Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 48. К Афанасию, сыну

48. К АФАНАСПО СЫНУ (1).

С великим терпением прочитал я письмо твое, возлюбленный брат, и весьма изумился внезапной перемене твоей. Не стану говорить о прежнем, как ты, находясь пред глазами моими, соглашался, что прелюбодейное лжеучение есть ересь, указывая на свое невежество и собеседование с другими; и после того, прочитав пять слов (πεντάλογον), отозвался, что они суть пять светов. А теперь, кажется, ты восстаешь против них, во всей речи своей выказав сходство с прежним своим невежеством, или лучше, вражду против сказанного моим смирением. Если бы то были слова мои, человека темного, то не было бы ничего удивительного. Но так как словами Господа, апостолов и пророков, и кроме того богоносных отцов, доказано, что это — тягчайшая ересь; то пусть посмотрит твое благоразумие и кто бы ни был другой единомысленный с тобою, против кого вы хотите ратовать. Ваши доказательства на то, что это — не ересь, простите, не от слов Господних и не от уст святых, но, говоря словами пророка, от земли гласящих (Исаи. 29, 4), от за-

________________________

(1) Писано в 809 году по Р. Хр. Пред этим письмом помещаются в списках заглавия трех писем, которых текст не сохранился, именно: 45. К Навкратию сыну. 46. К Анне игуменье. 47. К Навкратию сыну.

275

 

 

конов чуждых и от толпы, побуждаемой говорить все страхом человеческим. Ты говоришь, что все друзья и благочестивые, ученые и неученые, изумляются, слыша, что это — ересь, и возражают, что, так как никто не настаивает и не учит прелюбодействовать и разрешать святотатцев, то почему мы станем называть их еретиками? Справедливо было бы назвать их преступниками заповедей Господних, нарушителями божественных правил и святотатцами. Но можно ли не удивляться во-первых вашему усилию, с каким вы неоднократно представляете тоже, что и они, слыша притом истинные суждения, которые могли бы убедить и детей; потом опять, как бы забыв прежде слышанное, представляете тоже самое с сильнейшим недоумением и нападением на нас, как будто неосновательно называющих это ересью? Это изумительно в вас. О противниках же скажу следующее: как они говорят, что не проповедуют и не учат тому, что они соборно проповедовали и утвердили с анафематствованием тех, которые противятся их учению, или приспособлению к обстоятельствам, и еще учат каждый день своими делами? За что же я смиренный заключен здесь? За что заключенный отец мой страждет, быв сначала отделен от других, а потом отведен в то место, в котором содержится? За что архиепископ низложен по суду их и подвергнут великому стеснению, запрещению и наблюдению, так что получает

276

 

 

и пищу мерою, по сделанному приказанию подателям пищи, быв заключен во дворце, а недавно отправлен в ссылку? За что твоя честность с братиями находитесь под стражею в Солуне, и игумен Феосост изгнан из того же города с учениками своими, а другой тамошний игумен был безмерно бичуем? За что братия Навкратий и Арсений доселе содержатся под крепкою стражею, равно как Василий и Григорий? За что добродетельный игумен Стефан выведен из своего монастыря с пятидесятые учениками, со ста десятью другими и с прежним епископом, произнесши анафему на прелюбодейный собор, как нарушивший Евангелие, о чем свидетельствуем отправленное им послание? За что содержится в Амморейской крепости благочестивейший игумен Антоний, подобно предыдущему вместе с своим братством произнесший анафему Па прелюбодейный собор? За что жившие с братом Емилианом связаны и отведены из Никомидии в Финию и испытали бичевания и поругания, а вторгшиеся разграбили имущество монастыря, как бы воинскую добычу? За что потерпел гонение в Херсоне благочестивейший епископ Лев, по прозванию Валелад, и почтенный игумен Антоний с двумя другими заключен под стражу? За что наши братия содержатся в темнице в Липаре, по ту сторону Сицилии? За что жившие с Литоием в Херсоне задержаны, оттуда отправлены под стражею к императору и посажены в темни-

277

 

 

