Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 5. К Стефану, секретарю

5. К СТЕФАНУ СЕКРЕТАРЮ.

Вчерашний день, когда мы наслаждались знатным твоим присутствием, после некоторых других бесед, для которых ты прибыл сюда, у нас зашла речь о предметах Писания, и мы, находясь в великом недоумении, расстались друг с другом, не достигнув в том соглашения. Конечно, господин, мы, как люди простые, не можем соответствовать присущей тебе мудрости; но дабы молчанием о том, о чем должно говорить, нам не навлечь на себя осуждения; — ибо обличением, говорит Писание, да обличиши ближнего твоего, и не приимеши ради его греха (Левит. 19, 17), а с другой стороны, обличая премудра, будем еще более возлюблены им (Притч. 9, 8); — мы почли необходимым высказать тебе представившееся нам. Ты, господин мой, — скажу кратко, — соединяя вместе многие вопросы и возражения, сказал, что, кроме веры, ни о каких других заповедях Господних никому не следует вразумлять предстоятельствующего пастыреначальника, когда он, по неведению или по своему желанию, делает что-нибудь непозволительное; а мы говорили, что следует, но только тем, которые превосходят

119

 

 

других знанием и благоразумием. И каких не можем мы привести доказательств неосновательности такого мнения? Во-первых из ветхого Завета. Как ты думаешь о поступке Даниила (Дан. гл. 13)? Не удостоился ли он похвал за то, что не только вразумил, но и осудил старцев, беззаконно обвинивших святую Сусанну, хотя он был в таком возрасте, который по закону не давал права говорить свободно? Так или нет? Потом, разве ты не слыхал, как Иоав, по случаю перечисления народа, которое прогневало Бога, возражал, удерживал и старался убедить божественного Давида, чтобы он не делал этого (2 Цар. гл. 24)? Ты знаешь историю. Убеждает меня в том и Иофор, который советовал великому Моисею и убеждал его не так управлять народом, некоторым образом вразумляя его и склоняя к своему желанию (Исход, гл. 18). А кто он был? Иноплеменник, хотя и тесть (Моисея). И кому говорил? Тому, кто делал все по откровению Божию. Об этом — немного, дабы речь наша не сделалась длинною-, надобно перейти к новому (Завету). Послушаемся, если угодно, почтеннейший, повеления громогласного проповедника вселенной: аще ли последнему открыется, первый да молчит (1 Кор. 14, 30); и это не касательно одной веры, как возражает любовь твоя. Также, — чего едва я не забыл, — великий проповедник истины Иоанн обличал Ирода (Мат. гл. 14). Прошу отвечать мне; Знаю, что против

120

 

 

меня готова насмешка: «он ставит себя наравне с пророком.» Но не так, почтеннейший; сия же, говорит Павел, писана быша в научение наше (1 Кор. 10, 11); и еще он же: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1 Кор. 11, 1). А как можно мыслить право, действуя неправо, когда божественный Иаков утверждает, что вера является от дел, и те, которые погрешают и одном, не имеют и другого (Иак. гл. 2)? При столь многих и таких свидетелях, я не думаю, чтобы твое благородие стало противоречить; если же станет, то пришли недостоинству нашему разрешения на вышеизложенное, равно как и яснейшие возражения из того, что будет у тебя заготовлено. О, если бы и этого было довольно! Тогда и мы замолчим и будем просить прощения в этой настойчивости, хотя и происходящей от ревности. Ибо только осуждать легко и доступно для всякого желающего, как читал ты; а вводить свое мнение, основываясь на свидетельстве богодухновенного Писания, свойственно мужу, по истине здравомыслящему и умному. Впрочем, дабы слишком не распространить письма, мы здесь окончим речь, присовокупив еще изречения Василия великого для полнейшего доказательства. Да пребудешь здоровым со всем домом своим, возлюбленный господин наш, благоденствуя во всех отношениях; ибо мы, и когда пишем, и когда не пишем, желаем сохранить благо любви твоей. — Из 20-го слова свя-

121

 

 

того Василия о подвижничестве: «и предстоятелю, если преткнется, должны напоминать преимуществующие из братий (1).» Из слова 34-го: «кто не принимает одобренного предстоятелем, тот должен открыто, или наедине, сделать ему свое возражение, если имеет какое-либо твердое основание, согласно со смыслом Писания, или молча исполнять приказанное; если же он сам постыдится, то пусть употребит на это посредниками других (2)». Из нравственных правил его же, из слова 72-го: «из слушателей наставленные в Писаниях должны испытывать, что говорят учители (3)». «Предстоятель слова должен все делать и говорить с осмотрительностью и по многом испытании, с целью благоугодить Богу, как подлежащий испытанию и от самих вверенных ему (4)».

 ______________________

(1) О подвижн. прав. простр. вопр. 27. В русск. перев. 1847 г. Част. 5 стр. 158.

(2) Там же, вопр. 47. В русском перев. стр. 196.

(3) Нравств. прав. 72 гл. 1. В русск. перев. 1846 г. част. 3 стр. 478.

 

(4) Там же, прав. 70 гл. 37. В русск. пер. стр. 476.


Страница сгенерирована за 0.12 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.