, 29)? И еще: аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню
______________
(1) См. Церк. Ист. Созомена кн. 5, гл. 6. В рус. перев. 1851 года, стр. 322.
366
брата моего (1 Кор. 8, 13). Живите же не соблазнительно, сыны мои, и безпреткновени бывайте Иудеем и Еллином и Церкви Божией, как написано (1 Кор. 10, 32), помышляя и о неизвестности смерти. Уже отошел и брат Сила, и еще прежде него авва Феосост, и брат Прокопий, и никто не останется навсегда. Блажен умеющий без вреда пройти здешнюю жизнь. Не забывайте молиться о нас смиренных, чтобы нам спастись.
Страница сгенерирована за 0.27 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.