цу в Византии, а другие стерегутся в монастырях? Скажу еще о нас троих. За что в монастыре Агафском объявлено нам от Императора чрез спафариев: вы преданы анафеме и низложены собором? За что содержание под стражею у святого Маманта нас троих, отделенных друг от друга? Зачем прибытие туда тех же спафариев с троими, принесшими от противников грамоту для прочтения опять о низложении и анафематствовании нас, хотя мы и заграждали уши, чтобы не слышать? За что мы отправлены в разные места и заключены, и эконом и Арсений братия, а другие сосланы за двенадцать миль от Константинополя, так что иные скрываются в пещере, чтобы тайно служить нам, переодевшись в одежду мирян, иные весь день прячутся в гробницах и, не имея возможности являться днем, ходят друг к другу ночью? За что те, которые были найдены, задержаны воинами, заключены в темницу, а потом высланы из города? Еще, если говорить о бывшем в начале, зачем Студийский монастырь был охраняем отрядом воинов, внезапно прибывших, так что мы не смели даже дышать, и прибыли туда епископы Никейский и Хрисопольский, чтобы мы приняли сочетавшего прелюбодеев, будто бы получившего приказание от прежнего патриарха совершить это прелюбодейное сочетание? Так как, — говорили они, — повелевший это был святой, подобно Златоусту, то это было приспособлением

278

 

 

святого к обстоятельствам, посему примите его. За что мы четверо были взяты оттуда ночью начальником и воинами и отведены к Симеону, которого я не знаю как назвать и чрез которого было объявлено нам от Императора, чтобы мы, переменив свое мнение, за которое доселе стоим, приняли их распоряжение, как бы приспособление к обстоятельствам? За что опять мы были заключены у святого Сергия, куда опять приходил Симеон от Императора с тою же целью? Зачем мы были приведены начальниками на многочисленный собор, на котором заседали и трое важнейших сановников? За что я смиренный был там оскорбляем и со всех сторон осыпаем словами: ты сам не знаешь, что говоришь, что болтаешь? Тогда как я взывал: гибнет Предтеча, нарушается Евангелие, это — не приспособление к обстоятельствам, они многократно повторяли, что — приспособление, что так поступали святые и предшествовавший святый (патриарх); вот свидетели, что он приказал совершить прелюбодейное сочетание; — хотя они и не называли его так, но при названии сочетавшего прелюбодеев скрежетали зубами, как бы желая растерзать (говорившего). За что была громко произнесена анафема на не принимающих такого приспособления святых, и я вместе с отцом моим и Калогиром был вытолкан из средины начальническою рукою, архиепископ же задержан и по тому поводу, что отслужил по моей просьбе в Студийском

279

 

 

монастыре, низложен ими, как обыкновенный пресвитер? Сочетавшего прелюбодеев, который низложен самим Христом и божественными правилами, они оправдали, признав его невинным во всем и еще прежде допустив к священнослужению вместе с ними; а того, который не подлежит низложению по правилам, подвергли низложению, самым делом подтверждая свое учение, что епископы имеют власть по своему произволу пользоваться правилами. Так они действуют постоянно, не желая понять, что, если так будет, то низлагающие епископа тем самым, кого низлагают, сами могут быть низложены, во исполнение апостольского изречения (1). Эта заповедь и касательно правил да будет принята от нас вами, епископы! Соблюдая ее, вы спасетесь и будете иметь мир, а не повинуясь потерпите наказание и будете иметь постоянную войну между собою, подвергаясь надлежащему воздаянию за непослушание. Зачем были и действия после собора, — преследование всех братий Императором, говорившим, что мы низложены, а собор, утвержденный им, свят, как будто прелюбодейное сочетание есть допускаемое святыми приспособление к обстоятельствам и совершивший его невинен? А когда не приняли этого, то — заключение каждого порознь, или двоих вместе, или троих, или большего числа в монастырях и крепостях, бичевания и му-

_______________________

(1) Апост. прав. 8.

280

 

 

чения некоторых, так что это разгласилось везде на суше и на море? Кратко сказать, за что все это? Не за то ли, что не согласились сказать и признать нарушение Евангелия приспособлением к обстоятельствам, которое противники делом и словом провозгласили миру, как спасительное и подобное действию святых, и еще доселе продолжают так говорить и действовать чрез гонение? Почему же говорят: когда никто не настаивает и не учит этому, как мы станем называть их еретиками? Вышесказанное — мечты и сновидения, или истинно? Если истинно, то разве не учат они везде и не проповедуют делом и словом? И вы, слушаясь их, не стоите ли почти вместе с самими говорящими это (впрочем, если бы мы и молчали, концы вселенной возвещают истину), навлекая на самих себя страшный суд за молчание? По этой причине я смиренный вынуждаюсь не молчать письменно и неписьменно, по мере имеющихся у меня сил, со страхом и трепетом, с готовностью к смерти, хотя кто-нибудь из вас, может быть, и думает, что я не необходимо, скажу даже — напрасно, действую таким образом. Но обратим речь к предмету. Ты говоришь, что когда никто не настаивает и не учит прелюбодействовать и разрешать святотатцев, на каком основании мы станем называть их еретиками? Прелюбодействовать и разрешать святотатцев, действительно, они не учат словом; ибо и язычники, не имеющие закона, не

281

 

 

учат прелюбодействовать; и мы не утверждали, что они прямо провозглашают это; но, утвердив прелюбодейное сочетание и прочее вместе с ним, а чрез него признав и другие преступления против Евангелия, с нарушениями божественных правил, спасительным приспособлением к обстоятельствам, с произнесением анафемы, и это оправдывая ежедневно вышесказанными ссылками и заключениями под стражу, они нарушили Евангелие, по суждению святых, и насильно внушают, что при всяком преступлении бывает приспособление к обстоятельствам, изменяя неизменные заповеди Божии и представляя их изменяемыми. И как не будут они изменяемыми и превратными, если соборно делом и словом учат, что нарушения их суть спасительные приспособления к обстоятельствам? Конечно, они не будут простирать ложь до такой степени, чтобы говорить, что они не составляли собора, а разве только скажут, что они не называли прелюбодейного сочетания приспособлением к обстоятельствам, Подобным действию святых, и не предавали анафеме не принимающих этого. Но, если они скажут, что не предавали анафеме, то за чем провозглашали: не принимающим (приспособительных) действий святых анафема! Очевидно, что некоторые не соглашались принимать, и потому сделан такой возглас, если мы не опьянели. Какого же другого предмета касалось несогласие, если не прелюбодейного сочетания? Итак,

282

 

 

несомненно за него было произнесено анафематствование, как за сопротивление приспособительным действиям святых. Если же их действие подобно этим, то действия святых беззаконны; но так как святые—не беззаконники, как по истине известно; то преданы проклятию те, которые не принимали сочетания прелюбодеев, какими бы искусными способами ни старались они представить очевидное темным. Но совершившееся не может скрыться. А что заповеди евангельские неизменны, о том послушай Василия великого, который говорит: сможет быть, Господь хотел укрепить мою душу и сделать ее более бодрственною на будущее время, чтобы она не внимала людям, но руководилась евангельскими заповедями, которые не изменяются вместе с временами и обстоятельствами дел человеческих, но остаются одними и теми же; как были произнесены неложными и блаженными устами, так и пребывают во веки (1)». А они, провозгласив сочетание прелюбодеев спасительным приспособлением к обстоятельствам, что иное объявили, как не то, что заповеди Божии изменяемы, что они иногда изменяются, а иногда не изменяются и действуют неизменно, в некоторые времена и при некоторых обстоятельствах человеческих, как например по словам их в отношении к Императорам, изменяются и не применяются к беззаконию, и

_________________________

(1) Ср. в русск. перев. 1846 г. Част. 3. стр. 384-387.

283

 

 

между тем имеют такую силу, что не принимающие тех, как говорят они, приспособительных действий святых, т. е. этих преступлений, предаются Церковию анафеме? Отсюда следует не что иное, как то, что Бог изменяем и превратен; это подобно тому, как если бы кто прямо сказал, что Евангелие безразлично в отношении к спасению и погибели. Как же, касательно ли всех людей и при всяком нарушении заповеди бывает приспособление к обстоятельствам, или касательно некоторых и при некотором? И какою судьбою касательно некоторых и при некотором бывает так, а касательно некоторых и при некотором нет? Касательно же кого именно и сколь многих бывает приспособление? Касательно одних ли епископов, или и священников? Соборно совершаемое, или и частным образом каждое? Если же касательно одних только императоров, то в отношении ли к одному прелюбодеянию, или и ко всякому беззаконию? И в отношении к Императорам как теряют силу заповеди Бога? Совершенно ли, как будто бы царство Его получило конец; ибо и закон Императора не теряет силы, пока не преемствовал ему другой Император? Но и это еще требует разрешения, так как божественный апостол говорит: мужие, любите своя жены, яко же и Христос возлюби Церковь, и себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю себе славну Цер-

284

 

 

ковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но будет свята и непорочна (Ефес. 5, 25-27). Как же она, допуская ныне прелюбодеяние и сочетание прелюбодеев, а в другие времена другие подобные грехи, могла бы остаться без пятна и порока, и не сделалась бы оскверненною? С трепетом говорю это. Пусть разрешат нам это нынешние евангелисты; ибо они, допуская такие дела, называют самих себя Церковью Божию, а не принимающих этого признали противниками ее. Но по истине, как говорит пророк, юрод юродивая изречет, и сердце его тщетная уразумеет, еже совершати беззаконная, и глаголати на Господа прелесть (Исаи. 32, 6). Итак, это — тягчайшая ересь, и можно здесь повторить слова блаженнейшего апостола: чуждуся, яко тако скоро прелагаетеся от звавшаго вы благодатию Христовою во ино благовествование, еже несть ино: точию нецыи суть смущающии вы и хотящии превратити благовествование Христово: но и аще мы или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1, 6-8). Ибо, вопреки тому, что благовествовал не апостол, но сам Христос, прелюбодейный собор проповедал, что сочетание прелюбодеев, от которого происходит прелюбодеяние, и разнообразное послабление блудникам есть спасительное приспособление к обстоятельствам. И это он постоянно проповеду-

285

 

 

ет делом и словом, хотя коварно и старается прикрыться, чтобы, по уловлении обманутых, опять возвысить своего Кориванта (1); от чего да избегну я несчастный, и вы да избегнете, молю я грешный, хотя вы и не хотите внимать мне! Итак, брат, вот я из Евангелия, из апостолов и из отцов доказал тебе, если хочешь послушаться слов истины, что этот прелюбодейный собор несомненно ввел полную ересь, начав с прелюбодеяния, хотя он и прикрыл это одним названием, или лучше, проповеданием, что прелюбодейное сочетание есть приспособление к обстоятельствам Церкви Божией. Впрочем, не удивляйся, что одно слово производит ересь, когда слышишь слова Господа, который говорит: иота едина или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут (Мат. 5, 18). Не думай говорить: «какая нужда много исследовать и из одного слова выводить ученые суждения и делать такие и такие умозаключения?», чтобы тебе не впасть в ересь Гносимахов, о которых один писатель говорит: «Гносимахи восстают против всякого познания христианского, утверждая, что напрасно трудятся ищущие каких-нибудь познаний в божественных писаниях; потому что Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел; посему гораздо лучше вся-

__________________________

(1) Кориванты (κορυβάντες) – жрецы Реи или Цыбелы, совершавшие свое идолослужение с шумом и неистовством; здесь, конечно, разумеется эконом Иосиф.

286

 

 

кому жить в простоте и не исследовать никакого догмата ученым образом». Так говорят Гносимахи (1). Докажи же сам, если можешь, из божественных изречений, что это не ересь, а не указывай мне на большинство и не ссылайся на ночных чтителей Бога, которых ты называешь сведущими и простыми, и дружелюбными. Если они почитают Бога, то где смелость речи? Если они сведущи, — я не говорю, что они не таковы; ибо сознаю, что многие выше меня, человека простого, но если они содержат истину, — пусть разумно докажут это из самой истины, равно как и примерами, но идущими к делу, а не негодными и противными истине и апостольским и отеческим правилам. Если они дружелюбны по Богу, то почему они имеют общение с еретиками? Такие люди — не друзья истинные и верные. Послушай же, брат, что говорит божественный Василий к тем, которые судят об истине по большинству, г Кто не осмеливается, — говорит он, — дать основательный ответ на предложенный вопрос и не может представить доказательства, и поэтому прибегает к большинству, тот сознается в своем поражении, как не имеющий никакой опоры для смелой речи». И далее: «Пусть, хотя один, покажет мне красоту истины, и убеждение тотчас будет готово. А большинство, присвояющее себе власть без доказательства,

__________________________

(1) Гносимахи (Γνωσιμάχοι), противники ведения, еретики 7-го века; о них говорит св. Иоанн Дамаскин в книге о Ересях.

287

 

 

устрашить может, но убедить никогда. Какие тысячи убедят меня считать день ночью, или медную монету признавать золотою и так брать ее, или принимать явный яд вместо годной пищи? Так в земных вещах мы не станем бояться большинства лгущих; как же в небесных истинах я буду следовать бездоказательным внушениям, отступив от того, что предано издревле и весьма издревле с великим согласием и свидетельством святых Писаний? Разве мы не слышали слов Господа: мнози звани, мало же избранных (Мат. 20, 16); и еще: узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его (Мат. 7, 14)? Кто же из здравомыслящих не желает быть лучше в числе немногих, тесным путем достигающих спасения, нежели в числе многих, широким путем несущихся к погибели? Кто не пожелал бы, если бы ему случилось жить во время подвигов блаженного Стефана, быть лучше на стороне его одного, побиваемого камнями и бывшего предметом всеобщих насмешек, нежели на стороне многих, которые по несправедливому самовластию считали дело свое правым? Один благоугождающий Богу достойнее уважения, нежели тысячи самовольно превозносящихся. Так и в ветхом Завете мы находим, когда тысячи народа падали от ниспосланного Богом наказания: один Финеес ста, и умилостиви, и преста сечь (Числ. 25, 7). А если бы он сказал: как я осме-

288

 

 

люсь пойти против того, что согласно делается столь многими, как я подам голос против рассудивших жить таким образом? — то и он не сделал бы доблестного подвига, не остановил бы зла, и прочие не были бы спасены, и Бог не оказал бы своего благоволения. Итак, прекрасно, прекрасно н одному быть по правде дерзновенным и разрушить неправое согласие многих. Ты предпочитай, если угодно, спасающемуся Ною утопающее большинство, а мне позволь с немногими войти в ковчег; также присоединяйся, если угодно, к числу многих в Содоме, а я пойду вместе с Лотом, хотя он один спасительно отделяется от толпы. Впрочем, для меня почтенно и большинство, не избегающее исследования, по представляющее доказательства, не отмщающее тяжко, но поступающее отечески, не радующееся нововведению, но соблюдающее отеческое наследие. О каком же ты говоришь мне большинстве? О том ли, которое подкуплено лестию н дарами, обманывается по невежеству и неопытности, предано страху и трепету, предпочитает временное греховное наслаждение вечной жизни? Это многие выразили явно. Не ложь ли ты поддерживаешь большинством? Этим ты показал чрезмерность зла. Ибо чем большее число людей находится во зле, тем больше несчастие (1).» Об этом так сказано. Раз-

___________________________

(1) Этот отрывок или заимствован из такого сочинения св. Василия, которое не дошло до нас, или принадлежит блаж. Феодориту или Еферию тианскому, как некоторые думают.

289

 

 

бирать же другие предложения твои, возлюбленный, было бы излишне, как потому, что письмо превысило бы меру, так и потому, что для принимающих слова с добрым чувством может быть удобопонятно из сказанного.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.